Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обеспечение психологической безопасности в многопоколенных семьях

Работа №95064

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы исследование психологической безопасности в многопоколенных семьях
1.1 Многопоколенные семьи как предмет психологических
исследований 6
1.2Психологические детерминанты многопоколенных
семей 12
1.3. Особенности психологической безопасности как критерия
психологического комфорта 15
Вывод по первой главе 23
Глава 2. Эмпирическое изучение исследование психологической безопасности в многопоколенных семьях
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 24
2.2 Программа психолого-педагогического развития психологической
безопасности в многопоколенных семьях 36
2.3. Анализ и интерпретация эмпирических данных 42
Вывод по второй главе 48
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложение 56

Семья является одним из самых важных социальных институтов, который функционирует исходя из определенных тенденций, имеющих конкретно-исторический характер. Влияние современных тенденций привносит серьезные изменения в российских семьях, которые, в свою очередь влияют как на саму семью, так и на обществе в целом. В современных условиях развития общества на первое место выходит семья и внутрисемейные отношения, обострилась проблема межпоколенческого общения в семье, так как семейные взаимоотношения носят более эмоциональный и духовный характер, на второй план сместились экономические и демографические модели взаимодействия в семье. Наибольшее значение для окружающих теперь имеет общение с близкими и взаимопонимание, что вынуждает современную семью создавать новые модели межпоколенческого взаимодействия. На сегодняшний день состояние семьи в России обусловлено рядом факторов, основными из которых являются: общие цивилизационные тенденции и процессы, присущие современным брачно-семейным отношениям; специфика российской культуры, региональные, этнические и религиозные особенности.
В связи с жилищными трудностями, проблемами в воспитании детей, а также по ряду иных причин семьи детей остаются в одной из семей с родителями. Что и приводит к возникновению межличностных конфликтов, которые в свою очередь влияют на ощущение личностные показатели, в том числе и психологическую безопасность.
Проанализировав исследования как отечественных, так и зарубежных исследователей, мы пришли к выводу, что в настоящее время, большинство научных исследований и программ сопровождения посвящено проблемам нуклеарной семьи, в то время как значительная часть населения продолжает находиться внутри многопоколенных семей. В результате чего, достаточно большой части населения не достается должного внимания и помощи в
сложившихся ситуациях. Существующие педагогического сопровождения зачастую не которые предлагают многоколенные семьи по которые не учитываются при разработке программ для нуклеарных семей.
Цель исследования: теоретически описать, разработать и обосновать программу обеспечения психологической безопасности в многопоколенных семьях.
Объект исследования: психологическая безопасность в
многопоколенных семьях.
Предмет исследования: динамика психологической безопасности в многопоколенных семьях в процессе реализации программы сопровождения.
Гипотеза: Целенаправленное развитие психологической безопасности в многопоколенных семьях возможно в процессе реализации программы психолого-педагогического сопровождения.
Задачи:
На теоретическом уровне определить структуру и содержание феномена психологической безопасности.
На теоретическом уровне описать феноменологию многопоколенных семей.
На эмпирическом уровне исследовать особенности психологической безопасности многопоколенных семей
Разработать и апробировать программу развития психологической безопасности в многопоколенных семьях.
Теоретико-методологической основой исследования является системный подход, в котором семья рассматривается в качестве открытой системы, элементы которой взаимодействуют друг с другом и окружающими системами.(Васягина Н.Н. Варга А.Я. Карабанова О.А., Николе М., Черников А. В., Эйдемиллер Э.Г.) является системно-личностный подход, в котором семья рассматривается в качестве открытой системы, элементы которой взаимодействуют друг с другом и окружающими системами, а понятие психологической безопасности является ситуацией личностного психологического комфорта, выражающаюся в осознании собственного статус, чувства собственного достоинства и неприкосновенности, а также эмоциональное принятие себя.
Методы исследования:
Теоретический анализ, эмпирический психодиагностический метод (тест Анализ семейной тревоги, методика «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, О. В. Черемисин), методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС)Р. Бэнса, С. Кауфмана, Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок (ВРР), шкала семейной адаптации и сплоченности. Д.Х. Олсона, Методика PARI. тест-опросник изучения родительских установок, Шефер Е.С. и Белл Р.К., методы математико-статистического анализа (U-критерий Манна- Уитни, T-критерий Вилкоксона).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для создания методических рекомендаций для психологов по обеспечению благоприятного уровня психологической безопасности в многопоколенных семьях.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения. В библиографическом списке представлено 52 источника по теме исследования, в том числе 1 на иностранном языке, а также 3 интернет-источника. В приложении представлены материалы о методике, упражнения тренинга, предоставленного респондентам. Работа иллюстрирована гистограммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Проанализировав различные подходы и теории по изучению психологической безопасности в семье, мы пришли к выводу, что в целом данный феномен рассмотрен со всех сторон (выявлено множество определений, факторов его формирования и развития). К примеру, такие отечественные психологи как Р.М. Рахимова под психологической безопасностью понимает совокупность ценностных установок и диспозиций, позволяющая сформулировать позитивный жизненный проект, рационально оценить существующие и потенциальные ресурсы, актуализировать рациональные потребности и положительно адаптироваться в заданных условиях. Помимо этого, включает в себя психологический и деятельностный компоненты. Деятельностная сторона предполагает действия, направленные на осуществление цели; совладание со стрессовой ситуацией; заботу о своем здоровье; занятия, преобразующие ситуацию.
2. В ходе теоретического исследования также проанализировали особенности развития психологической безопасности в многопоколенных семьях и пришли к выводу, что в современной науке существует большое количество концепций и подходов, в основе которых лежат представления и в каждой из них указывается, что на любом этапе развития индивида сохраняется потребность в психологической безопасности внутри семьи поскольку помогает справиться с проблемами, которые появляются в том или ином виде. Именно в многопоколенных семьях стоит дополнительно обращать внимание на психологическую безопасность поскольку в таких семьях, по словам некоторых ученых, данный феномен требует особого внимания из за внутрисемейных процессов. Поэтому мы можем сделать вывод о том, что благодаря социально-психологическим особенностям каждого члена такой семьи уровень общей психологической безопасности может меняться в зависимости от состояния семейной системы.
Психологическая безопасность представляет из себя многоуровневую динамическую систему, определяющую защищенность человеческой психики, при этом находящуюся в оптимальном режиме функционирования и способную предотвращать всевозможные угрозы в целях обеспечения необходимой дееспособности личности человека. В условиях кризиса института семьи, проявляющегося в утрате ценности традиционной семьи, отказе от рождения детей, отказе от вступления в брак, предпочтении нетрадиционных форм брака, перед обществом остро стоит задача работы с подрастающим поколением как основой для будущих семей, как гарантии сохранения самого института семьи. Для этого необходимо осуществлять деятельность по формированию и развитию у них правильных ценностных ориентаций, а также знаний о психологической безопасности семьи.
3. В ходе эмпирического исследования при изучении уровня развития психологической безопасности у членов многопоколенных семей выявилась группа респондентов в которой наблюдается непринятие некоторых членов семье, что в свою очередь снижает общий уровень психологической безопасности в многопоколенной семье и является причиной межпоколенческих конфликтов, в связи с этим необходимо создание комплекса мероприятий (программы сопровождения) для повышения общего уровня психологической безопасности, а также его компонентов для наиболее благоприятного развития и становления личности.
4. Нами была разработана, апробирована и внедрена программа
развития компонентов психологической безопасности через формирование коммуникативных умений, представления себя в семье среди подростков, родителей, а также прародителей; практически подтверждена возможность реализации психолого- педагогического тренинга развития
коммуникативных навыков как средства обеспечения психологической безопасности в семье.
5. В результате формирующего воздействия произошли существенные достоверные сдвиги в изменении содержания структурных компонентов психологической безопасности у подростков и родителей.
6. В результате формирующего воздействия произошли значительные изменения, отражающие различные стороны психологической безопасности личности. Можно сделать вывод о том, программа направленный на повышение уровня психологической безопасности личности напрямую влияет на уровень развития психологической безопасности в семье.


