Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы

Работа №95037

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы115
Год сдачи2021
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1. Становление звукопроизношения у детей в норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с псевдобульбарной дизартрией 11
1.3. Особенности звукопроизношения у детей с псевдобульбарной
дизартрией 14
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 19
2.1. Обследование детей с псевдобульбарной дизартрией 19
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей с псевдобульбарной дизартрией 22
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТВ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 28
3.1. Организация, принципы обследования детей с псевдобульбарной
дизартрией в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы 28
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы 33
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 100

На сегодняшний день высокую востребованность имеют исследования псевдобульбарной дизартрии, так как среди основных патологий речи именно псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной и часто встречающейся формой дизартрии у детей школьного возраста на логопедических пунктах.
Это является следствием того, что в пренатальный, натальный и пост-натальный периоды отмечается значительный процент возникновения разно-образных органических патологий нервной системы (в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации). Результатом становится псевдо- бульбарный парез или паралич, из-за того, что поражаются проводящие пути, которые направляются к ядрам языкоглоточного, подъязычного, блуждающего периферических нервов от коры головного мозга.
Следует отметить, что первичными в структуре дефекта при псевдо- бульбарной дизартрии считаются нарушения моторной сферы, которые обусловлены первичной патологией ЦНС (нарушения регуляции мышечного тонуса, параличи, парезы, синкинезии, гиперкинезы). Следовательно, первично страдает артикуляционная моторика, звукопроизношение и просодическая сторона речи. Вторичными нарушениями в структуре дефекта при псевдо-бульбарной дизартрии являются - недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи.
Вопросом изучения псевдобульбарной дизартрии занимались такие ученые как О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие.
Объект исследования: нарушения произношения звуков у детей с диагностированной псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методы и приемы логопедической работы, направленные на выявление и необходимую коррекции звукопроизношения у детей с диагностированной псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы.
Целью данной работы стало изучить звукопроизношение у детей с диагностированной псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы, выявить основные направления логопедической работы по коррекции и устранению недочетов в устной речи.
Для того, чтобы реализовать указанную цель, мною были выдвинуты следующие задачи:
1. Ознакомиться с научно-методической литературой о причинах нарушения звукопроизношения, методах диагностики и коррекционной работы, проводимых с детьми с диагностированной псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы.
2. Выполнить констатирующий эксперимент, направленный на обнаружение и коррекцию звукопроизношения у детей с диагностированной псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы.
3. Выявить направление и содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей с диагностированной псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы.
4. Провести контрольный эксперимент, с целью изучения эффективности логопедической работы у детей с диагностированной псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы.
Представленная мною работа состоит из следующих разделов: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, пяти приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализируя данные источников по теме исследования, можно сделать выводы, что основными факторами, которые оказывают влияние на развитие звукопроизношения, является сформированность фонематических процессов, развитость движений органов артикуляции, моторики кистей и пальцев рук. Формирование правильного произношения звуков является достаточно сложным процессом для ребенка, в ходе которого он учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. В онтогенезе, как известно, развитие и становление правильного звукопроизношения происходит постепенно и поэтапно.
Проведя анализ научных источников информации по изучаемой проблеме, я сделала вывод, что логопедическая работа по коррекции и исправлению нарушений звукопроизношения у детей должна быть не только целенаправленной, но систематической и дифференцированной.
Для достижения положительного эффекта во время работы по устранению дефектов речи, является правильное составление логопедических методик. Успехом логопедической занятий, является организация подходящих условий. Нужно организовать занятия так, чтобы они не воспринимались скучным уроком, а были занимательной игрой. Необходимо как можно чаще поощрять ребенка, тогда процесс обучения станет легче и интересней, что приведет, в свою очередь, к снижению утомляемости и неунывающему интересу к занятиям. Опираясь на основные логопедические методики и проводя необходимые коррекционные работы, мы формируем тем самым личность ребенка. В ходе такой логопедической работы по исправлению нарушения произношения звуков необходимо подбирать специальные игры, задания, упражнения.
