Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся 5-х классов в процессе подготовки к изучению систематического курса геометрии

Работа №94890

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ИЗУЧЕНИЮ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО КУРСА 8
1.1 Сущность развития мотивации к учебно-познавательной деятельности
обучающихся основной ШКОЛЫ 8
1.2 Психолого - педагогические особенности обучающихся 5-х классов,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ 16
1.3 Практико-ориентированные задачи как средство развития мотивации к
учебно-познавательной деятельности 23
Вывод по главе 1 34
ГЛАВА 2. КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА,
НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНО­ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ38
2.1 Содержательный компонент развития мотивации обучающихся 5-х
классов в процессе обучения геометрии 38
2.2 Деятельность учителя, направленная на развитие мотивации учебно -
познавательной деятельности учащихся 5-х классов на основе применения практико-ориентированных задач пропедевтического курса геометрии 43
2.3 Опытное обучение: ход, анализ, результат 61
Вывод по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80

Актуальность исследования обусловлена недооцениванием математического образования (Концепция математического образования РФ, 2013г., ФГОС); отсутствием учебных программ, учитывающих реальный уровень подготовки и потребности обучающихся; повышением нагрузки по математике; отсутствием опыта самоорганизации и самообразования; появлением многопредметности; переходом обучающихся из начальной в основную школу. Указанные особенности развития мотивации к учено - познавательной деятельности непосредственно влияют на мотивационную составляющую процесса обучения математике (геометрии) учащихся 5-х классов.
Актуальность данной проблемы обусловили формулировку темы квалификационной выпускной работы «Развитие мотивации учебно­познавательной деятельности учащихся 5-х классов в процессе подготовки к изучению систематического курса геометрии».
Проблема исследования определяется тем, что период младшего подросткового возраста занимает существенное место в развитии мотивации учебно-познавательной деятельности, возникновение новых мотивов учения и развитие навыков самообразования наполняют процесс обучения личностным смыслом. Каким должен быть комплекс практико-ориентированных задач, позволяющий реализовать средства развития мотивации учебно­познавательной деятельности?
На основании вышесказанного можно выделить ряд противоречий, проявляющихся на разных уровнях познания:
на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в качественном школьном математическом образовании на средней ступени и отсутствием обучения, направленного на устранения трудностей учебной деятельности и учитывающего индивидуальные особенности учащихся среднего школьного возраста; отсутствуют средства преодоления трудностей обучения математике на средней ступени;
на научно-педагогическом уровне - между положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования относительно совершенствования обучения математике (алгебра и начала математического анализа, геометрия) обучающихся средней ступени и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения, направленного на минимизацию и устранение трудностей учебной деятельности при обучении математике посредством практико-­ориентированных задач;
на научно-методическом уровне - между существующей возможностью повысить качество обучения математике обучающихся 5-х классов за счет направленного преодоления факторов, препятствующих обучению математике при помощи специальных методик, курсов и, таким образом, последующего снятия учебных трудностей при выполнении заданий и недостаточной реализацией данной возможности на уроках математики посредством практико-ориентированных задач.
Педагогическая идея заключается в следующем: развитие есть усиление, укрепление, изменение или переход с одного уровня на более высокий, под развитием учебно-познавательной мотивацией к изучению геометрии будем понимать укрепление, усиление механизма побуждения личности обучающегося к свершению познавательных действий, которые обозначаем глаголами: уметь видеть свойства геометрической фигуры (смотрим, работаем с моделью), уметь строить геометрические фигуры (строим, рисуем, конструируем), уметь делать определенные умозаключения (размышляем), уметь грамотно формулировать ответ (правильно говорим), уметь исследовать (исследуем). А также - ориентацию обучающихся на познавательную самостоятельность; направленность на обеспечение высокой познавательной активности в учебном процессе, на сохранение познавательной активности обучающихся на протяжении всего курса математики;
устремленность учащихся к удовлетворенности процессом и результатами интеллектуальной деятельности, к проявлению познавательной активности учащихся при преодолении трудностей, возникающих в курсе математики посредством практико-ориентированных задач.
