Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Работа №94985

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ НАУЧНОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ 6
1.1 Сущность практико-ориентированного обучения 6
1.2 Практико-ориентированное обучение в рамках дисциплины
«Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта 9
1.3 Характеристика практико-ориентированного обучения на уроках
«Основы безопасности жизнедеятельности» 14
ГЛАВА 2 АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ПРАКТИКО­ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ» 24
2.1 Технологии и методы практико-ориентированного обучения на
уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» 24
2.2 Методические рекомендации по организации и проведению
практических работ 44
2.3 Анализ результатов применения практико-ориентированного
обучения 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Происходящие в современном мире события вызывают сильные пере­мены во всех областях человеческой жизни. Возрастание числа аварий и ка­тастроф, проявления опасных природных явлений, опасных ситуаций соци­ального характера и отсутствия освоения безопасного поведения в таких си­туациях негативно отражаются на жизни и состояния здоровья людей. В этих условиях увеличивается роль обучения, которое связано с подготовкой обу­чающихся в области безопасности.
В 1991 году ввели предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ), но уровень безопасного поведения населения остается низ­ким. Нерациональная опрометчивость устанавливает предпосылки для про­явления опасных или даже аварийных ситуаций, а отсутствие умений приво­дит к человеческим жертвам, ущербу здоровья и нарушению условий жизне­деятельности.
Обучение практическим умениям и навыкам на дисциплине «ОБЖ» не­сет в себе не только освоение теоретических знаний, но и способность про­тивостоять различным трудностям, находить пути и предлагать нестандарт­ные решения в опасных ситуациях, осуществлять контроль за своей деятель­ностью.
Хотим отметить, что практико-ориентированная направленность учеб­ной дисциплины «ОБЖ» нашло отражение и в Федеральном государствен­ном образовательном стандарте (далее - ФГОС). Современная образователь­ная система предлагает не только простое усвоение знаний, но, также, и об­щее развитие обучающихся. В связи с этим, придается большое значение к разработке новых технологий образовательного процесса, одной из которых является практико-ориентированное обучение.
Однако, как показывает практика, инновационные направления реали­зуются медленно, имея некоторые проблемы. Главная из них - отрыв на учебных занятиях от практики и анализа ситуаций повседневной жизни.
3
Вследствие этого у обучающихся теряется позитивное отношение к изучае­мому материалу. Преподаватель должен организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, а знания - востребованными [28]. Только то­гда деятельность учащихся станет успешной. На решение этой задачи как раз и направлено практико-ориентированное обучение. Сущность его состоит в создании образовательно процесса на основе приобретения новых знаний и формирование умений при решении ситуационных задач, непосредственно связанных с жизнью.
Итак, актуальность данного исследования заключается в том, что бес­сознательное отношение к безопасному образу жизни не решится, пока у ка­ждого обучающегося не будет сформирована потребность к безопасности и способность к ее реализации. Практико-ориентированное обучение позволит значительно повысить эффективность обучения. Изучив данную тему и реа­лизуя ее в учебный процесс, мы сможем развить умения у студентов проти­востоять проблемам различного рода трудностям, находить выход из опас­ных ситуаций.
Изучение информационных источников различного уровня позволило выявить следующее противоречие: изучение дисциплины «ОБЖ», с одной стороны должно быть направлено на применение умений в случае возникно­вения опасных и чрезвычайных ситуаций, но с другой стороны в большей степени направлено на теоретическое изучение правил безопасного поведе­ния.
Проблема: каковы пути и средства реализации практико­
ориентированного обучения.
Объект: учебно-воспитательный процесс обучения в колледже.
Предмет: организация практико-ориентированного обучения студен­тов при изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».
Цель исследования: разработка рекомендаций по практико­
ориентированному обучению на уроках «Основы безопасности жизнедея­тельности».
Гипотеза исследования предполагается в том, что внедрение практи­ко-ориентированного обучения при изучении «Основ безопасности жизне­деятельности» в колледже, будет способствовать лучшему достижению тре­бований ФГОС к освоению предметных результатов.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литера­туру.
2. Разработать рекомендации по реализации практико-ориентированного обучения студентов на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
3. Проанализировать и представить результаты работы.
Методика исследования:
Анализ научно-методической литературы, наблюдение, метод анкети­рования.
База исследования: Работа проводилась на базе Государственного ав­тономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж» и включала в себя следующие этапы:
1) 2017 год - определение темы, объекта, предмета исследования, изу­чение научной и учебно-методической литературы по теме, формулирование цели и задач, а также гипотезы исследования.
2) 2018-2019 учебный год - разработка и апробация методических ма­териалов, анализ полученных результатов и формулирование выводов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из основных задач преподавателя ОБЖ является построение изучения дисциплины «ОБЖ» таким образом, чтобы использовать все воз­можности для обеспечения практической подготовленности обучающихся к безопасной жизнедеятельности. В связи с этим практико-ориентированное обучение заслуживают особого внимания.
На различных типах уроков, с применением практико-риентированного обучения, обучающиеся получают необходимые умения по применению теоретических знаний при решении различных видов зада­ний, возникающих в жизнедеятельности человека. Они знакомятся с такими спорными вопросами, которые встречаются в жизни, и получают ориенти­ровку на правильное их решение. Практико-ориентированное обучение фор­мирует умения по безопасному поведению, которые так необходимы челове­ку в жизни.