Повысить эффективность занятий по логопедии возможно благодаря использованию специальных коррекционных упражнений (изолированного произношения, автоматизации в слогах, автоматизация в словах (вначале, се-редине и в конце), в предложениях и др.). каждый логопед при подготовке к проведению индивидуальных занятий с ребенком должен выполнять основные требования:
• определить тему и цель занятия;
• определить этапы занятия, последовательность;
• постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;
• разнообразить занятия при помощи игр;
• осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
• кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;
• использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
• уметь создавать благоприятный фон занятий.
Для достижения высокой эффективности в устранении дефектов речи у детей необходимо использовать артикуляционная гимнастика, логопедические игры и упражнения.
Во время выполнения констатирующего эксперимента были задействованы пять детей в возрасте 6-7 лет. Была проведена характеристика особенностей речевых процессов. В ходе констатирующего эксперимента удалось выявить нарушения в моторной, произносительной и фонематической сферах развития. Произведя необходимые логопедические заключения и сопоставив их с результатами диагностики, были сформулированы направления коррекционных работ по исправлению нарушений звукопроизношения у обучающихся. Проводимая логопедическая работа основывалась и формировалась исходя из данных речевого онтогенеза, учитывая возможные индивидуальные особенности и возрастные показатели учащихся, базируясь на логопедических принципах. Собранные данные по констатирующему эксперименту, помогли осуществить выбор этапов и направлений логопедической работы, а также раскрыть содержание логопедической работы у обучающихся детей с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы.
Для определения результативности коррекционной работы, был проведён контрольный эксперимент, цель которого определялась сравнением анализа успешности выполнения диагностических проб для проверки эффективности работы. Анализ полученных данных показал положительную динамику каждого обучающегося, что позволило сделать вывод о том, что рекомендованное логопедическое воздействие по коррекции звукопроизносительной стороны речи эффективно.
Мною были сделаны выводы, что работа должна проводиться этапами, с учетом психических функций развития ребенка. При этом должны быть соблюдены дидактические принципы: наглядность, доступность, индивидуальный подход к обучающимся.
Таким образом, поставленные нами цели и задачи были реализованы в процессе исследования.



1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. - Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2001. - 48 с.
2. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. - Ростов : Феникс, 2014. - 77 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 72 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ: Астрель, 2008. - 319 с.
5. Бельтюков В. И. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы языка / В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова // НИИ дефектологии АПН СССР. - № 4. - 10 с.
6. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 2006. - 91 с.
7. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова. - Москва : Гуманитар, издательский центр «ВЛАДОС», 2009. - 287 с.
8. Болясова, Н. Н. Сборник документов для учителей-логопедов логопедических пунктов ДОУ/ Н. Н. Болясова, Е. В. Барановская, И. Л. Ваенская [и др.].-Самара : Издательство «МИР», 2009. -38 с.
9. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонации русской речи / Е. А. Брызгунова. - Москва : Русский язык, 2011. - 279 с.
10. Волкова, Г. А. Методика обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : Детство, 2003. - 45 с.
11. Власенко, И. Т. Методы обследования речи детей. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина ; сост. И. Ю. Кондратенко. - Москва : Айрис-пресс, 2005. - 177 с.
12. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. Возрастная психолингвистика / А. Н. Гвоздев. - Москва : Просвещение, 2006. - 160 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : АПИ РСФСР, 1961. -471 с.
14. Грибова, О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? / О. Е. Грибова. - Москва :Аст, 2004. - 55 с.
15. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования / О. Е. Грибова. -Москва : АИРИШ, 2008. -96 с.
16. Давидович, Л. Р. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Развитие у детей речевых возможностей, языковых способностей / Л. Р. Давидович. - Москва : Гномик, 2001. - 110 с.
17. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж/ Е. А. Дьякова. - Москва : Академия, 2003. - 96 с.
18. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. - Москва :Тц Сфера, 2007. - 36 с.
19. Елецкая, О. В. Развитие и коррекция грамотности / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. - Москва : Школьная Пресса, 2005. - 96 с.
20. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи) / Л. Н. Ефименкова.- Москва : Просвещение, 1985. - 112 с.
21. Жинкин, Н. И. К вопросу о развитии речи у детей / Н. И. Жинкин. - Москва : Советская педагогика, издательство «Академия педагогических наук РСФСР», 2006. - 105 с.
22. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : Издательство «Академия педагогических наук», 1999. - 430 с.
23. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева ; под ред. Л. Кондрашова. - Москва : Эксмо, 2011. - 288 с.
24. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Просвещение, 1973. - 109 с.
25. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
26. Исенина, Е. И. Развитие звуковой стороны речи ребенка/ Е. И. Исенина. -Москва : Педагогика, 1973. -342 с.
27. Каше, Г. А. Формирование произношения с общим недоразвитием речи / Г. А. Каше. - Москва : Издательство «АПН РСФСР», 1962. - 63 с.
28. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов / В. А. Киселева. - Москва : Школьная пресса, 2007. - 80 с.
29. Козлова, Ю. Г. Закономерности развития звукопроизношения в норме/ Ю.Г. Козлова. - Москва :ВЛАДОС, 2016. - 56 с.
30. Кольцова, М. М. Проблемы исследования детской речи / М. М. Кольцова. - Москва : Дошкольное воспитание, 1999. - 241 с.
31. Корнеева, И. В. Логопедические игры для детей / И. В. Корнеева. - Ростов : Феникс, 2016. - 95 с.
32. Криницына, Г.М. К вопросу изучения функций контроля и само-контроля у детей со стертой формой псевдобульбарной дизартрии/ Г. М. Криницына. - Санкт-Петербург : Просвещение, 2006. - 209 с.
33. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. -Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1999. - 160 с.
34. Левина, Р. Е. Основные теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - Москва : Просвещение, 1967. - 564 с.
35. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - Москва : Смысл, 1997. - 186 с.
36. Леонтьев, А. А. Язык, речь, структура речевой деятельности / А. А. Леонтьев. - Москва : Просвещение, 1969. -214 с.
37. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: учеб. пособие / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - Москва : Гуманист, издательский центр «ВЛАДОС», 1998. - 680 с.
38. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста/ Л. В. Лопатина. - Санкт-Петербург : РГПУ им. А. Г. Герцена, издательство «Союз», 2004 - 192 с.
39. Лопатина, Л. В. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии/ Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : Просвещение, 2006. - 67 с.
40. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. - Москва : Издательство «МГУ», 1969. -503 с.
41. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. - Москва : Издательство «МГУ», 1973. -374 с.
42. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в разви¬тии / Е. М. Мастюкова. - Москва : Просвещение, 1992. - 98 с.
43. Нищева, Н. В. Будем говорить правильно : дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения / Н. В. Нищева. - Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2002. - 112 с.
44. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи/ Н. В. Нищева. - Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2001. - 528 с.
45. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1967. - 97 с.
46. Правдина, О. В. Косноязычие (дислалия и дизартрия) / О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 1960. - 122 с.
47. Поваляева, М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда / М. А. Поваляева. - Москва : Астрель, 2010. -649 с.
48. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыханияи голоса у детей дошкольного возраста / Е. А. Пожиленко. - Москва : Наука, 2006. - 53 с
49. Соботович, Е. Ф. Проявление стертой дизартрии и методы диагностики / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская. // Дефектология. - 1974. - № 3. - 12 с.
50. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : Педагогика, 1998. - 51 с.
51. Трубникова, Н. М. Технология обследования речи / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : Педагогика, 2010. - 68 с.
52. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии/ Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, О. С. Орлова. - РФ : Эксмо, 2015. - 320 с.
53. Филичева, Т. Б. Основы логопедии/ Т. Б. Филичева, И. А. Чевелева, Г. В Чиркина. - Москва : Просвещение, 2005. - 85 с.
54. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения / М. Ф. Фомичева. - Москва : Просвещение, 1989. - 267 с.
55. Хватцев, М. Е. Общая часть. Основы учения о речи и ее дефектах / М. Е. Хватцев. - Москва : Педагогика, 1937. - 299 с.
56. Чиркина, Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата / Г. В. Чиркина. - Москва : Педагогика, 2006. - 120 с.
57. Чистович, Л. А. Физиология речи. Восприятие речи человеком. Раздел: Лингвистика. Психолингвистика/ Л. А. Чистович, А. В. Венцов. - Москва : УРСС Эдиториал, 2003. - 240 с.
58. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи/ Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. -Москва: Астрель, 2009. -108 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