ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 10
1.1. Понятие и содержание художественного мышления 10
1.2. Особенности развития художественного мышления детей с нормой
психофизического развития и детей с ОВЗ 19
1.3. Декоративно-прикладное искусство как средство развития
художественного мышления детей с ОВЗ 31
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА 39
2.1. Описание организации констатирующего этапа опытно-поисковой
работы 39
2.2. Описание формирующего этапа опытно-поисковой работы 52
2.3. Описание результатов контрольного этапа опытно-поисковой работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 79
Актуальность исследования определяется тем, что в основу Стандарта для обучающихся с особыми возможностями здоровья положены деятельностный и дифференцированный подходы. Осуществление данных подходов предполагает разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Изучению проблемы развития художественного мышления было посвящено множество работ как зарубежных, так и отечественных педагогов и исследователей.
Такие педагоги, как Л.С. Выготский, Н.Л. Лейзеров, О.И. Никифорова считали, что художественное мышление не может существовать без образного мышления, так как творческий процесс начинается с процесса познания, живого созерцания, далее протекает как сложный процесс осмысления, отвлечения и обобщения. По мнению Б.М. Неменского, С.Х. Раппопорта художественное мышление - активное отражение объективной действительности в понятиях, образах, суждениях и т.д., базирующееся не на различии этих форм, а на характере их проявления. В своих исследованиях Н. Л. Лейзеров подразделяет понятие мышления на образное и художественное, где образное - это эмоционально-оценочное и чувственнонаглядное отражение человеком своего восприятия мира, которое переходит в художественное только в процессе создания художественного продукта, подчиненного определенной цели [37, с. 38].
Э. Мейман, Н. А. Рыбников изучали художественное мышление на основе психологического анализа процесса рисования, который был подробно описан в трудах Е. И. Игнатьева. Исследователи полагали что существует прямая связь между художественным мышлением и одаренностью детей, 3
обосновали связь интеллектуального развития ребенка с художественным развитием (Ф. Гуденаф, А. Ф. Лазурский, Н. Н. Анисимов, Н. Н. Ростовцев, В. С. Кузин).
Понятие «художественное мышление» рассмотрено в работе Б.С. Мейлаха, где существенную роль сыграл анализ творческой деятельности художника, как движущийся процесс от замысла, зарождение и развитие образа и его завершение [48, с. 13].
Понятие «художественного мышления» было рассмотрено не только как форма отражения действительности, но и как форма «сущностного постижения мира», его преобразование такими исследователями, как С. Х. Раппопорт, Н. А. Винк, Т. И. Орлова. А. Л. Лилов в своих исследованиях рассматривал понятие «художественного мышления» с гносеологической и психолого-эстетической точек зрения. В исследовании
В. Баранова отмечается, что художественное мышление - сложный процесс художественного осмысления действительности, состоящий из трансформации общих принципов метода в неповторимую ткань произведения, в воплощении метода через его индивидуальное художественное применение.
Зарубежными и отечественными учеными и исследователями в области психологии и педагогики изучено понятие художественного мышления и его содержание. Однако большая часть исследований не касаются проблемы развития художественного мышления у детей с ОВЗ. Данный вопрос не изучен в достаточной мере по причине слишком большого разнообразия различного вида нарушений (как физиологических, интеллектуальных, так и психоэмоциональных) у детей с ОВЗ. Многими педагогами считается крайне сложным формирование художественного мышления у детей с ОВЗ, что связано с применением специфических методов, приемов, средств обучения.
На основании вышеизложенного можно выявить следующие противоречия между:
- объективными требованиями общества к людям с ОВЗ как к 4
социализированным личностям, способным к саморазвитию и самореализации в различных видах художественной деятельности, и сложившейся ситуацией в системе художественного образования лиц с ОВЗ, ее доступности, недостатком предметных возможностей и узкой направленности;
• теоретической разработанностью проблемы развития художественного мышления детей с ОВЗ в области общей и специальной педагогики и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогике художественного образования;
• потенциальными возможностями декоративно-прикладного искусства в развитии художественных способностей детей с ОВЗ и недостаточной методической оснащенностью в практическом использовании его потенциала.
