ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО 6
1.1 Особенности ассертивного поведения и обоснованность его
развития у детей младшего школьного возраста 6
1.2 Условия, факторы, механизмы формирования навыков
ассертивного поведения у детей 13
1.3 Технологии и методы формирования навыков ассертивного
поведения 22
1.4 Буллинг и его связь с ассертивным поведением 24
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1 Исследование особенностей ассертивного поведения у детей 30
2.2 Описание результатов эмпирического исследования 32
2.3 Психолого-педагогическая модель формирования навыков
ассертивного поведения у детей 40
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 73
Актуальность. В современном обществе для успешного становления, реализации идей и жизненных планов важны коммуникативные навыки и открытое, бесконфликтное отношение к миру. Общая же тенденция такова, что у наших детей преобладает скованность, пассивность либо агрессивность в поведении. Об этом говорит все нарастающее буйство детей в школах: нападения на одноклассников, принесение оружия и зажигательных смесей в школы. За 2017-2018 было освещено более десятка подобных инцидентов. Причем география очень обширна: Березовский, Уфа, Москва, Воткинск, Мурманск и др. Это говорит о нарастании проблемы, которую нужно решать на ранней стадии, занимаясь профилактикой агрессии и пассивности уже в начальных классах. От того, насколько профессионально будет сформирована модель ассертивного поведения детей в младшем школьном возрасте, зависит и количество случаев проявления агрессивности и пассивности в старшей параллели.
Степень изученности проблемы. Вопросы формирования ассертивного поведения и внедрение специализированных программ уже в начальной школе остается пока изученным не до конца. Понятие ассертивности новое для отечественной психологии и исследований в этой области не так уж и много. И. В. Лебедева, В. П. Шейнов занимаются общими вопросами ассертивности личности, не учитывая особенности возрастной психологии. Н. Н. Давидович, М. Н. Дудина, О. В. Короткова, И. В. Попова изучают ассертивность в подростковом возрасте. Ю. В. Шильцова рассмотрела формирование ассертивного поведения в дошкольный период. Исследования по формированию ассертивного поведения в младшем школьном возрасте проводили Е. А. Аликаева, О. Б. Неудачина. Они разработали длительные программы формирование ассертивности через игру, рассчитанные на проведение на протяжении учебного года. А. Н. Смолонская рассмотрела вопрос формирования жизненных компетенций через ассертивность, особое внимание уделено исследованию самооценки школьников. В своей работе мы учли выводы этих исследований, но учитывая то, что в младшем школьном возрасте ведущий вид деятельности из игровой переходит в познавательную, предлагаем, взять за основу как основной метод формирования ассертивности сказкотерапию. В этой связи мы видим необходимость эмпирически определить степень ассертивного поведения и его навыков развития уже на этапе начального обучения, что и определило тематику нашей научной работы «Модель формирования навыков ассертивного поведения у детей».
Цель: разработать и апробировать модель формирования ассертвного поведения для детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - ассертивное поведение.
Предмет исследования - модель формирования навыков ассертивного поведения у младших школьников.
Гипотеза: Развивая коммуникативную компетентность, объективную самооценку и снижая уровень тревожности у детей младшего школьного возраста мы формируем в них ассертивность личности в целом.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования навыков ассертивного поведения у детей.
2. Изучить условия, факторы и механизмы формирования ассертивного поведения детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и апробировать модель формирования навыков ассертивного поведения у детей младшего школьного возраста.
4. Выработать рекомендаций для педагогов по формированию ассертивного поведения.
Теоретико-методологическая основа исследования. В своем исследовании мы основываемся на принципе системного подхода. Понятие ассертивность можно представить в виде сложной сформированной системы взаимоотношения личности с миром, состоящей из множества связанных между собой компонентов, формирование которых обусловлено различными факторами и условиями. Это некая личностная философия, которая способствует благополучию личности в целом. Применение системного подхода в отечественной психологии берет свое начало с таких исследователей как Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, C. Л. Рубинштейн и др. В зарубежной психологии Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк рассматривали сложную структуру личности сквозь призму системного подхода. Истоки вопроса ассертивности прослеживаются в работах психоаналитиков (А. Адлер, М. Дж. Смитт, А. Салтер, З. Фрейд,Э. Эриксон), бихевиористов (Д. Уотсон, Б. Ф. Скиннер гуманистов (А. Маслоу, Г. Отпорт, Кеттел, И. Ялом и др.). Так же наше исследование опирается на работы современных представителей науки, посвятивших свои работы ассертивности личности: В. Капони, И. В. Лебедева, Т. Новак, И. А. Мещерякова, И. В. Попова, В. П. Шейнов, Ю. В. Шильцова.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педогогической литературы), эмпирические (диагностика, формирующий эксперимент, качественный и количественный анализ результатов диагностики и эксперимента), статистические методы исследования.
Методики: методика исследования самооценки «Лесенка» Г. Щур., шкала личностной тревожности А. М. Прихожан, методика М. И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников», тест ассертивности С. Ратуса.
Ассертивность - социально значимая и необходимая для успешной социализации черта личности, основы которой можно заложить еще в детском возрасте и совершенствовать на протяжении всей жизни. Целью нашей работы было разработать и апробировать модель формирования ассертивного поведения для детей младшего школьного возраста. В ходе изучения вопроса мы предположили, что, развивая некоторые черты личности, мы закладываем предпосылки ассертивности еще в доподростковом периоде.
