ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Обзор литературы по проблеме исследования 7
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного
возраста 7
1.2. Понятие «координационные способности». Виды координационных
способностей 17
1.3. Средства и методы развития координационных способностей 24
1.4. Методика развития координационных способностей у младших
школьников, занимающихся волейболом 32
Глава 2. Организация и методы исследования 36
2.1. Организация исследования 36
2.2. Методы исследования 37
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Актуальность исследования определяется тем фактом, что волейбол является спортивной игрой, которая отличается от иных видов спорта высоким уровнем эмоциональной и интеллектуальной деятельностью. Психологические аспекты деятельности волейболистов основаны на строгом соблюдении определенных игровых правил, выработки морально - волевых качеств.
Физическое развитие ребенка в возрасте 7-9 лет возможно при строгом соблюдении учета анатомо-физиологических особенностей детского организма. Исходя из этого, важен подбор способов, форм, и методов физического воспитания.
В тренировочном процессе юных волейболистов кроме основных физических качеств таких как (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость) необходимых волейболистам, так же необходимо совершенствование точности и быстроты движений, обусловливающих ловкость и координационные способности. Эти способности зависят от деятельности анализаторов (прежде всего двигательного), пластичности, и само регуляции.
Вопросами развития методики обучения и тренировки в волейболе занимались многие специалисты (Беляев А.В., Железняк Ю.Д.)
Применение современных технических средств и методик обучения в комплексе имеет большую важность и ценность для полноценного обучения юных волейболистов. Все это помогает быстрее осваивать новые технические элементы, способствует высокой мотивации и сознательности в тренировочном процессе.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс.
Предметом исследования являются средства и методы развития координационных способностей у младших школьников на занятиях волейболом.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей у младших школьников на занятиях волейболом.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования;
2. Составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей у младших школьников на занятиях волейболом;
3. Экспериментально доказать эффективность составленного комплекса физических упражнений, направленного на развитие координационных способностей у младших школьников на занятиях волейболом.
Гипотеза исследования. Процесс повышения уровня координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста будет эффективным, если:
- определены основные анатомические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста;
- выявлены основные способы и приемы развития координационных способностей детей младшего школьного возраста на уроках по волейболу.
Научная новизна исследования состоит в том, что рассмотрены особенности развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста, а также определены основные методы и приемы развития координационных способностей на занятиях по волейболу детей 7-9 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении понятие «координационные способности», «младший школьный возраст», «спортивные занятия», дополнение теории и методики о развитии детей, занимающихся волейболом в 7-9 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные нами результаты могут быть применены в рамках дисциплины «Физическая культура» или на дополнительных занятиях у студентов педагогических специальностей.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа изложена на 67 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Материал представлен в 1 таблице, 5 рисунках и 3 приложениях. Список литературы включает 41 источник.
Положения, выносимые на защиту:
1. Дети младшего школьного возраста обладают специфическими для их возраста анатомо-физиологическими способностями, среди которых необходимо выделить такие как стабилизация роста и веса ребенка, появление скопления жировых клеток под кожей, а также формирование мышечной системы. В этом возрасте у детей активно происходит рост и укрепление костей, а также формирование и развитие всех систем организма и жизненно важных органов человека.
2. Координационные способности представляют собой способность человека управлять своим равновесием и двигательными действиями. Основными видами координационных способностей являются такие как: временные и динамические. Они позволяют формировать устойчивое и динамическое равновесие, а также навыки координационной напряженности.
3. Основными средствами развития координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности, содержащие элементы новизны. Занятия по волейболу являются наиболее эффективными для развития координационных способностей.
4. Нами была доказана эффективность предложенного комплекса физических упражнений, который показал увеличение уровня развития координационных способностей у волейболистов экспериментальной группы.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что примененный нами комплекс физических упражнений оказал положительное влияние на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста 7-9 лет, занимающихся волейболом.
Спортивная игра волейбол обусловлены высоким уровнем двигательной активности волейболистов. Техничное выполнение различных игровых действий, тактических приемов и большинства различных комбинаций на протяжении одного игрового дня или нескольких дней, выражается в высоком уровне развития физических качеств человека, в число которых входят и координационные способности.