Актуальность и выявленные противоречия позволили сформулировать проблему настоящего исследования, которая заключается в поиске, теоретическом обосновании и осмыслении эффективных путей развития художественного мышления детей с ОВЗ посредством декоративноприкладного искусства.
Выявленные противоречия и проблема позволяют сформулировать тему диссертационного исследования: «Развитие художественного мышления у детей с особыми возможностями здоровья на занятиях декоративноприкладного искусства».
Цель диссертационного исследования: теоретически обосновать и проверить на практике педагогические условия развития художественного мышления детей с особыми возможностями здоровья на занятиях декоративно-прикладным искусством.
Объект диссертационного исследования: процесс развития
художественного мышления детей с особыми возможностями здоровья на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Предмет диссертационного исследования: педагогические условия развития художественного мышления детей с особыми возможностями здоровья на занятиях декоративно-прикладным искусством.
5
Гипотеза: процесс развития художественного мышления будет более
успешным, если реализовать педагогические условия развития
художественного мышления детей с особыми возможностями здоровья на занятиях декоративно-прикладным искусством:
1) применение принципов последовательности и систематичности обучения с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ;
2) использование психолого-педагогической диагностики
художественно-творческого воображения детей с ОВЗ;
3) разработать комплекс практических заданий по теме: «Вышивка и плетение бисером».
Задачи:
1) изучить и проанализировать научные работы по проблеме исследования особенностей развития художественного мышления детей с особыми возможностями здоровья;
2) уточнить понятия «художественное мышление детей с нормой психофизического развития» и «художественное мышление детей с особыми возможностями здоровья»;
3) описать возможности декоративно-прикладного искусства как средства развития художественного мышления;
4) провести опытно-поисковую работу по развитию художественного мышления детей с особыми возможностями здоровья на занятиях по декоративно-прикладному искусству, обобщить результаты и сделать выводы.
Методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ философской и психологопедагогической литературы по проблеме исследования, анализ и синтез, сравнение;
• эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, опытно-поисковая работа.
В заключении сформулируем основные выводы диссертационного исследования. Цель и задачи выполнены: теоретически обоснованы и проверены на практике педагогические условия развития художественного мышления детей с особыми возможностями здоровья на занятиях декоративно-прикладным искусством.
Изучена и проанализирована философская и психолого-педагогическая научная литература по проблеме исследования особенностей развития художественного мышления детей с особыми возможностями здоровья.
В философии художественное мышление характеризуется как чувственное познание окружающего мира через призму духовного опыта, трансформация образов в сознании личности, создание уникального продукта художественной деятельности.
В психологии и педагогике художественное мышление понимается как чувственно-эмоциональное, оценочное отражение человеком окружающего мира, подчиненное цели - созданию художественного произведения, либо полноценному восприятию предметов искусства.
Уточнены понятия «художественное мышление детей с нормой психофизического развития» и «художественное мышление детей с особыми возможностями здоровья».
Под художественным мышлением детей с нормой психофизического развития понимается мыслительная деятельность, в процессе которой происходит накопление чувственного и практического опыта, формирование способности к созданию художественных образов, воспроизведение художественных замыслов в материале соответственно возрастным особенностям.
Под художественным мышлением детей с особыми возможностями здоровья понимается мыслительная деятельность, в процессе которой происходит накопление чувственного и практического опыта, формирование способности к созданию художественных образов, воспроизведение художественных замыслов в материале в соответствии с психофизическими особенностями каждого из детей.
Описаны возможности декоративно-прикладного искусства как средства развития художественного мышления детей с ОВЗ при условии разнообразия их содержания и методического обеспечения.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе ГКОУ СО «Ревдинская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» г. Ревды. В исследовании принимали участие 24 школьника с ОВЗ в возрасте 9-10 лет.
