Глава 1. Теоретические основы комплексного развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения английскому языку в общеобразовательной организации.
1.1. Методологические основы начального общего образования 8
1.2. Творческие способности как психолого-педагогические понятия 20
1.3. Методы и приемы развития творческих способностей младших
школьников 34
1.4. Методы и приемы развития творческих способностей младших
школьников на уроках английского языка 44
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию творческих
способностей младших школьников на уроках английского языка
2.1. Анализ работы МАОУ СШ №9 ГО Красноуфимск по развитию
творческих способностей младших школьников на уроках английского языка 50
2.2. Диагностика творческих способностей младших школьников на уроках
английского языка 56
2.3. Комплекс заданий по развитию творческих способностей младших
школьников на уроках английского языка 60
2.4. Диагностика творческих способностей младших школьников на уроках английского языка по результатам опытно-поисковой работы 65
Заключение 69
Список литературы 72
Приложение 77
Актуальность. Современному стремительно развивающемуся обществу необходимы творческие, неординарные, инициативные люди, способные креативно мыслить в ходе решения тех или иных задач. Самореализация и успешность личности напрямую зависит от развития интеллектуально-творческих возможностей, которые были заложены в человеке от природы. Развитие и реализация творческих способностей позволит человеку адаптироваться к быстро меняющимся социальным условиям и ориентироваться во все более расширяющемся информационном мире.
Образование не стоит на месте и расширяет свои границы. Иностранный язык - становиться инструментом и средством для развития творческих способностей. Поэтому, иностранный язык как общеобразовательный предмет может способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
Творческая деятельность на уроках английского языка дает обучающимся широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческих способностей личности, а это возможно осуществить при помощи нестандартных форм обучения, новых приемов и методов.
Таким образом, возникают противоречия:
- на социально-педагогическом уровне между требованиями ФГОС в части развития творческих способностей младших школьников и традиционными формами организации обучения английскому языку в начальной школе ограничивающими возможности развития творческих способностей;
- на научно-теоретическом уровне между необходимостью использования потенциала уроков английского языка для комплексного развития творческих способностей младших школьников, и тем, что в педагогике начальной школы не нашли достаточного теоретического обоснования способы организации творческой деятельности в процессе обучения английскому языку обеспечивающие комплексное развития творческих способностей;
- на научно-методическом уровне между необходимостью организации творческой деятельности младших школьников в процессе обучения английскому языку обеспечивающей комплексное развитие их творческих способностей, и тем, что методическое обеспечение процесса обучения английскому языку не ограничивает возможности организации такой деятельности.
С учетом актуальности и выявленных противоречий была избрана тема исследования: «Комплексное развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения английскому языку в общеобразовательной организации».
Проблема исследования: как обеспечить развитие творческих
способностей младших школьников на уроках английского языка.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.
Предмет исследования: комплекс заданий по развитию творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса заданий, который будет способствовать комплексному развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения английскому языку в начальной школе.
Гипотеза: предполагается, что комплекс заданий по развитию
творческих способностей младших школьников в процессе обучения английскому языку будет результативным, если:
• процесс развития творческих способностей непосредственно связан с учебно-познавательной, практической и речевой деятельностью младших школьников;
• в структуре методического обеспечения процесса обучения английскому языку будет разработан и внедрен комплекс заданий, направленных на развитие творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1 .Изучить методологическую основу начального общего образования.
2. Рассмотреть творческие способности как психолого-педагогическое понятие.
3. Выделить методы и приемы развития творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.
^Проанализировать опыт работы МАОУ СШ №9 г. Красноуфимска по развитию творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.
5. Провести опытно-поисковую работу и доказать эффективность разработанного комплекса заданий для развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения английскому языку в общеобразовательной организации.
