ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИРЕШЕНИИ
УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКЕ 9
1.1. Содержание понятия «способности» в психолого-педагогической
литературе
9
1.2. Содержание и структура понятия «когнитивные способности» 14
1.3. Понятие «учебная задача» в психолого-педагогической и методической
литературе 24
1.4. Модель развития когнитивных способностей младших школьников при
решении учебных задач 35
Выводы по первой главе 38
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКЕ 40
2.1. Изучение начального уровня развития когнитивных способностей младших
школьников 40
2.2. Реализация модели развития когнитивных способностей младших
школьников при решении учебных задач 47
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 54
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 91
В ходе своей деятельности каждодневно человек сталкивается с проблемами разного характера, которые можно решить лишь исследуя, находя, обрабатывая и применяя на практике новую информацию, полученную из окружающего мира. Когнитивные или познавательные способности человека (способность приобретать, хранить, преобразовывать информацию) являются инструментом познания мира, это база, которая необходима каждому человеку для того, чтобы сформировать самодостаточную, продуктивную, инициативную личность. Значительное количество педагогов и психологов подтверждают в своих исследованиях то, что уровень развития когнитивных способностей дает преимущества личности в различных достижениях на ее жизненном пути (Н.А.Сырникова , В.Н. Дружинин, В.А. Масленников и др.)
В.П. Озеров, О.В. Соловьева в своих исследованиях доказывают, что наиболее благоприятным периодом развития когнитивных способностей является младший школьный возраст. Таким образом, исследование когнитивных способностей, создание технологий, которые обеспечат их эффективное развитие в младшем школьном возрасте, является актуальной проблемой практики обучения и воспитания.
В качестве предметной области для исследования была выбрана «математика». Значение математического образования в развитии когнитивных способностей отмечено в работах В.И. Арнольда, В.И. Гнеденко, А.Н. Колмогорова и др.
Большое внимание педагогов и психологов обращено на изучение значимости учебной задачи в обучении младших школьников. Решение учебных задач - это важный этап учебной деятельности, при котором как раз и развиваются когнитивные способности. Р. Тайсон определял «когнитивность», как совокупность процессов, посредством которых мы приобретаем знания, что характерно для этапа решения учебной задачи. Данный этап требует большого внимания при его организации для более эффективного развития когнитивных способностей, работа должна быть грамотно и логично построена учителем, должны быть разработаны педагогические средства, однако четких общих инструкций и четкого порядка при развитии когнитивных способностей на этапе решения учебной задачи в педагогике и психологии нет, в исследованиях не предлагаются средства для эффективного развития когнитивных способностей при решении учебных задач.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью когнитивного развития младшего школьника при решении учебных задач и отсутствием реально действующих и доступных учителю средств развития когнитивных способностей на этапе решения учебной задачи. Данное противоречие сформировало проблему: как в процессе решения учебной задачи развивать когнитивные способности? Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы исследования: «Развитие когнитивных способностей младших школьников при решении учебных задач на уроках математики».
Цель исследования: спроектировать и проверить на практике модель развития когнитивных способностей младших школьников при решении учебных задач.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования: средства развития когнитивных способностей при решении учебных задач.
Гипотеза исследования: развитие когнитивных способностей
младших школьников в процессе решения учебных задач будет проходить результативно, если:
- решение учебных задач будет проходить в соответствии со следующими этапами:
1) идентификация задачи;
2) выделение требующихся знаний;
3) поиск требующихся знаний, предположения об их изменении;
4) построение алгоритма действий;
5) воспроизведение усвоенного общего приема решения подобных учебных задач;
- для постановки учебной задачи будут использоваться проблемные ситуации разных видов (ситуация конфликта, ситуация неопределенности, ситуация предложения, ситуация неожиданности, ситуация несоответствия, ситуация выбора, ситуация невыполнимости).
Задачи исследования:
1. На основе методического анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования определить состояние проблемы развития когнитивных способностей.
2. Определить структуру когнитивных способностей и особенности их развития.
3. Проанализировать понятие «учебная задача» в психолого-педагогической литературе.
4. Спроектировать модель развития когнитивных способностей младших школьников при решении учебных задач.
5. Разработать и провести педагогический эксперимент с целью проверки результативности спроектированной модели.
