ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ 8
1.1. Формирование математических понятий у детей младшего
школьного возраста 8
1.2. Общие принципы инклюзивного образования 17
1.3. Методическое обеспечение формирования математических
понятий умладших школьников винклюзивном
образовании 27
Выводы по 1 главе 39
ГЛАВА2.АНАЛИТИЧЕСКОЕОПИСАНИЕОПЫТНО-
ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ 42
2.1. Диагностика сформированности математических понятий у
младших школьников в инклюзивном образовании 42
2.2. Разработка методического обеспечения формирования
математических понятий в инклюзивном образовании 53
2.3. Анализ результатов эффективности работы по формированию
математических понятий в инклюзивном образовании 75
Выводы по 2 главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит перед школой приоритетную задачу формирования у обучающихся начальной школы базовых предметных и межпредметных понятий. Сформированность понятий вносит значительный вклад в развитие мышления младшего школьника.
Формирование системы математических понятий осложняется тем, что в основном все предметы о которых нужно формировать понятие не существуют в реальности. Чтобы сформировать понятие о математических явлениях нужно прибегать к абстрактности. А данное свойство мышления очень сложно формируется у младших школьников.
Проблемой формирования научных понятий занимались такие ученые как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина, А. М. Пышкало, Н.Ф. Талызина, А.В. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.
На современном этапе развития системы образования очень явно внедряется инклюзивное образование. Его целью является обеспеченье равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Иными словами, теперь в классе обучаются вместе нормально развивающиеся дети и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевым моментом данной ситуации является то, что обучаясь в одном классе, дети с разными уровнями возможностей уже не могут обучаться по старой единой форме организации урока . Теперь процесс формирования как математических понятий, так и других должен строиться с учетом возможностей для детей с ОВЗ так и для здоровых детей в классе одновременно.
Исходя из вышесказанного, обнаруживается противоречие на методическом уровне между обеспеченностью процесса формирования математических понятий в целом и недостаточной обеспеченностью формирования математических понятий именно в инклюзивном образовании для детей с ОВЗ.
Противоречие на практическом уровне заключается между изученностью инклюзивного образования как явления в целом недостаточной изученности формирования математических понятий в инклюзивном образовании.
Проблема формирования математических понятий изучается с середины 20 века. Введение же инклюзивного образования произошло в 2012 году. Учеными доказано, что успешность обучения детей с ОВЗ будет лишь тогда, когда для них будут созданы специальные условия. Такие как, учет психологических особенностей, индивидуальный подход, использование практических и наглядных методов обучения и поэтапных способов изучения материала, предоставление обучающимся свободы выбора, опираясь на эмоциональные потребности и интерес обучающихся.
Исходя из этого, формируется проблема исследования: как организовать процесс формирования математических понятий в условиях инклюзивного образования?
Тема исследования: формирование математических понятий у младших школьников в инклюзивном образовании.
Объект исследования: процесс формирования математических понятий.
Предмет исследования: условия организации процесса формирования математических понятий в инклюзивном образовании.
Цель исследования: выявить условия организации процесса формирования математических понятий.
Гипотеза исследования: процесс формирования математических понятий будет более успешным, если он будет подчиняться следующим условиям:
- использование метода формирования понятий, предложенного Н. Ф. Талызиной, основанного на трех этапах:
• выделения всевозможных признаков понятия;
• выделения существенных признаков понятия;
• подведения предмета под понятие.
- учет индивидуальных психологических особенностей обучающихся;
- дифференцирование учебных заданий для детей с нормой развития и детей с ОВЗ;
- использование наглядных и практических приемов обучения.
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме и особенности обучающихся с ОВЗ.
2. Адаптировать имеющиеся методы формирования понятий под условия инклюзивного образования.
3. Разработать модель взаимодействия участников в инклюзивном образовании.
4. Разработать диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности математических понятий у младших школьников.
5. Разработать, реализовать и определить эффективность системы уроков по формированию математических понятий в инклюзивном классе.
Теоретико-методологическая основа:
- теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина);
- исследования потребностей лиц с ОВЗ (Г. В. Фадина, Н. Ю. Борякова, Л. В. Воронина, Р. Ф. Малых);
- исследования эффективности наглядного и практического подхода при обучении детей с ОВЗ (Н. Б. Лурье, В. А. Феоктистова, В. З. Денискина, Н. В. Клушина).
Для проверки гипотезы исследования и реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы и опыта по теме исследования, классификация;
- эмпирические: наблюдение, диагностические методики;
- качественный и количественный сравнительный анализ данных.
Элементом научной новизны исследования считаются следующие позиции.
1. Обобщение и систематизация исследования в области формирования математических понятий.
2. Расширение, уточнение и дополнение представления об особенностях усвоения математического материала учащимися с ОВЗ.
3. Теоретическое обоснование необходимости пересмотра формы организации учебного процесса в инклюзивном образовании.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе проведена диагностика уровня сформированности математических понятий у младших школьников на уроке математики, разработаны и апробированы системы уроков по математике для повышения уровня сформированности математических понятий у детей младшего школьного возраста в инклюзивном образовании. Результаты исследования могут быть использованы учителями математики, преподающими в начальной школе.
