Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №94968

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы136
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
254
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 11
1.1. Становление и перспективы развития экологического образования в
начальной школе 11
1.2. Сущностная характеристика понятия «познавательная активность
младших школьников» 20
1.3. Теоретическое обоснование квест-игр как условия развития
познавательной активности младших школьников в экологическом образовании 30
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 49
2.1. Уровень сформированности познавательной активности у детей на
начальном этапе исследования 49
2.2. Внедрение условий развития познавательной активности у младших
школьников в процессе экологического образования 62
2.3. Анализ сформированности познавательной активности у младших
школьников на заключительном этапе исследования 75
Выводы по второй главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 127


Актуальность темы исследования. Современные социально-экономические условия предъявляют к человеку повышенные требования. Сегодня каждому необходимы умения самостоятельно разбираться в изменяющейся ситуации, принимать решения, брать на себя ответственность, анализировать, сравнивать, прогнозировать последствия собственных действий, моделировать целесообразный стиль поведения. Для этого необходимо обладать особыми личностными качествами, которые формируются на протяжении всей жизни, и в основе их лежит стремление к активному познанию.
С.Л. Рубинштейн писал, что целью педагога должно быть не одно формальное соответствие внешнего поведения требованиям общества, не внешнее приспособление к ним, «целью должно быть формирование у человека внутренней целеустремленности» [60, с. 178]. В качестве такой целеустремленности и выступает познавательная активность, благодаря которой ребенок способен познать, открыть личностный смысл знаний, воспринять знания как средство самосовершенствования. Поэтому тема исследования является актуальной.
В соответствии с п. 4. ст. 48 Федерального закона «Об образовании в РФ» [74] развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей входит в обязанность педагогических работников.
ФГОС НОО [73] второго поколения предполагает формирование в начальной школе фундамента умения учиться, которое затем становится обязательным условием непрерывного образования. Стандарт направлен на становление таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Степень разработанности проблемы. Различные аспекты проблемы развития познавательной активности рассматривались в трудах педагогов и
психологов: Л.П. Аристовой, Л.И. Божович, М.И. Махмутова, Н.Г. Морозовой, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Скаткина, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.
Сущность познавательной активности в учебной деятельности младшего школьника нашла отражение в исследованиях В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон и других ученых.
Проблемы активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов в процессе экологического образования затрагиваются в работах А.А. Вахрушева, Н.Ф. Виноградовой, З.А. Клепининой, О.Н. Лазаревой, Л.В. Моисеевой, А.А. Плешакова, И.В. Цветковой и др.
Экологическое образование обеспечивает формирование у младших школьников экологической культуры, понимание основных законов взаимодействия общества и природы, а в дальнейшем - устойчивое развитие в нашей стране. Активизация познавательной деятельности младших школьников в процессе экологического образования представляется важной и актуальной проблемой.
Анализ диссертационных работ показал, что в настоящее время существует проблема низкой познавательной активности младших школьников. В то же время возможности многих современных средств ее формирования глубоко не изучены. Одно из таких средств представляют собой образовательные квесты, имеющие интегративный характер и включающие в себя элементы технологии проблемного обучения, проектной, игровой, информационно-коммуникационной технологий. Благодаря своему игровому, приключенческому, поисковому характеру образовательные квест- игры пользуются популярностью у детей младшего школьного возраста, однако многие методические вопросы их конструирования и проведения плохо изучены.
Изучение научной литературы, результатов современных исследований, анализ существующего опыта развития познавательной активности младших школьников позволили выявить следующие противоречия между:
- потребностью общества в развитии познавательной активности младших школьников в экологическом образовании и неэффективностью данного процесса;
- образовательным потенциалом квест-игр и методической неразработанностью вопросов их использования для развития познавательной активности младших школьников в процессе экологического образования.
Проблема исследования: будет ли использование квест-игр в экологическом образовании способствовать развитию познавательной активности младших школьников?
Объект исследования: процесс экологического образования младших школьников.
Предмет исследования: экологические квест-игры как средство развития познавательной активности младших школьников в процессе экологического образования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования квест-игр как средства развития познавательной активности младших школьников в процессе экологического образования.
Гипотезой исследования является предположение о том, что развитие познавательной активности младших школьников в процессе экологического образования будет эффективным при использовании образовательных квест- игр.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить становление и перспективы развития экологического образования в начальной школе.
2. Дать характеристику понятия «познавательная активность младших школьников».
3. Дать теоретическое обоснование квест-игры как средства развития познавательной активности младших школьников в процессе экологического образования.
4. Разработать комплекс экологических квест-игр, направленных на развитие познавательной активности младших школьников.
