Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок

Работа №94868

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ СКАЗОК 14
1.1. Анализ проблемы развития творческого потенциала у детей старшего
дошкольного возраста 14
1.2. Методологические подходы к развитию творческого потенциала у
детей старшего дошкольного возраста 22
1.3. Возможности художественной деятельности в процессе
иллюстрирования сказок в развитии творческого потенциала у детей 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ СКАЗОК 37
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня творческого
потенциала у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Содержание работы по развитию творческого потенциала у детей
старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок 47
2.3 Итоговый этап опытно-поисковой работы по развитию творческого
потенциала у детей старшего дошкольного возраста 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 88


Актуальность исследования.
Проблема развития творческого потенциала у детей, начиная с дошкольного возраста, обозначена как одна из актуальных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Современному обществу необходимы активные, творческие люди, готовые к внутренним изменениям, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации, осознающие глобальные проблемы человечества, готовые посильно участвовать в их решении. Развитие и реализация творческого потенциала в дошкольном детстве позволит личности в дальнейшем адаптироваться к быстро меняющимся социальным условиям и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.
По мнению российских и зарубежных исследователей в области психологии, именно период от рождения ребёнка до 6 лет имеет решающее значение для развития его творческого потенциала. Не получив должного развития в дошкольном периоде, творческий потенциал далеко не всегда может проявиться в будущем. Возникает насущный вопрос: «Как не погасить искорку творчества, которая заложена в ребенке изначально»? За последние десятилетия значительно возросло внимание к развитию творческого потенциала дошкольников. Сегодня раннее развитие творческого потенциала - это необходимость, которую диктуют потребности современного мира.
Проблема развития творческого потенциала детей дошкольного возраста, являясь одной из самых актуальных в дошкольном образовании , связана с решением задач разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, проектирования гибких моделей образовательного пространства детского сада, отвечающих индивидуальным возможностям личности ребёнка и образовательным потребностям его и его семьи. Одной из задач дошкольного образования является «...создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.» [80].
Искусство является одним из основных средств раскрытия потенциальных творческих способностей ребёнка. Дети дошкольного возраста особенно чувствительны к миру художественной культуры. Специфика искусства близка по своей природе детской игре - ведущему виду деятельности в дошкольный период. Близость детской игры и художественного творчества заключается в общности психологического выражения. Это эмоциональная непосредственность мотивов, интерес не к цели, а к самому процессу действия, формирование образного начала - «вхождение в образ», условность языка, действий и ситуаций [38].
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечается необходимость опоры на специфически детские виды деятельности в формировании личностных качеств ребёнка [80]. Организация художественной деятельности как сензитивной в дошкольном возрасте способствует решению не только конкретных, но и глобальных задач художественного воспитания и образования - развитие творческого потенциала детей, индивидуальных задатков и способностей каждого ребёнка.
Особое значение для развития творческого потенциала в дошкольном детстве имеет изобразительная деятельность. Поскольку эта деятельность является наиболее интересной для них, она позволяет передать то, что дети видят в окружающем мире, то, что их взволновало, вызвало позитивный настрой. В изобразительном творчестве ребёнка отражается его внутренний мир: настроение, переживания, фантазии, порывы, которые он не всегда осознаёт и не всегда выражает. Для ребёнка рисунок - это форма выражения эмоциональных переживаний, образных представлений об окружающей действительности.
Иллюстрирование сказок позволяет детям погрузиться в мир фантазии и творчества. Сказка раскрывает широкие возможности в развитии образного мышления и воображения, что является основой в развитии их творческого потенциала.
