Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Работа №94949

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 14
1.1. Воспитание ценностного отношения к семье у детей как педагогическая
проблема 14
1.2. Методологические подходы воспитания ценностного отношения к семье
у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3. Потенциал православной культуры в воспитании ценностного отношения
к семье у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 34
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня воспитанности ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Содержание работы по воспитанию ценностного отношения к семье у
детей старшего дошкольного возраста 58
2.3. Диагностическое исследование по выявлению уровня воспитанности ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста на
итоговом этапе опытно-поисковой работы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 96



Современный этап истории России находится на перепутье, когда с одной стороны часть населения готова к принятию православной культуры идентифицируясь в ней, другая не отождествляет себя с традиционным русским миропониманием, устремляясь в глобалистические идеи развития нашей страны, ориентируясь на западные установки. Но как факт мы видим практически полный кризис семьи западной модели общества. В России данный кризис повлечет распад нашей самобытной, высокой культуры, которая смогла объединить народы самого большого и многонационального государства в мире.
Вопрос истории развития института семьи в нашей стране очень сложный и многогранный. И только в нынешнее время стал намечаться курс на уровне государственной политики направленный на воспитание подрастающего поколения с ориентиром на духовно-нравственные ценности. Так одним из приоритетных направлений ФГОС ДО является, развитие духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста, воспитание ценностного отношения к семье.
На уровне государства это поддерживается следующими документами:
> Конституция РФ;
> Закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ);
> ФГОС ДО (от 17.10.2013г. №1155);
> «Концепции государственной семейной политики до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года)
> Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников являются:
> ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
> Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях ребенка» от 24.07.1998 №124-ФЗ
Социальный институт семьи находится в катастрофическом положении, у родителей практически всех возрастов отсутствует критерий понятия семьи как духовной соединяющей ценности. Тем более нет понимания православной культуры как культуры объединяющей всю Россию и постсоветское пространство.
Дошкольная образовательная организация является единственным общественным институтом, регулярно взаимодействующим с родителями, а значит, способным оказывать влияние на воспитание ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры. Всем известно, что ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким, в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает.
Поэтому деятельность педагога (воспитателя, учителя, педагога и т.д.) должна начинаться с себя. Правильно ли я понимаю термин православной культуры, какие ценностные отношения к семье она несет и т.д. Затем как можно чаще необходимо привлекать родителей, включая их в совместную деятельность с детьми. Также необходимо в некоторых вопросах проводить беседы с родителями родителей о традиционных семейных ценностях. Т.к. процесс воспитание ценностного отношения к семье детей, может происходить только в условиях духовно-нравственного со-воспитания. Ценностное отношение - это следствие духовно-нравственного становления с пониманием и принятием православных (религиозных) норм, либо само- изменения в этом ракурсе (относительно взрослых людей).
Духовно-нравственное становление и формирование ценностного отношения к семье закладываются в младенчестве, а развиваются в процессе всей жизни человека. Это неоднократно доказано в трудах известных ученых: К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского, Н.О. Лосского, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, В.В. Зеньковского, и др., которые единодушны в утверждении, что на территории нашего государства в качестве содержательной основы духовно-нравственного воспитания, должна стать православная культура Н. Я. Данилевский, Л. А. Тресвятский, С. Т. Погорелов.
Наряду с интеллектуальным воспитанием необходимо прививать детям ценностное отношение к семье с раннего детства. Оно прямо связано с обретением духовности. Конечно, к нам постепенно возвращается национальная идентичность, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Именно в семье изначально формируется и развивается личность ребёнка, происходит первоначальное овладение им социальными ролями, необходимыми для дальнейшей безболезненной адаптации его в обществе.
Кризис современных семей выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям, заменой их на материальные ценности, у детей в начале жизни происходит искажение понятий о добре, милосердии, великодушии, справедливости, духовности. Размыты роли отца - его особая роль в семье. Роль матери также искажена. Утрачивается взаимоуважение и грамотное построение быта. Детям не прививается истинная культура России - православная, она заменяется псевдокультурой берущей свои корни далеко не в нашей стране. Самое опасное, что эту замену принимают сами родители, а «Утрата Культуры является утратою человеческого облика» [Амонашвили]. «Культура является основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека» [42].