5. Проверить эффективность разработанного комплекса в практической деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- научные положения о взаимосвязи процесса обучения с процессом познания (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин);
- основные положения, раскрывающие сущность и содержание познавательной активности учащихся (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.);
- концепции построения школьного экологического образования (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, И.В. Цветкова и др.);
- психолого-педагогическая концепция об игре как средстве развития и формирования личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретических: анализ психолого-педагогической и методической
литературы, нормативных документов, базовых дефиниций исследования, систематизация; эмпирических: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент и математическая обработка результатов, количественный и качественный анализ эмпирического материала.
Этапы проведения исследования.
На первом, подготовительном этапе осуществлялись: постановка проблемы исследования, выдвижение гипотезы, подбор, изучение, анализ научной литературы и практического опыта по проблеме исследования.
На втором, организационно-практическом этапе изучались теоретические источники, составлялась программа опытно-поисковой работы, подбирались диагностические методики, проводилась начальная диагностика развития познавательной активности у младших школьников, разрабатывался и внедрялся в практику комплекс квест-игр.
На третьем, обобщающем этапе проводилась повторная диагностика развития познавательной активности младших школьников,
систематизировались и обобщались результаты опытно-поисковой работы, формулировались выводы, оформлялось диссертационное исследование.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 87 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 30 учащихся 3 класса.
Элемент новизны в исследовании заключается в следующем:
- с помощью контент-анализа уточнено определение понятия «познавательная активность младших школьников»;
- выявлены критерии, показатели и уровни развития познавательной активности у младших школьников;
- определены педагогические условия развития познавательной
активности младших школьников в процессе экологического образования;
- разработан комплекс квест-игр для развития познавательной активности младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «познавательная активность младших школьников», установлении эффективности влияния образовательных квест-игр на развитие познавательной активности младших школьников в процессе экологического образования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса образовательных квест-игр и проверке его эффективности для развития познавательной активности младших школьников в процессе экологического образования.
Апробация и внедрение. Результаты исследования прошли апробацию в публикациях автора:
Голубева, О. П. Сущностная характеристика понятия «познавательная активность младшего школьника / О. П. Голубева, В. М. Ворошилова // Начальное образование: проблемы и перспективы : III Международная научно-практическая конференция. - Наманган, Наманганский государственный университет, 2020. - С. 318-321.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В современном понимании, экологическое образование есть непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, поведения и деятельности, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние социоприродной среды. Главной его целью является формирование экологической культуры, развитие экологического сознания, экологической ответственности личности. Начальная школа представляет собой очередной этап непрерывного экологического образования, на котором у младших школьников развивается система знаний, взглядов, убеждений, практических умений, обеспечивающих экологически грамотное поведение во взаимодействии с природой соответственно нормам морали.
2. Познавательная активность младших школьников - это качество
личности, которое выражается в отношении учащегося к учению, стремлении овладеть знаниями и способами деятельности, мобилизации волевых усилий для достижения цели деятельности». Структура познавательной активности представлена мотивационным, когнитивным, деятельностным, эмоционально-волевым компонентами.
3. Учеными выделяются несколько групп педагогических условий формирования познавательной активности младших школьников. К ним относятся:
1) развитие учебной мотивации и, в первую очередь, познавательной потребности;
2) воспитание устойчивых познавательных интересов (с помощью содержания учебного материала; особой организации учебной деятельности; поддержания добрых доверительных отношений между участниками образовательного процесса, учебного сотрудничества; развития волевых качеств учащихся);
3) группа условий, цель которых - успешное формирование системы знаний на основе самоуправления процессом познания (формирование учебной деятельности школьников: развитие интеллектуальных умений, связанных с целеполаганием, планированием деятельности; переработкой информации; осуществлением самоконтроля и самооценки);
4) группа условий, цель которых - включение в процесс активной деятельности каждого ребенка (осуществление индивидуального подхода, контроль за ходом учебной деятельности).
4. Образовательная квест-игра - это сюжетная (сюжетно-ролевая) игра, в которой предусмотрено достижение заданной цели за конечное число игровых этапов по заранее определенным правилам. Прохождение каждого этапа зависит от выполнения игровых заданий ориентирочно-поискового, предметного или спортивного характера.
Квест-игра может служить средством развития познавательной активности младших школьников, т.к. в процессе ее организации создаются все необходимые для этого условия.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Экологическое образование есть непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, поведения и деятельности, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние социоприродной среды. Главной его целью является формирование экологической культуры, развитие экологического сознания, экологической ответственности личности. Начальная школа представляет собой очередной этап непрерывного экологического образования, на котором у младших школьников развивается система знаний, взглядов, убеждений, практических умений,
обеспечивающих экологически грамотное поведение во взаимодействии с природой соответственно нормам морали.
2. Познавательная активность младших школьников - это качество
личности, которое выражается в отношении учащегося к учению, стремлении овладеть знаниями и способами деятельности, мобилизации волевых усилий для достижения цели деятельности. Структура познавательной активности представлена мотивационным, когнитивным, деятельностным,
эмоционально-волевым компонентами.
