Введение 3
1 Глава. Теоретико-методологические аспекты исследования
психологических особенностей семей мигрантов 8
1.1. Семья как социально-психологический феномен 8
1.2. Основные психологические характеристики семьи 19
1.3. Изменения психологических характеристик семей в условиях
миграции 30
Выводы по первой главе 38
2 Глава. Эмпирическое исследование психологических особенностей семей
мигрантов 41
2.1. Организация и процедура проведения эмпирического исследования
психологических особенностей семей мигрантов 41
2.2. Методы и методики эмпирического исследования психологических
особенностей семей мигрантов 43
2.3. Результаты исследования 46
Выводы по второй главе 63
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 73
Приложение № 1 83
Приложение №2 86
Приложение № 3 89
Актуальность исследования. В настоящее время миграционные процессы населения стали привычными для многих, однако они усложняются возникающими психологическими проблемами человека. В период миграции нарушается не только физическое состояние человека, но и его психическое здоровье, что вызывает для него тяжёлые последствия. У многих мигрантов появляется стрессовое состояние, проявляющееся в агрессивности и конфликтности в семейных отношениях.
Психологическое состояние мигрантов, проживающих на территории РФ, непосредственно взаимосвязано с эффективным решением многих проблем. Данные проблемы связаны с реализацией трудовых и социальных прав гражданина: регистрация, трудоустройство, адаптация в новых культурно-социальных условиях, языковой барьер, бытовые трудности.
С кризисными ситуациями некоторые супружеские пары мигрантов справляются сравнительно легко, но для других семей мигрантов кризисные ситуации вызывают некоторые психологические трудности. Число семей мигрантов, которые нуждаются в психологической поддержке увеличивается с каждым годом, потому что миграционные потоки не только увеличиваются, но и психологические ресурсы мигрантов исчерпываются. Психологическая поддержка необходима так же тем, кто недавно ещё самостоятельно справлялся с проблемами миграции самостоятельно.
Обострение социальных проблем семей мигрантов провоцируется чувством неопределенности и беззащитности. Человек связывает с семьей уникальную возможность удовлетворения не только постоянно возобновляющихся жизненно важных потребностей в продолжении рода, в отцовстве, материнстве, в материальном достатке и экономической защищенности, уважении и любви. Психологическая защищенность и безопасность, потребность в интимно-личностном общении и возможность личностного роста все более осознаются как значимые параметры удовлетворенности супружеством и семейного благополучия. Не только влияние неблагоприятных внешних факторов, но и внутренние закономерности семейного функционирования повышают значимость психологических ресурсов семьи.
Актуальность изучаемой проблемы ещё подчеркивается тем фактом, что брак и семья в нынешнее время остаются в числе приоритетных ценностей общества и каждого человека, независимо мигрант он или нет. Переселение — это сложная стрессовая ситуация, заставляющая адаптироваться человека к условиям новой социальной среды. Ситуация миграции является для человека экстремальной, она требует психологической готовности к жизни в совершенно новой социальной среде и преодоления возникших на этом фоне психологических особенностей в семье.
Состояние разработанности проблемы исследования. Семья как естественная малая группа долгое время была объектом исследования в социальной и общей психологии. Существенное внимание при этом уделялось психологическим функциям семьи (Э.К. Васильева, 1975; А.И. Антонов, 1982; Г. Навайтис, 1999), психологическому климату в семье (С.И. Голод, 1984; Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина, 1985), причины семейных конфликтов и разводов (И.Ф. Дементьева, 1991). В современных исследованиях широко изучены самые разные характеристики семьи и происходящие в ней процессы: удовлетворенность супругов браком (M.A. Whisman, L.A. Uebelacker, 2004; Е.Н. Спирёва, 2004), структура семейных ролей (Т.В. Андреева, 2005; Н.О. Белорукова, 2007), распределение власти (В.П. Левкович, 2004; Д. Майерс, 2004), детско-родительские отношения (J. Belsky, M. Rovine, 1990; C.P. Cowan, P.A. Cowan, 1992; Е.О. Смирнова, М.В. Быкова, 2000; Т.А. Гурко, 2000). К настоящему времени значительно расширены периодизации жизненных циклов семьи и их содержании (G.R. Birchler, 1992; N.M. Newby, 1996; А.В. Черников, 2001; И.В. Добряков, 2001; Н.С. Сафина, 2006; С.Ф. Шаймухаметова, 2010), семейных кризисах (J. Gottman, 1994; H. I. McCubbin, M. A. McCubbin, 2001; Т.В. Гущина, 2005; Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента, 2006). По проблемам мигрантов в иной социокультурной среде в отечественной и зарубежной психологии имеются работы Безюлева Г.В, Бондырева С.К., Лебедева Н.М., Левкович В.П., Павленко В.Н., Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, J.W.Berry, S.Bochner.
