Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9-Х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Работа №94920

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 9
1.1. Структура познавательных универсальных учебных действий и их
состав 9
1.2. Анализ подходов к выделению уровней сформированности
познавательных универсальных учебных действий 21
1.3. Модель методики диагностики познавательных универсальных
учебных действий 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 42
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 43
2.1. Описание пооперационного состава познавательных универсальных
учебных действий для обучающихся 7-9-х классов 43
2.2. Сущность деятельности по реализации методики диагностики
познавательных универсальных учебных действий 49
2.3. Организация и описание опытно-поисковой работы 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 75

Актуальность исследования. В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку постоянно приходится учиться и переучиваться. Федеральный государственный образовательный стандарт в качестве цели и основного результата образования выдвигает «развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий». В широком значении термин «универсальные учебные действия (УУД)» и означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебный действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, то есть каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования универсальных учебных действий. В контексте сказанного при значимости в современных педагогических исследованиях вопросов формирования УУД, актуализируется вопрос диагностики универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, М.Ю. Демидова, О.А. Карабанова, Н.Г. Калашникова, А.К. Маркова, Г.В. Репкина, Е.В. Заика и др.). Не смотря на разнообразие исследований в указанном направлении, отметим, что в учебном процессе школ до сих пор нет единого инструментария для оценки достижений новых результатов образования.
Большое внимание выделенному вопросу уделено в частно-предметных исследованиях. В частности для математической предметной области определены методы обучения, применение которых способствует формированию УУД учащихся при решении текстовых задач (Л.И. Боженкова, Н.А. Корощенко, Н.А. Лупанова и др.); исследованы вопросно-ответные процедуры и диалог как средство формирования УУД (В.А. Далингер, О.А. Еремина); рассмотрено решение учебных задач на основе анализа и особенностей текста задачной ситуации (Е.Е. Алексеева, В.В. Мишакина и др.).
При этом отметим, что изучение методической литературы (материалов диссертационных исследований, монографий и др.) показало, что оценивание результатов учебной деятельности (в том числе и познавательных) в основном касается младших школьников и недостаточно разработано для основного звена школьного образования. Так, в работах Л.В. Шкериной, Н.А. Журавлевой и др. представлены исследования в области диагностики сформированности универсальных учебных действий, в частности, определен базисный состав универсальных учебных действий, сформулированы принципы диагностики и критерии сформированности УУД. Однако проведенный анализ исследований литературы позволяет утверждать, что предлагаемый диагностический инструментарий носит либо частный характер (разработан только для конкретных учебных тем), либо предполагает большое разнообразие и вариативность заданий, что создает для учителя определенные трудности при их конструировании. Кроме того, авторы строго не доказывают валидность диагностических процедур и не вскрывают механизмов совмещения диагностики групп УУД и знаний, пониманий, умений и навыков предметного уровня. В работах также слабо освещен вопрос о диагностике уровней сформированности УУД, хотя вопрос о важности уровневой диагностики исследователями ставится (А.Г. Асмолов, Л.В. Шкерина, И.В. Воробьев и др.).
Проведенный анализ позволил сформулировать следующую проблему исследования «Каким образом диагностика познавательных УУД средствами предметной составляющей будет валидной?» и выявить противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между требованиями социума, отраженных в нормативных документах к использованию широкого спектра процедур оценки учебных достижений (государственная итоговая аттестация, мониторинговые исследования в системе образования, процедуры независимой оценки качества образования и т.п.), и недостаточной разработанностью теоретических положений, обеспечивающих единство подходов к оценке учебных достижений;
• на научно-педагогическом уровне - между необходимостью создания инструментария для оценки УУД, приоритетом которых является обеспечение валидности и существующими подходами к конструированию измерительных материалов;
• на научно-методическом уровне - между необходимостью уровневой оценки познавательных УУД в процессе изучения математики и отсутствием методик, обеспечивающих оценку познавательных УУД при использовании предметных задач.
Выявленные противоречия позволили определить цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методики уровневой диагностики познавательных УУД обучающихся 7-9-х классов в процессе обучения математике.
Объект исследования - формирование ПУУД в процессе обучения математике.
Предмет исследования - методика диагностики познавательных УУД у обучающихся 7-9-х классов.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования была выдвинута гипотеза, состоящая в предположении, что методика диагностики уровня сформированности познавательных УУД будет валидной, если для предметного уровня:
• совокупность диагностических предметных заданий содержит диагностику каждой операции действий всего состава ПУУД для учащихся 7­9-х классов;
• определение уровня сформированности познавательных УУД проводится на основе соответствия количественного соотнесения результатов выполнения заданий для диагностики каждой операции с выделенными характеристиками.
Исходя из вышесказанного, были определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической, психологической и методической литературы выделить структуру познавательных УУД и их пооперационный состав.
2. Выделить подходы к определению уровней диагностики познавательных УУД.
3. Разработать модель методики уровневой диагностики познавательных УУД посредством диагностических заданий предметного содержания по математике.
4. С учетом предметного опыта и развития мышления учащихся 7 -9-х классов выделить пооперационный состав познавательных УУД для диагностики.
5. На основе модели описать методику диагностики уровня сформированности познавательных УУД для обучающихся 7-9-х классов на примере заданий школьного курса алгебры.
6. Провести апробацию разработанной методики для уровневой диагностики сформированности познавательных УУД у обучающихся 7-9-х классов.
Теоретико-методологической основой исследования явились научно­педагогические и методические работы в областях: теории деятельности (Л.С. Выготский; П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев); системно-деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова, А.А. Леонтьев и др.); основных положений педагогической диагностики (К. Ингекамп, Л.Н. Давыдова и др.); учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); информационно-коммуникационные технологии в диагностике
универсальных учебных действий учащихся (А.В. Слепухин, Б.Е. Стариченко и др.).
Методы исследования. В работе использовался комплекс методов, адекватных предмету и задачам исследования: анализ научной литературы, позволивший раскрыть сущность понятия «диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий» и взаимосвязи между его компонентами; теоретическое проектирование, которое помогло разработать модель диагностики сформированности познавательных УУД обучающихся, тестирование, наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент.
Логика исследования включала следующие этапы: изучение
психолого-педагогической, учебной и научно-методической литературы по исследуемой теме; постановка цели, задач исследования и выдвижение гипотезы; выявление путей реализации поставленных задач; разработку теоретических положений и создание методики диагностики познавательных универсальных учебных действий; организацию и проведение опытно - поисковой работы.
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга. В экспериментальной работе приняли участие 98 обучающихся одной параллели. Исследование проводилось с использованием УМК авторской группы С.М. Никольского, М.К. Потапова, Н.Н. Решетникова и др. «Алгебра. 7 класс», «Алгебра. 8 класс», «Алгебра. 9 класс».
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:
• разработана и описана модель методики диагностики уровня сформированности познавательных УУД;
• предложено соответствие между уровнями сформированности ПУУД и результатами выполнения диагностических работ.
Практическая значимость заключается в создании совокупности заданий для уровневой диагностики сформированности познавательных УУД у обучающихся 7-9 классов на материале курса алгебры.
Апробация и внедрение идей и результатов исследования осуществляется в соответствии с основными этапами исследования в ходе теоретической и опытно-поисковой работы. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры математики МАОУ СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга, методических объединений учителей математики Железнодорожного района города Екатеринбурга.
Материалы исследования отражены в следующих публикациях:
1. Каликина О.В., Слепухин А.В. Специфика составления учебно­диагностических заданий для выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: межвуз. сб. науч. трудов. - Екатеринбург, 2019.
• С. 69-77
2. Каликина О.В., Слепухин А.В. Модель методики педагогической диагностики уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе обучения математике. Педагогика современности: актуальные вопросы психологической и педагогической теории и практики (г. Чебоксары, 30.08.2019 г.) // Педагогика современности.
• 2019. - выпуск 3. С. 34-40.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Объем работы составляет 75 страниц. В списке использованной литературы представлено 90 источников. В тексте работы 11 таблиц, 14 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема диагностики познавательных УУД учащихся основной школы при обучении алгебре является открытой и ищущей свое решение, что обусловливает актуальность диссертационного исследования, цель которого состояла в теоретическом обосновании и разработке методики диагностики уровня сформированности познавательных УУД учащихся 7-9-х классов в процессе обучения математике.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1) на основе анализа научно-педагогической и методической и нормативной литературы выделены познавательные УУД, которые возможно диагностировать у учащихся основной школы;
2) на основе существующего педагогического опыта и анализа научной и методической литературы выделен список познавательных умений, для каждого из которых определен набор операций, образующих это умение;
3) на основе анализа научно-методической литературы определены уровни сформированности познавательных УУД;
4) разработана структурно-функциональная модель диагностики уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся; выделены этапы создания диагностической работы, которые включают в себя выбор познавательного умения, диагностику сформированности которого планируется производить и наполнение шаблонов, соответствующих операциям выбранного умения содержанием учебной дисциплины;
5) критерием динамики уровней развития познавательных УУД учащихся являются знания и способы действий, усвоенные ими в процессе обучения математике;
6) проведенная опытно-поисковая работа по проверке результативности применения методики диагностики позволяет сделать вывод о том, что применение модели диагностики, с построением индивидуальных маршрутов коррекции способствует формированию и оценке познавательных УУД. Показана универсальность разработанной модели, что позволяет утверждать о возможности использования данных материалов при создании работ по разным учебным дисциплинам.
Тем самым полностью подтверждается гипотеза исследования. Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.