3. Выделяют несколько групп условий формирования познавательной активности младших школьников. К ним относятся:
А) развитие учебной мотивации и, в первую очередь, познавательной потребности;
Б) воспитание устойчивых познавательных интересов (с помощью содержания учебного материала; особой организации учебной деятельности; поддержания добрых доверительных отношений между участниками образовательного процесса, учебного сотрудничества; развития волевых качеств учащихся);
В) группа условий, цель которых - успешное формирование системы знаний на основе самоуправления процессом познания (формирование учебной деятельности школьников: развитие интеллектуальных умений, связанных с целеполаганием, планированием деятельности; переработкой информации; осуществлением самоконтроля и самооценки);
Г) группа условий, цель которых - включение в процесс активной деятельности каждого ребенка (осуществление индивидуального подхода, контроль за ходом учебной деятельности).
4. Для развития познавательной активности в процессе экологического образования младших школьников могут использоваться различные методы, приемы, средства, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Это словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия, работа с учебной книгой и т.д.), наглядные (демонстрация, иллюстрация, видеометоды); практические (наблюдение, опыт, практические работы, моделирование, игровой метод). В нашем исследовании уделено особое внимание такому современному средству экологического образования младших школьников, как квест-игры.
5. Образовательная квест-игра - это сюжетная (сюжетно-ролевая) игра, в которой предусмотрено достижение заданной цели за конечное число игровых этапов по заранее определенным правилам. Прохождение каждого этапа зависит от выполнения игровых заданий ориентирочно-поискового, предметного или спортивного характера. В работе представлен комплекс квест-игр, направленных на развитие познавательной активности младших школьников в процессе экологического образования.
6. В процессе подготовки и проведения образовательных квест-игр создавались следующие педагогические условия развития познавательной активности младших школьников:
- формирование системы знаний о природе и ее охране;
- развитие общеучебных умений, связанных с целеполаганием, планированием деятельности, поиском и переработкой информации, осуществлением самостоятельного поиска;
- наличие проблемности, элементов сложности, удивления, необходимости самостоятельного поиска;
- разнообразие видов деятельности (познавательной, творческой, физической, исследовательской);
- благоприятный эмоциональный фон;
сотрудничество младших школьников, учителей, родителей (взаимная поддержка, взаимопомощь, доброжелательность).
7. Проследить динамику развития познавательной активности младших школьников позволили подобранные диагностические методики. В соответствии со структурой познавательной активности выделены критерии ее развития: мотивационный, когнитивный, деятельностный, эмоционально¬волевой.
Диагностика позволяет сделать вывод о положительной динамике развития познавательной активности младших школьников в целом и по отдельным критериям. Это, в свою очередь, дает основание говорить об эффективности созданных в ходе квест-игр педагогических условий.
Таким образом, задачи нашего исследования решены, выдвинутая гипотеза нашла подтверждение.



1. Абасов, З. А. Познавательная активность школьников / З. А. Абасов // Советская педагогика. - 1989. - № 7. - С. 40-43.
2. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учебное пособие для вузов / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
3. Аксючиц, С. А. Формирование познавательной активности младших
школьников в процессе решения проектных задач : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / С. А. Аксючиц ; Смоленский
государственный университет. - Смоленск, 2015. - 257 с.
4. Аристова, Л. П. Активность учения школьника / Л. П. Аристова. - Москва : Просвещение, 1968. - 139 с.
5. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 128 с.
6. Батоцыренова, К. Г. Политехническое образование младших
школьников в процессе изучения природоведения как средство развития их познавательной активности : автореферат диссертации кандидата
педагогических наук : 13.00.01 / К. Г. Батоцыренова ; Московский
государственный педагогический университет. - Москва, 1997. - 20 с.
7. Богданова, Т. В. Экологическое образование младших школьников в современной сельской гимназии : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Т. В. Богданова ; Московский государственный областной университет. - Москва, 2009. - 266 с.
8. Богоявленский, Д. Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активности учения / Д. Н. Богоявленский // Вопросы психологии. - 1962. - № 4. - С. 74-83.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : психологическое исследование / Л. И. Божович. - Москва : Просвещение, 1968. - 317 с.
10. Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] / Я. С. Быховский // Конгресс конференций. Информационные технологии в образовании. - URL: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html (дата обращения: 10.05.2020).
11. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь : ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - Москва : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
12. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: из опыта работы : пособие для учителей / сост. Л. Ф. Мельчаков. - Москва : Просвещение, 1981. - 158 с.
13. Гальперин, П. Я. Введение в психологию : учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. - Москва : Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
14. Годовикова, Д. Б. Познавательная активность младших школьников / Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина // Педагогика. - 1998. - № 5. - С. 29¬34.
15. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учебное пособие / Е. В. Григорьева. - Челябинск : Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. - 283 с.
16. Ефремов, К. Д. Теория и практика экологизации образования / К. Д. Ефремов // Народное образование. - 2005. - № 8. - C. 110-120 .
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