Цель исследования - выявить психологические особенности семей мигрантов.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ направлений исследования понятия семьи как психологического феномена.
2. Определить основные психологические характеристики семьи.
3. Выявить изменения психологических характеристик семей в условиях миграции.
4. Экспериментальным методом изучить и проанализировать зависимость особенностей психологических семейных отношений от социальных трудностей, связанных с процессом миграции.
5. Проанализировать полученные результаты в ходе проведения эмпирического исследования психологических особенностей семей мигрантов.
6. Предложить рекомендации по нивелированию негативного влияния миграции на семью.
Объект исследования - основные психологические характеристики семьи.
Предмет исследования - сравнительный анализ психологических характеристик традиционных семей и семей мигрантов.
Гипотеза исследования - семьи мигрантов имеют следующие психологические особенности:
1. Удовлетворенность браком в супружеских парах мигрантов ниже, чем в традиционных семейных парах.
1. Уровень конфликтности в семьях мигрантов выше, чем в традиционных семьях.
2. Детско-родительские отношения в семьях мигрантов имеют свои отличительные особенности.
Теоретическую основу нашего исследования составили базовые положения отечественной психологии о брачно-семейных отношениях, о системном характере внутрисемейных конфликтов, о психологической помощи семьям мигрантов.
Теоретико-методологической основу исследования составили основные принципы деятельностного культурно-исторического подхода
(Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия), историко-эволюционного подхода, разрабатываемого А.Г. Асмоловым, а также методология гуманитарного знания о человеке, раскрываемая в работах М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, СЛ. Рубинштейна, К. Роджерса, В.Франкла, А. Маслоу. Важной теоретико-методологической основой исследования послужили работы по психологии миграции (Гриценко В.П., Бондырыва С. К., Колесов Д., Лебедева Н.М., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шлягина Е.И., А. Furnham, S. Bochner, J. Westermeyer, Т. Vang, J. Neider).
Методы исследования. В теоретико-эмпирическом исследовании использованы следующие методы исследования: 1. Теоретические:
теоретический анализ, сопоставление и обобщение современных теоретикоэмпирических исследований отечественной и зарубежной психологии, интерпретация и реинтерпретация психологических трудов по проблеме;
2. Организационные: сравнительный («метод поперечных срезов»);
3. Эмпирические: - методика «Удовлетворенность браком» разработанная В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко; - методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубровской; - Тест - опросник родительского отношения к детям (ОРО) Варга - Столина.
При обработке данных применялись методы математической статистики: описательная и дискретная статистика, коэффициент корреляции Пирсона, U - критерий Манна - Уитни.
База исследования. В качестве испытуемых взяты 30 традиционных супружеских пар и 30 пар семей мигрантов.
Теоретическая значимость и новизна исследования. В настоящем исследовании рассматривается важная, но мало изученная в отечественной и зарубежной психологии проблема семей мигрантов. Полученные в исследовании данные покажут какие психологические особенности появляются у семей мигрантов, связанные с процессом миграции.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в семейном психологическом консультировании и семейной психотерапии, а также в работе служб семьи и брака и других социальных служб, взаимодействующих с миграционными органами региона.
Структура магистерского исследования. Работа состоит из введения, в котором формулируется цель, задачи и гипотеза исследования; теоретической главы, в которой проводится анализ литературы по проблеме семьи мигрантов; второй главы, в которой приводятся результаты эмпирического исследования; заключения, в котором подводятся итоги работы и приложений.