Степень разработанности проблемы. В отечественной педагогике и психологии существует достаточно большое количество исследований в области творческих способностей и одарённости (Л.С.Выготский, Н.С.Лейтес, Д.П.Гилфорд А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев и др.); изучаются проблемы развития творческого потенциала личности , личностные характеристики (Н.А. Каюмова, А.З. Рахимов, В.Г. Рындак,
Э.Роу Э.А. Сокальский, Б.Ж. Насакова и др.); в ряде исследований анализируется сущность, психолого-педагогические условия и средства развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста (А.Н. Белькова, Н.В. Захарюта, М.Ю. Исаханов, С.В. Кузнецова, В.И.Маслова, И.В. Сидоренко, М.В. Созинова, С.Р. Сотникова, Н.М.Шкрыль, Л.Н. Шарафутдинова, И.М. Ярушина и др.), значительный вклад в исследовании проблемы развития детского творчества в художественной деятельности внесли такие авторы, как Т.С. Комарова, А.А.Волкова, И.И. Игнатьев, Е.А. Флерина и др.
Несмотря на всю ценность проделанной работы по изучению проблемы развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста, некоторые её стороны остаются мало исследованными . Известные программы художественно-эстетического развития дошкольников не в полной мере учитывают актуальные аспекты выявления и развития творческого потенциала детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Не осмыслены методические принципы организации художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста как действительно игрового и творческого процесса. Не раскрыты возможности художественно-творческой деятельности дошкольников, связанной с иллюстрированием сказок, как средства развития творческого потенциала детей.
Таким образом, возникают противоречия между:
- социальной потребностью в развитии творческого потенциала детей и неготовностью дошкольных образовательных организаций к реализации данной задачи;
- достаточным количеством психолого-педагогических исследований, посвященных содержанию понятия «творческий потенциал», и недостатком специальных исследований этой проблемы в педагогике дошкольного детства;
- широкими возможностями художественной деятельности , связанной с иллюстрированием сказок, в развитии творческого потенциала дошкольников и недостаточным обеспечением методического сопровождения этого процесса.
С учётом актуальности и выявленных противоречий была избрана тема исследования: «Развитие творческого потенциала у детей старшего
дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок».
Проблема исследования заключается в поиске теоретических и методических подходов к развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок.
Объект исследования: процесс развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации.
Предмет исследования: методика развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность методики развития творческого потенциала детей в процессе иллюстрирования сказок у детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
Гипотеза исследования. Процесс развития творческого потенциала дошкольников в изобразительной деятельности предполагает:
- реализацию личностно ориентированного, деятельностного и проблемного подходов, обеспечивающих учёт индивидуальных возможностей, художественных предпочтений и интересов детей, их мотивацию к экспериментированию в средствах художественной выразительности, проявлению инициативности и самостоятельности в творческом самовыражении;
- разработку и реализацию методики, этапы которой определены в соответствии с логикой постепенного творческого роста детей: от развития мотивации детей к сотворчеству при иллюстрировании сюжетов сказок (через первичное освоение разнообразных средств художественной выразительности с помощью методов имитации и повтора за педагогом) - через способность к самостоятельному выбору и применению средств выразительности для воплощения сказочных сюжетов (с помощью методов комбинирования, экспериментирования с материалом) - к созданию оригинальных продуктов творчества (с помощью методов создания проблемных ситуаций), связанных с выражением своего отношения к героям сказок, проявлением индивидуальности в трактовке сказочных сюжетов и их оригинальном воплощении при иллюстрировании;
- организацию педагогического взаимодействия педагогов, детей и родителей, обеспечивающего детям ситуацию поддержки и успеха в художественно-творческой деятельности.
Достижение поставленной цели обусловливает решение ряда задач:
1. На основе анализа литературы обосновать значимость проблемы развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста.
2. Обосновать методологические подходы к развитию творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста
3. Теоретически обосновать методику развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного в художественной деятельности.
