Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

Работа №94896

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы128
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
226
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКА, ФИЗИКА 9
1.1 Психолого-педагогические аспекты организации проектной
деятельности 9
1.2. Психолого-педагогическая сущность понятия «субъектность»
обучающихся и методические аспекты ее формирования 14
1.3 Организация проектной деятельности с целью развития субъектности
обучающихся 31
2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЮ СУБЪЕКТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКА, ФИЗИКА 40
2.1. Организация опытно-поисковой работы 40
2.2. Разработка комплекса заданий и упражнений по формированию
проектных умений обучающихся в предметной области математика, физика 50
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Приложение 1. Анкета «Ученик-Учитель» 93
Приложение 2. Анкета диагностики отношения к учению и к учебным предметам 95
Приложение 3. Анкета «Проектные умения» 97
Приложение 4. Календарно-тематическое планирование по учебному
предмету «математика», 6 кл. 2018/2019 уч. год 99
Приложение 5. Методическое обеспечение комплекса заданий и упражнений 102
Приложение 6. Задания «Найди ошибку» 104
Приложение 7. Задачи для домашнего зачета по теме «Пропорции» 107
Приложение 8. Задачи для игры-олимпиады по теме «Пропорции» 109
Приложение 9. Темы мини-докладов по теме «Отношение двух чисел и проценты» 111
Приложение 10. Игровое задание «Кто быстрее?» 112
Приложение 11. Проект «Симметрия в природе и архитектуре» 113
Приложение 12. Игровое упражнение «Математические загадки и ребусы» 114
Приложение 13. Общественный смотр знаний 117
Приложение 14. Блиц-опрос «Положительные и отрицательные числа» 118
Приложение 15. Упражнение «Кто больше?» 119
Приложение 16. Конспект урока-обобщения по теме «Рациональные числа» 120
Приложение 17. Темы исследовательских проектов «Удивительная математика» 128

Целью современного образования является создание условий для повышения качества образования. Новые цели образования требуют новых форм организации образовательного пространства. Деятельность образовательной организации направлена на реализацию ФГОС. Отличительной особенностью стандарта является его деятельностный характер. Б. Шоу говорил: «Деятельность - единственный путь к знанию». Таким образом, ключевой задачей учителя становится создание педагогических условий, позволяющих формировать у обучающихся умения учиться, включая в активную деятельность каждого школьника ежедневно и ежеминутно. Психологами установлено, что без мотивации нет и результативной деятельности. Как повысить учебную мотивацию и познавательную активность обучающихся? Как добиться высоких результатов образования, достижения обучающимися планируемых результатов, требуемых стандартом образования? Решение данных задач тесно связано с организацией у обучающихся проектной деятельности, поскольку только осознанная деятельность школьника в процессе обучения может выступить залогом всестороннего развития личности и активной учебной деятельности.
Актуальность темы исследования. Современному обществу требуется поколение активных, способных адаптироваться к новым условиям, принимать креативные решения, творческих, самодостаточных, способных к самообучению и саморазвитию личностей, обладающих прочными научными знаниями. Современные этапы развития общества характеризуются неопределенностью связанной с тем, что человеку приходится постоянно, в течение всей жизни решать какие-либо задачи. Поэтому формировать конкретные знания и умения, безусловно, важно, но значительно важнее научить человека проводить исследования, осуществлять проектную деятельность самостоятельно. В результате проектной 4
деятельности формируется субъектная позиция школьника, и в дальнейшем его можно рассматривать как субъект деятельности. Общепризнано, что обучающийся является субъектом обучения. Однако, несмотря на широкое поле научных исследований, практически неисследованной остается проблема организации проектной деятельности с целью формирования субъектности обучающихся в предметной области математика, физика. Сказанное подчеркивает актуальность выбранной темы исследования.
Степень изученности проблемы исследования.
О необходимости формирования проектной деятельности говорили на заре советской власти в XX-х годах, затем она была незаслуженно забыта, а в настоящее время проектная деятельность является важным компонентом в образовании. Значительный вклад в развитие проектной деятельности внесли Н.В. Матяш [52], Н. Ю. Пахомова [57], Е. С. Полат [61], И. Д. Чечель [86], и др. Так же проблема формирования субъектности обучающихся широко освещена в научной литературе. Так, А.Н. Тубельский, Г.А. Бирюкова [81] исследуют особенности проектирования образовательной среды с целью развития субъектности обучающихся. В.Л. Сластенин [77] раскрывает педагогические аспекты понимания субъектности обучающихся. Г.В. Сороковых [78] изучает субъектно-деятельностный подход в
лингвистической подготовке студентов неязыковых вузов. Е.А. Сергиенко обосновывает важность системно-субъектного подхода в современной системе образования.