Брак и семья в настоящее время остаются в числе приоритетных ценностей общества и каждого человека, независимо мигрант он или нет. Переселение — это сложная стрессовая ситуация, заставляющая адаптироваться человека к условиям новой социальной среды. Ситуация миграции является для человека экстремальной, она требует психологической готовности к жизни в совершенно новой социальной среде и преодоления возникших на этом фоне психологических особенностей в семье.
Изучив вопрос о семье как социально-психологический феномене, мы пришли к выводу, что сложилось два подхода к пониманию феномена семьи в социально-психологическом аспекте. Психологи учёные рассматривают семью, прежде всего, как малую группу, характеризуя сложной системой взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Социальные психологи рассматривают малую группу как малочисленную по своему составу социальную группу, члены которой объединены общими целями и задачами, находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особых групповых ценностей и норм.
Проанализировав общепринятые подходы и определения понятия «семьи», мы заключили, что семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство, то есть системно-функциональное объединение эмоционально-близких и значимых людей на основе супружества, родства и родительства.
Жизнь семьи детерминирована условиями развития конкретного общества. Эти условия определяют функции семьи и обобщены в юридических и моральных нормах, что, в свою очередь, сказывается на
взаимоотношений в семье.
Мы рассмотрели основные психологические характеристики семьи такие как удовлетворенность супругов браком, семейный конфликт, детско- родительские отношения. Можно отметить, что семье, как малой группе, свойственны свои специфические характеристики, которые наделяют её определёнными особенностями.
Семьи мигрантов имеют следующие психологические особенности:
• Удовлетворённость браком в семьях мигрантов ниже, чем в традиционных семейных парах;
• Высокий уровень конфликтности в семьях мигрантов из-за появления новых материальных и бытовых проблем;
• Детско-родительские отношения в семьях мигрантов имеют свои отличительные особенности.
Помимо вышеперечисленных психологических особенностей в семьях мигрантов нередко обнаруживается настоящий языковой барьер: родители и дети буквально говорят на разных языках. И наоборот: отсутствие языкового барьера делает семейные отношения более комфортными, тёплыми, и в таких семьях подростки чувствуют себя намного лучше.
Миграционный процесс проблематизирует родительство. С одной стороны, он предоставляет новые шансы, с другой — становится серьезным вызовом не только в связи с проблемами интеграции детей, но и в связи с необходимостью определить и создать своим детям ясную, комфортную и перспективную жизнь в новых условиях.
На основании проведенного теоретического анализа по проблеме изучения психологических особенностей семей мигрантов было спроектировано психологическое исследование, целью которого стало выявление психологических особенностей семей мигрантов.
В эмпирическом исследовании приняли участие 30 супружеских пар, которые живут в традиционных семьях и 30 супружеских пар мигрантов, всего 120 человек. Стаж семейной жизни и количество детей различный. В эмпирическом исследовании использовались:
• методика «Удовлетворенность браком» разработанная В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко;
• методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубровской;
• Тест - опросник родительского отношения к детям (ОРО) Варга - Столина.
Анализируя сравнительные данные супружеских пар семей мигрантов и традиционных семей по методике «Удовлетворенность браком», разработанной В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко, сделан вывод, что в семьях мигрантов неблагополучных супружеских пар на 10% больше (30% у мигрантов и 20% у традиционных семей); в семьях мигрантов скорее не удовлетворенных браком на 5% супружеских пар больше, чем в семьях мигрантов (10% у мигрантов и 5% у традиционных семей); переходных семей среди мигрантов больше на 10%, чем в традиционных семьях (40% у мигрантов и 30% у традиционных семей), скорее благополучных семей на 25% меньше среди супружеских пар мигрантов, чем у традиционных семей (20% у мигрантов и 45% у традиционных семей).