Для развития координационных способностей у младших школьников в возрасте 7-9 лет используются разнообразные упражнения, с помощью которых они должны уметь находить выход из сложной игровой сложившейся ситуации. В этом им может помочь находчивость и быстрое выполнение эффективных действий.
Высокий уровень физической подготовки способствует накоплению запасов двигательных навыков, на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники игры в волейбол (специальная ловкость). Способность расслаблять мышцы позволяет избавиться от излишней напряженности, а следовательно, быстрее и правильнее выполнять движения. Важным моментом при выполнении упражнений на ловкость является воспитание психологической настроенности на конечный результат — превзойти свой результат в последующей попытке, результат партнера. Для тренировки координации движений детей младшего школьного возраста необходимо лишь целенаправленное воздействие посредством педагогического процесса, а дети в этот период легко поддаются тренировке координационных способностей. Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными навыками.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что проведение специальной физической подготовки в волейболе является важным фактором для достижения высоких результатов спортсменов 7-9 лет. Вопросы эффективности подбора средств и методов для развития определенных качеств, всегда являются актуальной проблемой исследования, поскольку дают возможность улучшить и разнообразить процесс образования спортсмена.
2. Разработан экспериментальный комплекс физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста на занятиях волейболом
В экспериментальный комплекс физических упражнений входили такие упражнения как:
• Бег через барьеры различной высоты.
•Бег на скорость различными способами с изменением направления.
• Прыжки через гимнастическую скамейку с поворотом на 90°, 180°, 360
•Использование специальных упражнений и методик
3. Нами была доказана эффективность предложенного комплекса физических упражнений, которая была выявлена в достоверном увеличении уровня развития координационных способностей у волейболистов экспериментальной группы.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что внедренный нами комплекс упражнений оказывает положительное влияние на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста 7-9 лет, занимающихся волейболом. А также , натренированные координационные способности имеют свойство длительно сохраняться даже без регулярного использования.
Известно, что взаимосвязи между уровнем физического развития и уровнем развития координационных способностей младших школьников не существует, что позволяет сделать вывод о целесообразности занятий, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.
1. Аверьянов, В. С. Физиологическое нормирование в трудовой деятельности / В.С. Аверьянов. - Москва: Физкультура и спорт, 2008. - 467 с.
2. Агаджанян, Н. А. Биоритмы, спорт, здоровье / Н.А. Агаджанян. - Москва: Наука, 1989. - 506 с.
3. Ашмарин, Б. А. Научные исследования в теории и методике
физического воспитания / Б.А. Ашмарин. - Москва: Физкультура и спорт, 2008. - 289 с.
4. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов фак. физ. культуры / Б.А. Ашмарин. - Москва: физкультура и спорт, 1990. - 287 с.
5. Аппенянский, А.И. Рекреалогия: тренировочный процесс в активном туризме: учебное пособие / А.И. Аппенянский. - Москва: Совет. спорт, 2006. - 194 с.
6. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента : учеб. пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - 2-е изд., пере-раб. - Москва: Альфа-М : ИНФРА-М, 2018. - 336 с.
7. Буйкова, О.М. Функциональные пробы в лечебной и массовой физической культуре: учебное пособие. / О.М. Буйкова, Г.И. Булнаева ; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Курс лечебной физкультуры и спортивной медицины, Кафедра физического воспитания. - Иркутск: ИГМУ, 2017. - 24 с.
8. Бабушкин, В. З. Специализация в спортивных играх / В.З. Бабушкин. - Киев : Наука, 1991. - 298 с.
9. Беляев, А. В. Волейбол / А.В. Беляев. - Москва: Физкультура и спорт,
2000. - 309 с.
10. Воронцова, Г.В. Физическое воспитание студентов / Г.В. Воронцова. - Москва: Академия, 2006. - 340 с.
11. Вайцеховский, С. М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский. - Москва: Физкультура и спорт, 2011. - 312 с.
12. Вашляев, Б. Ф. Конструирование тренировочных воздействий : учебное пособие / Б.Ф. Вашляев. - Екатеринбург, 2006. - 166 с.
13. Вяткин, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие для студентов вузов / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. - Москва: Академия, 2001. - 208 с.
14. Ганопольский, В.И. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры / В.И. Ганопольский, Е.Я. Безносиков, В.Г. Булатов. - Москва: Физкультура и спорт, 2008. - 240 с.
