ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ НАУЧНОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ 6
1.1 Сущность практико-ориентированного обучения 6
1.2 Практико-ориентированное обучение в рамках дисциплины
«Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта 9
1.3 Характеристика практико-ориентированного обучения на уроках
«Основы безопасности жизнедеятельности» 14
ГЛАВА 2 АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 24
2.1 Технологии и методы практико-ориентированного обучения на
уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» 24
2.2 Методические рекомендации по организации и проведению
практических работ 44
2.3 Анализ результатов применения практико-ориентированного
обучения 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Происходящие в современном мире события вызывают сильные перемены во всех областях человеческой жизни. Возрастание числа аварий и катастроф, проявления опасных природных явлений, опасных ситуаций социального характера и отсутствия освоения безопасного поведения в таких ситуациях негативно отражаются на жизни и состояния здоровья людей. В этих условиях увеличивается роль обучения, которое связано с подготовкой обучающихся в области безопасности.
В 1991 году ввели предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ), но уровень безопасного поведения населения остается низким. Нерациональная опрометчивость устанавливает предпосылки для проявления опасных или даже аварийных ситуаций, а отсутствие умений приводит к человеческим жертвам, ущербу здоровья и нарушению условий жизнедеятельности.
Обучение практическим умениям и навыкам на дисциплине «ОБЖ» несет в себе не только освоение теоретических знаний, но и способность противостоять различным трудностям, находить пути и предлагать нестандартные решения в опасных ситуациях, осуществлять контроль за своей деятельностью.
Хотим отметить, что практико-ориентированная направленность учебной дисциплины «ОБЖ» нашло отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее - ФГОС). Современная образовательная система предлагает не только простое усвоение знаний, но, также, и общее развитие обучающихся. В связи с этим, придается большое значение к разработке новых технологий образовательного процесса, одной из которых является практико-ориентированное обучение.
Однако, как показывает практика, инновационные направления реализуются медленно, имея некоторые проблемы. Главная из них - отрыв на учебных занятиях от практики и анализа ситуаций повседневной жизни.
3
Вследствие этого у обучающихся теряется позитивное отношение к изучаемому материалу. Преподаватель должен организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, а знания - востребованными [28]. Только тогда деятельность учащихся станет успешной. На решение этой задачи как раз и направлено практико-ориентированное обучение. Сущность его состоит в создании образовательно процесса на основе приобретения новых знаний и формирование умений при решении ситуационных задач, непосредственно связанных с жизнью.
Итак, актуальность данного исследования заключается в том, что бессознательное отношение к безопасному образу жизни не решится, пока у каждого обучающегося не будет сформирована потребность к безопасности и способность к ее реализации. Практико-ориентированное обучение позволит значительно повысить эффективность обучения. Изучив данную тему и реализуя ее в учебный процесс, мы сможем развить умения у студентов противостоять проблемам различного рода трудностям, находить выход из опасных ситуаций.
Изучение информационных источников различного уровня позволило выявить следующее противоречие: изучение дисциплины «ОБЖ», с одной стороны должно быть направлено на применение умений в случае возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, но с другой стороны в большей степени направлено на теоретическое изучение правил безопасного поведения.
Проблема: каковы пути и средства реализации практико
ориентированного обучения.
Объект: учебно-воспитательный процесс обучения в колледже.
Предмет: организация практико-ориентированного обучения студентов при изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».
Цель исследования: разработка рекомендаций по практико
ориентированному обучению на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
Гипотеза исследования предполагается в том, что внедрение практико-ориентированного обучения при изучении «Основ безопасности жизнедеятельности» в колледже, будет способствовать лучшему достижению требований ФГОС к освоению предметных результатов.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу.
2. Разработать рекомендации по реализации практико-ориентированного обучения студентов на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
3. Проанализировать и представить результаты работы.
Методика исследования:
Анализ научно-методической литературы, наблюдение, метод анкетирования.
База исследования: Работа проводилась на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж» и включала в себя следующие этапы:
1) 2017 год - определение темы, объекта, предмета исследования, изучение научной и учебно-методической литературы по теме, формулирование цели и задач, а также гипотезы исследования.
2) 2018-2019 учебный год - разработка и апробация методических материалов, анализ полученных результатов и формулирование выводов.
Одной из основных задач преподавателя ОБЖ является построение изучения дисциплины «ОБЖ» таким образом, чтобы использовать все возможности для обеспечения практической подготовленности обучающихся к безопасной жизнедеятельности. В связи с этим практико-ориентированное обучение заслуживают особого внимания.
На различных типах уроков, с применением практико-риентированного обучения, обучающиеся получают необходимые умения по применению теоретических знаний при решении различных видов заданий, возникающих в жизнедеятельности человека. Они знакомятся с такими спорными вопросами, которые встречаются в жизни, и получают ориентировку на правильное их решение. Практико-ориентированное обучение формирует умения по безопасному поведению, которые так необходимы человеку в жизни.
