Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ

Работа №94894

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
304
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного
возраста 9
1.2. Организационные и содержательные основы функционирования
детской эстрадной вокальной студии 17
1.3. Анализ методов формирования навыков обучения детей эстрадному
вокалу в современных методиках 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА С
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ В УСЛОВИЯХ
ДЕТСКОЙ ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ 36
2.1. Диагностический инструментарий опытно-поисковой работы,
характеристика диагностических методик 36
2.2. Комплекс методов формирования вокальных навыков у детей
дошкольного возраста 46
2.3. Итоговая диагностика опытно-поисковой работы и анализ ее
результатов 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Упражнения на формирование артикуляции 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Материалы, используемые для диагностики 71


В современной системе образования особое внимание уделяется дошкольному возрасту. Помимо дошкольных образовательных учреждений функционируют и другие формы (центры развития, студии и т.п.). Сегодня одним из таких учреждений является студия, цель которой - обучить детей тем или иным навыкам в какой-либо определенной области (вокал).
Эстрадный вокал сегодня является одним из самых популярных и востребованных направлений в мире. Оно востребовано многочисленными категориями зрителей и слушателей, принадлежащих к различным кругам российского общества. Детский эстрадный вокал привлекает современных детей своей яркостью, современной стилистикой, возможностью проявить свои творческие способности при сравнительно скромных вокальных данных. Поэтому система дополнительного образования с каждым годом все активнее приобщает детей к музыкальному искусству. Эстрадная студия позволяет раскрыться ребенку в разных областях. Для того чтобы обучение в эстрадной студии стало более плодотворным, необходимо приложить немало усилий не только в области вокальных данных, но также хореографических, актерских, сценического движения и т.д. Вокальная эстрадная студия призвана формировать у обучающихся навыки эстрадного вокала.
Основной целью эстрадной студии является приобщение обучающихся к эстрадному вокальному искусству. Помимо этого, занятия вокалом открывают возможности для развития детей как гармоничных личностей, эмоционально и творчески открытых. Занятия детей в студии эстрадного вокала оказывают большое влияние на эмоционально-волевую сферу ребенка, его самооценку, предоставляют широкие возможности её повышения. Часто студия становится средством психологической и нравственной реабилитации детей. Занятия вокалом способствуют не только развитию вокальных навыков, но также влияют на уровень общего развития детей дошкольного возраста.
В настоящее время в России разработана концепция художественного образования [23]. В ней отражены следующие задачи, применимые в области музыкального искусства, такие как:
• формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения;
- создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;
• приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
• вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно- практических навыков.
Делается акцент на том, что внедрение данной Концепции предполагает комплекс организационно-управленческих,
социально-психологических, материально-технических и кадровых условий.
Однако сегодня педагоги в системе дополнительного образования испытывают значительные трудности в реализации этих положений на практике.
В современной вокальной методике существует целый ряд исследований, посвященных обучению навыкам академического вокала (Л. Б. Дмитриев, М. И. Глинка, А. Г. Менабени, А. А. Сергеев, О. А. Апраксина, Ю. П. Фролов, В. П. Морозов). В них содержится немало методов, применимых и в работе с детьми. Однако они не всегда адаптированье во-первых, к работе с детьми (и, в том числе, - с детьми дошкольного возраста), а, во-вторых, - к обучению пению в эстрадной манере. По обучению эстрадному вокалу публикации весьма немногочисленны (Сет Риггс, К. Линклейтер, О. С. Изюрова) и также не рассчитаны на вокальные возможности дошкольников.
На данный момент в области эстрадного вокала существует тенденция в накоплении педагогами практического опыта преподавания эстрадного вокала обучающимся различного возраста, но не многие из педагогов описывают свою практическую деятельность в методической литературе, тем самым затрудняя молодым педагогам поиск эффективных методов по формированию вокальных навыков.
