Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Работа №94880

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы143
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ
ИСКУССТВ
1.1. Исторические аспекты становления и развития дополнительного
образования 17
1.2. Характеристика современного пространства дополнительного
образования в детских школах искусств, 32
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
2.1. Организация и проведение констатирующего этапа опытно-поисковой работы по внедрению концепции инновационного развития детской школы искусств (на примере МАУК ДО «Детская музыкальная школа № 1 имени М.П. Фролова 49
2.2. Описание стратегии и сценариев инновационного развития
МАУК ДО «Детская музыкальная школа № 1 имени М.П. Фролова».83
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по внедрению концепции
инновационного развития МАУК ДО «Детская музыкальная школа № 1 имени М.П.Фролова» , 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 131
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 139

Актуальность исследования. Современное российское общество поставило перед системой образования весьма значимые задачи, связанные с воспитанием и обучением подрастающего поколения. Осознание гражданами России того, что на смену информационному обществу конца XX века приходит образовательное сообщество XXI века, функция которого - опережающее развитие личности ребенка и образовательных систем, привело педагогическую науку, политику в области образования к изменению отношения к системе образования как к социальному институту. Приоритетными становятся не только вопросы качества образования и социализации личности, но и создания оптимальных условий для личностного роста обучающихся, обеспечения их права выбора пути жизненного и профессионального самоопределения и самореализации, что предусматривает сосуществование разных видов и форм образования в едином образовательном пространстве страны и конкретного региона.
В связи с этим дополнительное образование детей, ориентированное на удовлетворение их индивидуальных образовательных потребностей, развитие мотивации к познанию и творчеству, становится все более востребованным и значимым компонентом всей системы образования, в том числе и в детских школах искусств.
Как показывает практика, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования не только в реализации образовательных потребностей, но и в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, что подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.
Специфика деятельности учреждений дополнительного образования заключается в возможности реализации концепции персонального образования через создание вариативной мотивирующей образовательной среды, обеспечивающей «ситуацию успеха» (Л.С. Выготский) и личностного роста, партнерские отношения между педагогом и обучающимся, которые способствуют гуманизации образовательного процесса, воспитанию каждого ребенка.
На сегодняшний день в Российской Федерации создана уникальная система дополнительного художественного образования детей, преимущества которой определяются потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия. За последние годы достигнуты определенные успехи в этой сфере деятельности: в субъектах РФ активно развивается региональная система дополнительного образования детей, реализуется межведомственный подход в решении проблем воспитания подрастающего поколения. При этом можно сделать вывод о том, что характерными тенденциями современного художественного образования являются как диверсификация (расширение вариативности образовательных услуг, появление новых востребованных направлений подготовки, таких как компьютерная графика, музыкально-компьютерные технологии, анимация, мультипликация и др.), так и унификация (сближение региональных особенностей, развитие в них общих универсальных концептов).
В логике реализации Концепции развития дополнительного образования в Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ от 04.09.2014 №1726-р (далее - Концепция дополнительного образования в РФ) актуальную значимость приобретают исследования, направленные на поиск путей и механизмов модернизации учреждений дополнительного образования на муниципальном уровне с целью обеспечения свободного выбора детьми видов деятельности, вариативности предлагаемых форм и практик освоения образовательных программ, индивидуальной траектории развития личности. Ввиду этого одной из приоритетных задач на региональном уровне является поиск оптимальных путей организации и использования ресурсов системы дополнительного образования детей.
Детские школы искусств являются важнейшим звеном в реализации государственной политики в сфере образования и культуры. Поиск управленческих решений, в том числе разработка и реализация долгосрочной инновационной концепции и программы развития детской школы искусств, позволяющие эффективно, без социального напряжения провести модернизацию и достигнуть результатов, указанных в Концепции дополнительного образования в РФ определяет востребованность и актуальность данного исследования.
Вопросам становления и развития дополнительного образования посвящено множество исследований (Т.И. Сущенко, В.А. Горский, ИИ. Митина и др.). Ученые подчеркиваю его воспитательный потенциал (Г.П. Буданова, Л. Г. Логинова и др.), ведущую роль в социализации молодежи (В.В. Макашова В.А. Карнаухов, Н.А. Соколова и др.) и творческом развитии подрастающего поколения (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, В.В.Сериков, И.С. Якиманская и др.).
Значительный интерес для нашего исследования представляют работы по изучению содержания профессиональной деятельности педагога дополнительного образования (Е.П. Белозерцев, 3.И. Васильева, Б.С. Гершунский, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, и др.), развитию его социальной компетентности (Б.Г. Ананьев, А.И. Берестова, Э.Ф. Зеер, Е. Лебедев, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.) и направлений профессионально-педагогического роста (Т.П. Браже, С.Г. Вершловский, И.А. Зимняя, Л.М. Митина), концептуальных основ непрерывного образования (Б.С. Гершунский, А.М. Новиков и др.); подготовке педагогов- музыкантов (О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова,
Б.В. Асафьев, М.Н. Докучаева, В.Н. Шацкая, В.А. Школяр и др.).
В современной педагогической науке ведется активный поиск путей инновационного развития системы дополнительного образования (С.Н. Апатенко, А.Г. Асмолов, В.П. Голованов, В.М. Филиппов, А.А. Фурсенко и др.). При этом в проблемном поле можно выделить
несколько важнейших направлений: разработка организационно­
управленческих аспектов деятельности образовательных учреждений (Л.К. Балясная, В.В. Белова, В.А. Березина, А. К. Бруднов, О.С. Газман, В. А. Горский, В. Б. Евладова, М.Б. Коваль, О. Е. Лебедев, А. И. Щетинская и др.); определение стратегии (Э.Д. Днепров, И.Г. Чурилова и др.) и концептуальных основ развития региональных и муниципальных систем дополнительного образования (JI.B. Голуб, Г.Н. Попова, Н.И. Фуникова и др.).
Вместе с тем, анализ литературы показывает, что вопросы реализации концепции развития дополнительного образования в детских школах искусств остаются практически не исследованными.
Практика свидетельствует о том, что для современной системы дополнительного образования детей характерно состояние поиска модели инновационного развития учреждений, направленной на усиление ценностного статуса дополнительного образования как уникальной и конкуретноспособной социальной сферы. При этом развитие дополнительного образования, в том числе и в детских школах искусств, сдерживается рядом проблем, среди которых наиболее значимыми являются: несоответствие его инфраструктуры современным требованиям, острый дефицит современного оборудования и технических средств обучения, отсутствие учебных пособий; отток наиболее квалифицированных педагогических кадров и объективные трудности привлечения талантливых молодых специалистов; медленное обновление содержания и технологий дополнительного образования детей при острой необходимости расширения спектра дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ.
Анализ деятельности муниципальных детских школ искусств показывает, что управление образовательным процессом зачастую осуществляется на интуитивном уровне, без прогнозирования хода образовательного процесса и его результатов, системного моделирования и использования инструментов педагогического менеджмента для достижения стратегических целей инновационного развития. Отсутствие у большинства руководителей компетенций в области стратегического планирования и инновационного менеджмента, незнание алгоритмов деятельности по реализации новой государственной образовательной политики в сфере дополнительного образования и внедрению инновационных технологий приводит к тому, что управление ДШИ осуществляется в оперативном «ручном» режиме...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении формулируются следующие выводы:
1. Логико-исторический анализ развития системы дополнительного образования детей позволил определить, что «дополнительное
художественное образование» как пространство открытого вариативного образования призвано наиболее полно обеспечить права обучающегося на возможности личностного и профессионального самоопределения и самореализации, создать условия для активного воздействия выпускниками детских школ искусств на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных творческих навыков. В свою очередь «пространством дополнительного образования» применительно к детской школе искусств является специально организованная интегративная среда жизнедеятельности субъектов образовательного процесса, предоставляющая разнообразные варианты и выбор траектории творческого развития личности обучающегося, повышение мотивации к саморазвитию, с учетом его индивидуальных особенностей и образовательных потребностей.
2. Разработанная концепция инновационного развития детской школы искусств в муниципальном социокультурном пространстве эффективна в условиях создания современной инфраструктуры, модернизации содержания и технологий; внедрения стратегического проектно-целевого подхода к управлению детской школой искусств через реализацию сценария опережающего инновационного развития (школа группы «Премиум); определения структурно-содержательных элементов инновационного
пространства в детской школе искусств: городской ресурсный центр, лаборатории по реализации творческих проектов, группы ранней профессиональной ориентации, летние творческие школы, мастер-сессии и др.; целенаправленного проведения мониторинговых исследований качества, доступности и вариативности реализации дополнительных образовательных программ.
3. Сопоставление результатов констатирующего и итогового этапов позволило определить высокий уровень эффективности деятельности Детской музыкальной школы № 1 имени М.П.Фролова, сделать выводы об успешности разработанной концепции инновационного развития школы.
Полученные результаты дают основание утверждать, что опыт реализации концепция инновационного развития детской музыкальной школы может быть использован в деятельности образовательных учреждений культуры.
Перспективы исследования. Данное исследование может быть продолжено в логике определения корректирующих и стратегических мероприятий по реализации с 2019 по 2024 годы Национального проекта «Культура» и «Плана мероприятий («дорожная карта») по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-2022 годы».


1. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А.Апраскина. - М.: Просвещение, 2006 - 222 с.
2. Андреев, В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
3. Аракелова, А.О. О некоторых особенностях возникновения и развития системы профессионального музыкального образования в России // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 19/1. - С. 45-54.
4. Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки / Л.Г. Арчажникова.
- М., 1984 - 110 с.
5. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1973. - С.24-32.
6. Асмолов, А. Г. Содействие ребенку развитие личности. // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. - М.: Инно-ватор, 1996. - Вып. 6. - С. 39-44.
7. Асмолов, А. Г. Стратегия развития вариативного образования в России. // Учительская газета. № 25. 2 в. 1994.
8. Асмолов, А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. Внешкольник, 1997, № 9, с. 6-8.
9. Атаманчук, Г.В. Государственное управление. Организационно- функциональные вопросы / Г.В. Атаманчук. — М.: НПО-Экономика, 2000. — 512 с.
10. Беляков, С.А. Лекции по экономике образования / С.А.Беляков. - М.: ГУ - ВШЭ, 2002. - 338 с.
11. Березина В. А. Дополнительное образование как основа творческого развития и самоопределения ребенка // Материалы конференции «Образование и творчество».- М., 1998. С 15-20.
12. Березина, В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-методическое пособие. Москва: Диалог культур, 2007. 512 с.
13. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Канд. диссерт. /В.А. Березина. — М., 2002. - 38 с.
14. Березина, В.А. Проблемы и основные направления развития системы
ДОД в новых социально-экономических условиях / В. А. Березина //Внешкольник. Дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей : ежемес. информ.-метод. журн. - 2007. - №4(121). - C. 24 - 25.
15. Беспалько, В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. / В.П. Беспалько // Мир образования. - 2006. — №2. С. 31-36...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