I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
АРТИКУЛЯЦИОННЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1. Артикуляция в лингвистике, музыковедении и музыкальном
образовании 10
1.2. Проблемы сформированности артикуляционных навыков у детей с
общим недоразвитием речи. 17
1.3. Возможности певческой деятельности в развитии
артикуляционных навыков у старших дошкольников 22
Выводы по главе I 37
II. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ НАВЫКОВ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1. Диагностика развитости артикуляционных навыков у детей
дошкольного возраста 39
2.2. Условия развития артикуляционных навыков у детей дошкольного
возраста на музыкальных занятиях 44
2.3. Итоговая диагностика развитости артикуляционных навыков у
детей дошкольного возраста 57
Выводы по главе II 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Актуальность исследования. Современной российской системой образования в Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС ДО), разработанных на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации а так же с учетом Конвенции ООН, признается самоценность дошкольного детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий. Что подтверждается известными педагогами, а старший дошкольный возраст определяется как сентизитивный период для формирования и развития основных умений и навыков (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн). Психологические
новообразования, возникающие на каждой возрастной ступени детства, несут в себе непреходящие ценности для всестороннего развития ребенка, вносят свой особый, неизменный вклад в формирование человеческой личности. Поэтому вопросы поиска эффективных способов развития речевых умений в педагогике дошкольного образования приобретает принципиальную значимость и актуальность. Полноценное развитие речи в дошкольном возрасте имеет важное значение — от этого зависит дальнейшая адаптация ребенка к школе. Речевая деятельность обеспечивает способность к коммуникации, с помощью которой мы можем принимать участие в социальном взаимодействии. Именно речевая деятельность помогает ребенку осваивать различные представления об окружающей действительности, способствует осознанию своего места в социальной среде и развитию самосознания. Но реализация данных требований Федеральных государственных стандартов происходит не достаточно эффективно.
Вопросом формирования звукопроизношения у детей занимались многие ученые, такие как (Р.Е.Левига, Г.А.Каше, Н.А. Никашина, Г.В.Чиркина, И.К.Копловская, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова), логопеды (А.Р. Лурия, Н.В.Нищева), лингвисты (М.В. Гордина, А.В. Гринер), и педагоги, занимающиеся вокальным воспитанием детей (Н.Н.Добровольская, Н.Д. Орлова, Г.П. Стулова). Но, несмотря на наличие большого количества трудов и исследований, по формированию и развитию артикуляционных навыков у старших дошкольников, в методологии современного дошкольного образования эта проблема не раскрыта достаточно широко. Следовательно, можно сделать вывод, что формирование правильной речи у старших дошкольников можно считать общественно значимой задачей, так как дает избежать трудностей при обучении в школе, овладении профессией и участвовать в жизни общества.
Звукопроизношение является важным аспектом речи и образует основу речевого процесса, оказывает существенное воздействие на формирование языковых компетенций и развитие речевых коммуникаций ребенка. Стоит отметить, что формирование правильного произношения у детей представляет собой достаточно сложный процесс. Особые затруднения появляются при формировании у детей умения управлять собственным артикуляционным аппаратом. У большинства детей наблюдается задержка процесса формирования правильного звукопроизношения.
Развитие артикуляционных навыков у старших дошкольников - это непростой педагогический процесс, он происходит за счет особых многократно воспроизводимых упражнений. Для точного воспроизведения, понимания и усвоение каждого упражнения необходима достаточность, сформированность зрительного и слухового восприятия, внимание, память, способность концентрации воли, усидчивость, необходимо развитие работоспособности.
В последние время, отмечено увеличение количества детей, у которых имеются нарушения речи. Проблемы нарушения речи решаются как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательное мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки, логоритмики, дыхательной гимнастики , движений на музыкальных занятиях.
У старших дошкольников с диагнозом общее недоразвитие речи имеются особенности музыкальных способностей, обусловленные недостатками развития артикуляционного аппарата, музыкального,
ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи.
Именно музыка, музыкальное воспитание и развитие может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Анализ разработок, раскрывающих методики, способствующие музыкальному развитию ребенка, в том числе и артикуляционных навыков педагогов такие как (Г.А.Волкова, Т.С.Овчинникова, М.Ю.Картушина) показал, что все они, не достаточно реализовываются на практике в дошкольном образовательном учреждении, так как дошкольные учреждения работают по обобщенной программе для детей с нормальным развитием артикуляционных навыков.
Проведенный анализ позволил выявить следующие противоречия:
• между требованиями современного образования ФГОС ДО к направлениям развития и образования детей, таких как речевое и художественно-эстетическое развитие и недостаточной реализацией этих требований на музыкальных занятиях;
• между разработанностью авторами теоретических оснований процесса развития артикуляционного аппарата детей и недостаточностью их теоретического осмысления в педагогике дошкольного образования;
• между наличием педагогических условий, способствующих музыкальному развитию ребенка, в том числе и артикуляционных навыков и недостаточной реализацией этих условий на практике для развития артикуляционного аппарата на музыкальных занятиях.