15. Дубровский, В.И. Спортивная медицина / В.И. Дубровский. - Москва: Физкультура и спорт, 1998. - 387 с.
16. Железняк, Ю.Д. Волейбол / Ю.Д. Железняк. - Москва: Физкультура и спорт, 2008. - 304 с.
17. Железняк, Ю.Д. Волейбол: У истоков мастерства / Ю.Д. Железняк. - Москва: Физкультура и спорт, 2001. - 256 с.
18. Железняк, Ю.Д. К мастерству в волейболе / Ю.Д. Железняк. - Москва: Физкультура и спорт, 1999. - 268 с.
19. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика обучения / Ю.Д. Железняк. - Москва: Физкультура и спорт, 2001. - 520 с.
20. Железняк, Ю.Д. 120 уроков по волейболу: учеб. пособие / Ю.Д. Железняк. - Москва: Физкультура и спорт, 1999. - 168 с.
21. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк. - Москва: Академия,
2001. - 264 с.
22. Железняк, Ю. Д. Подготовка юных волейболистов: учеб. пособие / Ю.Д. Железняк. - Москва: Физкультура и спорт, 1998. - 184 с.
23. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства / Ю.Д. Железняк. - Москва: Физкультура и спорт, 2004. - 400 с.
24. Железняк, Ю. Д. Юный волейболист / Ю.Д. Железняк. - Москва: Физкультура и спорт, 2000. - 248 с.
25. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - Москва: Педагогика, 2007. - 160 с.
26. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. - Москва: Просвещение, 1998. - 287 с.
27. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - Москва: Педагогика, 2004. - 464 с.
28. Каган, М.С. Педагогические основы профессионально-прикладной подготовки / М.С. Каган. - Москва: Политиздат, 2004. - 328с.
29. Казин, Э.М. Здоровье сберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: Учебное пособие / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева [и др.]. - Москва: Изд-во «Омега - Л», 2013. - 433 с.
30. Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно¬методическое пособие /Ю.С. Константинов. - Москва: ФЦ ДЮ ТиК, 2009.- 163 с.
31. Ларионов, А.М. Формы организации педагогического процесса вспортивном туризме / А.М. Ларионов. - Москва: Среднее профессиональное образование. - 2006. - № 11. - С. 18-19.
32. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физичской подготовленности: учебное пособие / Б.Х. Ланда. - Москва: Советский спорт, 2005. - 192 с.
33. Ломейко, В. Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1 - 10 классах / В.Ф. Ломейко. - Минск: Высшая школа, 1980. - 128 с.
34. Лях, В. И. Основы тестирования и особенности развития школьников /
B. И. Лях. - Москва: Педагогика, 1999. - 468 с.
35. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - Москва: Советский спорт, 1998. - 272 с.
36. Макарова, Г.А. Спортивная медицина: Учебник / Г.А. Макарова. - Москва: Советский спорт, 2003. - 480 с.
37. Матвеев, Л. П. Методика физического воспитания / Л.П. Матвеев. - Москва: Физкультура и спорт, 2006. - 230 с.
38. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для высш. спец. физкультур. учеб. заведение / Л.П. Матвеев. - Москва: Физкультура и спорт, 2004. - 160 с.
39. Маклаков, А.Г. Основы психологического обеспечения
профессионального здоровья военнослужащих: автореф. дисс.
доктора псих. наук :19.00.03 / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет, 1996. - 28 с.
40. Миронов, С.П. Спортивная медицина: национальное руководство /
C. П. Миронов. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 1184 с.
41. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: пособие для учителей / М.Г. Ломейко. - Москва: Просвещение, 1997. - 125 с.
42. Мониторинг физического развития школьников г. Екатеринбурга / Под ред. Е. М. Аблова, Л. А. Семенова. - Екатеринбург: Наука,2000. - 64 с.
43. Недруруева, Т.В. Профессиональное здоровье медицинских работников: структурно-критериальный подход / Т.В. Недруруева - Курск: Ученые записки Российского государственного социального университета, 2012. - С. 175-180.
44. Никифоров, Г.С. Психология профессионального здоровья как актуальное научное направление / Г.С. Никифоров, С.М. Шингаев - Москва: Психологический журнал, 2015. - Т. 36. - №2. - С. 44-54.