1. Абалакина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимании /
М.А. Абалакина, В.С. Агеев. М. Знание, 1990. - С. 64
2. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений / В.С. Агеев. М.: Изд - во МГУ, 1983. - С. 304.
3. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. М., 1994. - С. 284
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. // Конфликтология. - М., 1999. - С. 316.
5. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защите от них. - М., 2003
6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Михайлова. - СПб., 2005.
7. Бердяев Б.Д.О смене поколений и о вечном возвращении // Новый Град- 1932. - №5. - С. 36-42 - UPD: http://odinblago.ru/noviy grad/5/4/
8. Беспалова Ю.М., Герцен С.М. Ценностные ориентации молодежи современной России (межпоколенный подход) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2009. №4 С. 117-126.
9. Бодалев А.А. Об управлении развитием отношений / А.А. Бодалев // Мир психологии. 1996. - №2. - С. 7 - 8.
10. Большой психологический словарь [Текст] / ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - Спб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 672с.
11. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. -
Н. Новгород, 2000. С. 205.
12. Вдовина М.В. Функциональные изменения межпоколенческого
конфликта в российской семье [Электронный ресурс] // Человек и наука URL: http: //cheloveknauka.com/funktsionalnye-izmeneniya -
mezhpokolencheskogo-konflikta-v-rossiyskoy-semie
13. Вдовина М.В. Конфликтное взаимодействие поколений как проблемная ситуация в семье // Ученые записки. -2007- №4. - С. 104-112.
14. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье / М.В. Вдовина // Социологические исследования. 2005. - №1.- С. 102 - 104.
15. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К. Вилюнас - М., 2012. - 285с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