Выявленные уровни актуальности и перечисленные противоречия выявляют проблему исследования, которая заключается в поиске и определении путей развития артикуляционных навыков у старших дошкольников на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении.
Обозначенная проблема позволяет нам определить тему диссертационного исследования - «Развитие артикуляционных навыков у старших дошкольников на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении»
Цель исследования - разработать педагогические условия развития артикуляционных навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении и проверить их успешность на практике.
Объект исследования - процесс развития артикуляционных навыков старших дошкольников на музыкальных занятиях.
Предмет исследования - педагогические условия развития артикуляционного аппарата старших дошкольников на музыкальных занятиях.
Гипотезой исследования является предположение о том, что педагогические условия развития артикуляционных навыков у старших дошкольников на музыкальных занятиях будут эффективны если они будут включать:
• методические условия, предполагающие наличие методической, нотной литературы, наглядных пособий, составляющих информационную базу для музыкального педагога;
• организационные условия, которые позволят использовать логоритмику, логопедические распевки, дыхательную гимнастику и специальные упражнения на музыкальных занятиях;
Вся работа по формированию артикуляционных навыков будет базироваться на здоровьесберегающих образовательных технологиях.
Сформулированная цель исследования, а также его гипотеза позволила определить следующие задачи:
1.Изучить литературу и различные научные исследовательские работы для определения понятия артикуляции в лингвистике и музыкальном образовании;
2.Определить проблемы формирования артикуляционных навыков у детей с диагнозом общее недоразвитие речи;
3. Определить возможности певческой деятельности в развитии
артикуляционных навыков у старших дошкольников;
4. Разработать содержание диагностического инструментария для
измерения уровней развитости артикуляционного аппарата дошкольников;
5. Выявить и произвести апробацию педагогических условий развития артикуляционных навыков у старших дошкольников на музыкальных занятиях;
6. Провести итоговую диагностику артикуляционных навыков и проверить успешность выявленных педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: положения философии о человеке как высшей ценности общества (М.С.Каган), теория речевого общения (А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев), психологические теории становления и развития личности (Л.С.Выготский), концепция музыкального воспитания детей (Н.А. Ветлугина, Э.Жак- Далькроз, Д.Б. Кабалевский, К.Орф, О.П.Радынова), принципы развития детского голоса (Д.Е. Огороднов, Г.П. Стулова), положения об особенностях артикуляционного развития детей в ходе вокально-хоровой работы (Н.Н. Добровольская, Н.Д. Орлова), идеи об артикуляции как о произношении звуков в пении (В.Л. Живов, А.Г. Менабени-Шамшинова).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической
философской, и специальной литературы по изучаемой проблеме, сравнение,
систематизация и обобщение передового педагогического опыта; эмпирические - педагогическое наблюдение, анкетирование,
интервьюирование, анализ результатов, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок.
Апробация работы осуществлялась в научной публикации автора в сборнике Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы: международный сборник научных трудов/Урал.гос.пед.ун-т; под ред. Л.В.Матвеевой-Екатеринбург:2019,с.6-11, в выступлении на научно-практической конференции.
Внедрение результатов исследования осуществлялось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения МАДОУ № 410 г. Екатеринбурга. В опытно - поисковой работе приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи (ОНР).
Этапы проведения исследования. Диссертационное исследование осуществлялось с октября 2018 по июнь 2019 г.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• выявлены педагогические условия развития артикуляционных навыков у старших дошкольников на музыкальных занятиях, такие как методические, организационные и здоровьесберегающие;
• разработан комплекс упражнений на развитие артикуляционного аппарата на музыкальных занятиях у старших дошкольников, который включает в себя логопедические распевки, скороговорки, логоритмические упражнения, дыхательную гимнастику, мимический тренинг.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• применительно к содержанию диссертационного исследования выявлено понятие артикуляционные навыки у детей дошкольного возраста, которое трактуется как :
«1) Способ исполнения звуков при пении и игре на музыкальном инструменте с той или иной степенью связности или расчлененности, например, legato (итал. связно), staccato (отрывисто), non legato (не связно).
2) Работа органов речи, необходимая для произнесения звуков. Артикуляционный аппарат состоит из активных (доступных управлению) органов (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть) и пассивных (зубы, твердое небо, верхняя челюсть)» - определение Н. В. Романовского в книге «Хоровой словарь» ;[54 c9-10]
• выявлены проблемы сформированности артикуляционных навыков у детей с диагнозом общее недоразвитие речи. Это нарушение звуко-слоговой структуры слов, смазанное звучание речи из-за недостаточной внятности и нечеткой дикции, неправильное произношение звуков;
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- созданы методические рекомендации для музыкального педагога для создания здоровьесберегающих условий на музыкальных занятиях;
• разработан сценарий открытого урока с использованием методических разработок для развития артикуляционной активности у старших дошкольников.
Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проанализировав теоретические и методические работы различных авторов а также проведя опытно-поисковую работу мы сделали следующие выводы:
1. Артикуляция - многогранное понятие, особенно широко
применяемое в логопедии, музыке и филологии. В лингвистике артикуляция определяется как «работа органов речи, направленная на производство звуков». [53] В музыке артикуляция трактуется несколько шире, а именно как «1) Способ исполнения звуков при пении и игре на музыкальном инструменте с той или иной степенью связности или расчлененности,
2) Работа органов речи, необходимая для произнесения звуков» [54.с 9-10] и имеет разные значении в инструментальном и вокально-хоровом исполнительстве.» Артикуляционный аппарат состоит из активных (доступных управлению) органов (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть) и пассивных (зубы, твердое небо, верхняя челюсть)».[54]
2. Изучены труды и определены проблемы сформированности артикуляционных навыков у детей с диагнозом общее недоразвитие речи. К ним относятся: нарушение звуко-слоговой структуры слов, смазанное звучание речи из-за недостаточной внятности и нечеткой дикции, неправильное произношение звуков.
3.Определены возможности певческой деятельности в развитии артикуляционных навыков у старших дошкольников на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Включение в музыкальное занятие дыхательной гимнастики, вокально-артикуляционных упражнений, логоритмики, пальчиковой гимнастики с музыкальным сопровождением.
4. Диагностика была нацелена на выявление развитости артикуляционной моторики, дикционной четкости и правильного произношения согласных звуков. Задания выполнялись детьми по методикам Е.В.Мазанова, В.П.Морозов. Оценка производилась по трехбалльной системе на констатирующем и итоговом этапах экспериментов.
5. Разработаны педагогические условия: методические,
организационные и здоровьесберегающие.
Методические и здоровье сберегающие условия:
• озвученная артикуляционная гимнастика;
-пальчиковые игры;
-вокально-артикуляционные упражнения;
-проговаривание и пропевание скороговорок;
-дыхательная гимнастика;
-логоритмика.
Организационные условия:
Замена традиционных распевок, вокально-артикуляционными упражнениями, логопедическими распевками;
• Введение в музыкальные занятия дыхательной гимнастики, элементов логоритмики;
• Определена структура музыкального занятия на развитие артикуляционных навыков.
6. Сравнительная диагностика итогового и констатирующего этапов показала, что
• у всей группы старших дошкольников произошла положительная динамика развития артикуляционных навыков (повысились показатели высокого уровня развития). Было 2 детей, стало 14;
-детей с низким уровнем развития не стало;
-на среднем уровне развития осталось 2 детей, это дети которые улучшили развитость артикуляционных навыков , перейдя с низкого уровня развития на средний;
• все предложенные упражнения могут быть использованы в дальнейшей работе для развития артикуляционных навыков старших дошкольников на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, результатов констатирующего и итогового эксперимента, мы определили, что педагогические условия по развитию артикуляционных навыков у старших дошкольников на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении эффективны. Таким образом, задачи, сформулированные во введении диссертации, выполнены, гипотеза доказана, цель достигнута.
1. Абрамова А.А. Комплекс упражнений на развитие артикуляционных
навыков у старших дошкольников на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении, Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы:
международный сб. научных трудов/ Урал.гос.пед.ун-т; под ред. Л.В.Матвеевой. Екатеринбург, 2019. С.6-11
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
3. Алмазов Е. И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М: Просвещение, 1973. 151 с
4. Анисимова Т. В., Гимпельсон Е. Г. Современная деловая риторика: учебное пособие. М., 2011. 50 с.
5. Арнонкур Н. Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки / пер. по изд.: Nikolaus Harnoncourt, Musik als Klangrede. Wege zu einem neuen Musikverstandnis, 2005. 204 с.
6. Бодалев А.А. Личность и общение М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
7. Браудо И. Артикуляция (о произношении мелодии). Л.:Государственное музыкальное издательство, 1961. 199 с.
8. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) 2-е изд., испр. и доп. СПб.: ЛОИРО, 2000. 220 с.
9. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед.уч - щ по спец.03.08 Дошкольное воспитание. М.:Просвещение, 1989. 270с.
10. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования
детей с речевыми нарушениями. Учебно-Методическое пособие СЕЮ:ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2003.144с.
11. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика.М.: Изд-во Владос., 2002. 272 с.
12. Выготский Л.С.Психология развития человека.М.: Эксмо, 2005. 1136 с.
13. Гавришева Л.Б Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПб.:Детство-Пресс. 2005. 32 с.
14. Гордина М. В. История фонетических исследований: От античности до возникновения фонологической теории. Спб.: гос. ун-т. 2003. 31 с.
15. Гринер В.А.Логопедическая ритмика для дошкольников. М.: Учпедгиз. 1958. 168 с...