Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ ТИПОМ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК

Работа №94977

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы145
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ ТИПОМ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК 9
1.1 Характеристика понятия «установка» личности в отечественной и
зарубежной психологии 9
1.2 Установки и убеждения: соотношение и
взаимодействие 15
1.3 Понимание рациональности - иррациональности в
психологии 22
1.4 Виды, функции и структура иррациональных установок 28
1.5 Концептуальная модель эффективных методов убеждения личности
с разным типом иррациональных установок 38
1.6 Выводы по первой главе 58
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ
ТИПОМ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК 61
2.1 Обоснование методик и описание выборки
исследования 61
2.2 Дизайн исследования 66
2.3 Анализ и интерпретация констатирующего эксперимента 70
2.4 Анализ и интерпретация формирующего эксперимента 89
2.5 Практические рекомендации использования методов убеждения
субъектам системы образования 102
2.6 Выводы по второй главе 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 115
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Интерес к изучению иррациональных структур отдельной личности и общества связан социальными изменениями и явлениями, происходящими в общественной жизни, необходимость осмысления которых закономерно требует обращения к идеалам, нормам, установкам и культурным смыслам, в частности интерес возрос к изучению механизмов проявления иррациональных установок по средствам применения эффективных методов убеждения личности в юношеском возрасте.
Особая значимость проблемы динамики иррациональных установок определена в юношеском возрасте, который является сензитивным периодом активного становления ценностно-смысловой сферы личности, структурирования иррациональных установок в процессе обучения с использованием эффективных методов убеждения, социального взаимодействия и профессионального становления. Ряд исследователей (Е.И. Исаев, Н.А. Кириллова, И.С. Кон, Г. Крайг, В.С. Собкин, В.И. Слободчиков) подчеркивают факт интенсивного формирования системы ценностных ориентаций и иррациональных установок именно в этом возрасте. Одной из главных особенностей данного периода является установка на поиск своих ценностно-смысловых и смысложизненных оснований и ориентация на индивидуализацию линий собственного поведения.
По словам ряда ученых (И.С. Артюхова, Н.А. Кирилова, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик), система ценностно-смысловых ориентиров и иррациональных установок, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет адаптационные механизмы личности (В.С. Ротенберг) и самоэффективность личности (А. Бандура), что, в конечном счете, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностно-смысловые установки характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
По исследованиям И.С. Коростелевой и В.С. Ротенберга, деформация адаптационно-поведенческих механизмов, в частности поискового поведения и установок приводит к нарушению активности жизненной позиции и дезориентации в ценностно-смысловой сфере.
В целом, необходимо отметить, что результативность обучения во многом определяется выраженностью активности поискового поведения и зависит от иррациональных установок. Это определяет актуальность исследования эффективных методов убеждения личности с разным типом иррациональных установок.
Проблема исследования. С развитием социального общества нашей страны, формированием определенного идеологического образа мышления современной молодежи как субъекта гражданской позиции меняются и методы работы с активным населением. Обращение к данной теме позволило выявить противоречие между необходимостью формирования единой идеологии и ценностно-смысловой сферы личности, начиная с этапа обучения, и отсутствием эффективных методов работы с молодежью как потенциала всей страны. Таким образом, проблема исследования заключается в недостаточности и разработанности сугубо на теоретическом уровне (оторванности от практики формирования иррациональных установок), низкой эффективности накопленного научного материала и в необходимости осмысления этого нового феномена.
Объект исследования: типы иррациональных установок личности.
Предмет исследования: иррациональные установки личности в юношеском возрасте.
Цель исследования: апробировать модель методов убеждения и оценить эффективность модели с учетом преобладающего типа иррациональных установок.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть характеристику понятия «установка» личности в отечественной и зарубежной психологии;
2. Определить соотношение и взаимодействие понятий установки и убеждения;
3. Установить понимание рациональности - иррациональности в психологии;
4. Описать виды, функции и структура иррациональных установок;
5. Исследовать концептуальную модель эффективных методов убеждения личности с разным типом иррациональных установок;
6. Произвести обоснование методик и описание выборки исследования;
7. Разработать дизайн исследования;
8. Эмпирическим путем выявить преобладающие типы иррациональных установок личности в юношеском возрасте;
9. По результатам эмпирического исследования структуры иррациональных установок личности в юношеском возрасте разработать и апробировать модель методов убеждения;
10. Составить практические рекомендации использования методов убеждения субъектам системы образования.
