Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛЕНИЯ

Работа №94903

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
211
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ 8
1.1 Психологическое благополучие как психологическая категория 8
1.2 Детерминанты психологического благополучия 25
1.3 Особенности возрастной психологии периода средней взрослости 28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ 36
2.1 Организация исследования, описание выборки 36
2.2 Описание методов исследования 37
2.3 Результаты по методикам 39
ВЫВОДЫ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Приложение 1 61
Приложение 2 65
Приложение 3 76

В современной научной и практической психологии психологическое благополучие все чаще становится предметом исследования психологов. Это связано с острой потребностью психологической науки и практики определить, что лежит в основе внутреннего равновесия личности, из чего оно формируется, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, как оно участвует в регуляции поведения, как оно может помочь личности в решении проблемы благополучия.
Благополучие и здоровье личности - это непрерывный процесс восхождения и реализации личностной самоактуализации; неблагополучие и болезнь влекут за собой невозможность стать полноценной личностью. Изучение психологического благополучия, на мой взгляд, позволит значительно продвинуться в решении проблемы выбора адекватных жизненных стратегий, способствующих сохранению физического и психического благополучия, повышению качества жизни и способствующих более полной самоактуализации личности.
Говоря о психологическом благополучии, обычно подразумевают под «счастливой жизнью» существование человека, в целом удовлетворенного тем, кто он есть, тем, что у него есть, и что с ним происходит. В этом смысле психологическое благополучие - это не кратковременный «пиковый» опыт, а нечто, присущее человеку на протяжении всей жизни или, по крайней мере, некоторых её значимых сегментов.
В 1930-х годах начали появляться первые эмпирические исследования (Watson, 1930; Hartmann, 1934; Symonds, 1937). Развитие проблемы началась с её отрицательных значений или с того, что 3. Фрейд назвал «нормальным страданием повседневной жизни». М. Селигман считает, что психология, по сути, занимается одной проблемой - психическими расстройствами. Эта односторонность предмета исследования впервые по-настоящему начинает исчезать только во второй половине XX века (60-е года) под влиянием работ гуманистически ориентированных психологов (А. Маслоу, Г. Олпорт, Э. Эриксон, К. Роджерс, В. Франки, Р. Мэй и др.). В конце 1990-х годов, главным образом по инициативе американского психолога Мартина Селигмана и его коллег Дж. Вейланат, Э. Динера и М. Чиксентмихайи и др., возникла новая отрасль психологического знания в позитивной психологии, основным направлением исследования которой стало «счастье». Отечественная психология рассматривает психологическое благополучие как ценностно-аффективное состояние (И.А. Джидарьян, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин и др.).
Это явление трудно изучить эмпирически, но исследователи не оставляют попыток приблизится к пониманию сущности и механизмов формирования благополучия. Однако многие аспекты остаются неизученными и неисследованными.
В окружающем нас мире происходят изменения в сфере социальных взаимодействий. Если пути достижения материального благополучия более или менее ясны, то психологической благополучие гораздо сложнее. Большая ориентация людей на материальные ценности влечёт за собой изменение моральных норм и духовных ценностей. В свою очередь это порождает изменения в межличностных взаимодействиях: люди более склонны к насилию, бескомпромиссности и агрессивности в процессе контакта с окружающими их людьми.
В результате человек может впасть в глубокую депрессию из-за стрессов, присутствующих в его жизни.
Важность изучения психологического благополучия личности определяется социальной потребностью выявить содержательные характеристики этого явления, его связи с другими факторами социально­психологического плана. С древних времён человек стремится к душевному и психологическому равновесию, обретению благополучия, что вполне естественно для человеческой природы.
Изучение проблемы психологического благополучия необходимо для разработки путей и средств реализации личностного потенциала современного человека, раскрытия потенциала современного человека, конструктивного отношения к действительности, формированию позитивного подхода к решению личностных проблем. Поэтому изучение проблемы психологического благополучия имеет не только теоретическое, но и чисто практическое значение, в частности, для оказания психологической помощи личности.
Данная научно-исследовательская работа сфокусирована на выявлении взаимосвязей между структурой личности и особенностями самоактуализации людей в период взрослости, как проходящих нормативный возрастной кризис, пик социального самоопределения, перехода между ранней и поздней взрослостью. Для этой возрастной группы характерна сознательная саморефлексия, поиски чувства полноты жизни и предполагаемая развитая способность к социальному бытию, - что делает ее (группу) интересной и адекватной целям и задачам настоящего исследования.
В нашем исследовании мы определяем психологическое благополучие широко, как интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования, предложенной концепцией психологического благополучия американского психолога К. Рифф (личностный рост, самопринятие, компетентность, автономия, цели в жизни, позитивные отношения с окружающими), а также степень достижения этой направленности, выражающейся в субъективном чувстве удовлетворённости собственной жизнью, вовлеченности в жизнь, в том числе и степени неудовлетворенности, выраженной в фрустрациях жизни, жизненной пассивности и ненужной депрессии, тревожности по поводу будущего.
Актуальность работы определяется спецификой феномена психологического благополучия, сложностью конструкции, а также отсутствием достаточных исследований в психологии по данной научной проблеме, что требует изучения многих её аспектов и требующей дополнительных разработок. Анализ научной литературы показывает, что проблема категории благополучия, несмотря на долгую историю внимания к ней, и на сегодняшний день остаётся актуальной.
Цель исследования: изучить особенности психологического
благополучия в разные периоды взрослости.
Объектом исследования является психологическое благополучие.
Предметом исследования является психологическое благополучие личности в период взрослости.
Гипотеза исследования - психологическое благополучие имеет свои особенности в различные периоды взрослости.
Задачи исследования:
1. Выявить специфику исследования психологического благополучия в основных теоретических подходах отечественной и зарубежной психологии.
2. Уточнить структурно содержательные характеристики
представления о психологическом благополучии.
3. Подобрать психодиагностические методики и провести эмпирическое исследование психологического благополучия личности в различные периоды взрослости.
4. Определить и провести сравнительный анализ корреляционных структур.
На подготовительном этапе исследования была выдвинута гипотеза о том, что психологическое благополучие имеет различия в различные периоды взрослости.
Методы исследования:
1. Теоретический (изучение и анализ исследований по теме);
2. Эмпирический (опросники);
3. Методы обработки данных: сравнительный анализ,
корреляционный анализ.
Методики исследования:
1. Методика Шкала психологического благополучия К. Рифф,
2. Тест «Большая пятерка» личностных качеств.
Для изучения особенностей ценностно-смысловой сферы (ценностно­-смысловые компоненты) применялись следующие методики:
Тест смысло-жизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев).
Базой для исследования явилась выборка, сформированная из
технических специалистов возраста 21-50 лет, работающих на предприятии
ЗАО «Уралшахтоосушение» города Екатеринбурга». Всего эмпирическим
исследованием было охвачено 50 человек ранней и средней взрослости, по 25
человек в каждой группе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ современного состояния и тенденций развития исследований, посвященных изучению психологического благополучия, позволил описать существующие в психологической науке понятия, относящиеся к категории «счастье». В основном, преобладает эмпирический подход, выражающийся в выявлении многообразия представлений о психологическом благополучии и свести его к единому понятию «удовлетворенность жизнью».
Проведенное исследование позволило выделить в психологической структуре личности такие компоненты, как особенности ценностно­смысловой и эмоциональной (удовлетворенность жизнью, психологические состояния, переживания, удовлетворенность и самоактуализация личностных ресурсов) сфер личности.
Поставленная для исследования цель и сформулированные задачи решены в полном объеме. Проведено теоретическое изучение феномена психологического благополучия, выбраны методы эмпирического исследования, определены показатели психологической структуры представления личности о благополучии, подобраны конкретные психодиагностические методики, проведен сравнительный и корреляционный анализ.
Гипотеза о том, что психологическое благополучие в различные периоды взрослости имеет свои особенности, подтвердилась.
Результаты данного исследования могут быть использованы в практике психологической помощи в индивидуальной и группой форме для разных возрастных групп клиентов психологов-консультантов и психотерапевтов.
Исследование представляется перспективным для дальнейшего научного изучения, понимания и выявления особенностей, признаков и детерминант психологического благополучия, повышения качества жизни и удовлетворенности жизнью, установления специфики отношения человека к своему счастью и стремлению быть счастливым, средств и способов самореализации и осмысленной деятельности в достижении чувства удовлетворения от бытия.