Теоретической основой исследования являются: психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев), теория познания (Д. Дьюи, Ж.Пиаже, Р. Солсо, В. Д. Шадриков), психолого-педагогическая концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), исследования методистов и математиков по проблемам математического развития ребенка (А.В. Белошистая, Б.В. Гнеденко, В.А. Гусев, Н.Б. Истомина, А.Н. Колмогоров и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сопоставление.
2. Практические: наблюдение, анкетирование, педагогический
эксперимент.
Этапы исследования:
Первый этап - установочный: изучение методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ и оценка состояния проблемы развития когнитивных способностей и решения учебных задач, подбор методик диагностики и проведение первого этапа констатирующего эксперимента.
Второй этап - формирующий: разработка модели развития
когнитивных способностей, ее апробация, а также создание цикла уроков математики с решением учебных задач.
Третий этап - контрольный: проведение контрольного этапа диагностирующих мероприятий, мониторинг результатов и сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа исследования .
Четвертый этап - обобщающий: оформление полученных результатов исследования.
Научная новизна исследования: спроектирована модель развития когнитивных способностей при постановке и решении учебных задач, подобран комплекс средств, направленных на развитие когнитивных способностей младших школьников, выделены этапы решения учебных задач.
Практическая значимость исследования заключается в создании комплекса средств для развития когнитивных способностей при решении учебных задач и проектировании модели их использования на каждом этапе решения задачи, которую можно будет использовать в практике работы учителя начальных классов.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилось в ходе опытно-поисковой работы и путем публикаций основных положений и результатов, полученных в ходе исследования. Апробация научного материала проходила путем публикации статей, в частности, в сборнике «Формирование мышления в процессе обучения естественнонаучным, технологическим и математическим дисциплинам» (г. Екатеринбург, 2020) статья «Возможности учебных задач в развитии мышления младших школьников на уроках математики».
База исследования: г.Нижний Тагил, МАОУ СОШ №61 с углубленным изучением отдельных предметов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Решение учебных задач на уроках математики способствует развитию когнитивных способностей младших школьников.
2. Процесс развития когнитивных способностей младших школьников с помощью решения задач характеризуется этапностью (этап идентификации, этап выделения требующихся знаний, этап поиска требующихся знаний и предположения об их изменении, этап построения алгоритма действий, этап воспроизведения усвоенного общего приема решения подобных задач).
3. Процесс введения детей в учебную задачу происходит через
проблемную ситуацию: ситуация неожиданности, ситуация
неопределенности, ситуация выбора, ситуация невыполнимости, ситуация предложения, ситуация конфликта, ситуация несоответствия.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложения.
Целью данной работы являлась разработка модели развития когнитивных способностей младших школьников при решении учебных задач на уроках математики и реализация данной модели на практике. Для достижения поставленной цели были последовательно реализованы все задачи исследования.
В ходе теоретического анализа литературы выяснилось, что младший школьный возраст - сензитивный период в формировании когнитивных способностей. Существует много подходов к определению когнитивных способностей. В своей работе за основу мы взяли определение В.Д. Шадрикова - когнитивные способности - это индивидуально- психологические особенности процессов ощущения, внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления, которые определяют способность к познанию окружающего мира. Также мы опирались на предложенную В.Д. Шадриковым структуру когнитивных способностей, компонентами которой являются аттенциональные, перцептивные, мнемические, мыслительные способности, а также способности представления и воображения.
По словам С.Л. Рубинштейна: «Для того чтобы учащийся по- настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживаниях». Поэтому нами было решено выявить виды ситуаций, через которые можно ставить перед учащимися учебную задачу с целью эмоционального отклика, вызова интереса и, как следствия, мотивации детей: ситуация неопределенности, ситуация противоречивости, ситуация невыполнимости, ситуация выбора и т.д.
В период с 9 сентября 2019 года по 21 сентября 2020 года было организованно исследование. Базой исследования выступило Муниципальное автономное образовательно учреждение средняя общеобразовательная школа №61 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижний Тагил. В исследовании принимало участие 15 учеников 2, а позднее 3 класса. Критериями развития когнитивных способностей выступили структурные компоненты когнитивных способностей: аттенциональные способности, перцептивные способности, способности представления и воображения, мнемические способности, мыслительные способности. Каждый из критериев определялся на очень низком, низком, среднем, высоком и очень высоком уровне. Констатирующий этап показал преобладание низкого и среднего уровня развития когнитивных способностей и свидетельствовал о необходимости проведения дальнейшей коррекционной работы, направленной на развитие когнитивных способностей на уроках математики.