45. Николаева, О.К. Пеший туризм как уникальный общедоступный вид спортивного туризма / О.К. Николаева, А.Е. Тарасов - Москва: Инновационная наука, 2015. - № 11-2. - С. 251-253.
46. Оленев, А.М. Урал и Новая Земля / А.М. Оленев. - Москва: Мысль, 1965. - 215 с.
47. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера / Н.Г. Озолин. - Москва: Астрель, 2002. - 864 с.
48. Озолин, Н. Г. Путь к успеху / Н.Г. Озолин. - Москва: Физкультура и спорт, 1995. - 112 с.
49. Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. - Москва: Физкультура и спорт, 1970. - 478 с.
50. Паламарчук, В.Ф. Физическое воспитание студентов / В.Ф. Паламарчук. - Москва: Просвещение, 2007. - 208 с.
51. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование:
учебник / Под ред. Ю. Д. Железняка. - Москва: Академия. - 384 с.
52. Программ ДЮСШ. Волейбол - Москва: Советский спорт, 2005. - 192 с.
53. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / Глав. ред.: И. А. Каиров (глав. ред.) [и др.]. - Москва: Сов. энциклопедия, 1964-1968. - 912 с.
54. Петров, П.К. Математико-статистическая обработка и графическое представление результатов педагогических исследований с использованием информационных технологий: учебное пособие. / П.К. Петров; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО «Удмурт. гос. ун-т». - Ижевск: Удмуртский университет, 2013. - 179 с.
55. Пономаренко, В.А. Инновационные подходы к методическому наполнению образовательной среды для повышения мотивации к летной деятельности и профессиональной надежности / В.А. Пономаренко, А.А. Ворона, Д.В. Гендер. - Москва: Проблемы безопасности полетов. - 2014. - № 4. - С. 9-14.
56. Пономаренко, В.А. Психология жизни и труда летчика / В.А. Пономаренко. -Москва: Воениздат, 1992. - 224 с.
57. Поташник, М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт: пособие для учителя / М.М, Поташник. - Киев: Рад. школа, 2008. - 189 с.
58. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г С. Никифорова. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 607 с.
59. Роледер, Л.Н. Особенности занятий спортивным туризмом в вузе / Л.Н. Роледер - Москва: Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 772-774.
60. Семенов, Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков / Л.А. Семенов. - Москва: Москва, Советский спорт, 2005. - 142 с.
61. Сермеев, Б. В. Определение физической подготовленности школьников / Б.В. Сермеев. - Москва: Педагогика, 1999. - 289 с.
62. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М. Смирнов. - Москва: Физкультура и спорт, 2002. - 608 с.
63. Суслов, Ф. П. Современная система спортивной подготовки / Ф.П. Суслов. - Москва: Физкультура и спорт, 1995. - 245 с.
64. Таймазов, В.А. Теория и методика спортивного туризма: учебник / В.А. Таймазов, Ю.Н. Федотов- Москва: Советский спорт, 2014. - 424 с.
65. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков. - Москва: Советский спорт, 2002. - 364с.
66. Физическая культура. Примерная программа для высших учебных заведений/ сост. В.И. Ильинич, Ю.И. Евсеев. - Москва: 2000. - 72 с.
67. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин. - Москва: Физкультура и спорт, 1998. - 170 с.
68. Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин. - Москва: Физкультура и спорт, 1999. - 224 с.
69. Харре, Д. Учение о тренировке / Д. Харре. - Москва: Физкультура и спорт, 1971. - 328 с.
70. Шебеко, В. Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить / В. Шебеко, Е. Семенова. -Москва: Здоровье дошкольника. - 2009. - № 6. - С. 33-38.
71. Шостак, В.И. Военно-профессиональная работоспособность как критерий здоровья / В.И. Шостак, Л.А. Яньшин. -Москва: Военно¬медицинский журнал. - 1993. - № 1. - С. 61-64.
72. Штоф, В.А. Современные проблемы формирования физического воспитания / В.А. Штоф. - Москва: Академия, 2006. - 40 с.
73. Якимов, А.М. Инновационная тренировка выносливости в циклических видах спорта: учеб. -метод. Пособие / А.М. Якимов, А.С. Ревзон. - Москва: Спорт, 2018. - 110 с.