ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ 9
1.1 Методологические основы языкового образования в начальной
школе 9
1.2 Виды текстовых умений младших школьников, анализ школьных
программ 13
1.3 Методы и приемы формирования текстовых умений у младших
школьников 18
1.4 Сочинение как вид речевого упражнения при формировании текстовых
умений 22
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ
31
2.1 Лингвистические основы для разработки комплекса упражнений по
формированию текстовых умений при работе над
сочинением 31
2.2 Описание методического обеспечения 36
2.3 Констатирующая диагностика текстовых умений у младших
школьников в процессе работы над сочинением 45
2.4 Реализация методического обеспечения по формированию текстовых умений у младших школьников в процессе работы над
сочинением 54
2.5 Контрольная диагностика текстовых умений у младших школьников в процессе работы над сочинением 56
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
Список литературы 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Формирование текстовых умений в процессе обучения русскому языку у младших школьников является основой развития языковых и коммуникативных компетенций. Потребность в высказывании, речевая мотивации, желание выразить свои мысли и чувства, освоение языковых средств, необходимых для создания конкретного текста, и их использование зависимости от коммуникативной ситуации, грамотное языковое оформление языковое оформление устных и письменных высказываний, их логическое построение в соответствии с темой и замыслом являются основными условиями развития данных компетенций. При этом основным направлением в данном аспекте является сочинение, которое, по словам М.А. Рыбникова, способствует «развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни» и потому занимает в педагогической практике особое место [60, с. 46].
Работа по формированию текстовых умений при написании сочинения подробно рассматривается в методиках Н.И. Жинкина, Л.А. Ходяковой, Т.А. Ладыженской [36, с. 72]. Методистами сформулированы основные умения текстовоспроизведения, текстовосприятия, текстообразования. Всовременной школе формирование и совершенствование данных умений ведется с учетом Федерального государственного образовательного стандарта, опорой на системно-деятельностный подход [56].
Система упражнений, методы позволяют осуществлять многогранную работу по формированию и совершенствованию текстовых умений, но организация процесса обучения написанию сочинения у младших школьников носит бессистемный характер, так как при наличии разработанных и апробированных методических приемов не имеет целостной структурированной методики, чем обосновывается актуальность данной работы.
Сочинение является результатом продуктивной речевой деятельности, потому, с одной стороны, это предмет обучения, с другой - средство формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников, потому что представляет собой прямое отражение развивающейся личности ребенка, его способности выразить отношение к действительности, людям, событиям, окружающему его миру. Сочинение побуждает младшего школьника четко и логически структурировано высказываться, кроме этого обогащает мыслительные, языковые и речевые процессы.
Анализ нормативных документов, научной, методической и учебной литературы позволил выявить следующие противоречия:
- между требованиями к текстовым умениям младших школьников и недостаточной сформированностью этих умений на уроках русского языка;
- между уровнем теоретического освещения текстовых умений
младших школьников и недостаточным методическим обеспечением в формировании текстовых умений младших школьников в процессе обучения сочинению;
- между уровнем методического обеспечения формирования текстовых умений у младших школьников на уроках русского языка и недостаточно разработанностью формирования текстовых умений младших школьников при обучении сочинению.
Необходимость разрешения указанных противоречий обуславливает актуальность диссертационного исследования, а также определяет его проблему: как в процессе обучения сочинению формировать текстовые умения у младших школьников?
Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы нашего исследования: «Формирование текстовых умений у младших школьников в процессе обучения сочинению».
Объект исследования - процесс формирования текстовых умений младших школьников.
Предмет исследования - методическое обеспечение формирования текстовых умений младших школьников в процессе обучения сочинению
Цель исследования - теоретически обосновать формирование текстовых умений у младших школьников, разработать методическое обеспечение формирования текстовых умений у младших школьников в процессе обучения сочинению, оценить его результативность.
Гипотеза исследования - формирование текстовых умений у младших школьников в процессе обучения сочинению на уроках русского языка будет результативным, если:
- будет опираться на принципы системно-деятельностного подхода, учитывать психологические и возрастные особенности обучающих.
- будет апробировано методическое обеспечение обучения младших школьников сочинению, включающие следующие виды упражнений: аналитические, аналитико - синтетические, синтетические.