В ходе исследования были проанализированы различные источники литературы: базовая литература по психологии, публикации в научных журналах за последние годы, монографии, статьи с научных конференций по теме исследования. Итогом стало глубинное изучение понятия ассертивности и его составляющих. В своем исследовании мы опираемся на определение С. Бишоп, которая определяет ассертивность как принятие ответственности за свою жизнь, чувства и действия, она может потребовать изменений — в восприятии себя и в отношениях с другими. Базовый конструкт ассертивности — это целый набор различных черт личности, таких как уверенность, объективная самооценка, эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности, отсутствие застенчивости, агрессии и манипулятивного поведения, самостоятельность, коммуникативная компетенция. Изучая вопрос параллельно была выявлена взаимосвязь с буллингом. Участников травли описывают всегда как наиболее агрессивных или пассивных, неуверенных в себе, с излишней тревожностью. Следовательно, формируя ассертивное поведение в младшем школьном возрасте мы принимаем профилактические меры в решении вопроса школьной травли.
Проанализировав литературу, мы заключили, что главным условием для формирования ассертивного поведения является благоприятная ситуация развития ребенка с поддерживающим отношением значимых взрослых. Ассертивность формируется при помощи механизмов имитации, осознания, рефлексии, идентификации, интериоризации и экстериоризации.
Разработанная нами модель формирования навыков ассертивного поведения при апробации показала свою эффективность. После проведения занятий и описания результатов исследователи пришли к выводу, что эта программа может послужить отправной точкой в формировании ассертивности. Первый этап (проведенный нами) направлен на принятие детьми мира таким каков он есть и на косвенную работу с родителями и учителями, ограничивающуюся предоставлением рекомендаций по взаимодействию с детьми. Рекомендации направлены на поддерживающую работу после проведения занятий с ребятами. Второй этап мы видим направленным на работу с самооценкой ребенка и умение проявлять настойчивость. Ведь как показывают исследования, в силу возрастных изменений в 3-4 классе самооценка снижается. Дополнительно во втором этапе предполагается активная работа с родителями и педагогами, т.к. значимые взрослые играют важную роль в формировании детской ассертивности.
Все задачи, поставленные исследователями, были решены в полном объеме, гипотеза исследования частично подтверждена. Диагностика показала, что самооценка испытуемых (на момент проведения исследования) находится на достаточно высоком уровне и воздействие на этот показатель считаем нецелесообразным в нашем исследовании, поэтому внимание мы уделили только двум компонентам ассертивного поведения. Опытным путем доказано, что, снижая тревожность и развивая коммуникативную компетенцию, уровень ассертивности увеличивается. Дополнительно, не запланировано был проработан вопрос профилактики буллинга, найдена взаимосвязь с ассертивным поведением. Считаем, что результаты нашего исследования применимы в работе, направленной на профилактику буллинга в детских коллективах.
1. Агронина Н.И. Взаимосвязь видов агрессии с
характерологическими типами личности / Н. И. Агронина, В. Л. Баркова, Н. П. Краснова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научнотехнического знания. - 2014. — № 2(3). — С. 50-51.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ, А.
А. Валеева и Р. А. Валеевой. (The Education of Children. Gateway Editions, Ltd South Bend Indiana, 1978). Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 1998. — 448 с. —ISBN 5-222-00308-6.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер; пер. с нем. А. М. Боковникова. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с. — ISBN 5-318-00658-2.
4. Алексеева Л.Ф. Ассертивность как основное свойство субъекта в психологии / Л. Ф. Алексеева, И. В. Лебедева // Вестник практической психологии образования. - 2009. — № 1 (18). — С. 39-42.
5. Аликаева Е.А. Формирование навыков ассертивного поведения младших школьников / Е.А. Аликаева // Мастер-класс. - 2014. — №7. — С. 1215.
6. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах. Пособие по воспитанию в семье и школе / М. А. Андрианов. - Минск: Книжный дом Литера Гранд, 2018. - 352 с. ISBN 978-985-17-1221-8.
7. Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб., 2001. - 208 с.
8. Боголюбская Л.А. Исследование взаимосвязи уровня сформированности психологических границ и развития ассертивности младших школьников / Л. А. Боголюбская, О. В. Хухлаева // Психологическая наука и образование. - 2019. -Т. 24. - № 1. - С. 42-47.
9. Большой психологический словарь. 4е изд. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., СПб., 2009. - 811 с. - ISBN 978-5-17-0556939.
10. Бутенко В.Н. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей обидчиков и жертв / Н. В. Бутенко, О. А. Сидоренко // Вестник Краснодарского педагогического университета. - 2015. - №3 (33). - С. 138-143.
11. Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе / М. Л. Бутовсная, В. И. Вишневская // Этнографическое обозрение. - 2010. - № 2. - С. 55-68.
12. Бутовская М.Л. Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников / М. Л. Бутовская, Е. Л. Луценко, К. Е. Ткачук // Этнографическое обозрение. - 2012. - №5. - С. 139-150.
13. Бутовская М.Л. Буллинг и буллеры в современной российской школе / М. Л. Бутовская, Г. С. Русакова // Этнографическое обозрение. - 2016. - №2. - С. 99-115.
14. Бывшева М.В. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве / М. В. Бывшева, Т. Г. Ханова // Вестник Мининского университета. - 2016. - №3. - С. 22.
15. Витушкина Э.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования / Э.
В. Витушкина, Т. В. Кружилина // Вестник челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - №3. - С. 48-59...