Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы социализации детей: нормально развивающихся и с расстройством аутистического спектра 10
1.1. Теоретический анализ социализации как психологического
феномена 10
1.2. Социализация в онтогенезе психики человека 21
1.3. Изменение социализации в условиях дизонтогенеза на примере
расстройства аутистического спектра методом АВА-терапии 31
Глава 2. Выявление уровня социализации у детей с расстройством аутистического спектра в экспериментальных условиях 43
2.1. Описание методов и методик по выявлению уровня социализации у
детей с расстройством аутистического спектра 43
2.2. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 58
2.3. Проведение психодиагностических процедур и анализ результатов
диагностики констатирующего этапа эксперимента 59
2.4. Анализ динамических изменений развития социализации в процессе коррекционной работы методом АВА - терапии и оценка динамики на
контрольном этапе эксперимента 69
2.5. Анализ результатов научного исследования 96
Заключение 99
Список литературы 102
Приложения
Проблема исследования. На современном этапе развития отечественной и зарубежной психологии представляется возможным более глубокое исследование возникновения нарушений в развитии, изучение этиологии и патогенеза патологий разного уровня.
Расстройство аутистического спектра (РАС), как особый вид дизонтогенеза все чаще рассматривается как психолого-педагогическая проблема.
Существует многообразие подходов к понятию «расстройство аутистического спектра» в различных источниках литературы. В то же время, изучение современной специальной научной литературы показывает, что в отечественной психологии уже сложились определенные предпосылки для углубления теоретико-методологического анализа и обоснования возникновения раннего детского аутизма, но недостаточно четко прослеживаются особенности самосознания и становления личности у детей с расстройством аутистического спектра, а так же особенности их социализации.
Подготовить детей к самостоятельной жизни - важная и очевидная задача дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций. Это касается и детей с типичным развитием, и детей с ОВЗ, в том числе с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС).
Для того чтобы приступить к обучению, прежде всего следует выбрать конкретную цель и определить метод, с помощью которого эта цель будет достигнута. Это привычно и понятно в тех случаях, когда детей обучают академическим навыкам: письму, чтению, счету и прочее. Сложнее сформулировать задачу при обучении навыкам, необходимым для самостоятельной жизни, тем более, если предстоит учить ребенка с РАС.
Аутизм - это расстройство развития, проявляющееся качественными нарушениями в сфере коммуникации, социального взаимодействия, а также
склонностью к стереотипному поведению. Расстройства аутистического спектра проявляются в детском возрасте и в разной степени сохраняются на протяжении всей последующей жизни человека [24].
Нарушения социального взаимодействия проявляются в неспособности адекватно использовать зрительный контакт, мимическое выражение, жестикуляцию. При аутизме нарушена реакция на других людей, отсутствует модуляция поведения в соответствии с социальной ситуацией. Дети не способны устанавливать взаимосвязь со сверстниками, у них не возникает общих интересов с другими людьми.
Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повышение качества жизни, что предполагает, в частности:
• повышение уровня самостоятельности;
• возможность устанавливать социальные отношения;
• возможность учиться и работать;
• доступ к активному отдыху и досугу.
Для повышения качества жизни людей с РАС необходимы два взаимодополняющих направления в работе. С одной стороны, работа должна быть направлена на формирование новых навыков и устранение нежелательных форм поведения (агрессии, аутоагрессии, истерик и пр.), которые препятствуют социализации. Поскольку во многих случаях далеко не все навыки, необходимые для независимого функционирования, могут быть сформированы, следует создавать специальные условия или среду, которая позволит компенсировать отсутствующие навыки. Наличие таких условий обеспечивает достаточно высокое качество жизни даже при низком уровне функционирования человека.
Чем больше навыков удается сформировать, тем менее жесткими становятся требования к среде, и тем больше открывается возможностей существовать в социуме, а значит, получать доступ к образованию, досугу и работе.
Изучением особенностей развития детей с ранним детским аутизмом занимались многие отечественные и зарубежные ученые и психологи: В. М. Башина (1993), К. С. Лебединская, О. С. Никольская (1991), В. В. Лебединский, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг (1990). Вопросы социализации детей с РАС рассматривали такие учёные, как К. Гилберт, И.А. Костин, О.С. Никольская, Т. Питерс, K. Dahle, N. Humphrey. Большой вклад в организацию системы образования, в том числе и инклюзивного, внесли такие отечественные учёные, как Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова.