Сегодня в процессе формирования вокальных навыков мы усматриваем ряд противоречий:
• между требованиями, предъявляемыми Концепцией художественного образования к условиям и результатам вокального обучения дошкольников, и трудностями, возникающими в процессе их выполнения в условиях вокальных эстрадных студий;
• между наличием разработанных и проверенных в многолетней практике методов обучения академическому вокалу и недостаточно разработанной методикой применительно к обучению эстрадному вокалу;
• между практическим опытом, накопленным на сегодня педагогами эстрадного вокала в работе с обучающимися различного возраста, и недостаточным осмыслением, обобщением и методической разработанностью их идей в научно-методической литературе.
Указанные противоречия позволили определить проблему нашего исследования, сутью которой является выявление теоретических и методических основ формирования вокальных навыков у детей дошкольного возраста при обучении эстрадному пению.
Тема - «Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста в условиях эстрадной студии».
Цель - Теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе разработанный комплекс методов формирования вокальных навыков у детей дошкольного возраста применительно к условиям вокальной студии.
Объект исследования - процесс формирования вокальных навыков у детей дошкольного возраста в эстрадной студии.
Предмет исследования - комплекс методов формирования вокальных навыков у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: комплекс методов для формирования навыков эстрадного вокала у детей дошкольного возраста может быть эффективным, если он будет:
• опираться на знания о возрастных особенностях детей дошкольного возраста и осуществляться с учетом ведущего вида деятельности (игры);
• направлен на формирование дыхания, артикуляции и интонирования в единой певческой деятельности;
• учитывать взаимосвязь речевой и вокальной интонации;
• учитывать взаимосвязь вокальной и двигательной составляющих в процессе исполнения.
Задачи:
• изучить возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста;
• выявить организационные и содержательные основы функционирования детской эстрадной вокальной студии;
• разработать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности вокальных навыков у детей дошкольного возраста в условиях эстрадной студии;
• отобрать и объединить в комплекс методы формирования вокальных навыков у детей дошкольного возраста, отвечающие задачам обучения в эстрадной студии;
• проверить результативность разработанного комплекса методов в условиях опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологической основой исследования явились: психологическая концепция обучения детей дошкольного возраста (Г. С. Абрамова, И. В. Дубровина, В. С. Мухина, Л. В. Школяр); психолого-педагогические положения освоения искусства в период детства (Л. С. Выготский, Н. А. Метлов, В. И. Петрушин, Г. П. Стулова,); теоретические основы обучения вокалу (М. И. Глинка, Л. Б. Дмитриев, О. Е. Плеханова, А. А. Сергеев, Э. М. Чарели); теоретические положения о формировании навыков эстрадного вокала (О. С. Изюрова, А. С. Поляков, С. Риггс, К. Линклейтер, С. П. Юдин).
В процессе исследования использовались следующие методы:
теоретические: изучение и анализ научной литературы и научно­
методических источников по проблеме исследования, сравнение, сопоставление, обобщение;
эмпирические: педагогическое наблюдение, интервьюирование,
диагностика, опытно-поисковая работа.
Научная новизна:
Определен комплекс методов формирования вокальных навыков, конкретизированных с учетом специфики манеры эстрадного вокала и адаптированных к возрастным особенностям и возможностям детей дошкольного возраста:
• наглядно-зрительный, игровой, практический методы, направленные на формирование певческого дыхания;
• практический, наглядно-зрительный, игровой, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, направленные на формирование артикуляционных навыков;
• наглядно-слуховой, игровой, словесный, практический методы, метод пластического интонирования, направленные на формирование интонационного слуха;
• методы театрализации, художественного контекста, направленные на объединение вокальной и двигательной (танцевальной) деятельности.
Теоретическая значимость исследования:
Обосновано, что формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста в условиях эстрадной студии осуществляется в единстве работы над дыханием, артикуляцией, интонацией; во взаимосвязи речевой и вокальной интонации; во взаимосвязи вокальной и двигательной составляющих; с использованием игр и театрализации.
Практическая значимость исследования:
• разработан комплекс игровых упражнений на дыхание, артикуляцию и интонацию, нацеленных на овладение эстрадной манерой пения во взаимосвязи речевой и вокальной интонации;
• подобран репертуар для детей дошкольного возраста, занимающихся эстрадным вокалом в условиях эстрадной студии.