4. Провести опытно-поисковую работу и доказать эффективность разработанной методики развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного в процессе иллюстрирования сказок у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования развития творческого потенциала в трудах В.А.Караковского, Н.В. Увариной, теории развития творческой деятельности человека (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, С.Н. Варенцова, Н.С.Денисенкова, О. М. Дьяченко, С.А. Новоселов), идеи формирования мотивационной активности и ее влияние на результативность деятельности (А.А. Реан, Д.В. Колесов, А.К. Маркова и др.);
- концепция деятельностного подхода в развитии личности: Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, Л.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б.Эльконин;
- идея об уникальности и самоценности дошкольного возраста, положение о потенциальных возможностях дошкольников , о закономерностях психического развития детей дошкольного возраста: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.;
- исследования по проблеме развития творческого потенциала детей: Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.Е. Емельянова, А.М. Матюшкин, Н.С. Лейтес, Н.А. Ратанова, Л.В. Трубайчук, Т.Н.Шумакова и др.;
- концептуальные идеи о специфике художественно-творческой деятельности дошкольников: Н.А. Ветлугина Т.С. Комарова, В.А. Левина, А.А. Мелик-Пашаев, Е.Ю. Сазонова, Е.В. Назайкинский, Б.М. Неменский, Б.М. Теплов.
Для реализации цели и задач исследования применялись следующие
методы исследования:
- теоретические: анализ философской, искусствоведческой,
психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, сравнение, обобщение, классификация;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности старших дошкольников, методы математической статистики, опытно-поисковая работа.
База исследования: МБДОУ д/с «Гармония» комбинированного вида, детский сад № 78 присмотра и оздоровления города Нижнего Тагила.
Этапы исследования.
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы развития творческого потенциала детей, сделан анализ психолого¬педагогической литературы по избранной проблеме, проанализированы методологические подходы к развитию детского творчества, в результате чего определена методологическая и теоретическая база исследования. Изучен практический опыт работы в исследуемом направлении и выявлены возможности организации художественной деятельности детей в процессе иллюстрирования сказок в условиях ДОО.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Осуществлена разработка содержания работы по развитию творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок, проведена опытно-поисковая работа.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении магистерского исследования.
Достоверность и объективность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью логики исследования, обеспечены органическим соединением исследовательского поиска и практического процесса, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, организацией опытно-поисковой работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования. Истинность и точность теоретических посылок и выводов проверялась на основе движения от теоретического моделирования к конкретному педагогическому явлению.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Обоснована целесообразность решения проблемы развития творческого потенциала старших дошкольников в процессе иллюстрирования сказок в разных видах и техниках изобразительной деятельности, что позволяет обогатить опыт эмоционально-образного восприятия детей, обеспечивает для них возможность экспериментирования в средствах художественной выразительности и способствует проявлению инициативности и самостоятельности в трактовке сказочных сюжетов и их оригинальном воплощении в продуктах творчества.
2. Разработана методика развития творческого потенциала детей в процессе иллюстрирования сказок, включающая этапы: эмоционально-мотивационный - направлен на развитие мотивации детей к сотворчеству при иллюстрировании сюжетов сказок (через первичное освоение разнообразных средств художественной выразительности с помощью методов имитации и повтора за педагогом в объёмной аппликации, техниках тестопластики, пуантилизм и пластилинографии), экспериментаторский - связан с развитием способности к выбору и применению средств выразительности при воплощении сказочных сюжетов (с помощью методов комбинирования, экспериментирования с материалом в техниках цветовых растяжек, размытый рисунок, рисования восковыми мелками и солью, граттажа, бумагокручения), творческий - направленный на проявление индивидуальности детей в трактовке сказочных сюжетов и их оригинальном воплощении при иллюстрировании сказок (с помощью методов ассоциаций, создания
проблемных ситуаций, графического, цветового фантазирования, импровизации в техниках рельефной лепки, рисунках на ткани).
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Уточнено содержание процесса развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста, которое рассматривается как переход от потенциальных возможностей творчества к актуальной способности к самовыражению при создании оригинальных продуктов творчества.
2. Обоснована эффективность применения личностно
ориентированного, деятельностного и проблемного подходов в развитии творческого потенциала детей, что обеспечивает учёт их индивидуальных возможностей, художественных предпочтений и интересов, их мотивацию к экспериментированию в средствах художественной выразительности , проявление инициативности и самостоятельности в творческом самовыражении.