В дошкольной педагогической практике православную культуру как основу воспитания ценностного отношения к семье у дошкольника вообще не рассматривают. При проведении опроса среди воспитателей ДОО №4 п. Уралец и ДОО №202 г. Н. Тагил (из 20 педагогов только 2 указали православную культуру как средство воспитания ценностного отношения к семье у дошкольников). (Приложение 1) Также было проведено анкетирование родителей о совместном времяпрепровождении. (Приложение 2)
Анализ проблемы воспитания ценностного отношения к семье у старших дошкольников на основе православной культуры показал, что понимание православной культуры очень скудное, однотипное и сводится только к церковной жизни. Воспитательный потенциал православной культуры связанный с воспитанием ценностного отношения к семье у дошкольников недостаточно реализуется в воспитательной деятельности ДОО.
Таким образом, выделим противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между потребностью государства в воспитании подрастающего поколения на основе православной культуры и недостаточной готовностью семьи и педагогов ДОО к реализации этого процесса;
- на научно-педагогическом уровне - между необходимостью развития системы воспитания ценностного отношения к семье на основе православной культуры и недостаточной разработанностью теории воспитания ценностного отношения к семье у старших дошкольников на православной культуре.
- на научно-методическом уровне - между востребованностью воспитательного потенциала православной культуры в воспитании ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического сопровождения этого процесса в практике дошкольного образования.
Необходимость решения указанных противоречий определяет проблему исследования, которая заключается в поиске путей воспитания ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры.
Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в педагогической науке определили выбор темы исследования «Воспитание ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры».
Объект исследования процесс воспитания ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры.
Предмет исследования - программа по воспитанию ценностного отношения к семье детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры.
Цель исследования - теоретическое обоснование разработка и реализация программы «Семейная азбука» по воспитанию ценностного отношения к семье детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: воспитание ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры, будет успешным если:
- процесс будет строиться на основе культурологического, аксиологического и деятельностного подходов;
- будет выявлен потенциал православной культуры и использован при разработке содержания программы «Семейная азбука»;
- будет разработана программа «Семейная азбука» на основе православной культуры.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач были выделены следующие:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, уточнить понятие «воспитание ценностного отношения к семье» применительно к детям старшего дошкольного возраста.
Обосновать потенциал методологических подходов организации процесса воспитания ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить потенциал православной культуры в воспитании
ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести начальную и итоговую диагностику по выявлению уровней воспитанности ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста, описать результаты и сделать выводы.
5. Разработать и реализовать программу «Семейная азбука» по воспитанию ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры.
Методологической основой исследования воспитания ценностного отношения к семье являются фундаментальные положения, разработанные в трудах классиков русской педагогики и философии (К.Д. Ушинский, И. А. Ильин, Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев,) из представителей религиозной педагогики (протоиерей Василий Зеньковский, протоиерей Глеб Каледа, протоиерей Артемий Владимиров, протоиерей Алексий Уминский). Современных ученых педагогов и психологов (Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.И. Слободчиков).
Гуманитарный подход — методологическая основа педагогики, ориентированной на человека, поскольку «культурные смыслы образования - это и есть человеческие смыслы» (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич). Его реализация на практике предполагает рассмотрение (С.Л. Братченко, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, В.С. Гершунский, Г.Б. Корнетов, В.А. Козырев, А.С. Роботова, Ю.В. Сенько, В.И. Слободчиков и др.) педагогического процесса как культурного процесса, успешность протекания которого определяется личными смыслами его субъектов, их диалогом и сотрудничеством.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы;
- экспериментальные - опытно-поисковая работа;
- эмпирические - включенное наблюдение, сравнения, анализ творческой деятельности старших дошкольников, обобщение, систематизация и описание полученных данных, графическая обработка результатов исследования.
База исследования. Основные теоретические положения и материалы исследования апробированы на занятиях в МАДОУ «МАЯЧОК» д/с №205 под руководством автора исследования, количество детей 22.
Этапы исследования.
Первый этап исследования (констатирующий) - заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследования. Были изучены теоретические основы педагогической проблемы, сделан анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база. Была проведена диагностика исходного уровня
На втором этапе исследования - уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Второй этап состоял в проведении опытно-поисковой работы. Осуществлялась начальная диагностика воспитанности ценностного отношения к семье у старших дошкольников, были описаны результаты, сделаны выводы. В процессе опытно-поисковой работы осуществлялась разработка и реализация программы «Семейная азбука», направленная на воспитание ценностного отношения к семье на основе православной культуры. Материалы были обобщены в опытно-поисковой работе.
Третий этап исследования состоял в проведении итоговой диагностики, были проанализированы результаты двух диагностик в процессе сопоставления результатов, сделаны выводы. Систематизировался описанный материал, были уточнены теоретические положения, сформулированы выводы.
Научная новизна.