Апробация положений исследования проведена путем опубликования статьи:
Хуснутдинова А.Р. Формирование артикуляционных навыков у детей дошкольного возраста в процессе вокальных занятий // Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы [Текст] : международный сборник научных трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. Л. В. Матвеевой. - Екатеринбург : [б.и.], 2019. С. 138-142.
Структура диссертационного исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Внедрение: Опытная работа проводилась в течение 2018-2019 гг. в эстрадной студии вокала «Маэстро», г. Ростова-на-Дону.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенная опытно-поисковая работа привела нас к следующим выводам:
Обращаясь к психолого-педагогическим аспектам формирования вокальных навыков у детей дошкольного возраста, мы пришли к следующим выводам:
Таким образом, рассмотрев возрастные особенности развития музыкально-исполнительских способностей детей дошкольного возраста, мы определили, что дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса, потому что вокал благоприятно влияет и на физическое здоровье детей, развивает его дыхательную систему, влияющую на состояние сердечно-сосудистой.
В 1-3 года ребенок стремится к музыкальной деятельности, испытывает интерес к пению и движениям под музыку. В 3-4 года появляется желание заниматься музыкой и активно действовать, ребенок овладевает простейшими навыками пения и движениями под музыку. В 4-5 лет ребенок проявляет наблюдательность, способность определить характер музыки, у него налаживается вокально-слуховая координация. В 5 - 6 лет ребенок не только предпочитает тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относится к различным ее сторонам.
Для детей дошкольного возраста характерен легкий, прозрачный голос, тембральные различия между сопрано и альтами не заметны. Преобладает высокое грудное или даже ключичное дыхание, диапазон редко выходит за пределы октавы, сила голоса невелика, речевой аппарат развит слабо, от чего страдает дикция и присутствует вялость щек, губ и языка вследствие неразвитой артикуляции. При формировании вокальных навыков в условиях эстрадной студии возрастные особенности учитываются и подбирается соответствующие возрасту и возможностям методы формирования вокальных навыков.
Таким образом, изучив организационные и содержательные основы функционирования детской эстрадной вокальной студии, мы выяснили, что вокальная студия подразумевает большую свободу в определении своей структуры, видов занятий и другой творческой деятельности. В образовательном пространстве крупных городов ведут свою деятельность вокальные студии, специализирующиеся на нескольких направлениях (эстрадный, джазовый, народный вокал). Характерным признаком вокальной студии является наличие в ее структуре основного, доминирующего предмета - вокала и ряда других, смежных предметов, а конкретными результатами являются высококачественные «продукты» детского творчества и их демонстрация.
Деятельность учеников в эстрадной студии протекает в одновозрастных или разновозрастных подгруппах, цель которых состоит в стимуляции и развитии потенциала личности ребенка. Деятельность студии осуществляется на основе программы и опирается на методики вокальной работы, подразумевают возможность выступлений учеников на отчетных концертах и участия в конкурсах.
Анализируя методы формирования навыков обучения детей эстрадному вокалу в современных методиках, мы выявили, что метод обучения определяется совокупностью приемов и способов организации учебно-познавательной деятельности обучающегося, его развития, и реализуется в единстве целенаправленных деятельностей педагога и ученика, в усвоении учащимися знаний, овладении ими соответствующими умениями и навыками. Классификация методов обучения зависит от цели и задач, от того, какая основа выбирается для их разработки. Методы эстрадного вокала, опираясь на общепедагогическую классификацию, реализуются в условиях эстрадной студии с учетом специфики эстрадного пения, формирования вокальных навыков (постановка дыхания, звукоизвлечение, подвижность голоса, интонирование, артикуляция).
Изучение методик обучения вокалу показало, что лишь часть из них применима к условиям обучения дошкольников в эстрадной вокальной студии (О. В. Кацер, А. Н. Стрельникова, С. Риггс). Остальные современные методики вокального обучения детей, обладая значительным потенциалом и позволяя обеспечивать вокальное обучение, применимы к процессу обучения эстрадному вокалу дошкольников частично.