Объект исследования - изучение физико-математических дисциплин в школе.
Предмет исследования - организация проектной деятельности с целью формирования субъектности обучающихся в предметной области математика, физика.
Цель исследования - разработать и применить на практике комплекс заданий и упражнений для организации проектной деятельности с целью формирования субъектности обучающихся, в предметной области математика, физика.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме «проектная деятельность».
2. Раскрыть психолого-педагогическую сущность понятия «субъектность».
3. Осуществить диагностику проектных умений обучающихся.
4. Разработать и апробировать комплекс заданий и упражнений по формированию проектных умений обучающихся в предметной области математика , физика.
5. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы и сделать выводы.
Гипотеза исследования: если создать комплекс задач и упражнений, побуждающий обучающихся к познавательной активности и самостоятельному решению, который является тренажером для формирования проектных умений у обучающихся, а также организовать совместную деятельность учителя и учащихся по решению предложенных задач и выполнения упражнений, то уровень сформированности проектных умений обучающихся повысится.
Методика исследования. В исследовании использовались следующие методы: библиографический поиск, обобщение, классификация, педагогический эксперимент, анкетирование.
В исследовании приняли участие 18 обучающихся 6-го класса МКОУ «Клевакинская СОШ». Опытно-поисковая работа проводилась с 2017- 2019 г.
Методика исследования включала три диагностических блока:
1) Диагностика отношения обучающихся к учителю математики.
Цель диагностики - выявить гностический, эмоциональный и поведенческий компоненты личной оценки обучающимися педагога-предметника. Для диагностики использовалась анкета для обучающихся «У ченик-Учитель ».
2) Диагностика отношения обучающихся к учению и к учебному предмету «Математика». Нами использовалась анкета, разработанная Н.Г. Казанцевой.
Цель - выявить отношения обучающихся к предмету «математика» и мотивы учения.
3) Диагностика проектных умений обучающихся.
Цель - определить уровень сформированности проектных умений у обучающихся.
Научная новизна. На основе всестороннего анализа психолого­педагогической литературы нами разработана структурно-содержательная модель субъектности школьника, в которой субъектность является потенциальной и (или) реализованной способностью к проявлению школьников самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества и свободы выбора, а активность - выступает системообразующим фактором, определяющим функционирование каждого из атрибутов субъектности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса заданий и упражнений по формированию проектных умений обучающегося в процессе проектной деятельности в предметных областях математика и физика в педагогической практике школьного учителя.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основная часть работы состоит из двух глав. Первая глава посвящена изучению теоретико-методических аспектов проектной деятельности и формирования субъектности обучающихся в процессе организации работы над проектами в предметной области математика, физика. Вторая глава содержит описание осуществленной опытно-поисковой работы по формированию проектных умений обучающихся в процессе проектной деятельности на уроках математики и физики посредством использования разработанного нами комплекса заданий и упражнений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе раскрыты теоретико - методические аспекты проектной деятельности и формирования субъектности обучающихся в предметной области математика, физика; приведено описание опытно-поисковой работы. Сделаем обобщающие выводы.
Высокий уровень обучения способна обеспечить проектная деятельность обучающихся. При этом, главными задачами организации проектной деятельности обучающегося выступают: научить школьника самостоятельно добывать знания, искать информацию, обрабатывать ее, анализировать результаты своей деятельности.
Особенно актуальным является использование понятия «субъектность» в педагогической науке, где оптимизация образовательной ситуации не возможна без реализации субъектного потенциала школьника и приобретения субъектного опыта.
Мы пришли к выводу, что субъектность обучающегося раскрывается в инициативности, самостоятельности, творчестве, ответственности, свободе. Такой выбор связан с определением тех конструктов, которые отражают возможности обучающегося быть включенным в педагогический процесс по собственной потребности в самореализации и самоутверждении.
