Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Развитие творческого воображения детей как педагогическая
проблема 7
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей младшего
школьного возраста 1 6
1.3. Декоративно-прикладное искусство как средство развития
творческого воображения детей младшего школьного возраста 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
творческого воображения у детей младшего школьного возраста 36
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения
младших школьников в декоративно-прикладной деятельности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Развитие творческого воображения детей как педагогическая
проблема 7
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей младшего
школьного возраста 1 6
1.3. Декоративно-прикладное искусство как средство развития
творческого воображения детей младшего школьного возраста 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
творческого воображения у детей младшего школьного возраста 36
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения
младших школьников в декоративно-прикладной деятельности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
В современных социокультурных условиях происходит процесс непрерывного реформирования всех общественных институтов, который требует от человека умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат. Творчески мыслящий человек способен наиболее эффективно организовать свою деятельность.
Значимость развития творческого воображения подчеркивается ФГОС НОО, где отмечается, что «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, должно быть направлено на увеличение творческого потенциала, рост познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности» [33, с. 4-5].
Особую важность развитие творческого воображения приобретает в младшем школьном возрасте. В этот период у детей происходит качественный скачок в развитии, они становятся открытыми творчеству, стремятся к познанию и преобразованию окружающего мира. Игры и разговоры детей отражают силу их воображения, уровень фантазии. В младшем школьном возрасте ребенок уже имеет определенный жизненный опыт, позволяющий ему заниматься преобразованием мира, но у него еще не сформировались устойчивые стереотипы, сдерживающие буйство воображения и фантазии.
В психолого-педагогической литературе представлены различные точки зрения на проблему развития творческого воображения: Ж. Пиаже считает, что генезис творческих процессов связан с созреванием определенных структур; Т. Рибо и А. Бэн объясняют происхождение и развитие творческого воображения накоплением индивидуального опыта; связывают развитие творческого воображения с развитием игровой деятельности ребенка А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Основой для 3
определения особенностей развития творческого воображения младших школьников служат труды известных психологов: А.С. Белкина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Петровского, Е.С. Полат, и др.
Одним из результативных способов развития творческого воображения детей младшего школьного возраста является планирование и организация целенаправленной, системной педагогической деятельности, в том числе кружковой [46]. Особое значение для развития творческого воображения младшего школьника имеет декоративно-прикладная деятельность. В процессе ее освоения ребенок учится видеть красоту, преобразует собственными руками с помощью воображения и фантазии отдельные элементы в единое целое, получая на выходе уникальный творческий продукт. Использование различных техник ДПИ (аппликация, лепка, панно и др.) позволяет расширить представления ребенка о многообразии мира творчества, предоставляет простор для развития воображения при работе с различными материалами.
О роли и значении декоративно-прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, С.Т Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и др. Они отмечали, что искусство пробуждает яркие образные представления , способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Многие авторы отмечают, что потенциал декоративно-прикладной деятельности в развитии творческого воображения используется не в полной мере и, как показывает практика, занятиям декоративно-прикладной деятельностью не уделяется должное внимание. Наблюдается недостаточная разработанность содержания педагогической работы по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста посредством декоративно-прикладной деятельностью.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческого воображения у младших школьников, как компонента творчески развитой личности и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе декоративно-прикладной деятельности для его развития.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладной деятельностью.
Выявленные актуальность проблемы и противоречие позволили определить тему исследования: «Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности».
Объект исследования - процесс развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в процессе декоративно-прикладной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение» применительно к младшему школьному возрасту.
2. Выявить особенности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности декоративно-прикладной деятельности в развитии творческого воображения детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностическое исследование уровня развитости творческого воображения детей младшего школьного возраста на начальном этапе практического исследования.
5. Спроектировать содержание работы по развитию творческого воображения детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий по декоративно-прикладной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности, способствующей развитию творческого воображения детей, повышению качественного уровня его развития.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Крыловская СОШ с. Крылово Красноуфимского района Свердловской области. В практическом исследовании приняли участие 14 детей в возрасте 7-8 лет, обучающиеся по программе «Школа России».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 50 наименований изданий, приложений.
Значимость развития творческого воображения подчеркивается ФГОС НОО, где отмечается, что «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, должно быть направлено на увеличение творческого потенциала, рост познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности» [33, с. 4-5].
Особую важность развитие творческого воображения приобретает в младшем школьном возрасте. В этот период у детей происходит качественный скачок в развитии, они становятся открытыми творчеству, стремятся к познанию и преобразованию окружающего мира. Игры и разговоры детей отражают силу их воображения, уровень фантазии. В младшем школьном возрасте ребенок уже имеет определенный жизненный опыт, позволяющий ему заниматься преобразованием мира, но у него еще не сформировались устойчивые стереотипы, сдерживающие буйство воображения и фантазии.