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение, сравнение, систематизация; эмпирические: наблюдение, анализ и обработка результатов, анализ документов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9» г. Красноуфимск
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Научная новизна: в данном исследовании определены принципы
формирования комплекса заданий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют научные представления о процессе комплексного развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения английскому языку благодаря: уточнению содержания понятия «комплексное развитие творческих способностей»; выбору методов и приемов способствующих развитию творческих способностей; определению эффективных критериев оценки уровней развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения английскому языку в общеобразовательной организации.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты, разработанный комплекс заданий могут использоваться в процессе обучения английскому языку в общеобразовательных организациях, а также учреждениях дополнительного образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Использование комплекса заданий будет способствовать комплексному развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения английскому языку в начальной школе
2. Эффективность комплексного развития творческих способностей младших школьников в образовательном процессе повышается при условии внедрения комплекса заданий, направленных на развитие творческих способностей младших школьников с учетом системно - деятельностного, личностно - ориентированного подходов и развивающего обучения.
Результаты исследования и проведенной опытно-поисковой работы подтвердили актуальность выбранной темы и позволили сделать следующие выводы.
Изучением творческих способностей занимаются многие ученые, но, несмотря на это, в педагогике и психологии не существует единого подхода к оценке творческих способностей, педагогу необходимо в своей педагогической деятельности ориентироваться на относительные критерии оценки творческих способностей. Поэтому, постоянные наблюдения и эксперименты на основе выбранных критериев позволяют корректировать эти критерии.
Периодические замеры уровня развития творческих способностей дают возможность оценить эффективность своего воздействия на развитие творчества обучающихся, оценить полезность используемых приемов, методов обучения. На основании результатов педагог может скорректировать свою деятельность, целенаправленно выбрать формы творческой деятельности обучающихся исходя из потребностей и индивидуальных особенностей. Развитие творческих способностей, формирование творческой личности необходимо начинать с детства. Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате не получается какой - либо продукт, а сам процесс творчества и его результат влияет на развитие личности ребенка, что в дальнейшем является основой для его успешной жизнедеятельности в будущем.
В результате нашего исследования были реализованы поставленные нами задачи:
1. На основе анализа научно-методической литературы по проблеме выявлено содержание «творческих способностей» - это сложное понятие, которое включает в себя компоненты, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Ребенку необходимо помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые образы.
2. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что процесс развития творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста на уроках английского языка основывается на применении личностно - ориентированного, системно - деятельностного и развивающего подходов, что способствует учету их индивидуальных возможностей, потребностей и интересов, проявлению инициативности и самостоятельности в творческом самовыражении, а также обеспечивает ситуацию успеха в творческом самовыражении обучающихся на основе эмпатии между ними и педагогами, отсутствия психологического давления, признания ценности творчества ребенка значимыми взрослыми - педагогами и родителями.
3. В процессе проведения опытно-поисковой работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках английского языка был проведен: анализ рабочей программы, учебно-методических комплексов, конструкты уроков, опыт коллег; приведена диагностика; разработан комплекс заданий для развития творческих способностей в процессе обучения английскому языку.
4. Разработанный комплекс заданий по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе обучения английскому языку эффективен.
Сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем и итоговом этапах исследования подтверждает эффективность применения комплекса заданий по развитию творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста на основе применения разнообразных приемов и методов в условиях общеобразовательной организации. Цель достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР, 2009
2. Альтшуллер Г.С. Найди идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач/ Генрих Альтшуллер. М., 2007. 400 с.
3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казать: Изд-во Казан.ун-та, 1988.
4. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы.//Иностранные языки в школе. 2002. №2. С. 11-15.
5. Блонский П. П. Психология младшего школьника/ под ред. И. Липкина,
Т. Д. Марцинковская М.:Академия педагогических и социальных наук
6. Богоявленская Д.Б.Психология творческих способностей: учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академии, 2002. 320 с.
7. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника. // Завуч начальной школы. 2001.№2.
8. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии. - М., 1987. 380 с.
9. Выготский Л.С. Сборник сочинений: В 6т. - М., 1982-1984
10. Выготский А. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
532 с.
11. Выготский Л. С.Память и её развитие в детском возрасте /под ред. Гиппенрейтер Ю. Б. учеб. пособие. М.: АСТ, 2008. 646 с.
12. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам.
М.: Арти-Глассо, 2000. 281 с.
13. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. 2004. №1. С. 3-8.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М., 2004
15. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности.// Вопросы психологии. 2002. - № 3.- С. 14-19.
16. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам СПб.: 2005. 352 с.
17. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2006. 435 с.
...