Удовлетворённость браком супругов семей мигрантов были проанализированы по гендерному признаку в супружеских парах. По результатам математического анализа (U - критерий Манна - Уитни) было установлено, что данные достоверно различаются по средним значениям при нормальном распределении между мужчинами и женщинами супружеских пар семей мигрантов по шкале «Удовлетворенность браком» (иэмп = 7,8 при икр: p<0.05 = 2,05; p<0.01 = 2,76). Поэтому исходя из представленных
результатов исследования, сделан вывод, что показатель удовлетворенности браком у женщин в семьях мигрантов, ниже, чем у мужчин.
По результатам математического анализа (U - критерий Манна - Уитни) было установлено, что данные достоверно различаются по средним значениям при нормальном распределении между мужчинами и женщинами супружеских пар традиционных семей по шкале «Удовлетворенность браком» (иэмп = 7,8 при икр: p<0.05 = 2,05; p<0.01 = 2,76). Поэтому исходя из представленных результатов исследования, сделан вывод, что показатель удовлетворенности браком у мужчин в традиционных семьях ниже, чем у женщин.
Сравнивая результаты исследования по методике «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» мы видим, что степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в супружеских парах семей мигрантов выше, чем в супружеских парах традиционных семей.
Высокий уровень конфликтности в семьях мигрантов отмечен 19% (6 пар), в традиционных семьях 9% (2 пары). Средний уровень конфликтности между супругами в семьях мигрантов отмечен 71% (21 пара), в
традиционных семьях 74% (23 пары). Низкий уровень конфликтности в семьях мигрантов отмечен 10% (3 пары), в традиционных семьях 17% (5 пар).
Таким образом, процессы взаимного приспособления, взаимных уступок, компромиссов возникают и проходят более агрессивнее в семьях мигрантов. Ожесточенные споры, длительные конфронтации между супругами так же возникают наиболее чаще в семьях мигрантов. Выдвинутая нами гипотеза о том, что семейные конфликты возникают более чаще и протекают наиболее агрессивно и напряженно в семьях мигрантов из-за процессов ассимиляции и нахождения супругов в чужой социальнокультурной среде, подтвердилась.
Сравнив результаты исследования по методике «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубровской в супружеских парах семей мигрантов и традиционных семей в гендерном разрезе было выявлено, что женщины в семьях мигрантов менее пассивны в конфликтной ситуации, чем мужчины, которые чаще выражают своё несогласие в конфликтном общении. У мужчин и женщин в супружеских парах традиционных семей выражен средний уровень конфликтности - по 76,7% (23 человека). Это означает, что и мужчины, и женщины могут выступать как инициаторами, так и пассивными участником конфликта.
Исследовав типы семейного воспитания в семьях мигрантов и в традиционных семьях по методике методике «Тест - опросник родительского отношения к детям (ОРО) Варга - Столина» сделан вывод, что в семьях мигрантов преобладает гиперсоциализируещие воспитание (40% родителей семей мигрантов и 10% родителей традиционных семей). Одинаковое количество родителей семей мигрантов и традиционных семей (30%) используют в воспитании своих детей стиль социальной желательности. Реже в семьях мигрантов родители используют стиль воспитания «симбиоз» - 26%, наоборот в традиционных семьях данный стиль воспитания
преобладает у родителей - 52%. На низком уровне в семьях мигрантов показатели по стилю «инфантилизм» (4%).
Тест ОРО показал, что родители в семьях мигрантов наиболее часто используют гиперсоциализируещие воспитание. Это объясняется тем, что семьи мигрируют в другую страну с целью улучшения своего финансового состояния и социального статуса. Детям родители хотят дать хорошее перспективное образование, обеспечить достойный социальный статус в новых социально-культурных условиях. Поэтому родители пристально следят за социальными достижениями ребенка. Высокая успеваемость в учебе и успешность в дальнейшем обеспечивается жестким контролем и авторитаризмом родителей.
Таким образом, представленные нами гипотезы подтверждены теоретическими положениями эмпирическим исследованием.
Нами предложены следующие стратегии, при использовании которых возможно успешное адаптирование семьи мигранта и они помогут помочь на какой-то промежуток миграционного процесса.
