ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ
ИСКУССТВ
1.1. Исторические аспекты становления и развития дополнительного
образования 17
1.2. Характеристика современного пространства дополнительного
образования в детских школах искусств, 32
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
2.1. Организация и проведение констатирующего этапа опытно-поисковой работы по внедрению концепции инновационного развития детской школы искусств (на примере МАУК ДО «Детская музыкальная школа № 1 имени М.П. Фролова 49
2.2. Описание стратегии и сценариев инновационного развития
МАУК ДО «Детская музыкальная школа № 1 имени М.П. Фролова».83
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по внедрению концепции
инновационного развития МАУК ДО «Детская музыкальная школа № 1 имени М.П.Фролова» , 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 131
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 139
Актуальность исследования. Современное российское общество поставило перед системой образования весьма значимые задачи, связанные с воспитанием и обучением подрастающего поколения. Осознание гражданами России того, что на смену информационному обществу конца XX века приходит образовательное сообщество XXI века, функция которого - опережающее развитие личности ребенка и образовательных систем, привело педагогическую науку, политику в области образования к изменению отношения к системе образования как к социальному институту. Приоритетными становятся не только вопросы качества образования и социализации личности, но и создания оптимальных условий для личностного роста обучающихся, обеспечения их права выбора пути жизненного и профессионального самоопределения и самореализации, что предусматривает сосуществование разных видов и форм образования в едином образовательном пространстве страны и конкретного региона.
В связи с этим дополнительное образование детей, ориентированное на удовлетворение их индивидуальных образовательных потребностей, развитие мотивации к познанию и творчеству, становится все более востребованным и значимым компонентом всей системы образования, в том числе и в детских школах искусств.
Как показывает практика, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования не только в реализации образовательных потребностей, но и в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, что подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.
Специфика деятельности учреждений дополнительного образования заключается в возможности реализации концепции персонального образования через создание вариативной мотивирующей образовательной среды, обеспечивающей «ситуацию успеха» (Л.С. Выготский) и личностного роста, партнерские отношения между педагогом и обучающимся, которые способствуют гуманизации образовательного процесса, воспитанию каждого ребенка.
На сегодняшний день в Российской Федерации создана уникальная система дополнительного художественного образования детей, преимущества которой определяются потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия. За последние годы достигнуты определенные успехи в этой сфере деятельности: в субъектах РФ активно развивается региональная система дополнительного образования детей, реализуется межведомственный подход в решении проблем воспитания подрастающего поколения. При этом можно сделать вывод о том, что характерными тенденциями современного художественного образования являются как диверсификация (расширение вариативности образовательных услуг, появление новых востребованных направлений подготовки, таких как компьютерная графика, музыкально-компьютерные технологии, анимация, мультипликация и др.), так и унификация (сближение региональных особенностей, развитие в них общих универсальных концептов).
В логике реализации Концепции развития дополнительного образования в Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ от 04.09.2014 №1726-р (далее - Концепция дополнительного образования в РФ) актуальную значимость приобретают исследования, направленные на поиск путей и механизмов модернизации учреждений дополнительного образования на муниципальном уровне с целью обеспечения свободного выбора детьми видов деятельности, вариативности предлагаемых форм и практик освоения образовательных программ, индивидуальной траектории развития личности. Ввиду этого одной из приоритетных задач на региональном уровне является поиск оптимальных путей организации и использования ресурсов системы дополнительного образования детей.
Детские школы искусств являются важнейшим звеном в реализации государственной политики в сфере образования и культуры. Поиск управленческих решений, в том числе разработка и реализация долгосрочной инновационной концепции и программы развития детской школы искусств, позволяющие эффективно, без социального напряжения провести модернизацию и достигнуть результатов, указанных в Концепции дополнительного образования в РФ определяет востребованность и актуальность данного исследования.
Вопросам становления и развития дополнительного образования посвящено множество исследований (Т.И. Сущенко, В.А. Горский, ИИ. Митина и др.). Ученые подчеркиваю его воспитательный потенциал (Г.П. Буданова, Л. Г. Логинова и др.), ведущую роль в социализации молодежи (В.В. Макашова В.А. Карнаухов, Н.А. Соколова и др.) и творческом развитии подрастающего поколения (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, В.В.Сериков, И.С. Якиманская и др.).
Значительный интерес для нашего исследования представляют работы по изучению содержания профессиональной деятельности педагога дополнительного образования (Е.П. Белозерцев, 3.И. Васильева, Б.С. Гершунский, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, и др.), развитию его социальной компетентности (Б.Г. Ананьев, А.И. Берестова, Э.Ф. Зеер, Е. Лебедев, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.) и направлений профессионально-педагогического роста (Т.П. Браже, С.Г. Вершловский, И.А. Зимняя, Л.М. Митина), концептуальных основ непрерывного образования (Б.С. Гершунский, А.М. Новиков и др.); подготовке педагогов- музыкантов (О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова,
Б.В. Асафьев, М.Н. Докучаева, В.Н. Шацкая, В.А. Школяр и др.).
В современной педагогической науке ведется активный поиск путей инновационного развития системы дополнительного образования (С.Н. Апатенко, А.Г. Асмолов, В.П. Голованов, В.М. Филиппов, А.А. Фурсенко и др.). При этом в проблемном поле можно выделить
несколько важнейших направлений: разработка организационно
управленческих аспектов деятельности образовательных учреждений (Л.К. Балясная, В.В. Белова, В.А. Березина, А. К. Бруднов, О.С. Газман, В. А. Горский, В. Б. Евладова, М.Б. Коваль, О. Е. Лебедев, А. И. Щетинская и др.); определение стратегии (Э.Д. Днепров, И.Г. Чурилова и др.) и концептуальных основ развития региональных и муниципальных систем дополнительного образования (JI.B. Голуб, Г.Н. Попова, Н.И. Фуникова и др.).
