Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИОБЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ К ТРАДИЦИЯМ УРАЛЬСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА

Работа №94913

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ К ТРАДИЦИЯМ УРАЛЬСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА
1.1. Приобщение к музыкальным традициям как проблема музыкальной
педагогики 9
1.2. Специфика традиций Уральского песенного
фольклора 14
1.3. Специфика работы с детским фольклорный ансамблем в системе
дополнительного музыкального образования 20
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ПРИОБЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ К ТРАДИЦИЯМ УРАЛЬСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА
2.1. Диагностика уровней приобщенности участников детского фольклорного
ансамбля к традициям уральского песенного фольклора 28
2.2. Этапы приобщения к традициям песенного уральского фольклора
участников детского фольклорного ансамбля 40
2.3. Итоговая диагностика по выявлению уровней приобщения участников
детского фольклорного ансамбля к традициям уральского песенного фольклора 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

Актуальность исследования Федеральные государственные требования в программе «музыкальный фольклор» от 12.03.2012 № 166. В данной программе указывается на то, что надо воспитывать, развивать у детей личностные качества, уважать культурные традиции различных народов своей страны. Все это позволяет говорить о том, что в программных требованиях имеется установка на приобщение обучающихся к народным традициям, и, в частности, к традициям того или иного региона.
Анализ работы различных фольклорных ансамблей, в том числе и региональных, например, тех, которые воспроизводят уральский фольклор в своем творчестве позволяет говорить, что в системе дополнительного образования реализация всех требований, указанных в Федеральных государственных требованиях происходит не в полной мере.
Анализ работ авторов показал, что к термину «приобщение» и «традиция» обращались различные исследователи (Е. Г. Боронина., Л. В. Добровольская., О. А. Колотушкина., С. А. Коновалова, Н. А. Меньщикова., И. И. Сидорченко., Н. Г. Тагильцева., К. В. Чистов). Ряд авторов рассматривали культурные традиции определенного региона и, в частности уральского казачества, представляя способы их освоения участниками народных ансамблей (Н. И. Кашина, О. А. Москаленко). Однако, работ такого плана, раскрывающих региональные песенные традиции и способы приобщения к ним детей - участников фольклорных ансамблей пока еще недостаточно. Эти же недостатки в теоретическом и методическом плане обнаруживаются и в педагогике фольклорного образования, когда ансамблисты исполняют репертуар определенного и, в частности, уральского региона.
Анализ методических разработок, раскрывающих пути приобщения к уральским песенным традициям показал, что все они, не достаточно освещают особенности диалекта, существовавшего и существующего на Урале, не раскрывают особенности работы с уральским песенным фольклором в плане звуковедения, мелодического воспроизведения песен и т. д. Все вышесказанное позволило выявить противоречия:
• между необходимостью освоения культурных традиций, на что указывается в федеральных государственных требованиях Российской Федерации и недостаточностью реализации на практике процесса этого освоения в системе дополнительного образования;
• между теоретической разработанностью проблемы приобщения детей к песенному фольклору в образовании и недостаточностью разработанности данной проблемы по приобщению к уральскому песенному фольклору в фольклорном ансамблевом исполнительстве;
-между необходимостью разработки методических обоснований, включающих особенности приобщения к уральскому песенному фольклору и отсутствием разработки содержания такой работы в фольклорном детском ансамбле.
Указанные противоречия позволили определить проблему исследования, суть которой, заключается в поиске путей приобщения участников детского фольклорного ансамбля к традициям уральского песенного фольклора.
Выявленная проблема исследования позволила сформулировать тему магистерской диссертации: «Приобщение участников детского фольклорного ансамбля к традициям уральского песенного фольклора».
Цель исследования- разработать этапы приобщения к традициям песенного уральского фольклора участников детского фольклорного ансамбля.
Объект исследования- процесс приобщения участников детского фольклорного ансамбля к традициям уральского песенного фольклора в дополнительном образовании.
Предмет исследования - содержание этапов работы по приобщению участников детского фольклорного ансамбля к традициям уральского песенного фольклора.
Гипотеза исследования, построена на том, что процесс приобщения участников детского фольклорного ансамбля к традициям уральского песенного фольклора будет успешной если:
• обучение участников детского фольклорного ансамбля будет начинаться со знаниевого этапа на котором будут формироваться знания о специфических особенностях уральского песенного фольклора и фольклоре в целом;
-приобщение будет продолжено на репетиционном (репродуктивном) этапе, который включает демонстрацию руководителем ансамбля песенного материала и в дальнейшем воспроизведение его участниками;
• знания о фольклорных традициях и умения воспроизводить материал, показанный педагогом, помогут на исполнительском (продуктивном) этапе раскрыть творческий потенциал участника фольклорного ансамбля и представить песенный уральский репертуар в русле тех специфических традиций, которые были сформированы в течение многих веков на Урале.