В соответствии с обозначенной выше целью и сформулированной гипотезой работа имеет следующие задачи:
1. Проанализировать научную, методическую литературу по теме и проблеме исследования;
2. Уточнить методические особенности обучения написанию сочинения в начальной школе в курсе русского языка;
3. Конкретизировать текстовые умения, формируемые в процессе обучения написанию сочинения;
4. Разработать критериально-диагностический инструментарий (для оценивания сформированности текстовых умений младших школьников);
5. Определить фактический уровень сформированности текстовых умений в процессе обучения написанию сочинения у младших школьников посредством входной диагностики;
6. Разработать методическое обеспечение и провести экспериментальную работу с целью проверки ее эффективности.
7. Провести диагностику текстовых умений у младших школьников в результате работы по обучению написанию сочинения по разработанному методическому обеспечению и оценить результативность;
8. Обобщить и проанализировать результаты работы, сделать выводы.
При проведении исследования были использованы различные методы исследования, среди которых следует выделить:
-теоретические: сопоставление, обобщение, анализ, синтез;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, экспериментальная работа. Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в том, что:
- теоретически обосновано формирование текстовых умений при обучении младших школьников сочинению
- разработан диагностический инструментарий формирований текстовых умений младших школьников
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенное методическое обеспечение может быть внедрено в образовательный процесс в школе.
Обоснованность и достоверность научных результатов и выводов обеспечиваются опорой на фундаментальные работы в области педагогики, теории и методики обучения русскому языку в школе, внутренней непротиворечивостью логики исследования, использования адекватных статистических методов обработки результатов педагогического эксперимента.
База исследования: МБОУ «Лицей №23»г. Озерска.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились во время экспериментальной работы на основе теоретических и практических результатах работы. На научно-практических конференциях были представлены статьи, связанные с формированием текстовых умений
младших школьников в процессе обучения сочинению: «Формирование текстовых умений как отражение речевой культуры младших школьников» (журнал «Молодой ученый»: актуальные проблемы развития современного образования, 2020 г.), «Формирование текстовых умений младших
школьников в процессе обучения сочинению» (Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов, Екатеринбург 2020г.)
Организация и этапы исследования.
Исследования проводились в три взаимосвязанных этапа с 2018 по 2020 годы.
На первом этапе исследования (2018 год) в условиях констатирующего эксперимента проводилось изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, нормативных документов по проблеме исследования, были определены методологические основы исследования и разработаны основные теоретические положения, сформулирована гипотеза исследования.
На втором этапе (2019 год) разрабатывалось методическое обеспечение для обучающихся младшего школьного возраста в процессе обучения сочинению на уроках русского языка. Определены способы диагностики сформированности текстовых умений, фактический уровень сформированности текстовых умений у детей младшего школьного возраста посредством входной диагностики.
На третьем этапе (2019-2020 гг.) был организован и проведен педагогический эксперимент, в ходе которого была проверена гипотеза исследования, обобщены результаты работы и сформулированы основные выводы.
Структура и объем работы. Структура магистерской диссертации обусловлена логикой проведенного исследования и содержит введение, две главы, библиографический список и приложения.
Целью исследования данной работы являлась теоретическая обоснованность форм текстовых умений в процессе обучения сочинению, а так же разработка методического обеспечения формирования текстовых умений и оценка его результативности. Для достижения поставленной цели были последовательно реализованы все задачи исследования.
Основные результаты и выводы исследования:
В ходе анализа лингвистической и методической литературы:
- были выявлены противоречия между требованиями к текстовым умениям младших школьников и недостаточной сформированностью этих умений на уроках русского языка;
- между уровнем теоретического освещения текстовых умений младших
школьников и недостаточным методическим обеспечением в формировании текстовых умений младших школьников в процессе обучения сочинению.
Было установлено, что обучение языку рассматривается как основа формирования языковых компетенций. При этом процесс обучения языку строится на практических упражнениях речевой направленности, способствующих осознанию особенностей функций слова, предложения и текста и формирующих условия для успешной речевой деятельности.
Мы проанализировали процесс обучения сочинению с точки зрения формирования УМК начальной школы, и установили, что сочинение по картине является наиболее эффективным при формировании текстовых умений, так как опирается на непосредственный наглядный опыт школьника и позволяет осуществить плавный переход от наглядно-образного к словесно-образному мышлению.