1. Необходимо убедить принимать свои чувства печали, потери и тревоги, видеть несовершенство и достоинства обоих миров, изучать тот мир, в который человек попал — язык, культуру, нравы, законы. В этом очень помогает способность человека испытывать чувство благодарности за то, что можно было получить и что было получено в родной стране (образование, например) и что дает новая страна (возможность профессиональной реализации, например).
2. Важно принять, что полной ассимиляции взрослый человек не достигнет в новой стране никогда. Но при этом нужно вложить силы в поиск или создание социальных групп, которые могут оказывать поддержку, в которых человек может чувствовать себя достойно оцененным, востребованным, принимаемым. Для многих эмигрантов такими группами служат диаспоры, религиозная группа, большая семья, бизнес-команда и т. д.
3. При различных конфликтах (в семье, на работе, в социальных учреждения) лучше всего не пытаться решить их самостоятельно - по крайней мере на начальном этапе. Лучше всего найти представителя, которому можно доверять, например, более опытного и более знающего эмигранта или специалиста в области эмиграции. И в случае психологического дискомфорта обращаться за психологической помощью и поддержкой.
1. Андреева Т.В. Психология современной семьи : монография/ Т.В. Андреева. - СПб. : Речь, 2018 (ГУП Тип. Наука). - 434 с.
2. Арпентьева М.Р. Жизнеутверждающий потенциал семьи
/М.Р.Арпентьева // Вестник Калужского университета. 2018. № 1 (38). С. 15-30.
3. Бальчюнене Н.И., Тарасов К.Г. К вопросу об адаптации мигрантов и их семей к условиям проживания и работы // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2015. - № 1 (3). - С. 205-206.
4. Баринова Е.С., Васягина Н.Н. Типологические особенности семейного самосознания мужчин // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 12. - С. 139-147.
5. Бельская О.Н. Психологический феномен брака и семьи в современной и дореволюционной России /О.Н.Бельская // Евразийский союз ученых.
2016. № 3-5 (24). С. 9-11.
6. Бойков В.Э. Социальные аспекты миграции населения / В.Э.Бойков / - М., 2007. - С. 75-79.
7. Быстрицкая Е.В., Красильникова Ю.С. Формирование детско-взрослого сообщества, как условие адаптации семей трудовых мигрантов в русскоязычном регионе // Успехи современной науки. - 2015. - № 5. - С. 86-88.
8. Вандышев М.Н., Прямикова Е.В., Чудинов А.П. Проблемы и перспективы обучения детей из семей мигрантов в Свердловской области // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С. 2631.
9. Васягина Н.Н. Семейное воспитание и условия его эффективности
/Н.Н.Васягина // В книге: Актуальные проблемы психологии
образования коллективная монография. Екатеринбург, - 2015. - С. 194212.
10. Волобуева Н.А. К вопросу о социокультурной адаптации детей и подростков из семей беженцев и вынужденных переселенцев / Н.А. Волобуева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. Т. 3. № 11. С. 191-193.
11. Воротников А.С. Развитие воспитательных возможностей семьи: методологический аспект /А.С. Воротников // Высшее образование сегодня. 2015. № 11. С. 89-94.
12. Гайдук Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение работы с детьми-мигрантами дошкольного возраста (разработка проекта) // Сибирский Вестник Специального образования / Т.А. Гайдук. - 2015. -
№ 1(14). - С. 18-20
13. Годинов А.Н. Проблемы адаптации семей трудовых мигрантов/
А.Н.Годинов // В сборнике: Человек труда в истории: актуальные вопросы исторической науки, архивоведения и документоведения сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). - 2016. - С. 168-171.
14. Гриценко В.В., Молчанова Н. В. Особенности социальнопсихологической адаптации подростков из семей трудовых мигрантов //Миграционные процессы и проблемы адаптации: Коллективная монография /отв. ред. В. В.Константинов. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009. - С. 125-166.
15. Гриценко В.В., Муращенкова Н.В. Проблема совладающего с жизненными трудностями поведения в семьях трудовых мигрантов // Актуальные проблемы этнической, социальной и дифференциальной психологии. Материалы Международной научной конференции молодых ученых, студентов и аспирантов. - 2012. - С. 249-252...