Определив цели, предмет и гипотезу были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить работы исследователей для определения понятий «приобщение к фольклору» и «традиция» в русле настоящего исследования.
2. Выявить специфику уральского песенного фольклора.
3. Выявить специфику работы с детским фольклорным ансамблем в системе дополнительного музыкального образования.
4. Определить критерии и показатели, которые демонстрируют уровень приобщения к уральскому песенному фольклору.
5.Определить этапы и их наполнение в приобщении детей к уральскому песенному фольклору в программе дополнительного образования.
6. Проверить на практике эффективность этапов по приобщению участников детского фольклорного ансамбля к традициям уральского песенного фольклора.
Теоретико-методологическая база исследования: идеи о взаимосвязи терминов «приобщение» и «традиция» (Е.Г. Боронина, Л. В. Добровольская, Г. М. Науменко, К. В. Чистов, и др.); положение о целостности процесса приобщения детей к музыкальному искусству с доминированием процесса восприятия и воспроизведения (Б. В. Асафьев), идеи о специфике уральского песенного фольклора (Т. И. Калужникова, Е.А. Каминская, И. Н. Соловьева, Л. Л. Христиансен.)
Методы исследования:
• теоретические - анализ и сопоставление печатных изданий энциклопедий, справочников, философских словарей, обобщение педагогической литературы: статьи и журналы, электронные ресурсы;
• эмпирические - опытно-поисковая работа, творческие задания участников ансамбля, анкетирование, опрос участников фольклорного ансамбля.
Научная новизна исследования. Разработаны этапы приобщения участников детского фольклорного ансамбля к традициям уральского песенного фольклора:
• знаниевый этап, задача - сформировать знания у участников детского фольклорного ансамбля, знаний о традициях уральской народной песни;
• репетиционный этап, задача - сформировать умения воспроизводить показанный педагогом песенный материал. Репетиционный этап направлен на практическую часть изучения песенных традиций России и уральского региона, посредством показа учителем песенного материала голосом, аудио, видео материалов, посещение фольклорных праздников и конкурсов, после чего участники коллектива без труда воспроизводят манеру песенного наследия;
- исполнительский этап, задача - сформировать умение включать в процесс исполнения музыкального материала элементы импровизации. Этот этап вбирает в себя знаниевый и репродуктивный этапы, что позволяет участникам ансамбля использовать ранее изученный материал и вносить в него элемент творчества и импровизации.
Теоретическая значимость исследования.
Выявлено определение «традиция» и «приобщение» в песенном фольклоре применительно к проблематике настоящего исследования, которое формулируется как педагогический процесс организации восприятия народного музыкального искусства, приобретаются знания о музыкальных, песенных фольклорных традициях, также приобретаются умения воспроизводить песенный фольклор и использовать полученные знания и умения в концертном исполнении.
Практическая значимость исследования. Заключается в разработке репертуара для ансамбля, включающего уральский фольклорный песенный материал, сценариев уральских фольклорных народных праздников.
Апробация результатов исследования в процессе публикации статьи в соавторстве с О. А. Москаленко Уральский фольклор в приобщении участников детского ансамбля к народной песенной традиции // Проблемы современного музыкального образования: бакалавриат, общее и
дополнительное образование детей и юношества: региональный сборник научных трудов / Уральский государственный педагогический университет, ответственный редактор Л. В. Матвеева. - Екатеринбург. С - 27-32., публикация статьи в соавторстве с О. А. Москаленко Специфика работы с детским фольклорным ансамблем в системе дополнительного музыкального образования // Музыкальное и художественное образование в современном евразийском культурном пространстве: международный сб. науч. трудов / Уральский государственный педагогический университет; ответственный редактор Л. В. Матвеева. - Екатеринбург: [б.и.], 2019. С. 73-80., доклад на IV Международной конференции «Традиции и инновации в педагогическом образовании»
Внедрение результатов исследования- опытно-поисковая работа проводилась на базе Екатеринбургского Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гимназии № 161", директор Е.Е.
Ушакова. Руководитель детского фольклорного ансамбля "Уральская Вечора" Л. Б. Швидь.
Структура исследования: введение, две главы, заключение,
библиографический список, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Произведенный анализ теоретических и методических работ по проблеме приобщения детей к фольклорному материалу определенного региона, результаты опытно-поисковой работы, которая проходила на базе Екатеринбургского Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназии № 161», в период 2018-2019 учебный год. На базе данного учреждения, в котором существует детский фольклорный ансамбль "Уральская вечора", руководитель Л. Б. Швидь. позволили сделать следующие выводы:
- в ходе анализа справочной литературы, изучения диссертационных исследований, монографий и научных статей, было выбрано определение понятия «приобщение к фольклору» с учетом настоящего ракурса исследования. Оно трактуется, как педагогический процесс формирования знаний о традиции уральского песенного фольклора, умения воспроизводить предложенный педагогом песенный материал, использовать знания и умения на концертных выступлениях.