Целостность предлагаемой модели субъектности обучающегося обеспечивается тем, что связующим звеном ее подструктур будет категория субъектности как потенциальной и (или) реализованной способности обучающегося к проявлению самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества и свободы выбора в различных сферах жизнедеятельности. В этом контексте активность становится системообразующей единицей, определяющей функционирование каждого из атрибутов субъектности. В контексте формирования субъектности обучающегося субъектный подход имеет статус ведущего, а субъект - 81
субъектное взаимодействие обучающегося и педагога выступает основой гуманизации образовательного процесса.
Формирование проектных умений обучающихся выступает существенной педагогической проблемой, решаемой посредством создания специальных условий образовательной среды. Стратегию развития субъектности обучающегося закладывает учитель, руководствуясь не только выполнением стандартов образования, а в первую очередь создает атмосферу для благоприятного формирования субъектного пространства личности на основе субъект-субъектного взаимодействия в учебной деятельности.
Учебная деятельность на уроках математики призвана не просто дать человеку знания, умения и навыки, но и усовершенствовать личность, помочь ей достичь вершин физического, духовного, нравственного и профессионального развития. Цель и результат такого обучения - целостное развитие растущего человека. Достижение указанной цели становится возможным тогда, когда в процессе учебного процесса у обучающегося формируются содержательные компоненты субъектности: ответственность, самостоятельность, свобода, творчество, инициатива. Успех работы по формированию проектных умений обучающихся в предметной области математики зависит от уровня готовности обучающихся и уровня педагогического мастерства учителя. Уроки математики в среднем звене школы способствуют развитию у обучающихся логического и наглядно - образного мышления, формированию навыков самоконтроля, развитию креативности и повышению ответственности в учебной деятельности.
Для формирования проектных умений обучающихся на уроках математики учитель должен создать условия для развития и саморазвития личности учащихся. Основой образовательного процесса должен стать проектная деятельность, которая ориентирует педагога на достижение вершин в целостном развитии обучающегося.
Нами был разработан и апробирован комплекс заданий и упражнений побуждающий обучающихся к познавательной активности и самостоятельному решению, который является тренажером для формирования проектных умений у обучающихся. Использованные при разработке комплекса педагогические технологии соответствуют требованиям организации проектной деятельности в образовании. Комплекс содержит игровые, проектные задания и упражнения; задания для самостоятельной работы обучающихся. Необходимо отметить, что по результатам контрольного оценивания знаний в классе повысилась успеваемость. Сравнительные данные по средним баллам диагностики гностического, эмоционального и поведенческого компонентов отношения обучающихся к учителю на констатирующем и контрольном этапах опытно - поисковой работы продемонстрировали повышение оценки обучающимися мастерства педагога. Результаты опытно-поисковой работы демонстрируют сокращение количества обучающихся с низким уровнем сформированности проектных уимений и рост количества обучающихся со средним и высоким уровнем. Можно сделать вывод, что проведенная педагогическая работа способствовала формированию проектных умений у обучающихся.
Таким образом, цель опытно-поисковой работы - достигнута; задачи - решены, а гипотеза опытно-поисковой работы: «применение на уроках математики проектной деятельности, способствует развитию всех компонентов субъектности обучающихся в предметной области математика, физика» - нашла свое подтверждение.


1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни: монография / К.А. Абульханова-Славская.- М. : Мысль, 1991. - 299 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология
личности: монография / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 1980. - 334 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни / К.А. Абульханова. - М.: Мысль, 1977. - 224 с.
4. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. - С. 19-44.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-воЛГУ, 1969. - 337 с.
6. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л.И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. - С. 3-19.
7. Асмолов Л.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог. Психопедагог. Психоисторик / А.Г. Асмолов. - М.: Ин-т практич. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 767 с.
8. Басов М.Я. Развитие человека как активного деятеля в окружающей среде (психологическое развитие) / М.Я. Басов // Избр. псих, произведения. М.: Педагогика, 1975. - С. 209-399.
9. Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога. Краснодар, 2001. - 76 с.
10. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара- Санкт-Петербург: Изд-во СамГПУ, 1997. - 172 с.
11. Бендер П.У. Творчество изнутри / П.У. Бендер, Л. Хеллман. - М., 2016. - 325 с.
12. Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990. - 51 с.
13. Богданович Н.В. Субъект как категория отечественной психологии: дис... канд. психол. наук : 19.00.01 / Н.В.Богданович ; Институт психологии РАН. - М., 2004. - 170 с.
14. Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века / М.В. Богуславский // Педагогика. 2000. - № 4. - С. 63-70.
15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: Модек., 1995. 352 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