1. Азарян Н. А. Самореализации личности в профессиональной деятельности: затруднения и пути их преодоления // Самореализация потенциала личности в современном обществе: материалы международной научно-практической конференции 28-29 апреля 2013 года. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013 - 88 с.
2. Ананьев Б.Г. Возрастная периодизация жизненного цикла человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 115-121.
3. Бем С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: РОССПЭН, 2004. - 332 с.
4. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология // Учебное пособие - М.: Высшая Школа Экономики (ВШЭ), 2012. - 840 с.
5. Большой психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. - М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак. 2008. — 868 с.
6. Василец Т. Б. Респондентов в период ранней взрослости и респондентов в период средней взрослости — тайна сакрального брака. СПб.: Речь, 2010
7. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека:
теория самоактуализации. Учебное пособие. - М.: Международная педагогическая академия, 2001 - URL:
http://www.koob.ru/vahromov_e_e/psihologicheskie_koncepcii_razvitia_chelovek а. Дата обращения: 20.04.2018
8. Гендерная психология. 2-е изд. / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2009. — 496 с.
9. Горизонты зрелости. Сборник научных статей / Ред.: Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. - 246 с.
10. Городилова Е.Н. (Расторгуева Е.Н.). Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук. Пермь, 2002. - 244 с.
11. Демографический ежегодник России. 2017: Стат. сб./ Росстат. -M, 2017. - 263 с.
12. Денисова Е. А., Николаева С. Ю. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности респондентов в период средней взрослости // Концепт. -2015. - № 04 (апрель). - ART 15117. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15117.htm
13. Джонсон Р.А. Она. Глубинные аспекты женской психологии. - М.: Когито-Центр, 2010 - 112 с.
14. Диагностика самоактуализации личности (А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально­психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.426-433.
15. Ершова Н.М., Мясникова Л.А. Путь к себе: респондентов в период средней взрослости между полом и гендером. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2007 - 192 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