Теоретические и практические исследования вышеперечисленных авторов показывают, что данный вид нарушения психического развития, возникает на основе биологической дефицитарности нервной системы ребенка.
Исходя из данных Международной классификации болезней (МКБ - 10) (1994), ранний детский аутизм относится к первазивным,
т.е. объединяет поведенческим нарушениям, которые характеризуются расстройством общения, социализации и личностной интеграции ребенка в обществе и охватывает все стороны психического развития.
Характерными чертами детей с расстройствами аутистического спектра являются: стереотипное поведение, аутоагрессия, нарушение социального взаимодействия, нарушение коммуникации, снижение инстинкта самосохранения [42].
При этом важно отметить, что трудности социальной адаптации, развития навыков бытовой жизни характерны для всех таких детей и всем требуется специальная помощь в их преодолении. В первом случае она может позволить сохранить детей в условиях семьи, повысить качество жизни ребенка и его близких, развить формы их осмысленного взаимодействия. Во втором - формирование средств социально-бытовой адаптации необходимо для более полного развития избирательных способностей детей, их обучения, профессиональной реализации, овладения навыками самостоятельной жизни.
Комплексная медико-психолого-педагогическая помощь детям с расстройством аутистического спектра ставит перед собой цель - осуществление более полной социализации ребенка [40].
Стоит отметить, что при этом главной задачей педагога-психолога является формирование способов и средств коммуникации, социальнобытовой ориентировки, социальной адаптации, навыков, с помощью которых ребенок сможет активно и самостоятельно взаимодействовать в социуме [ 45].
Актуальность изучения социализации детей с расстройством аутистического спектра определяется важностью влияния общества на всестороннее развитие человека.
В настоящее время одним из приоритетных запросов родителей (законных представителей) детей с расстройством аутистического спектра является введение в образовательное пространство, как в системе инклюзивного образования, так и в рамках образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Основой успешной адаптации обучающихся к требованиям социума и коллектива образовательной организации является коммуникация и коммуникативные способности, являющиеся её базовыми составляющими. Таким образом, создание условий для развития коммуникативных возможностей и приобретения социальных навыков детей с расстройством аутистического спектра становится приоритетной задачей образовательных организаций.
При нормальном психическом развитии ребенка и благоприятных воспитательных воздействиях процесс его общения с социумом формируется стихийно. При аномальном психическом развитии (интеллектуальных, сенсорных и личностных нарушениях) стихийное формирование полноценной социализации, навыков общения и самостоятельного пребывании в обществе затруднено, а чаще всего, невозможно.
Таким образом, актуальность данного вопроса позволяет сформировать тему нашей магистерской диссертационной работы: «Социализация детей с расстройствами аутистического спектра методом АВА - терапии».
Цель исследования: изучение процесса социализации детей, выявление трудностей социализации детей с расстройством аутистического спектра, теоретическое обоснование, разработка, апробация и проверка
эффективности индивидуального образовательного маршрута с использованием ABA - терапии для детей с расстройством аутистического спектра, направленного на предотвращение нарушений процесса социализации.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ литературы по изучению социализации в онтогенезе, дизонтогенезе у детей;
2. Планирование, организация, проведение и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента;
3. Обзор методов и методик коррекции социализации у детей с расстройством аутистического спектра;
4. Составление индивидуального образовательного маршрута для детей с расстройством аутистического спектра, направленного на предотвращение нарушений процесса социализации.
5. Проанализировать динамику процесса социализации у детей с расстройствами аутистического спектра по результатам проведенной
коррекционной работы.
Объект исследования: психологические особенности социализации детей с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: содержание коррекционной работы по социализации детей с расстройством аутистического спектра.
Гипотеза исследования: использование индивидуальных
образовательных маршрутов, включающих занятия по методу АВА - терапии, позволяет предотвратить нарушения процесса социализации детей с расстройствами аутистического спектра
База исследования: Коррекционный центр «Astrum».
Количество испытуемых: 2 ребенка раннего возраста, 3 ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...
Проведённое исследование было направлено на раскрытие деятельности педагога-психолога в рамках работы по социализации детей, имеющих расстройства аутистического спектра.
В процессе педагогического исследования была достигнута поставленная цель исследования: был изучен процесс социализации детей, выявлены трудностей социализации детей с расстройством аутистического спектра, теоретически обоснован, разработан, апробирован и проверен на эффективность индивидуальный образовательный маршрут с использованием ABA - терапии для детей с расстройством аутистического спектра, направленный на предотвращение нарушений процесса социализации.