В психолого-педагогической литературе представлены различные точки зрения на проблему развития творческого воображения: Ж. Пиаже считает, что генезис творческих процессов связан с созреванием определенных структур; Т. Рибо и А. Бэн объясняют происхождение и развитие творческого воображения накоплением индивидуального опыта; связывают развитие творческого воображения с развитием игровой деятельности ребенка А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Основой для 3
определения особенностей развития творческого воображения младших школьников служат труды известных психологов: А.С. Белкина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Петровского, Е.С. Полат, и др.
Одним из результативных способов развития творческого воображения детей младшего школьного возраста является планирование и организация целенаправленной, системной педагогической деятельности, в том числе кружковой [46]. Особое значение для развития творческого воображения младшего школьника имеет декоративно-прикладная деятельность. В процессе ее освоения ребенок учится видеть красоту, преобразует собственными руками с помощью воображения и фантазии отдельные элементы в единое целое, получая на выходе уникальный творческий продукт. Использование различных техник ДПИ (аппликация, лепка, панно и др.) позволяет расширить представления ребенка о многообразии мира творчества, предоставляет простор для развития воображения при работе с различными материалами.
О роли и значении декоративно-прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, С.Т Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и др. Они отмечали, что искусство пробуждает яркие образные представления , способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Многие авторы отмечают, что потенциал декоративно-прикладной деятельности в развитии творческого воображения используется не в полной мере и, как показывает практика, занятиям декоративно-прикладной деятельностью не уделяется должное внимание. Наблюдается недостаточная разработанность содержания педагогической работы по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста посредством декоративно-прикладной деятельностью.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческого воображения у младших школьников, как компонента творчески развитой личности и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе декоративно-прикладной деятельности для его развития.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладной деятельностью.
Выявленные актуальность проблемы и противоречие позволили определить тему исследования: «Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности».
Объект исследования - процесс развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в процессе декоративно-прикладной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение» применительно к младшему школьному возрасту.
2. Выявить особенности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности декоративно-прикладной деятельности в развитии творческого воображения детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностическое исследование уровня развитости творческого воображения детей младшего школьного возраста на начальном этапе практического исследования.
5. Спроектировать содержание работы по развитию творческого воображения детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий по декоративно-прикладной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности, способствующей развитию творческого воображения детей, повышению качественного уровня его развития.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Крыловская СОШ с. Крылово Красноуфимского района Свердловской области. В практическом исследовании приняли участие 14 детей в возрасте 7-8 лет, обучающиеся по программе «Школа России».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 50 наименований изданий, приложений.
В современном обществе в связи с перестройкой общественных институтов, возрастает потребность развития человека, умеющего неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. В связи с этим, одной из главных педагогических задач выступает развитие творческого воображения ребенка.
Изучение литературы показало, что существует множество определений творческого воображения. В качестве рабочего для проводимого исследования рассматривается определение Л.С. Выготского: творческое воображение - это способность младших школьников самостоятельно создавать новые образы на основе имеющихся представлений.
На основе определения понятия «творческое воображение» нами были определены показатели и разработаны уровни развитости творческого воображения у младших школьников в декоративно-прикладной деятельности. Таким образом, к основным показателям развитости творческого воображения были отнесены: художественно-эстетический опыт, гибкость, оригинальность.
Для выявления уровней развитости творческого воображения младших школьников были выбраны следующие диагностические методики: анкета «Мой художественно-эстетический опыт»; методика «Круги» Л.Д. Столяренко; методика «Где чье место?» Е. Кравцовой.
Результаты проведения данных диагностических методик позволили определить начальный уровень развития творческого воображения младших школьников: на высоком уровне развитости творческого воображения находятся 3 обучающихся (21%), на среднем уровне - 8 обучающихся (58%), на низком уровне развитости творческого воображения - 3 обучающихся (21%).
Полученные результаты показали необходимость разработки содержания педагогической работы по развитию творческого воображения. Нами был разработан комплекс занятий, по развитию творческого воображения младших школьников посредством декоративно-прикладной деятельности.
Декоративно-прикладная деятельность - это деятельность, позволяющая использовать разнообразные материалы, в том числе пластичные (пластилин, масса для лепки, глина, соленое тесто) для создания вещей, которые могут использоваться в быту или служить украшением.
Содержание деятельности включало в себя развитие творческого воображения младших школьников в совокупности выделенных показателей и реализовалось в комплексе занятий: «Знакомство с миром фантазии», «Бумажная фантазия», «Геометрический кот», «Плюшевая мечта», «Тропическая бабочка», «Кукла-оберег», «Морские пришельцы», «Маша и медведь», «Мы - архитекторы», «Декоративное панно «Чудесный лес», «Нарцисс» (из яичных коробочек), «Город невероятных вещей», «Росчерком кисти спешу я поздравить...», «Мозаика чудесного города», «Волшебный сосуд».