Сформулирована цель и задачи опытно-поисковой работы: проверить на практике педагогические условия развития художественного мышления детей с ОВЗ.
Разработаны критерии развития художественного мышления: художественно-творческое воображение и ассоциативность, и их показатели: оригинальность, разработанность, гибкость, контрастность, способность к созданию целого из частей целого.
Разработан комплекс репродуктивных и продуктивных практических заданий по теме: «Вышивка и плетение бисером».
Проведены констатирующий, формирующий, контрольный этапы опытно-поисковой работы. Сравнительный анализ обобщенных результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы показал, что уровень развития художественного мышления детей с ОВЗ на контрольном этапе стал выше среднего, также наметилась положительная динамика развития всех характеристик художественного мышления в целом.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: процесс развития художественного мышления будет успешным, если реализовать педагогические условия развития художественного мышления детей с особыми возможностями здоровья на занятиях декоративно-прикладным искусством:
• применение принципов последовательности и систематичности обучения с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ;
• использование психолого-педагогической диагностики
художественно-творческого воображения детей с ОВЗ;
• применение комплекса репродуктивных и продуктивных практических заданий по теме: «Вышивка и плетение бисером», обеспечивают развитие художественного мышления детей с ОВЗ на занятиях декоративно- прикладным искусством.
1. Абакумова, Е. И. Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (на примере Корякского автономного округа : Автореф.дис...канд.пед.наук / Рос. акад. образования. Ин-т общ. сред. образования. - М. : [б.и.], 1998. - 20 с.
2. Алексеева. Л. Бисероплетение [Текст] : развиваем ручную умелость / Л. Алексеева // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 3. - С. 68-71.
3. Алешанова, Л. В. Инклюзивная форма образования для детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы [Текст] / Л. В. Алешанова // Логопед. - 2015. - № 1. - С. 120-124.
4. Аполозова, Л. М. Бисероплетение [Текст] / Л. М. Аполозова. - М. : Культура и традиции, 1997. - 112 с.
5. Афасижев, М. Н. Философские основы и принципы анализа художественного творчества в эстетике экзистенциализма (на примере творчества Ж.-П. Сартра) [Текст] / М. Н. Афасижев // Западные концепции художественного творчества : учеб. пособие / М. И. Афасижев. - М.: 1990. - С. 83-122.
6. Бургасова, Н. Е. Модернизация системы обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзии [Текст] / Н. Е. Бургасова, С. Ю. Танцюра // Логопед. -
2014. - № 8. - С. 112-117.
7. Бурматнова, Е. Бисерография [Текст] / Е. Бурматнова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 77-78.
8. Быстрова, Т. Ю. Теоретико-методологические проблемы исследования художественного творчества [Текст] / Т. Ю. Быстрова // Философские проблемы творчества в искусстве и дизайне : учеб. пособие / Т. Ю. Быстрова. - Екатеринбург, 2007. - С. 11-48.
9. Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей [Текст] / Н. А. Ветлугина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 12-18.
10. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 2: От младшего дошкольного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 343 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. // Психология. - М.: Сфера, 2012. - С. 212-246.
12. Гаджиева, Х. Наглядные пособия в системе художественно - эстетического образования и воспитания учащихся [Текст] / Х. Гаджиева // Искусство в школе. - № 1. - 2007. - С. 78 - 80.
13. Галанина, Ж. А. Специфика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе [Текст] / Ж. А. Галанина // Образование в современной школе. — 2014. — № 6. — С. 37-39.
14. Голдина, Е. В. Использование бусин и бисера в женском костюме населения Среднего Прикамья в первой половине I тыс. н. э. (по материалам Тарасовского могильника) [Текст] / Е. В. Голдина // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2017. - Т. 45. - № 2. - С. 56-61.
15. Гончарова, Е. Л. Влияние идей Л. С. Выготского на развитие исследований и практики в области специального образования в России [Текст] / Е. Л. Гончарова ; вступит. ст. И. А. Коробейникова // Дефектология.
• 2014. - № 3. - С. 3-11...