В ходе исследования было проанализировано 78 источников литературы. В качестве основных выделены ФГОС ООО и научные работы следующих авторов:
Потапова Марина Владимировна, Фадина Галина Валерьевна, Гурвич Перси Борисович, Ермекбаева Людмила Константиновна, Земляков Александр Николаевич, Качуровская Евгения Николаевна.
Проблемой развития мотивации занималась И.А.Зимняя;
учебной деятельности - В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин; познавательной деятельности - В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов. Развитию мотивации при обучении математике способствуют активная познавательная деятельность, умение мыслить, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы, способность к абстрактному мышлению, развивающие умения организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти и др.
Среди средств развития мотивации к учебно-познавательной деятельности авторы выделяют проблемное обучение (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.), развивающее обучение (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), программированное обучение (Н.Ф. Талызина), знаково­контекстное обучение (А.А. Вербицкий), педагогическую оценку (Б.Г. Ананьев), проектную деятельность (Ступницкая М.А.), проблемно­развивающие упражнения, самостоятельную работу на уроке (А.К. Маркова) и др.
В работе мы рассматриваем практико-ориентированные задачи пропедевтического курса геометрии в качестве одного из средств развития учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Объект исследования: процесс обучения геометрии учащихся
младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: развитие мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся 5-х классов на основе применения практико­ориентированных задач в пропедевтическом курсе геометрии.
Цель исследования: обосновать, разработать, экспериментально проверить комплекс практико-ориентированных задач в рамках пропедевтического курса геометрии, направленного на развитие мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся 5-х классов.
Была выдвинута следующая гипотеза исследования. Развитие мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся 5-х классов при пропедевтическом обучении геометрии обучающихся младших классов средней общеобразовательной школы будет результативным, если:
-обучение геометрии младших школьников осуществлять на основе применения комплекса практико-ориентированных задач, учитывающих возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, направленные на удовлетворение индивидуально-значимых познавательных потребностей.
-обучение проводится на основе плана деятельности учителя по внедрению разработанного комплекса и включает в себя: диагностичные цели; специальный набор геометрический понятий; набор необходимых практических действий (уметь видеть свойства геометрической фигуры, уметь строить геометрические фигуры, уметь делать определенные умозаключения, уметь грамотно формулировать ответ, уметь исследовать); умения проводить самоанализ и самооценку.
-реализуется непрерывный мониторинг уровня сформированности учебно - познавательной мотивации обучающихся с элементами коррекции на основе формативного оценивания.
В соответствии с целью были поставлены задачи исследования:
1. Выявить средства повышения мотивации обучения геометрии обучающихся 5-х классов.
2. Исследовать психолого - педагогические особенности учащихся 5­х классов, определяющие развитие мотивации, выявить трудности в учебно - познавательной деятельности.
3. Рассмотреть содержательный компонент развития мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся 5-х классов, средство развития мотивации в виде практико-ориентированных задач в пропедевтическом курсе обучения геометрии.
4. Разработать комплекс практико-ориентированных задач, деятельность учителя по его внедрению в пропедевтическом курсе геометрии.
5. Экспериментальным путем проверить эффективность разработанного комплекса практико-ориентированных задач.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса практико-ориентированных задач, направленных на развитие мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся 5-х классов.
Элемент теоретической ценности заключается в выделении особенностей и трудностей обучения математике обучающихся 5 классов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В исследовании отражены ключевые понятии. Под мотивацией понимается механизм побуждения личности к свершению определенных действий.
Развитие является усилением, укреплением, изменением или переходом с одного уровня на более высокий.
Развивать мотивацию означает укреплять, усиливать механизм побуждения личности обучающегося к свершению учебных действий.
Развивать мотивацию учебно-познавательной деятельности - ориентировать обучающихся на познавательную самостоятельность;
направлять на обеспечение высокой познавательной активности обучающихся в учебном процессе, на сохранение познавательной активности обучающихся на протяжении всего курса математики; устремлять обучающихся к удовлетворенности процессом и результатами интеллектуальной деятельности, к проявлению познавательной активности обучающихся при преодолении трудностей, возникающих в курсе математики.