Таким образом, в настоящее время единая методика обучения детей дошкольного возраста навыкам эстрадного вокала еще не разработана, и педагоги эстрадного вокала вынуждены объединять в своей деятельности отдельные положения различных методик.
Проведенная нами опытно-поисковая работа с обучающимися эстрадному вокалу в условиях детской эстрадной студии привела нас к ряду выводов.
Диагностический инструментарий опытно-поисковой работы,
разработанный нами и использованный в работе, содержал следующие критерии: певческое дыхание; интонирование мелодии; артикуляцию и подлежал оцениванию по трем уровням - высокому, среднему и низкому.
Диагностика проводилась в форме игры-квеста «Путешествие в музыкальный мир», создавшая для всех участников непринужденную обстановку. Данная диагностика использовалась как на начальном, так и на итоговом этапах опытно-поисковой работы.
Данные, полученные в процессе начальной диагностики, показали преимущественно средний уровень одаренности по всем критериям. Наиболее высокий результат был показан по критерию интонирование. По результатам прослушивания была сформирована опытно-поисковая группа 12 детей от 4 до 6 лет.
Начальная диагностика позволила нам достаточно объективно оценить начальный уровень данных, необходимых для формирования вокальных навыков и определить для каждого участника направление дальнейшего обучения.
В ходе опытно-поисковой работы был применен комплекс методов для формирования вокальных навыков у детей дошкольного возраста. Он был подобран на основе методических материалов, чтобы учесть все необходимые для начального этапа обучения навыки и объединить их формирование в единой деятельности - игре.
Нами был разработан комплекс методов для формирования вокальных навыков у детей дошкольного возраста - таких, как певческое дыхание, артикуляционные навыки, интонационный слух. Д ля каждой возрастной группы подбирался интересный и доступный материал, с помощью которого можно было решить различные проблемы формирования вокальных навыков. Для формирования вокальных навыков во всех случаях используется игровой метод, что и позволило объединить все методы в один комплекс.
Итоговая диагностика опытно-поисковой работы позволила сделать вывод об эффективности применения комплекса методов по формированию у дошкольников навыков эстрадного вокала.
Проанализировав полученные нами в ходе повторной диагностики данные, мы пришли к выводу, что значительно повысилась степень развитости по всем критериям: дыхание, интонирование, артикуляция, почти все дети в каждом из критериев повысили свои навыки, стали более точно интонировать, умеют вести плавно мелодию, стали лучше произносить согласные. Следовательно, методы и приемы, использованные нами в ходе опытно-поисковой работы, оказались эффективными.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в ходе опытно-поисковой работы, поставленные в исследовании задачи выполнены, а цель достигнута.
Дальнейшие перспективы исследования по избранной нами теме мы видим в создании систематизированного учебно-методического комплекса документов и материалов и проверке их эффективности в процессе педагогической деятельности.


1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. М. : Академический Проспект, 2001. 704 с.
2. Агин, М. С. Развитие певческого голоса: учеб. метод. пособие - 2-е изд. М. : Пробел - 2000, 2016. 102 с.
3. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей. M. : Владос, 2004. 130 с.
4. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенкова. - М.: Астрель, АСТ, 2006. - 58 с.
5. Апраксина, О. А. Методика развития детского голоса. М. : МГПИ, 2007. 176 с.
6. Бабанский, Ю. К. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский [и др.] ; под ред. Ю. К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
7. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. М. : Флинта, 2005. 230 с.
8. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1969. 415 с.
9. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы
дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные
предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987. - 165 с.
10. Выготский, Л. С. Возрастная психология. М. : Просвещение, 2003. 435 с.
11. Глинка, М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализмы - сольфеджио. М. : Кифара. 1997. 59 с.
12. Глинка, М. И. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано. М. : Планета музыки. 2012. 72 с.
13. Гонтаренко, Н. Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. М. : Феникс. 2008. 192 с.
14. Далецкий, О. В. Школа пения. Из опыта педагога: Учеб. пособие. М. : МГУКИ, 2007. 156 с.
15. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 2007. 368 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