Гипотеза исследования состоит из 4-х положений:
1) приобщающими установками в период юношеского возраста выступает: «катастрофизация», «долженствование в отношении себя» и «долженствование в отношении других»;
2) существуют достоверные различия между молодыми людьми, имеющими разные доминирующие иррациональные установки, в деструктивных установках, сформированности комплекса неполноценности и интуитивном стиле;
3) существует значимая корреляционная связь между рациональностью
мыслительной деятельности и деструктивными установками в межличностных отношениях, сформированности комплекса
неполноценности и интуитивном стиле познавательной сферы личности юношеского возраста;
4) проведение программы курса «Искусство убеждения», построенной на основе концептуальной модели эффективных методов убеждения личности с разным типом иррациональных установок способствует изменению в психологических характеристиках молодых людей...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы был произведен аналитический обзор литературы и теоретическое углубление по данной проблематики.
В общем понимании, установка (Г. Оллпорт) определяется как состояние психологической готовности, которое складывается на основе жизненного опыта и оказывает динамическое влияние на реакции личности относительно всех ситуаций и объектов, с которыми она связана.
Проблема взаимоотношения иррационального и рационального является одной из неоднозначных и сложных философских проблем. В общих чертах она раскрывается в понимании рационального смысла (разумность) или иррациональности (неразумности) по отношению к бытию, действию, мышлению, познанию, а также в установлении точек и границ соприкосновения иррационального и рационального.
Понятие «рациональное» сводится к понятию «осознаваемое»: если человек осознает мотивы своего поведения, то он рационально действует. По-прежнему неосознанные реакции (иррациональное), чувства и процессы формирования причинно-следственных связей и абстрактных понятий остаются (пока, по крайней мере) за границами научных возможностей когнитивной психологии.
Иррациональные убеждения (А. Эллис) - это жёсткие эмоционально­когнитивные связи, имеющие характер требования, предписания и приказа имеют абсолютистский характер.
На основании проведенного теоретического обобщения по проблеме анализа подходов к изучению эффективных методов убеждения личности с разным типом иррациональных установок, было проведено исследование.
В исследовании приняли участие молодые люди - старшеклассники экономического и гуманитарного профиля обучения в ОУ в количестве 60 человек, разделенных по 20 человек в 3 группы по доминирующему типу иррациональных установок: катастрофизация, долженствование в отношении себя, долженствование в отношении других. Средний возраст расширенной выборки составил: 16,5 лет.
Констатирующий этап исследования был проведен в сравнительном разрезе 3-х выборок, поэтому результаты исследования представлены по сформированным группам. Для молодых людей группы №1 (с «катастрофизацией») свойственна демонстрация открытой жестокости (38,7%) в межличностном взаимодействии. У молодых людей группы №2 (с «долженствованием в отношении себя») выражена деструктивная установка при социально-межличностном взаимодействии «завуалированная жестокость» (19,2%). В группе молодых людей №3 (с «долженствованием в отношении других») представлены сформированные деструктивные установки: «открытая жестокость» (39,2%) и «обоснованный негативизм» (5%).
В рамках констатирующего исследования было определено, что молодые люди с доминирующей иррациональной установкой «катастрофизацией», привыкшие воспринимать внешние обстоятельства с паникой и преувеличивать сложившуюся ситуацию имеют высокий уровень сформированности неполноценности - 70%. Молодые люди с доминирующей иррациональной установкой «долженствование в отношении себя» имеют в своей структуре личности сверхценные идеи долга и ответственности, именно поэтому им сложно оправдать все социальные ожидания, поэтому также на высоком уровне сформирован комплекс неполноценности - 50%. Молодые люди с доминирующей иррациональной установкой «долженствование в отношении других», наоборот, наделяют чувством долга и ответственности ближнее окружение по отношению к своей личности, снимая с себя часть обязанностей и нравственных принципов, принятых в обществе. Именно поэтому эта группа молодых людей имеет низкий (неадекватный) уровень сформированности комплекса неполноценности - 40%.
В процессе исследования было установлено, что наиболее дисгармоничное состояние по переживанию комплекса неполноценности представлено у молодых людей доминирующей иррациональной установкой «катастрофизацией» (29,4 балл). Самое благополучное состояние внутреннего состояния выявлено у молодых людей с доминирующей иррациональной установкой «долженствование в отношении других» (113,5 баллов). Молодые люди с доминирующей иррациональной установкой «долженствование в отношении себя» временами испытывают личностный дискомфорт, но частично способны с ним справится (64,7 баллов).