Для достижения цели были решены все поставленные в начале исследования задачи:
1. Был проведён теоретический анализ литературы по изучению социализации в онтогенезе, дизонтогенезе у детей;
2. Было проведено планирование, организация, проведение и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента;
3. Изучены методы и методики АВА-терапии по коррекции социализации у детей с расстройством аутистического спектра;
4. Составлены и реализованы индивидуальные образовательные маршруты для детей с расстройством аутистического спектра, направленные на предотвращение нарушений процесса социализации.
5. Проанализирована динамика процесса социализации у детей с расстройствами аутистического спектра по результатам проведенной коррекционной работы.
В результате анализа учебной, научной и методической литературы был сделан вывод о том, что коррекционная работа по социализации детей с расстройством аутистического спектра должна быть целенаправленной, систематической и дифференцированной.
Для определения уровня сформированности социализации, коммуницирования, навыков самообслуживания и высших психических функций у детей с расстройством аутистического спектра был проведен констатирующий эксперимент.
Данные эксперимента позволили выявить нарушения разной выраженности во всех аспектах развития детей и подтвердили низкий уровень социализации изучаемой группы.
На основе результатов обследования для детей экспериментальной группы были разработаны индивидуальные образовательные маршруты, которые содержали в себе основные направления и содержание коррекционной работы по социализации детей экспериментальной группы. Коррекционная работа была выбрана с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, а также с учетом принципов специальной педагогики и основана на АВА-терапии. Для апробации коррекционной работы был проведен обучающий эксперимент, направленный на формирование навыков социализации и коммуникации.
Для оценки эффективности коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент, целью которого было проведение сравнительного анализа уровня успешности выполнения диагностических проб для проверки эффективности работы. Проведённое исследование позволило сделать вывод о том, что предложенная коррекционная работа на основе АВА-терапии по социализации детей с расстройствами аутистического спектра была эффективна, исходя из индивидуальных показателей динамического роста участников эксперимента.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что использование индивидуальных образовательных маршрутов, включающих занятия по методу АВА - терапии, позволяет предотвратить нарушения процесса социализации детей с расстройствами аутистического спектра, была подтверждена.
Исследование доказало, что коррекционная работа по социализации детей с расстройствами аутистического спектра должна осуществляться с учетом характера нарушения и его структуры. Работа должна вестись поэтапно, с учетом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития детей, при четком соблюдении дидактических принципов.
1. Артемьева, Д. И. Структура клинико-психологической симптоматики расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста [Текст] / Д. И. Артемьева. - Челябинск: ЮУрГУ, 2012. - 89 с.
2. Аутизм. АВА - терапия-2011 [Электронный ресурс] // URL: http://autism-aba.blogspot.ru/ (Дата обращения: 15.10.2019).
3. Баенская, Е. Р. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / Е. Р. Баенская, О.С.Никольская, М.М.Либлинг. - М.: Теревинф, 2007. - 298 с.
4. Баенская, Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием [Текст] / Е. Р. Баенская. - М.: АЛЬМАНАХ ИКП,
2009. - 127 с.
5. Бакушева, В. Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми [Текст] / В. Ю. Бакушева. - М.: Лотос, 2004. - 154 с.
6. Барбера, М. Л. Детский аутизм и вербально -поведенческий подход [Текст] / М. Л. Барбера. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2017. - 304 с.
7. Башина, В. М. Аутизм в детском возрасте [Текст] / В.М. Башина. — М.: Медицина, 1999. - 236 с.
8. Башина, В. М. Ранний детский аутизм [Текст] / В. М. Башина // Альманах «Исцеление». - 1993. - № 1. - С.154-165.
9. Бейкер, Б. Л. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам [Текст] / Б. Л. Бейкер, А. Д. Брайтман. - М.: Теревинф, 2000. - 259 с.
10. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов [Текст] / В. М. Блейхер, И. В Крук, С. Н. Боков. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.- 512 с.
11. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика [Текст] / А. А. Бодалев, В. В. Столин. - СПБ.: Изд-во «Речь», 2002. - 440 с.
12. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей [Текст] / Д. Боулби. — М.: Академический проект, 2004. — 232 с.
13. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г. М. Бреслав. - М.: Смысл; Академия, 2004. - 283 с.
14. Веденина, М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации [Текст] / М. Ю. Веденина // Дефектология. - 2007. - №2. - С.31-40.
15. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] /Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 2007. - 512 с...