Установлено, что следующие психолого - педагогические особенности обучающихся способствуют пропедевтическому обучению геометрии - активная познавательная деятельность обучающихся, способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы, способность к абстрактному мышлению, нарастающее умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти и др.
Выявлено, что ряд особенностей представляет трудности обучения геометрии, например, быстрота отвлекаемости, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, формализм в учёбе, снижение интереса подростков к учению, низкий уровень развития познавательной потребности.
Определены содержательные трудности, возникающие у обучающихся 7­х классов, приступающих к изучению систематического курса геометрии: 67
геометрия представляет для обучающихся большую трудность, чем алгебра; геометрический материал мало используется для формирования специальных приемов учебной деятельности; понятийный геометрический аппарат фактически остается на уровне начальной школы; элементы теории геометрии представляются в виде кратких объяснительных текстов; основными видами умозаключений является неполная индукция и аналогия.
Исследователи предлагают в качестве средств развития мотивации к учебно-познавательной деятельности: практико-ориентированные задачи (В.С. Абатурова, Е.М. Ложкина, С.Ю. Полякова Л.Э. Хаймина и др.), проблемное обучение (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.), развивающее обучение (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), программированное обучение (Н.Ф. Талызина), знаково-контекстное обучение (А.А. Вербицкий), педагогическую оценку (Б.Г. Ананьев), проектную деятельность (Ступницкая М.А.), проблемно-развивающие упражнения, самостоятельную работу на уроке (А.К. Маркова) и др.
Разделяем мнение ученых, доказавших, что реализация коррективно­подготовительного аспекта при обучении в общеобразовательной школе способствует развитию мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности (П.Б.Гурвич, Е.В. Свалова, Н.Н.Сергеева). В исследованиях авторы изучают содержание, структуру коррективно-подготовительного курса обучения английскому языку. Считаем, что само понятие «коррективно­подготовительный» является синонимом к термину «пропедевтический», а обучение английскому языку и геометрическому языку имеет общие закономерности. В исследовании представлен пропедевтический курс, предшествующий систематическому, как один из возможных средств развития учебно-познавательной деятельности пятиклассников.
Пропедевтический курс изучения геометрии, нацеленный на преодоление перечисленных трудностей, следует начинать не позднее пятого класса.
Изучение геометрии до основного курса положительно влияет на развитие пространственного воображения, интереса к предмету в целом. Пропедевтический курс обучения геометрии развивает мотивацию к учебно­познавательной деятельности на фоне преодоления выявленных трудностей.
Обозначив трудности обучения геометрии, пропедевтический курс как средство развития мотивации к учебно-познавательной деятельности, рассмотрено использование практико-ориентированных задач в пропедевтическом курсе геометрии...


1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2 - е изд. СПб.: Питер, 2006. - 526 с.
3. Берулава М. Н. Основы современной педагогики М., НОЦ РАО, 2004.
4. Бибрих Р.Р. Мотивация и целеобразование в поведении с закономерным и случайным исходом // Вопросы психологии. 1985. №1, 167 - 175с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
6. Боровских Т.А. Пропедевтика методической подготовки будущих учителей химии на первом курсе педвуза: Дис... канд. пед. наук. М., 1998.
7. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: «Знание», 1983.
8. Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд - во МГУ, 1991.
9. Вербицкий А.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
10. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 2011. - 288с.
11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: 1985.
12. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии
/А.С. Герасимова/ Институт психологии Российской академии наук. Режим доступа -
URL:http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop dokume/mezhdunaro/nauchnye m/raz del 2р/gerasimova.html (дата обращения: 20.02.2017) -Текст:
электронный.
13. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2. М.: Мир,1992. - 376с.
14. Гурвич, П.Б. Коррективно-подготовительный аспект методики
преподавания иностранных языков. Учебное пособие П.Б. Гурвич. Владимир, 1982. - 110 с.
15. Давыдов В.В. Теория развития обучения. М.: Интор, 1996. - 544 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