Целью данной исследовательской работы является разработка и реализация рекомендации по практико-ориентированному обучению студентов колледжа на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
Для достижения поставленной цели, была проделана следующая работа:
1. Изучили и проанализировали научную и учебно-методическую литературу по практико-ориентированному обучению:
Рассмотрели сущность практико-ориентированного обучения, где выявили, что практико-ориентированное обучение - процесс освоения обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими реальных практических задач. Обязательными требованиями для практико-ориентированного обучения являются: применение реальных практических задач в учебной деятельности; моделирование практической ситуации должно проходит в групповой форме обучения; использование межпредметных связей. Выполнение всех 62
этих требований будет способствовать созданию в учебном процессе практико-ориентированной образовательной среды.
Провели анализ Федерального государственного образовательного стандарта. Действующий ФГОС, диктует следующие направления учебной деятельности: ученик перестает быть пассивным звеном учебного процесса и становится активным субъектом. Также, в ФГОС представлены требования к результатам освоения образовательной программы, особое место в котором занимает практическая подготовленность обучающихся. Перечислены необходимые умения и навыки, которые должны быть выработаны у обучающихся.
Рассмотрели характеристику практико-ориентированного обучения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности». Было выявлено, что на современном этапе практико-ориентированную образовательную среду можно организовать посредством применения практико-ориентированных технологий: игровые технологии, проблемное обучение, интерактивные технологии обучения, проектные технологии, технологии критического мышления.
2. Разработали рекомендации по реализации практикоориентированного обучения студентов на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»:
Нами была разработана и успешно апробирована методика практикоориентированного обучения студентов колледжа на уроках «ОБЖ».
Практико-ориентированное обучение может осуществляться на различных типах уроков: урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления знаний; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений.
Мы предложили общие методические рекомендации по проведению практических работ на уроках ОБЖ. Данные практические работы были разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».
3. Анализ проведенного исследования по реализации применения разработанных рекомендаций практико-ориентированного обучения студентов колледжа на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» позволил сформулировать следующее:
1) Уровень успеваемости возрос от первого контроля знаний к последнему в двух группах. Но экспериментальная группа превосходит контрольную группу по всем показателям, после внедрения в учебный процесс практико-ориентированного обучения. Это можно объяснить более сильной заинтересованностью студентов к темам, соответственно повысилось запоминание и усвоение материала.
2) Использование практико-ориентированного обучения на различных типах уроков, существенно облегчает и заинтересовывает в работе обучающихся. Что в дальнейшем приводит к их вовлеченности в процесс обучения, а также повышение их к самостоятельности.
3) Также, хотелось бы отметить, что экспериментальные группы превосходили контрольную по уровню достижения предметных результатов [20]: умение применять полученные знания на практике; проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях.
У студентов экспериментальной группы наблюдалась заметная динамика в развитии метапредметных результатов [20]: самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение формулировать личные понятия о безопасности; обобщать и сравнивать последствия опасных ситуаций.
На основании всего вышеперечисленного, можно сказать, что поставленная цель была достигнута. Сформулированная гипотеза - внедрение практико-ориентированного обучения при изучении «Основ безопасности жизнедеятельности» в колледже, будет способствовать лучшему достижению требований ФГОС к освоению предметных результатов - была подтверждена.
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин - Москва: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с. - Текст: непосредственный.
2. Айзман, Р. И. Значение курса «основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников / Р. И. Айзман // Сибирский педагогический журнал - 2012. - № 7. - 211-215 с. - Текст: непосредственный.
3. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения./ А.Г. Асмолов. Москва: Педагогика, 2009.
4. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для средне
го профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 399 с.— URL: www.biblio-online.ru/book/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-433376 (дата
обращения: 21.06.2019).
5. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / В.П. Беспалько. - Москва: Педагогика, 1995. - 342 с.
6. Болотов, В.А. Прагматичность и практичность должны лежать в основе курса ОБЖ / В.А. Болотов // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. - 1999. - №2. - 64 с. - Текст: непосредственный.
7. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебное пособие. / Н. В. Бордовская, А. А. Реан - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 304 с. -Серия: Учебное пособие - Текст: непосредственный.
8. Бочаров, Е. А. Ступени обучения выживанию: программнометодическое пособие для педагогов / Е. А. Бочаров, Н. И. Бочарова. - Москва: Владос, 2008. - 201с. - Текст: непосредственный.
9. Бузанаков В. Методика постоянно расширяющейся деятельности / В. Бузанаков // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2007. - № 10 . - 64 с. -
Текст: непосредственный.
10. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий - Москва: Логос, 2011. - 334 с. - Текст: непосредственный.
11. Гин А. А. Приёмы педагогической техники. / А.А. Гин. Москва: Вита-Пресс, 2006. - 88 с.
8. Данилов, М. А. Дидактика / М.А. Данилов, С.В. Иванов. - Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 2013. - 520 с. - Текст: непосредственный.
12. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения/В.И. Звонников, М.Б. Челышковская — Москва: Академия, 2009 - 224с.
13. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход в образовании / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. Извести УрО РАО. 2005, - №3 (33). - С. 27-34.
14. Крутько, С. Критическое мышление// Саморазвитие. - URL: https://4brain.ru/critical (дата обращения: 05.02.2019).
15. Мельникова, Н. Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Н. Ф. Мельникова; ГОУ учреждение ВПО «Уральский гос. пед. ун-т». - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2011. - 140 с. - Текст: непосредственный...