На констатирующем этапе исследования было установлено, что наиболее чувственное (интуитивное) отношение к познавательной деятельности представлено у молодых людей с доминирующей иррациональной установкой «катастрофизацией». Молодые люди с доминирующей иррациональной установкой «долженствование в отношении себя» имеют пассивное приобретение интуитивного опыта (22,7), но при этом у них имеется способность к интуиции (31,5),которую они не стремятся особ развивать. Молодые люди с доминирующей иррациональной установкой «долженствование в отношении других» имеют достаточно ограниченные интуитивные способности (28,7), поэтому они не имеют заинтересованности в их развитии (21,2).
При использовании непараметрического метода Н - критерий Крускала-Уоллиса было доказано, что между тремя выборками молодых людей существуют неслучайные различия по уровню исследуемого признака: завуалированная жестокость (Н = 134), открытая жестокость (Н = 147,5), обоснованный негативизм (Н = 177), комплекс неполноценности (Н = 179), интуитивная способность (Н = 118), использование интуиции (Н = 105).
В ходе математического расчета методом выборочного коэффициента корреляции Пирсона было определено, что между рациональностью мыслительной деятельности и обоснованным негативизмом установлена значимая положительная связь (гв = 0,84). Значимая отрицательная
корреляционная связь между рациональностью мыслительной деятельности установлена и: завуалированной жестокостью (гв = - 0,75); открытой жестокостью (гв = -0,72); комплексом неполноценности (гв = -0,76);
интуитивной способностью (гв = -0,73); использованием интуиции (гв = -0,74).
В рамках формирующего эксперимента был апробирован курс «Искусство убеждения», разработанный на основе концептуальной модели эффективных методов убеждения личности с разным типом иррациональных установок. Главной целью данного курса является формирование навыков и умений рационального речевого поведения, а также научить молодых людей участвовать в дискуссиях, отстаивая свою точку зрения. Предлагаемый курс «Искусство убеждения» предназначен для учащихся Х - Х1 классов и рассчитан на 34 часа.
При реализации курса «Искусства убеждения» был применен дифференцированный подход (с учетом доминирующей иррациональной установки), позволяющий использовать разнообразные методы убеждения при формулировке заданий и мотивирования молодых людей с определенным типом доминирующей иррациональной установки.
Молодые люди с доминирующей иррациональной установкой «катастрофизацией» хорошо воспринимают метод убеждения «информирование» и «разъяснение». Эти молодые люди хорошо слушают наставления и советы индивидуального характера, что позволяет управлять эмоционально-поведенческим состоянием личности и донести до нее важные слова, взгляды и мнения.
Молодые люди с доминирующей иррациональной установкой «долженствование в отношении себя» способны выслушать подробные разъяснения и доказательные факты, явления по предмету спора. Они воспринимают аргументацию и рациональные суждения, но дискуссионные задания они выполняют в роли лидера, им сложно вести диалог.
Молодые люди с доминирующей иррациональной установкой «долженствование в отношении других» не воспринимают критических и оценочных суждений, они категоричны при построении диалога на методе убеждения «опровержение», они не приемлют команды и приказы, к методу убеждения «намек» эти юноши и девушки не чувствительны.
После апробации концептуальной модели эффективных методов убеждения личности было проведено сравнительное исследование по отобранной экспериментальной выборки молодых людей с целью оценки эффективности проведенной работы.
После проведения курса «Искусство убеждения» у молодых людей наблюдается существенное снижение, в частности: иррациональная установка «катастрофизация» - 19,7 баллов (снижение на 4 балла);
иррациональная установка «долженствование в отношении себя» - 18,6
баллов (снижение на 2,8 балла); иррациональная установка «долженствование в отношении других» - 15,4 баллов (снижение на 5,8 балла).
После реализации модели у молодых людей экспериментальной группы произошли качественные изменения в деструктивных установках в межличностных отношениях. Так снижение по деструктивным установкам зафиксированы в диапазоне от 1,9% до 7,7%. При этом важно отметить, что произошла трансформация установки «Обоснованный негативизм» - на 2,3%. После апробации модели у молодых людей выявлена индивидуально­личностная гармонизация психологического состояния (67,4 баллов).
На контрольном этапе после апробации модели у молодых людей экспериментальной группы существенно увеличился спектр ситуаций и обстоятельств, в которых внутренние ресурсы можно применить для разрешения конкретных задач: интуитивная способность (35,8; динамика +6,4); использование интуиции (30,2; динамика +4,9).