Апробация и внедрение: основные положения ВКР обсуждались на международных, всероссийских конференциях и семинарах, среди которых:
- Всероссийская научная конференция «Детство в современном мире 2018». Пермь;
- V Международной конференции «Традиции и инновации в педагогическом образовании». Екатеринбург 2019;
- Выступление в проекте «Педагог завтрашнего дня». Невьянск 2019.
Положения, выносимые на защиту.
На содержание процесса формирования математических понятий большое влияние оказывают особенности обучающихся с ОВЗ.
Недостаточная методическая обеспеченность по формированию математических понятий и игнорирование условий инклюзивного образования препятствует успешному овладению младшими школьниками математических понятий.
Система, разработанных уроков формирования математических понятий, основанная на:
- разделении подходов обучения детей с ОВЗ и нормой в развитии;
- учете психологических особенностей и возможностей детей;
- применении наглядного и практического методов;
- дифференциации учебного материала от простого к сложному, будет способствовать повышению уровня сформированности математических понятий у детей младшего школьного возраста.
База исследования: МБОУ СОШ № 1 Невьянского ГО, 2 Б класс.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования математических понятий у детей младшего школьного возраста в инклюзивном образовании показал, что для осознанного владения математическими понятиями необходимо изменить подходы к форме организации учебного процесса.
Проведя теоретическое и практическое исследование по проблеме формирование математических понятий в инклюзивном образовании, нами были решены поставленные задачи.
1. Изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме и особенности обучающихся с ОВЗ.
2. Адаптированы имеющиеся методы формирования понятий под условия инклюзивного образования.
3. Разработана модель взаимодействия участников инклюзивного образования.
4. Разработан диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности математических понятий у младших школьников.
5. Разработана и реализована система уроков формирования математических понятий в инклюзивном классе.
6. Определена положительная эффективность выработанной системы уроков формирования математических понятий.
Для формирования математических понятий наиболее эффективным методом стал метод, предложенный Н. Ф. Талызиной, его эффективность подтверждается теоретическими и практическими исследованиями.
Нами был внедрен данный метод в модель организации учебного процесса, которая содержит в себе условия, необходимые для работы с детьми с ОВЗ. Практические задания адаптировались под особенности ребенка, а процесс формирования понятий шел одновременно для всех обучающихся касса.
Таким образом, по результатам диагностических мероприятий, сформированная нами модель организации совместной деятельности, оказывает положительный эффект на уровень сформированности математических понятий у обучающихся начальной школы. Следовательно, цель и задачи можно считать достигнутыми.
1. Абкович, А. Я. К вопросу об особых образовательных потребностях младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата / А. Я. Абкович // Специальное образование: сб. статей № 3. - Екатеринбург: ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2016. - С.5-12.
2. Азева, А. А. Опыт разработки и реализации детско-родительских проектов как способа интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников / А. А. Азева // Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели технологии: сб. материаллов Всеросс. науч.- практ. конф. В 2 ч. - Екатеринбург, 2014. - Ч.1. - С. 18-21.
3. Александрова, Э. И. Математика / Э. И. Александрова. - Москва : Дрофа, 2013. - 176 с.
4. Александрова, Э. И. Математика. 1-4 класс : учеб. для начальной школы 2-х книгах / Э. И. Александрова. - Москва : Вита-пресс, 2010.
5. Алехина, С. В. Современные образовательные технологии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина ; под общ. ред. Н. В. Лалетиной. - Красноярск, 2013. - С. 71-95.
6. Асмус, В. Ф. Логика / В. Ф. Асмус. - Москва: Госполитиздат, 1947. - 387 с.
7. Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников / С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова. - Москва: Академия, 2015. - 464 с.
8. Баркадзе, К. С. Избранные философские труды: том 2 / К. С. Баркадзе.
- Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1973. - 464 с.
9. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н. Ю. Борякова. - Москва: Астрель, 2008.
- 222 с.
10. Витухина, И. А. Реализация принципа наглядности при изучении математики в школе для глухих детей / И. А. Витухина. - Москва: НИИ дефектологии АПН, 1988. - 104 с.
11. Войшвилло, Е. К. Понятие как форма мышления: логико¬гносеологический анализ / Е. К. Войшвилло. - Москва: издательство МГУ, 1989. - 239 с.
12. Воронина, Л. В. Об обучении математике детей с задержкой психического развития / Л. В. Воронина, Н. В. Бабинова // Инклюзивное образование: теория, практика, опыт. Материалы международной научно¬практической конференции: сб. статей - Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2018.
- С. 113 - 120.
13. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский.
- Москва: Смысл, 2004. - 512 с.
14. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. - Москва: Книжный дом, 2000. - 329 с.
15. Гозова, А. П. Совершенствование общего и профессионального обучения глухих / А. П. Гозова. - Москва: ИКП РАО, 1992. - 72 с.
16. Гонеев, А. Д. Теоретическиое основы подготовки учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками / А. Д. Гонеев. - Курск: Моск. пед. гос. ун-т, 2001. - 43 с.
17. Давыдов, В. В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка / В. В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - Москва: Академия, 1999. - 320 с.
...