Определен потенциал православной культуры в воспитании ценностного отношения к семье детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость.
- Конкретизировано понятие «воспитание ценностного отношения к семье» применительно к детям старшего дошкольного возраста.
- Определены и теоретически обоснованы принципы воспитания ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры: принцип идентификации и принцип системно-деятельностной организации, в восприятие значимых образов православной культуры.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- Разработана и апробирована на практике программа «Семейная азбука» направленная на воспитание ценностного отношения к семье на основе православной культуры.
- Подобран и интерпретирован диагностический инструментарий
оценки уровней воспитанности ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста: критерии (содержательный,
эмоциональный, действенно-практический), показатели и их уровневые характеристики, диагностические задания.
- Материалы исследования по воспитанию ценностному отношению к семье у детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы в практике ДОО, в семейном образовании.
На защиту выносятся следующие положения:
Воспитание ценностного отношения к семье применительно к детям старшего дошкольного возраста, рабочее определение (В.Н. Лосский, игумен Нектарий Морозов, прот. Владимир Воробьев) есть целенаправленный педагогический процесс, формирующий представления о традиционной для
Отечественной культуры семье, построенной на духовно-нравственных ценностях: доброжелательности, заботе, эмоциональной отзывчивости,
уважительном отношении к родителям, ответственности (данные ценности рассматриваем в работе), а также святости семейного очага и любви.
1. Процесс воспитания ценностного отношения к семье применительно к детям старшего дошкольного возраста строится на основе аксиологического, культурологического и деятельностного подходов.
Аксиологический подход отражает ценностно-осознанное понимание и принятие всеми участниками процесса значимости воспитания ценностного отношения к семье на основе православной культуры в современном обществе. Отношение к семье как к фундаментальному понятию сильной страны через историческое становление православной культуры; что в дальнейшем выступает как нравственный ценностный ориентир, определяющий выбор в процессе жизни, ориентирующий на создание традиционной крепкой семьи.
Культурологический подход предполагает учет этнокультурной ситуации нашей многонациональной страны, в которой происходит воспитание и становление личности ребенка с православной культуры.
Деятельностный подход предполагает единство сознания, деятельности и поведения; включенность в социально-значимую и духовно-нравственную деятельность в дошкольной образовательной организации при условии принятия традиций способствующих воспитанию ценностного отношения к семье у старших дошкольников на основе православной культуры.
2. Потенциал православной культуры в воспитании ценностного отношения к семье детей старшего дошкольного возраста выявлен в следующих компонентах:
Принцип идентификации (персонификации) то есть устойчивое отождествление себя по образу жития святых, Евангельских историй. В дошкольном возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы яркие, эмоционально привлекательные образы людей неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.
Принцип системно - деятельностной организации воспитания то есть интеграция содержания различных видов деятельности дошкольников в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Для решения воспитательных задач дошкольники вместе с воспитателями и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
- произведений искусства;
- иконопись;
- фольклора народов России;
4. Программа по воспитанию ценностного отношения к семье детей старшего дошкольного возраста «Семейная азбука» на основе православной культуры содержит в себе следующее содержание «Семейные ценности», «Напутственное слово и жизненный путь», «Труд в семье», «Календарь». Приоритет в программе был отдан активным и интерактивным методам и формам работы, приемам, таким как беседы, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала и озвучивание наиболее эмоциональных сцен, коллективные творческие дела, настольные игры, обсуждение, театрализация проблемных ситуаций, и др. (Приложение3)
5. Положительная динамика в личностных результатах старших дошкольников - уровень воспитанности ценностного отношения к семье, определен и зафиксирован в результате опытно-поисковой работы в ходе двух диагностик, тем самым, подтвердив гипотезу исследования.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Материалы исследования были опубликованы в сборниках:
Духовно-нравственное воспитание, миссия, катехизация и социальное служение Церкви, Нижний Тагил, 2018г. статья
Молодежь - свобода и ответственность: духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения Материалы заочной всероссийской научно-практической конференции Асбест, 24-26 января 2018 г.