Вместе с тем, анализ литературы показывает, что вопросы реализации концепции развития дополнительного образования в детских школах искусств остаются практически не исследованными.
Практика свидетельствует о том, что для современной системы дополнительного образования детей характерно состояние поиска модели инновационного развития учреждений, направленной на усиление ценностного статуса дополнительного образования как уникальной и конкуретноспособной социальной сферы. При этом развитие дополнительного образования, в том числе и в детских школах искусств, сдерживается рядом проблем, среди которых наиболее значимыми являются: несоответствие его инфраструктуры современным требованиям, острый дефицит современного оборудования и технических средств обучения, отсутствие учебных пособий; отток наиболее квалифицированных педагогических кадров и объективные трудности привлечения талантливых молодых специалистов; медленное обновление содержания и технологий дополнительного образования детей при острой необходимости расширения спектра дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ.
Анализ деятельности муниципальных детских школ искусств показывает, что управление образовательным процессом зачастую осуществляется на интуитивном уровне, без прогнозирования хода образовательного процесса и его результатов, системного моделирования и использования инструментов педагогического менеджмента для достижения стратегических целей инновационного развития. Отсутствие у большинства руководителей компетенций в области стратегического планирования и инновационного менеджмента, незнание алгоритмов деятельности по реализации новой государственной образовательной политики в сфере дополнительного образования и внедрению инновационных технологий приводит к тому, что управление ДШИ осуществляется в оперативном «ручном» режиме...
В заключении формулируются следующие выводы:
1. Логико-исторический анализ развития системы дополнительного образования детей позволил определить, что «дополнительное
художественное образование» как пространство открытого вариативного образования призвано наиболее полно обеспечить права обучающегося на возможности личностного и профессионального самоопределения и самореализации, создать условия для активного воздействия выпускниками детских школ искусств на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных творческих навыков. В свою очередь «пространством дополнительного образования» применительно к детской школе искусств является специально организованная интегративная среда жизнедеятельности субъектов образовательного процесса, предоставляющая разнообразные варианты и выбор траектории творческого развития личности обучающегося, повышение мотивации к саморазвитию, с учетом его индивидуальных особенностей и образовательных потребностей.
2. Разработанная концепция инновационного развития детской школы искусств в муниципальном социокультурном пространстве эффективна в условиях создания современной инфраструктуры, модернизации содержания и технологий; внедрения стратегического проектно-целевого подхода к управлению детской школой искусств через реализацию сценария опережающего инновационного развития (школа группы «Премиум); определения структурно-содержательных элементов инновационного
пространства в детской школе искусств: городской ресурсный центр, лаборатории по реализации творческих проектов, группы ранней профессиональной ориентации, летние творческие школы, мастер-сессии и др.; целенаправленного проведения мониторинговых исследований качества, доступности и вариативности реализации дополнительных образовательных программ.
3. Сопоставление результатов констатирующего и итогового этапов позволило определить высокий уровень эффективности деятельности Детской музыкальной школы № 1 имени М.П.Фролова, сделать выводы об успешности разработанной концепции инновационного развития школы.
Полученные результаты дают основание утверждать, что опыт реализации концепция инновационного развития детской музыкальной школы может быть использован в деятельности образовательных учреждений культуры.
Перспективы исследования. Данное исследование может быть продолжено в логике определения корректирующих и стратегических мероприятий по реализации с 2019 по 2024 годы Национального проекта «Культура» и «Плана мероприятий («дорожная карта») по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-2022 годы».
1. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А.Апраскина. - М.: Просвещение, 2006 - 222 с.
2. Андреев, В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
3. Аракелова, А.О. О некоторых особенностях возникновения и развития системы профессионального музыкального образования в России // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 19/1. - С. 45-54.
4. Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки / Л.Г. Арчажникова.
- М., 1984 - 110 с.
5. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1973. - С.24-32.
6. Асмолов, А. Г. Содействие ребенку развитие личности. // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. - М.: Инно-ватор, 1996. - Вып. 6. - С. 39-44.
7. Асмолов, А. Г. Стратегия развития вариативного образования в России. // Учительская газета. № 25. 2 в. 1994.
8. Асмолов, А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. Внешкольник, 1997, № 9, с. 6-8.
9. Атаманчук, Г.В. Государственное управление. Организационно- функциональные вопросы / Г.В. Атаманчук. — М.: НПО-Экономика, 2000. — 512 с.
10. Беляков, С.А. Лекции по экономике образования / С.А.Беляков. - М.: ГУ - ВШЭ, 2002. - 338 с.
11. Березина В. А. Дополнительное образование как основа творческого развития и самоопределения ребенка // Материалы конференции «Образование и творчество».- М., 1998. С 15-20.
12. Березина, В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-методическое пособие. Москва: Диалог культур, 2007. 512 с.
13. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Канд. диссерт. /В.А. Березина. — М., 2002. - 38 с.
14. Березина, В.А. Проблемы и основные направления развития системы
ДОД в новых социально-экономических условиях / В. А. Березина //Внешкольник. Дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей : ежемес. информ.-метод. журн. - 2007. - №4(121). - C. 24 - 25.
15. Беспалько, В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. / В.П. Беспалько // Мир образования. - 2006. — №2. С. 31-36...