Для развития творческого воображения в декоративно-прикладной деятельности в совокупности выделенных показателей были определены следующие методы. Для развития показателя «художественно-эстетический опыт»:
- метод создания художественного контекста (легенда «Откуда появились знаки в рисовании», сказка для знакомства детей с Городецким промыслом, легенда для знакомства с Хохломой);
- метод создания композиции (Л.В. Горюнова);
- словесный метод;
- метод привлечения жизненного опыта детей (метод осознания личностного смысла автор А.А. Пиличаускас);
- наглядные методы, и т.д.
Для развития показателя «гибкость»:
- метод создания композиции;
- метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности;
- игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры).
Для развития показателя «оригинальность»:
- метод моделирования художественно-творческого процесса;
- метод создания художественного контекста;
- игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры);
- метод сравнений.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены в полном объеме.
Изучение литературы показало, что существует множество определений творческого воображения. В качестве рабочего для проводимого исследования рассматривается определение Л.С. Выготского: творческое воображение - это способность младших школьников самостоятельно создавать новые образы на основе имеющихся представлений.
На основе определения понятия «творческое воображение» нами были определены показатели и разработаны уровни развитости творческого воображения у младших школьников в декоративно-прикладной деятельности. Таким образом, к основным показателям развитости творческого воображения были отнесены: художественно-эстетический опыт, гибкость, оригинальность.
Для выявления уровней развитости творческого воображения младших школьников были выбраны следующие диагностические методики: анкета «Мой художественно-эстетический опыт»; методика «Круги» Л.Д. Столяренко; методика «Где чье место?» Е. Кравцовой.
Результаты проведения данных диагностических методик позволили определить начальный уровень развития творческого воображения младших школьников: на высоком уровне развитости творческого воображения находятся 3 обучающихся (21%), на среднем уровне - 8 обучающихся (58%), на низком уровне развитости творческого воображения - 3 обучающихся (21%).
Полученные результаты показали необходимость разработки содержания педагогической работы по развитию творческого воображения. Нами был разработан комплекс занятий, по развитию творческого воображения младших школьников посредством декоративно-прикладной деятельности.
Декоративно-прикладная деятельность - это деятельность, позволяющая использовать разнообразные материалы, в том числе пластичные (пластилин, масса для лепки, глина, соленое тесто) для создания вещей, которые могут использоваться в быту или служить украшением.
Содержание деятельности включало в себя развитие творческого воображения младших школьников в совокупности выделенных показателей и реализовалось в комплексе занятий: «Знакомство с миром фантазии», «Бумажная фантазия», «Геометрический кот», «Плюшевая мечта», «Тропическая бабочка», «Кукла-оберег», «Морские пришельцы», «Маша и медведь», «Мы - архитекторы», «Декоративное панно «Чудесный лес», «Нарцисс» (из яичных коробочек), «Город невероятных вещей», «Росчерком кисти спешу я поздравить...», «Мозаика чудесного города», «Волшебный сосуд».
Для развития творческого воображения в декоративно-прикладной деятельности в совокупности выделенных показателей были определены следующие методы. Для развития показателя «художественно-эстетический опыт»:
- метод создания художественного контекста (легенда «Откуда появились знаки в рисовании», сказка для знакомства детей с Городецким промыслом, легенда для знакомства с Хохломой);
- метод создания композиции (Л.В. Горюнова);
- словесный метод;
- метод привлечения жизненного опыта детей (метод осознания личностного смысла автор А.А. Пиличаускас);
- наглядные методы, и т.д.
Для развития показателя «гибкость»:
- метод создания композиции;
- метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности;
- игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры).
Для развития показателя «оригинальность»:
- метод моделирования художественно-творческого процесса;
- метод создания художественного контекста;
- игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры);
- метод сравнений.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены в полном объеме.
Подобные работы
- Развитие творческого воображения у детей младшего школьного
возраста в декоративно-прикладной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого воображения у детей младшего школьного
возраста в декоративно-прикладной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческих способностей у детей младшего школьного
возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие у третьеклассников творческого воображения в процессе реализации проекта «Пуговичная поляна» на материале декоративно-прикладного искусства (Организация детской проектной и исследовательской деятельности, Вятский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Немецкий. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Искусство керамики как средство развития творческих способностей
детей младшего школьного возраста в условиях ДШИ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - КИСТЕВАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗЯНЯТИЯХ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной
деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