На формирующем этапе нами был разработан цикл уроков математики с решение учебных задач. Решение учебных задач проходило в несколько этапов, на которых развивались те или иные компоненты когнитивных способностей, так, на этапе идентификации задачи и на этапе выделения требующихся знаний задействовались и развивались аттенциональные, мнемические и перцептивные способности; на этапе поиска требующихся знаний и предположения об их изменении и на этапе построения алгоритма действий развивались все компоненты когнитивных способностей, т.е. мнемические, аттенциональные, мыслительные, перцептивные способности, а также способности представления и воображения; на этапе воспроизведения общего алгоритма решения подобных учебных задач развиваются мнемические, аттенциональные и перцептивные способности.
После проделанной работы результатом стало развитие когнитивных способностей младших школьников, что доказывают результаты контрольного этапа исследования, на котором преобладают учащиеся с высоким и средним уровнем развития когнитивных способностей. Из сказанного можно сделать вывод о том, что разработанная нами модель развития когнитивных способностей младших школьников при решении учебных задач и цикл уроков математики с решением учебных задач способствовал развитию когнитивных способностей младших школьников.
Из этого следует, что в процессе выполнения работы поставленные задачи были решены, достигнута цель исследования и реализована поставленная гипотеза.
1. Алексеев, Н. Г. Учебно-познавательная задача. Формирование осознанного решения учебной задачи / Н. Г. Алексеев. - Красноярск, 1988. - 35 с.
2. Алексеев, Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи. Педагогика и логика / Н. Г. Алексеев. - Москва: Касталь, 1993. - 430 с.
3. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. - Москва: Педагогика, 1980. - Т.2. - 287 с.
4. Артемов, А. К. Учебные задачи в обучении математике / А. К. Артемов // Начальная школа. - 1994. - №9. - С. 31-46.
5. Берцфаи, Л. В. Строение учебной задачи и проблема диагностики учебной деятельности / Л. В. Берцфаи // Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. - 1974. - Ч.1. - С. 31-46.
6. Берцфаи, Л. В. Формирование умения в ситуации решения конкретно-практических и учебных задач / Л. В. Берцфаи // Вопросы психологии. - 1966. - №6. - С. 43-57.
7. Волчкова, Ю. В. Учебная задача, характеристика. Постановка учебной задачи / Ю. В. Волчкова. - URL: https://poisk-ru.ru/s31444t11.html (дата обращения: 23.09.2020).
8. Воронина, Л. В. Возможности учебных задач в развитии мышления младших школьников на уроках математики / Л. В. Воронина, П. Е. Колганова // Формирование мышления в процессе обучения естественнонаучным, технологическим и математическим дисциплинам : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 26-27 октября 2020 г., Екатеринбург, Россия/ Урал. гос.пед.ун-т; отв. ред. Т.Н. Шамало. - Екатеринбург : [б.и.], 2020. - С. 35-40.
9. Выготский, Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский // Собр. соч. - Москва, 1984. - Т.4. - 432 с.
10. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. соч. - Москва, 1983. - Т.3. - 367 с.
11. Гальперин, П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий и понятий / П. Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. - Москва: АПН РСФСР, 1959. - Т.1. - С. 441-469.
12. Гальперин, П. Я. Управление процессом учения / П. Я. Гальперин // Новые исследования в педагогических науках. - Москва: Просвещение, 1965. - Вып. 4. - С.183-249.
13. Давыдов, В. В. Концепция учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии, 1981. - №6. - С.13-26.
14. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1992. - №3. - С. 118-141.
15. Давыдов, В. В. Учебная деятельность и моделирование / В. В. Давыдов, А.У. Варданян. - Ереван: Луис, 1981. - 243 с.
16. Дахин, Л. Н. Моделирование в педагогике / Л. Н. Дахин // Идеи и идеалы. - 2010. - №1. - С.11-20.
17. Дорохина, В. Т. Исследование процесса принятия учебного задания: автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / В. Т. Дорохина ; АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии. - Москва, 1977. - 18 с.
...