ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ФУТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ 6
1.1. Понятие силовых качеств 6
1.2. Анатомо-физиологические особенности организма
подростков, занимающихся футболом 14
1.3. Футбол как спортивная дисциплина 18
1.4. Средства и методы развития силовых качеств у
футболистов 15-16 лет 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1. Организация исследования 36
2.2. Методы исследования 37
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Футбол в современном мире является одним из самых популярных видов спорта, которым увлекаются люди, принадлежащие к разным возрастным категориям и уровням физической подготовки. Но к профессиональным игрокам, по понятным причинам, выдвигаются высокие требования, а именно к их физическому развитию. Это связано с необходимостью выполнять в короткие временные интервалы упражнения с мячом и упражнения без мяча. Выносливость в этих упражнениях играет далеко не последнюю роль, наравне со скоростным компонентом. Но она также важна, поскольку это дает дополнительный бонус к выносливости тренирующихся.
Однако формы тренировок нельзя полностью заимствовать из других видов спорта. Футбольные тренировки должны быть специально направлены. Например на развитие физических качеств, сочетать в себе интервальные тренировки, постоянные нагрузки, которые могут и должны сочетаться с техническими и тактическими занятиями, максимально погружающие спортсмена в игру. Необходимо полностью исключить из тренировочной подборки занятия монотонные, однонаправленные, так как они убивают в спортсмене игровую активность.
Прыжок в борьбе за верховой мяч; мощный удар головой; сила удара и сила опорной ноги; сила рук, когда им приходится пружинить, принимая вес тела после удара головой в падении, - вот лишь некоторые основные моменты применения силы в футболе. Кроме того, футболисту крайне необходимо заниматься атлетикой, чтобы развить в себе аэробной выносливости.
Скорость-очень многогранное понятие, с которым ничего не сравнится. Это обязательно необходимо учитывать при тренировке юных футболистов. Установление определенных закономерностей, выявление определенных скоростных характеристик юных футболистов - проблема в теории и практике современного футбола.
Интенсификация соревновательной деятельности часто приводит к тому, что увеличение объема и изменение тактического подхода не повышает продуктивность и эффективность. Это связано, в первую очередь с недостаточной устойчивостью двигательных навыков.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс.
Предмет исследования: средства и методы развития силовых качеств у футболистов 15-16 лет.
Целью выпускной квалификационной работы является определение, теоретическое обоснование и выявление методики для развития силовых качеств у футболистов 15-16 лет.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические предпосылки необходимости силовой подготовки в футболе;
2. Изучить и выявить наиболее эффективную методику развития силовых качеств у футболистов 15-16 лет;
3. Экспериментально подтвердить эффективность разработанного комплекса физических упражнений, направленного на развитие силовых качеств у футболистов 15-16 лет.
Структура работы:
Работа изложена на 56 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 34 источника и приложений. Текст снабжён таблицами и рисунками.
В ряде видов спорта, в том числе в футболе, методика воспитания силовых качеств нуждается в дальнейшем совершенствовании. По данным ряда исследований, юные футболисты значительно уступают в уровне силовой подготовленности представителям других видов спорта. Особенно важно существенно повысить уровень силовой подготовленности юных футболистов в том возрасте, в котором закладывается фундамент их спортивного мастерства, в частности следует обратить внимание на средний школьный возраст - возраст формирования всех основных систем жизнеобеспечения, их совершенствования.
В связи с этим, исследования, посвященные анализу развития двигательных качеств у подростков, а также разработка дифференцированной методики развития двигательных качеств юных футболистов, являются актуальными направлениями в теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки.
В данной работе мы изучили методы совершенствования уровня силовых качеств у футболистов 15-16 лет.
К ним относятся разнообразные средства и методы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела и его звеньев.
Анализ научно-методической литературы и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Обобщая результаты педагогического эксперимента, можно заключить, что в этом возрасте можно добиться роста силовых показателей. Средства и методы, применяемые в тренировочном процессе футболистов 15-16 лет позволяют с точностью дозировать нагрузку, что делает этот процесс более эффективным. А заявленная методика наглядно продемонстрировала свою эффективность.
2. Эффективность выбранной методики подтвердилась не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и превосходством результатов тестирования экспериментальной группы над показателями испытуемых контрольной группы. Обработка результатов педагогического эксперимента доказала, что прирост всех контрольных показателей в экспериментальной группе за период педагогического эксперимента выше, чем в контрольной.
3. Результаты педагогического эксперимента доказывают эффективность применения специальных упражнений, направленных на развитие силовых качеств у футболистов 15-16 лет на занятиях по футболу.
Таким образом рекомендовано использовать разработанный учебный комплекс упражнений в режиме тренировок, в указанном графике. Результаты достигнут значительных улучшений.
1. Андреев С.Н. Развитие физических качеств юных футболистов / С.Н Андреев, В. А. Гершин, - М. : ТиПФК, №4, 1986, с.4?6
2. Апальков А. В., Горбатенко А. В., Торопов В. А. Влияние физической подготовки на физическое состояние сотрудников // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2013. №2. с. 33-36.