В ходе экспериментального изучения проблемы формирования текстовых умений в процессе обучения сочинению мы рассмотрели текстовые умения, формируемые в процессе обучения написанию сочинения по УМК «Школа России», а также рассмотрели межпредметные связи между курсами русского языка и литературного чтения.
В ходе работы были определены принципы системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов, которые необходимы для разработки рабочей тетради, направленной на поступательное формирование текстовых умений младших школьников.
В результате экспериментальной работы было разработано, описано и апробировано методическое обеспечение в жанре рабочей тетради «Учимся писать сочинение», включающая синтетические, аналитико-синтетические упражнения, комплексные работы, направленные на формирование умений текстовых умений, с опорой на наглядный материал; разработаны критерии оценивания содержания сочинения с учетом текстообразующих умений, проведены констатирующие и контрольные диагностики в 3-х классах начальной школы обучающихся по программе «Школа России».
Сравнительно-сопоставительный анализ динамики сформированности текстовых умений показал, что у контрольного класса наблюдается больший рост сформированности умения создавать собственный текст в соответствии с темой, умений, связанных со структурой текста и его членением.
В результате контрольного этапа мы подтвердили эффективность использования разработанной рабочей тетради в процессе формирования текстообразующих умений при обучении написанию сочинения.
В процессе выполнения работы, поставленные задачи были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Александров, В. Н. Аргументы для написания сочинения по русскому языку / В. Н. Александров. - Москва: Просвещение, 2014. - 234 с.
2. Алентикова, С. А. К вопросу о формировании текстовых умений школьников / С. А. Алентикова // Языковое и литературное образование в школе и вузе. -
2015. - С.93-94.
3. Алферов, А. Д. Родной язык в средней школе (опыт методики) / А. Д. Алферов. - 2014. - № 4. - С. 269-283.
4. Алферов, А. Д. Ученические сочинения в средней школе / А. Д. Алферов. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2001. - 400 с.
5. Бабкина, М. В. Интегрированный урок - подготовка к сочинению «Цветок»: с элементами описания и рассуждения / М. В. Бабкина // Русский язык в школе.
- 2016. - №2. - C.36-38.
6. Бакулина, Г. А. О новых видах сочинений в начальной школе / Г. А. Бакулина // Начальная школа. - 2015. - №7. - С. 37 - 43.
7. Богданова, Е. С. Подготовка будущих учителей к работе по формированию текстовых умений школьников / Е. С. Богданова // Актуальные вопросы. -
2016. - №3. - С.112-117.
8. Богданова, Е. С. Работа над ключевыми словами текста как способа формирования умений текстовой деятельности / Е. С. Богданова // Наука и культура России. - 2015. - Т.1. - С.114-117.
9. Богданова, Е. С. Специфика работы над сочинением на основе исходного текста на уроках русского языка / Е. С. Богданова // Наука и культура России.
- 2016. - №10. - С.38-40.
10. Болотнова, Н. С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста: методическое пособие / Н. С. Болотнова. - Томск, 2002. - 64 с.
11. Бородина, Т. А. Фомирование у школьников текстовых умений
компетенции XXI века / Т. А. Бородина // Начальное филологическое образование. - 2019. - С.235-238.
12. Бурцева, Е. В. Формы работы с текстом при формировании текстовых умений / Е. В. Бурцева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - №4. - С.43-46.
13. Варнавская, О. О. Текст как единица речи и произведение речи / О. О. Варнавская // Известия Г осударственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена. - 2018. - №5. - С.43-47.
14. Ванькова, Г. В. Обучение приемам рассуждения и доказательства / Г. В. Ванькова // Начальная школа. - 2018. - № 1. - С.46-48.
15. Варнавская, О. О. Текст как единица речи и произведение речи О. О. Варнавская // Известия Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена. - 2008. - №5. - 259 с.
16. Жданко, Т. А. Системно-деятельностный подход: характеристика и принципы реализации / Т. А. Жданко // Концепт. - 2018. - №5. - С.23-26.
17. Жинкин, Н. И. Психолингвистика: Избранные труды / Н. И. Жинкин. - Москва: Лабиринт, 2009. - 288 с.
...