Целью данной исследовательской работы является разработка и реали­зация рекомендации по практико-ориентированному обучению студентов колледжа на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
Для достижения поставленной цели, была проделана следующая рабо­та:
1. Изучили и проанализировали научную и учебно-методическую лите­ратуру по практико-ориентированному обучению:
Рассмотрели сущность практико-ориентированного обучения, где вы­явили, что практико-ориентированное обучение - процесс освоения обучае­мыми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими реальных практических задач. Обязательными требованиями для практико-ориентированного обуче­ния являются: применение реальных практических задач в учебной деятель­ности; моделирование практической ситуации должно проходит в групповой форме обучения; использование межпредметных связей. Выполнение всех 62
этих требований будет способствовать созданию в учебном процессе практи­ко-ориентированной образовательной среды.
Провели анализ Федерального государственного образовательного стандарта. Действующий ФГОС, диктует следующие направления учебной деятельности: ученик перестает быть пассивным звеном учебного процесса и становится активным субъектом. Также, в ФГОС представлены требования к результатам освоения образовательной программы, особое место в котором занимает практическая подготовленность обучающихся. Перечислены необ­ходимые умения и навыки, которые должны быть выработаны у обучающих­ся.
Рассмотрели характеристику практико-ориентированного обучения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности». Было выявлено, что на со­временном этапе практико-ориентированную образовательную среду можно организовать посредством применения практико-ориентированных техноло­гий: игровые технологии, проблемное обучение, интерактивные технологии обучения, проектные технологии, технологии критического мышления.
2. Разработали рекомендации по реализации практико­ориентированного обучения студентов на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»:
Нами была разработана и успешно апробирована методика практико­ориентированного обучения студентов колледжа на уроках «ОБЖ».
Практико-ориентированное обучение может осуществляться на раз­личных типах уроков: урок ознакомления с новым материалом; урок закреп­ления знаний; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систе­матизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений.
Мы предложили общие методические рекомендации по проведению практических работ на уроках ОБЖ. Данные практические работы были раз­работаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Основы безо­пасности жизнедеятельности».
3. Анализ проведенного исследования по реализации применения раз­работанных рекомендаций практико-ориентированного обучения студентов колледжа на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» позволил сформулировать следующее:
1) Уровень успеваемости возрос от первого контроля знаний к послед­нему в двух группах. Но экспериментальная группа превосходит контроль­ную группу по всем показателям, после внедрения в учебный процесс прак­тико-ориентированного обучения. Это можно объяснить более сильной заин­тересованностью студентов к темам, соответственно повысилось запомина­ние и усвоение материала.
2) Использование практико-ориентированного обучения на различных типах уроков, существенно облегчает и заинтересовывает в работе обучаю­щихся. Что в дальнейшем приводит к их вовлеченности в процесс обучения, а также повышение их к самостоятельности.
3) Также, хотелось бы отметить, что экспериментальные группы пре­восходили контрольную по уровню достижения предметных результатов [20]: умение применять полученные знания на практике; проектировать мо­дели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях.
У студентов экспериментальной группы наблюдалась заметная дина­мика в развитии метапредметных результатов [20]: самостоятельно опреде­лять цели обучения, ставить и формулировать задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение формулировать лич­ные понятия о безопасности; обобщать и сравнивать последствия опасных ситуаций.
На основании всего вышеперечисленного, можно сказать, что постав­ленная цель была достигнута. Сформулированная гипотеза - внедрение прак­тико-ориентированного обучения при изучении «Основ безопасности жизне­деятельности» в колледже, будет способствовать лучшему достижению тре­бований ФГОС к освоению предметных результатов - была подтверждена.


1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин - Москва: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с. - Текст: непосредственный.
2. Айзман, Р. И. Значение курса «основы безопасности жизнедеятель­ности» в современной подготовке школьников / Р. И. Айзман // Сибирский педагогический журнал - 2012. - № 7. - 211-215 с. - Текст: непосредствен­ный.
3. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стан­дартов нового поколения./ А.Г. Асмолов. Москва: Педагогика, 2009.
4. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для средне­
го профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей ре­дакцией В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 399 с.— URL: www.biblio-online.ru/book/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-433376 (дата
обращения: 21.06.2019).
5. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / В.П. Беспалько. - Москва: Педагогика, 1995. - 342 с.
6. Болотов, В.А. Прагматичность и практичность должны лежать в ос­нове курса ОБЖ / В.А. Болотов // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятель­ности. - 1999. - №2. - 64 с. - Текст: непосредственный.
7. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебное пособие. / Н. В. Бордовская, А. А. Реан - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 304 с. -Серия: Учебное пособие - Текст: непосредственный.
8. Бочаров, Е. А. Ступени обучения выживанию: программно­методическое пособие для педагогов / Е. А. Бочаров, Н. И. Бочарова. - Моск­ва: Владос, 2008. - 201с. - Текст: непосредственный.
9. Бузанаков В. Методика постоянно расширяющейся деятельности / В. Бузанаков // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2007. - № 10 . - 64 с. -
Текст: непосредственный.
10. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в об­разовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий - Москва: Логос, 2011. - 334 с. - Текст: непосредственный.
11. Гин А. А. Приёмы педагогической техники. / А.А. Гин. Москва: Ви­та-Пресс, 2006. - 88 с.
8. Данилов, М. А. Дидактика / М.А. Данилов, С.В. Иванов. - Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 2013. - 520 с. - Текст: непосредственный.
12. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения/В.И. Звонников, М.Б. Челышковская — Москва: Академия, 2009 - 224с.
13. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход в образовании / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. Извести УрО РАО. 2005, - №3 (33). - С. 27-34.
14. Крутько, С. Критическое мышление// Саморазвитие. - URL: https://4brain.ru/critical (дата обращения: 05.02.2019).
15. Мельникова, Н. Ф. Теория и методика обучения безопасности жиз­недеятельности: учебное пособие / Н. Ф. Мельникова; ГОУ учреждение ВПО «Уральский гос. пед. ун-т». - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2011. - 140 с. - Текст: непосредственный...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