3. Теоретически обоснована методика развития творческого потенциала старших дошкольников в процессе иллюстрирования сказок, основанная на идее применения разных видов и техник изобразительной деятельности и включающая этапы, соответствующие логике постепенного творческого роста детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложено методическое обеспечение развития творческого потенциала старших дошкольников в процессе иллюстрирования сказок, включающее творческие задания на основе разных видов и техник изобразительной деятельности, которые могут быть использованы в образовательном процессе ДОО и образовательных организациях различного типа в системе дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования обсуждались на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, на областном конкурсе научно¬исследовательских работ студентов, что отражено в публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Содержание процесса развития творческого потенциала у старших дошкольников в художественной деятельности мы рассматриваем как последовательную реализацию этапов творческого роста детей, связанных с развитием мотивации детей к творчеству, умений осуществлять выбор средств выразительности для создания художественных образов, способности к самовыражению и созданию оригинальных продуктов художественного творчества.
2. Обращение к иллюстрированию сказок с применением разных видов и техник изобразительной деятельности позволяет обогатить опыт эмоционально-образного восприятия детей, обеспечивает для них возможность экспериментирования в средствах художественной выразительности и способствует переводу возможностей творческого самовыражения из потенциального состояния в актуальное.
3. Процесс развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности основывается на применении личностно ориентированного, деятельностного и проблемного подходов, что способствует учёту их индивидуальных возможностей, художественных предпочтений и интересов, развитию стремления к экспериментированию в средствах художественной выразительности, проявлению инициативности и самостоятельности в творческом самовыражении, а также обеспечивает ситуацию успеха в творческом самовыражении детей на основе эмпатии между детьми и педагогами, отсутствия психологического давления и отрицательных оценок, признания ценности творчества ребёнка значимыми взрослыми - педагогами и родителями.
4. Методика развития творческого потенциала детей в процессе иллюстрирования сказок включает этапы:
I этап - эмоционально-мотивационный, задачей которого является развитие мотивации детей к сотворчеству при иллюстрировании сказок (через первичное освоение разнообразных средств художественной выразительности с помощью методов имитации и повтора за педагогом в объёмной аппликации, техниках тестопластики, пуантилизма и пластилинографии);
II этап - экспериментаторский, направленный на развитие способности к выбору и применению средств выразительности при воплощении сказочных сюжетов (с помощью методов комбинирования, экспериментирования с материалом в техниках бумагокручения, рисования восковыми мелками и солью, граттажа, цветовых растяжек, размытого рисунка);
III этап - творческий, ориентированный на проявление индивидуальности детей в трактовке сказочных сюжетов и их оригинальном воплощении при иллюстрировании сказок (с помощью методов ассоциаций, создания проблемных ситуаций, графического, цветового фантазирования, импровизации в техниках рельефной лепки, рисунках на ткани).
Структура магистерского исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Творческий потенциал человека не всегда сможет проявиться в будущем, если не получит должного развития в детстве и важно не упустить этот момент.
Полученные результаты исследования и проведенная опытно¬поисковая работа подтвердила актуальность выбранной темы.
В результате нашего исследования были реализованы следующие задачи:
На основе анализа литературы обосновали значимость проблемы развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста. Творческий потенциал — это аспект, сторона интеллекта, характеризуется новизной в мышлении и оригинальностью при решении задач. Предполагается, что творческий потенциал связан со способностью к дивергентному, т.е. творческому мышлению. Эффективность развития творческого потенциала и творческого воображения у дошкольников может определяться взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной). В каждом ребенке скрыт творческий потенциал, поэтому необходимо не упустить момент и помочь раскрыть его , создать все необходимые условия для его развития.
Рассмотрели методологические подходы к развитию творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что процесс развития творческого потенциала дошкольников происходит при реализация личностно ориентированного, деятельностного и проблемного подходов, обеспечивает учёт индивидуальных возможностей, художественных предпочтений и интересов детей, их мотивацию к экспериментированию в средствах художественной выразительности, проявление инициативности самостоятельности в творческом самовыражении.