К фольклорным уральским традициям относят:
• особенности голосоведения такие как, ленточное голосоведение в многоголосных произведениях, репетиционное движение мелодии в многоголосии, которое не превышает октавы и является тесным;
• специфика диалекта: окающий диалект, мягкое произношение шипящих согласных, мягкость и напевность говора;
На основе анализа работ Л. В. Шаминой, Г. М. Науменко, и др. о специфике работы с детским фольклорным ансамблем, выявлены следующие специфические особенности работы с детским фольклорным ансамблем:
• обучение диалекту, произношению, которое было специфическим на Урале
• включение импровизации при фольклорном исполнительстве;
• использование при вокальном исполнении танца, драматизации, игры на музыкальных шумовых инструментах.
Определены следующие критерии и показатели, для проведения констатирующего и итогового этапа опытно-поисковой работы:
• сформированность знаний о специфике уральского песенного фольклора, и его показатель знания о специфике народных песенных традициях уральского края;
• сформированность умений воспроизводить представленный материал, и показатель воспроизведение детьми предложенного учителем музыкального материала;
• сформированность творческого воплощения представленного материала, и его показатель умение воплощать творческим путем предлагаемый образ для импровизации.
Этапами приобщения участников детского фольклорного ансамбля к традициям уральского песенного фольклора стали:
• знаниевый этап, который направлен на изучение, участников детского фольклорного ансамбля, фольклорной песенной традиции, а также изучение уральской песенной традиции, задачей которого являлось сформировать знания; используемые методы: сопоставления, игровой и наглядный;
• репетиционный этап (репродуктивный этап), который направлен на практическую часть изучения песенных традиций России и уральского региона, посредством показа учителем песенного материала голосом, аудио, видео материалов, посещение фольклорных праздников и конкурсов, после чего участники коллектива без труда воспроизводят манеру песенного наследия, задачей которого стало сформировать умения; используемые методы: повтора и метод театрализации;
• исполнительский этап (продуктивный этап), который позволяет в связи с освоенностью двух предыдущих этапов ребенком-участником ансамбля вносить элементы творчества в исполнение песенного фольклорного репертуара., добавляя в данный процесс элементы импровизации, задачей которого является сформировать умения исполнять песенный материал на сцене, который включает в себя знания, умения и навыки, приобретенные на знаниевом и репетиционном этапе, используемые методы: импровизации и театрализации.
Результаты итоговой диагностики опытно-поисковой работы, позволили определить, что разработанные этапы по приобщению участников детского фольклорного ансамбля к традициям уральского песенного фольклора, оказались эффективны.
Дальнейшие исследования темы может быть продолжено в русле приобщения участников ансамбля к другим фольклорным уральским традициям, например, таким как особенности звуковедения в женской и мужской партиях ансамбля, а также особенностям народного костюма в уральском регионе, что необходимо для концертного исполнения.


1. Алешко Е.И. Программа для 4-7 классов отделения русского фольклора ДШИ «Этнос» // Этнопедагогика. Теория и практика: материалы XII чтений, посвященных памяти Виноградова Г.С. Авторские образовательные программы по фольклору; сост. С.Г. Айвазян. М.: Институт наследия, 2003. С. 114-147.
2. Асафьев Б. В. О народной музыке / сост.: И. Земцовский, А. Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987. 248 с.
3. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей // II Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Музыка, 1965. 36 с.
4. Александрова Е. В., Жулябина М. Л. Хоровое пение как элемент возрастной субкультуры в аспекте преемственности и конфликтности
поколений [Электронный ресурс]. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=24095171
5. Балабан О. В. Импровизация как средство постижения народной
музыкальной культуры [Электронный ресурс]. URL:
http s://el ibrary .ru/item.asp?id=23737141.
6. Бачинская Н. М., Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия. Изд. 3-е. М.: Музыка, 1968. 250 с.
7. Большой академический словарь русского языка Т. 20 / гл. ред. А. С. Герд. Санкт-Петербург.: «Наука», 2012. 378 с.
8. Бородина Е. М. Влияние миграционных процессов на формирование русских песенных традиций в Сибири [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37236803.
9. Боронина Е. Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15855527.
10. Быховая А. А. Жанрово-обрядовая специфика песенного фольклора с. Иловка, Алексеевского района Белгородской области [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27811259
11. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Т. 3: П - Р. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 576 с.
12. Добровольская Л.В. Приобщение младших школьников к музыкальным традициям казахского народа : автореферат дис. ... канд. Пед. наук. Екатеринбург, 2013. 200 с.
13. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково­словообразовательный - Т. 2: П - Я. М.: Рус. яз., 2000. 1088 с.
14. Иванова Л. И. Особенности фольклорной традиции карельского
сегозерья в XIX-XXI вв. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35171136.
15. Калугина Н. В. Методика работы с русским народным хором М.: Музыка, 1977. 254 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