3. Апухтин, Б. Т. Техника футбола / Б. Т. Апухтин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во «Физкультура и спорт», 1958. - 157 с.
4. Бесков, К. И. Игра нападающих / К. И. Бесков. - 2-е изд. - М. : Изд-во «Физкультура и спорт», 1958. - 107 с.
5. Варюшин, В.В. Комплексная оценка выносливости футболистов 16¬18 лет / В.В. Варюшин, Р.Ю. Лопачев, - М. : Теория и практика футбола. - 1999. - №3. - С. 21-22.
6. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовке в спорте / Ю. В. Верхошанский. - М. , 1970. - 264 с.
7. Власов, К. Н. Экспериментальные исследования методики воспитания быстроты и скорости бега у детей младшего и среднего возраста: автореф. дис. к. п. н. К.Н. Власов, - М., 1971, - 18 с.
8. Волков, В. М. Удар - сила удара / В. М. Волков. - М. :Изд-во «Физкультура и спорт», 2006. - 99 с.
9. Волков, В.М. Восстановительные процессы в спорте / В.М.Волков. - М. : Изд-во «Физкультура и спорт», 1987. - 221 с.
10. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик - М.:Изд-во «Терра-спорт», 2006. - 272 с.
11. Голомазов, С. Футбол. Проблема адаптации техники: методическое пособие. Выпуск 15. / С. Голомазов, Б. Чирва, - М. : РГАФК, 2000. - 31 с.
12. Голомазов, С. Опыт подготовки команды футболистов16-17 лет / С. Голомазов, Г. Мотлох, Б. Чирва //Теория и практика футбола. -2001. - №4. - С. 6-9.
13. Драндров, Г. Л. Развитие скоростно-силовых качеств и быстроты у футболистов 13 - 16 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств нервной системы: автореф. дис. к. п. н. Г. Л. Дранов, - М. ,1989, - 23 с.
14. Зимкин, Н. В. Физиологическая характеристика силы, быстроты, выносливости / Н. В. Зимкин. - М.: ФИС, 1956. - 205 с.
15. Золотарев, А.П. Возрастная динамика ловкости и техники владения мячом в условиях скоростных передвижений у юных футболистов 9¬17 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1987. - 22 с.
16. Кузнецов, В. В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов / В. В. Кузнецов. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 208 с.
17. Куликов, Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье / Л.М. Куликов. - М. : ФОН, 1995. - 395 с.
18. Лалаков, Р. С. Чередование тренировочных нагрузок в микроциклах подготовительного периода у футболистов 17 - 19 лет: автореф. дис. к. п. н. Р.С. Лалаков, - Омск., 1986, - 22 с.
19. Лалаков,Г.С. Развитие специальной выносливости
квалифицированных футболистов с использованием допустимых тренировочных нагрузок / Г.С. Лалаков, Ю.В. Ермолов // Теория и практика физической культуры. -2005.- №10.C. 36-38.
20. Маркосян, А. А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков / А. А. Маркосян. - М. :Медицина, 1969. - 322 с.
21. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта / Л.П. Матвеев. - М. : Издательский центр «Академия», 1997.
22. Матвеев, Л.П. Современные основы спортивной тренировки / Л.П Матвеев.М.: Изд - во «Физкультура и спорт», 1996 - 543 с.
23. Обухова, Н. Б. Развитие скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста / Н. Б. Обухова, С. М. Обухов // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодежи в условиях различных климато-географических зон» (21-23 сентября2000г.). - Сургут: Изд-во СурГУ, 2000. - С. 259 - 26.
24. Панин, И.Н. Русский футбол: учебно-методическое пособие / И.Н. Панин. - М. : Изд - во «Советский спорт», 2005. - 108 с, ил.
25. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
26. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Суслова Ф.П., Сыча В.Л., Шустина Б.Н. - М. : Изд. СААМ, 1995.
27. Сучилин, А. А. Вопросы отбора и комплектование сборных юношеских команд по футболу / А. А. Сучилин, - М. : ВГИФК, 1985, 30 с.
28. Ушаков, А.Г. Динамика общей выносливости у юных футболистов в годичном цикле тренировки / А.Г. Ушаков, Ю.В. Ермолов. // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. - Омск: Изд-во Сиб-ГУФК, 2005. - с. 112-113.
29. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин, - М. : ФИС, 1974, ? 232 с.
30. Филин, В. П. Нормирование тренировочных нагрузок / В. П. Филин, - М. :ФИС, 1964, - 194с.
31. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.зав. /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Издательский центр« Академия», 2000.
32. Шамардин, А. И. Совершенствование скоростно-силовых способностей футболистов (плиометрическая тренировка): Учебно-методическое пособие. - Волгоград: ФГОУВПО "ВГАФК", 2008. - 47с.
33. Щуканов, В. И. Параметры тренировочной нагрузки скоростной направленности у юных футболистов: автореф. дис. к. п. н. В.И. Щуканов, - М., 1989, - 24 с.
34. «Общеразвивающая программа по футболу для спортивно-оздоровительного этапа». http://кристал. л. екатеринбург .рф/svedeniya-ob- obrazovatelnoi-organizatsii/dokumenty