Теоретически обосновали методику развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного в художественной деятельности, включающую в себя этапы:
I этап - эмоционально-мотивационный, задачей которого является развитие мотивации детей к творчеству (через первичное освоение разнообразных средств художественной выразительности с помощью методов имитации и повтора за педагогом в объёмной аппликации, техниках тестопластики, пуантилизм и пластилинографии);
II этап - экспериментаторский, направленный на развитие способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческихидей(спомощьюметодовкомбинирования, экспериментирования с материалом в техниках бумагокручения, рисования восковыми мелками и солью, граттажа, цветовых растяжек, размытого рисунка);
III этап - творческий, ориентированный на самовыражение и создание оригинальных продуктов творчества (с помощью методов ассоциаций, создания проблемных ситуаций, графического, цветового фантазирования, импровизации в техниках рельефной лепки, рисунках на ткани).
Для развития творческого потенциала у детей необходимо использование специальной методики, основанной на идее применения нетрадиционных техник рисования в разных видах изобразительной деятельности, этапы которой определены в соответствии с логикой постепенного творческого роста детей которая побуждает ребёнка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.
Для проведения опытно-поисковой работы были разработаны и проведены 13 творческих занятий, направленные на развитие мотивации детей к творчеству, способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей и ориентированные на самовыражение и создание оригинальных продуктов творчества.
Проведенная опытно-поисковая работа доказала эффективность разработанной методики развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного в процессе иллюстрирования сказок у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Материалы исследования обсуждались на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, на областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов, что отражено в публикациях [69].



1. Абсалямова, А.Г. Теоретические основы проблемы формирования культуры творческого мышления у старших дошкольников [Текст] /
А.Г. Абсалямова // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 4. -
С. 73-78.
2. Аверина, Н.Л. Развитие творческих способностей детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства [Текст] / Н.Л. Аверина // Образование и воспитание. — 2015. — №4. — С. 3-6.
3. Аверьянова, Е. А. Развитие творческого потенциала личности
дошкольника: анализ методик [Текст] / Е. А. Аверьянова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 27. - С. 37-41.
4. Алиева, М. А. Особенности развития креативного потенциала дошкольников [Текст] / М. А. Алиева // Символ науки. - 2015. - № 6. - С. 17-21.
5. Алфеева, Е. В. Креативность и личностные особенности детей
дошкольного возраста, 4-7 лет [Текст]: дис...канд. псих. наук: 26.07.2000 / Е. В. Алфеева - М., 2000. - 196 с.
6. Афонькина, Ю. А. Развитие творческого потенциала личности
дошкольника [Текст] / Ю. А. Афонькина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - Пенза, 2011. - № 7. - С.167-170.
7. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.
В. Солнцева и др. - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
8. Богоявленская, Д. Б. Одаренность: ответ через полтора столетия [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2010. - № 3. - С. 3-17.
9. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Под. ред.
А. М. Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
10. Бордовская, Н.Б. Психология и педагогика [Текст]: Учебник для вузов / Н.Б. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер,2011. - 624с.
11. Варич, Е. Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста[Электронныйресурс]/Е.Н.Варич// ййр://1уапоуошаша.ш/агйс1ез-опе?1й=1346/(датаобрашения: 08.06.2020).
12. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребёнок [Текст] /Н.А. Ветлугина. - Москва: Педагогика,1972. - 287с.
13. Воробьева, Г.В. Основные понятия по теории вероятностей и
математической статистике [Текст] / Г.В. Воробьева. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2010. -
251 с.
14. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
15. Гончарова, Е. В. Социально-культурологический подход как методологическая основа современного дошкольного образования [Текст] / Е. В. Гончарова / ред. А.Ф. Аменд и другие // Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогическихкадровприЧГПУ.Центрличностно- ориентированного развивающего обучения. Серия 3. Актуальные проблемы образования. Научный журнал. - Челябинск: ЧГПУ, 2004. - № 22. - С. 99-106.
16. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] /Г. Г. Григорьева - Москва: Академия, 1999.
319 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