1. Аксюченко, В. Н. Развитие познавательной активности в процессе формирования общих учебных умений у подростков Текст.: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / В.Н. Аксюченко. М., 1987. - 16 с.
2. Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]. - М.: Просвещение, 2017. - 287 с.
3. Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]. - М.: Просвещение, 2018. - 301 с.
4. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]. - М.: Просвещение, 2019. - 335 с.
5. Алексеева, Т.И. Тактика диагностирования и стратегии формирования познавательных учебных действий постановки и решения проблемы // Начальная школа. - 2018. - № 9. - С. 46-50.
6. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметки. - М: Знание, 1980. - 96 с.
7. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
8. Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В.,
Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная
парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. - 2007. - №4 - С. 16-24.
9. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - №4. - С. 18-22.
10. Бабанский, Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения // Выбор методов обучения в средней школе / под ред. Ю.К.Бабанского. — М., 1987. - С. 118-131.
11. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. - 198 с.
12. Баймуханов, Б.Б. Тематический контроль и учет знаний // Математика в школе, 2009 №5. С. 13-15.
13. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогические технологии. / В.П. Беспалько. — М.: Педагогика. — 1989. — 192 с.
14. Боженкова, Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре / Л.И. Боженкова. - М.: Лаборатория знаний, 2016. - 243 с.
15. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1986. - 463 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