Результаты исследования контрольного этапа исследования позволяют заключить вывод, что молодых людей имеют качественные сдвиги в трансформации деструктивных иррациональных установок. На сегодня юноши и девушки позитивно настроены на оценку прошлого опыта, и видят в будущем конкретные цели и перспективы. На сегодня молодые люди позитивно настроены на оценку прошлого опыта, и видят в будущем конкретные цели и перспективы.
С целью установления существенных сдвигов был применен T- критерий Вилкоксона, который позволил полностью подтвердить, что проведение программы курса «Искусство убеждения», построенной на основе концептуальной модели эффективных методов убеждения личности с разным типом иррациональных установок способствует изменению в психологических характеристиках молодых людей.
Так в ходе исследования были подтверждены следующие положения гипотезы:
1) приобщающими установками в период юношеского возраста выступает: «катастрофизация», «долженствование в отношении себя» и «долженствование в отношении других»;
2) существуют достоверные различия между молодыми людьми, имеющими разные доминирующие иррациональные установки, в деструктивных установках, сформированности комплекса неполноценности и интуитивном стиле;
3) существует значимая корреляционная связь между рациональностью мыслительной деятельности и деструктивными установками в межличностных отношениях, сформированности комплекса неполноценности и интуитивном стиле познавательной сферы личности молодого человека;
4) проведение программы курса «Искусство убеждения», построенной на основе концептуальной модели эффективных методов убеждения личности с разным типом иррациональных установок способствует изменению в психологических характеристиках молодых людей.
В целом, проведенное исследование раскрывает механизм формирования иррациональных установок в юношеском возрасте, а также установление деструктивных влияний установок на формирование внутренних ресурсов молодых людей. Именно неосознанность таких установок личностью тормозит ее развитие, поэтому необходима комплексная и глубокая работа по трансформации иррационального в рациональное в структуре личности. Такой переход возможно сделать с помощью когнитивного подхода и методов убеждения. Важно понимать, что иррациональная установка - это динамический феномен, который отражается на поведенческом уровне и требует постоянного контроля со стороны самой личности, который можно осуществить только при наличии знаний о них.
Таким образом, тема исследования «Модель эффективных методов убеждения личности с разным типом иррациональных установок» раскрывает сложный и изменчивый механизм «иррациональные установки», который требует дальнейшего глубокого изучения на современном этапе науки.


1. Абульханова - Славская, К. А. Жизненные перспективы личности [Текст] / Под ред. Е. В. Шороховой // Психология личности и образ жизни : сб. статей. - М. : Наука, 2014. - С. 137-145.
2. Абульханова - Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова - Славская. - М. : Мысль. - 2011. - 301 с.
3. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст] / В. Г. Алексеева // Психологический журнал. - 2011. - Т. 5. - № 5. - С. 63-70.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебное пособие [Текст] / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
5. Ахмеров, Р. А. Жизненные программы личности: на пути к
индивидуализации [Текст] / Р. А. Ахмеров // материалы сообщений второй Всероссийской научно - практической конференции по экзистенциальной психологии. - М. : Российский гуманитарный научный фонд, 2010. - С. 61-73.
6. Бажин, Е. Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля [Текст] / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голыкина, А. М. Эткинд // Психол. журн. - 1984. - Т.
5. - № 3. - С. 152-162.
7. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [Текст] / Ф. Е. Василюк. - М. : Из-во «МГУ», 1984. - 200 с.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред.В. В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536 с.
9. Гаранян, Н. Г. Структура перфекционизма [Текст] / Н. Г. Гаранян,
А. Б. Холмогорова, Т. Ю. Юдеева // Московский психотерапевтический журнал. - 2016. - № 4. - С. 32-40.
10. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности [Текст] / Е. И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб. : Питер, 2014. - С.258-259.
11. Голубева, М. Г. Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек: дис. ... канд. психол. наук [Текст] / М. Г. Голубева : Астраханский гос. ун-т. - Астрахань : [б.и.], 2016. - 191 с.
12. Грачева, И. И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта, Г. Флетта [Текст] / И. И. Грачева // Психологический журнал. - 2015. - Т. 27. - № 6. - С. 73-89.
13. Девятовская, И. В. Психология выученной беспомощности личности: практико-ориентированная монография [Текст] / И. В. Девятовская ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б.и.], 2014. - 156 с.
14. Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н. Н. Ежова. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 314 с.
15. Жданова, С. Ю. Стиль учебной деятельности и его развитие : На материале исследования студентов-филологов и математиков : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 [Текст] / С. Ю. Жданова; Пермск. гос. пед. ун-т. - Пермь, 1997. - 24 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