Материалы опытно-поисковой работы размещены на сайте https://nsportal.ru/darnickfedya1985


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1) Основные позиции методики опытно-поисковой работы по воспитанию ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры:
a) Ценностное отношение к семье у детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе применения комплекса педагогических методов, на материалах православной культуры, что соотносится с особенностями познавательного, личностно-коммуникативного и художественно-эстетического развития ребенка.
b) Процесс ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры выстраивался поэтапно: восприятие - сопереживание - выражение собственных чувств - ценностное отношение к семье и семейным ценностям.
c) В основу процесса положены аксиологический,
культурологический и деятельностный подходы, взаимосвязанные между собой. Они сочетаются по основополагающим позициям: немаловажное значение близкого (авторитетного) взрослого и его отношение к семье как к носителю этих ценностей; опыт полученный в семье, а также важность эмоционально-чувственного восприятия эталонных образов православной культуры, осмысление их и поведенческое выражение. Данные подходы позволяют построить процесс воспитания ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста с учетом принципа идентификации и принципа системно - деятельностной организации воспитания:
d) Принцип идентификации - устойчивое отождествление себя по образу жития святых. В дошкольном возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы или образы людей неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.
e) Принцип системно - деятельностной организации воспитания - интеграция содержания различных видов деятельности для решения воспитательных задач дошкольники вместе с воспитателями и родителями, иными субъектами воспитания и социализации на основе: произведений искусства; иконописи; фольклора народов России.
2) Разработано и апробировано методическое интерпретированное обеспечение по воспитанию ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры, которое включает творческое задание и некоторые рекомендации для родителей и педагогов по вопросам воспитания ценностного отношения к семье у детей в совместной со взрослыми деятельности.
Исследование может быть продолжено в следующих направлениях: в расширении возрастных границ применительно детей дошкольного возраста, повышение компетентности родителей и педагогов в сохранении и преумножении семейных традиций на основе православной культуры.


1. Аверьянов, В. В. Традиция как методологическая проблема в отечественной культурологии ХХ века [Текст]: автореф. дис. д-ра филос. наук: 24.00.01 / В. В. Аверьянов. - Москва, 2011. - 33 с.
2. Аксючиц, В.В. В тисках идеала и реальности (Коллизии русской истории) [Текст] / В. В. Аксючиц. - М.: Традиция, 2011. - 480 с.
3. Амонашвили, Ш. А. С детьми нужно уметь разговаривать и молчать - 2018. - http://www.psiholog3000.ru/festivali/sedmoy-festival/shalva- amonashvili-s-detmi-nuzhno-umet-razgovarivat-i-molchat/ , (13.08.2018).
4. Белозерцев, Е. П. Образ и смысл русской школы. / Е. П. Белозерцев // Волгоград - 2000, с. 53.
5. Беляева, В. А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры [Текст] / В. А. Беляева.- Рязань: изд. Рязанский обл. институт развития образования, 1998. - 135 с.
6. Беляева, В. А. Методологические основы духовно-нравственного воспитания в философско-педагогических воззрениях И.А. Ильина [Текст]/ В.А. Беляева// Национальные лики педагогических универсалий: Проблемы теории и истории русской педагогики / сб. науч. ст. - Владимир: ВГПУ, 2005. - С. 209-217.
7. Бердяев, А.Н. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды [Текст] / А. Н. Бердяев / Ред. Л.И. Новикова, И.М. Сиземская - М.: Флинта, 1999. - 312 с.
8. Бим-Бад, Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования: Очерк проблем и методов их решения [Текст] / Б. М. Бим-Бад - М.: Изд. Российского открытого университета, 1994. - 37 с.
9. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология [Текст]: курс лекций / Б. М. Бим-Бад. - М.: Изд. УРАО, 2002. - 204 с.
10. Богуславский, М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии [Текст]: монография / М. В. Богуславский. - М.: ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. - 436 с.
11. Болоцких, В. Н. Наука и образование в становлении и развитии человечества: (к постановке проблемы) / В. Н. Болоцких // Модернизация отечественного образования: сущность, проблемы перспективы : сборник статей : в 2 ч. / главный редактор Н. В. Наливайко. - Новосибирск, 2005. - Ч. 1. - С. 21-38.
12. Большая российская энциклопедия - 2004 - URL: https://bigenc.ru/
13. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственнопатриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности : монография / Е. Н. Бородина. - Екатеринбург : Урал, гос. пед. ун-т, 2015. - 198 с. 18.
14. Бородина, Е. Н. Культуроцентрический подход в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста / Е. Н. Бородина // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 130-133.
15. Братусь, Б. С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии / Б. С. Братусь // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Шур. - Москва : Смысл, 1997. - С. 67-91.
16. Булгаков, С. Н. Героизм и подвижничество: в сб. статей о русской интеллигенции Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, М.О. Гершензона, А.С. Изгоева, Б.А. Кистяковского, П.Б. Струве, С.Л. Франка [Текст] / С.Н. Булгаков. - М.: Новое Время, 1990. - С. 60-66.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