Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №94905

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы72
Год сдачи2021
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К БЕЗОПАСНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА 7
1.1. Безопасное поведение человека как социальная норма 7
1.2. Безопасность человека в системе жизненных ценностей 15
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ 23
2.1. Ценностное отношение к безопасности: структура и развитие 23
2.2. Моделирование процесса формирования ценностного отношения к
безопасности у обучающихся основного общего образования 27
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 35
3.1. Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к
безопасности у обучающихся основного общего образования 35
3.2. Методические рекомендации по формированию ценностного отношения к безопасности у обучающихся основного общего образования 40
3.3. Формирование ценностного отношения к безопасности у обучающихся МБОУ «СОШ № 7» г. Ревды 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65


Актуальность исследования. Статистика смертности граждан нашей страны от внешних причин (от пожаров, утоплений, ДТП, убийств, самоубийств и т.п.) в сравнении с другими европейскими странами, довольно сильно отличается. И не в лучшую сторону. За 2018 от внешних причин смерти в России погибло более 144 тысяч человек - население достаточно крупного областного города. Безусловно, государство прилагает усилия в этом направлении - ужесточает законодательство за нарушения, ввело в школьную программу предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Однако ситуация принципиально не меняется. По мнению специалистов, дело не только в знании правил безопасности, но и в их выполнении, а поступки человека, в свою очередь, определяются ценностями и приоритетами человека. То есть внутренний мир человека, его ценностное отношение к безопасности во многом определяет степень безопасности самого человека. Поэтому одной из задач образования в XXI веке является формирование ценностного отношения к безопасности.
Ценностное отношение к безопасности просматривается в ряде нормативных документов системы образования:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48.Обязанности и ответственность педагогических работников) обязывает педагогов «формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» [34];
- Федеральные государственные стандарты общего образования (личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования)отражают «ценности здорового и безопасного образа жизни»; а «портрет выпускника основной школы» включает в себя пункт «осознающий и принимающий ценности человеческой жизни»[32, 33];
- профессиональный стандарт педагога в перечень необходимых компетенций включает «формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни» [20].
Таким образом, безопасность и сохранение здоровья обучающихся через формирование у них культуры безопасности, является неотъемлемой частью образовательного процесса. А основу любой культуры составляют ценности, в нашем случае - ценности безопасности, ценности человеческой жизни.
Степень разработанности темы исследования. Не смотря на пони-мание специалистами важности формирования ценностного отношения к безопасности, этот аспект целенаправленно почти не изучался. Приоритетом по-прежнему считаются вопросы, связанные с изучением правил безопасного поведения, обучением практическим навыкам. В имеющихся в небольшом количестве психолого-педагогических исследованиях по теме «ценностного отношения», в основном затрагиваются вопросы, связанные с ценностным отношением к здоровью. Не снижающаяся статистика травматизма и смертности детей от внешних причин указывает на то, что принимаемые меры - недостаточны. К знаниям и умениям нужно добавить «нечто», что будет удерживать внимание детей в ситуациях, где высока вероятность возникновения опасных ситуаций. Полагаем, что необходимо целенаправленно формировать у обучающихся ценностное отношение к безопасности.
Проблема исследования. Формирование ценностного отношения к безопасности у обучающихся не происходит из-за недостаточной методической разработанности темы. Проблема заключается в построении процесса формирования ценностного отношения к безопасности у обучающихся основного общего образования. Актуальность и недостаточная проработанность данной проблемы позволили определить тему исследования: «Формирование ценностного отношения к личной безопасности у обучающихся основного общего образования».
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс основного общего образования.
Предмет исследования - формирование у обучающихся ценностного отношения к безопасности.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка модели формирования ценностного отношения к безопасности у обучающихся основного общего образования
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме формирования у обучающихся ценностного отношения к безопасности.
2. Разработать модель формирования ценностного отношения к личной безопасности у обучающихся основного общего образования
3. Разработать методические рекомендации по формированию ценностного отношения к безопасности у обучающихся основного общего образования.
Гипотеза исследования - формирование ценностного отношения к безопасности у обучающихся основного общего образования будет эффективным, если будет разработана модель процесса формирования ценностного отношения к безопасности у обучающихся основного общего образования и методические рекомендации по её применению в учебном процессе.
Методы исследования: теоретические: анализ философской, психологической и педагогической литературы, систематизация и обобщение полученной информации;
Научная новизна исследования состоит в анализе, обобщении и систематизации научной информации по теме исследования, возможности ее использования при обучении по предмету ОБЖ.
Практическая новизна заключается в систематизации материалов, которые должны стать основой для корректировки методики обучения по предмету ОБЖ.
База исследования: МБОУ «СОШ № 7» г. Ревды
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, списка литературы и приложений. Работа изложена на 60 страницах основного печатного текста (с приложениями - 72 страницы). Список использованных источников включает 42 на-именования. Работа содержит 18 рисунков, 5 таблиц, три приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире человек окружил себя искусственной техносферой, появились новые опасности (техногенные, экологические, социальные, межличностные, террористические и др.), но человек не воспринимает их как «реально угрожающие жизни», поэтому он начинает пренебрегать правилами безопасности. Одна из причин такого пренебрежения - отсутствие ценностного отношения к безопасности. Знание правил безопасности, не гарантирует из выполнение.
Процесс формирования ценностного отношения к безопасности у обучающихся должен быть соединен с реальным поведением в жизни. Невозможно выработать ценностное отношение к безопасности без взаимной органической связи между познавательной, волевой, эмоциональной и практической сторонами и соответствующими видами деятельности личности.
Многие дети не обладают достаточным багажом знаний безопасного поведения в образовательной организации, на улице, в домашних условиях, не умеют предусмотреть опасные последствия своих действий. Часто обучающиеся не знают и не умеют правильно действовать в опасной ситуации.
Главным выводом всего исследования является то, что обучение правилам безопасности должно быть не только обязательным и непрерывным. Обучение должно сочетать в себе знания, умения и быть эмоционально окрашенным. Красной нитью должна проводиться работа по формированию у обучающихся ценностного отношения к безопасности.
Формирование у обучающихся ценностного отношения к безопасности на протяжении всего образовательного процесса. Необходимы усилия всего педагогического коллектива, родителей.
Мы считаем, что предложенные методические рекомендации по по формированию у обучающихся ценностного отношения к безопасности являются эффективными и дают положительный результат. Проверить сформированность ценностного отношения к безопасности можно при помощи особого типа заданий (вопросники, данные наблюдения за обучающимися и др.).
Цель нашей работы достигнута, задачи решены. Выдвинутая гипотеза о том, что разработанные модель процесса формирования ценностного отношенияк безопасности у обучающихся основного общего образования и методические рекомендации по её применению в учебном процессе повысят эффективность процесса формирования у учащихся ценностного отношения к безопасности, подтвердилась.



1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. - 1984. - №5. - Т. 5. - С. 63-70.
2. Алишев, Б.С. Психологическая теория ценностей (системно-функциональный подход): дис. ... докт. психол. наук / Б.С. Алишев. - Казань, 2002. - 367 с.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
4. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / Отв. ред. Рябов А. В., Курбангалеева Е. Ш. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2003 — С.23.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - Москва :АСТ :Астрель, 2008. - 670 с.
6. Дошкольное образование. Словарь терминов [текст] / сост. Виноградова Н.А. и др. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 400 с.
7. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н.А. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 335 с.
8. Зинченко, В.П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. - 2011. - №8. - С. 85-97.
9. Каган, М.С. Философская теория ценностей / М.С. Каган. - СПб.: Облик, 1997. - 213 с.
10. Карандашов, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. - СПб.: Речь, 2004. - 72 с.
11. Карнаух, В.К. Образование и ценности / Ананьевские чтения : тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2001» / В.К. Карнаух ; под общ.ред. А.А. Крылова, В.А. Якунина. - СПб.: Изд-во СПбГУ,2001. - С. 49-50.
12. Карпова, Н.П. Формирование ценностных ориентаций у современной молодежи: результат мониторинга [Текст] / Н.П.Карпова. - Якутск: Триада, 2004. - 16 с.
13. Карпушина, Л.В. Психология ценностей российской молодежи / Л.В. Карпушина, А.В. Капцов : монография. - Самара: Изд-во «СНЦ РАН», 2009. - 352 с.
14. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст]: М.: Айрис-Пресс, 2008. - 256 с.
15. Лебедева, Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре / Н.М. Лебедева // Психологический журнал. - 2001. - №3. - С. 26-36.
16. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентации [Текст] / Д.А.Леонтьев. - М.: Мысль, 2002.-179 с.
17. Магун, В.С. Международные сравнения базовых ценностей российского населения и динамики процессов социализации / В.С. Магун, М.Г. Руднев // Образовательная политика. - 2010. - №9-10. - С. 65-72.
18. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
19. Пеньков Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. Москва. Мысль. 1972. 198 с.
20. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
21. Психолого-педагогический словарь [Текст]/ сост.В.А. Мижериков; под общ.ред.П.И. Пидкасистого. - Ростов на Дону.: Феникс, 1998. - 544с.
22. Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы. Базовый уровень: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В.
Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. — М. : Дрофа, 2014.
23. Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 10—11 классы. Базовый уровень: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2014. — 93, [3] с.
24. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубин-штейн. - СПб. : Питер, 2003. - 512 с.
25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей педагогики [Текст] / С.Л.Рубинштейн. - М.: «Педагогика», 2000. - 349 с., с.319., с.319
26. Сластенин, В.А. и др. Педагогика [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
27. Сластенин, В.А., Чижакова, Г.И. Введение в педагогическую аксиологию [Текст]: учеб.пособие. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
28. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников - М.: Просвещение, 2011.
29. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 10¬11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников - М.: Просвещение, 2011.
30. Собкин, В.С. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социальной нестабильности / В.С. Собкин // Magister. - 1995. - №2. - С. 23¬35.
31. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. Москва. Юрид.лит. 1984.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утв. приказом Мин. Обр. и науки РФ от 17 дек.,2010г. №1897
33. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. приказом Мин. Обр. и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413
34. Федоришкин, А.Н. Самооценка жизненных ценностей человека [Текст] // Праблемывыхавання. - 2006. - № 6. - С. 9-11., с. 9
35. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
36. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для педагогических вузов / И.Ф. Харламов. - М. :Гардарики, 1999. - 520 с.
37. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: Т. 1. М.: Педагогика, 1986. С. 112
38. Худякова, Н.Л. Аксиологические основы поведения человека
[Электронный ресурс] - URL :http://www.psi-
зт1е7.огц/Ахю1оцу/Кйийуакоуа(дата обращения: 10.09.2020).
39. Шпарь, В.Б. Новейший психологический словарь [Текст] / В.Б. Шпарь. - Ростов н./Д.: Феникс, 2005. -808 с.
40. Эрштейн, Л. Б. Запретная теория ценностей: Психологические и социологические следствия представления ценностей как динамических запретов / Эрштейн Л. Б. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2008. - 122 с
41. Яковлев, Сергей Викторович. Воспитание ценностных оснований личности: монография. - 2-е изд., доп. - Москва : Инфра-М, 2017. - 147
42. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