Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние хореографического искусства на когнитивные процессы детей дошкольного возраста

Работа №94854

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА НА КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Характеристика когнитивной сферы личности в психологии 7
1.2. Когнитивные процессы в период дошкольного возраста 11
1.3 Психологические особенности процессов восприятия детей в
период дошкольного возраста 20
1.4 Характеристика процесса воображения в дошкольном возрасте 30
1.5 Значение хореографического искусства в период дошкольного
возраста 36
Выводы по первой главе 48
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА НА КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 52
2.1 Обоснование методик и описание выборки исследования 52
2.2 Дизайн исследования 56
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 59
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 76

Актуальность темы. В условиях динамичного социально-экономического развития российского общества, процесс воспитания, формирования многогранной и креативной личности является актуальным не только для учреждений образования, но и для системы дополнительного образования. В совершенствовании личности ребенка в дошкольном возрасте, проблема развития когнитивных процессов приобретает общественную значимость и является ключевой. Система дополнительного образования выступает связующим звеном между семьей, дошкольным образовательным учреждением и обществом. Обладая всеми условиями для развития когнитивных процессов детей дошкольного возраста, она в состоянии выполнить заказ общества на формирование и воспитание разносторонне развитой творческой личности.
Анализ документов показывает, что происходит усиление внимания общества к развитию дошкольников. Так, в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из важнейших направлений, обеспечивающих успешное развитие дошкольников, выступает «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия, эмоциональной сферы, понимания произведений искусства и «физическое развитие», которое способствует правильному формированию костно-двигательного аппарата, осанки, гибкости и т.д.
На протяжении нескольких веков одним из универсальных средств развития было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает не только как хранитель нравственного опыта человечества, но и как творческая деятельность, заставляющая мыслить. Постижение различных видов искусства, способствует развитию творческих способностей, углублению эстетического сознания и отношения, ведет к освоению детьми приемов и принципов творческого преобразования, переосмысления явлений действительности. Творческая деятельность с детьми предполагает максимальное раскрытие их индивидуальных способностей в различных направлениях детского творчества, в том числе средствами хореографии. В разные временные периоды, искусству хореографии, придавалось огромное значение как средству художественно-эстетического, физического, и умственного развития подрастающего поколения.
В исследованиях ученые признают хореографию действенным средством формирования и гармонизации личности (Э.С. Вильчковский, Л.С. Выготский, В.В. Козлов, Т.Б.Нарская, Е.Н.Фокина, Е.Б. Юнусова и др.). Отдельные вопросы, касающиеся развития когнитивных процессов детей дошкольного возраста, активно обсуждались в исследованиях отечественных и зарубежных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,М.И. Лисиной, А.Я. Колодной, Ж. Пиаже,О.М. Дьяченко,А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина и др.). Изучено развитие нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в процессе хореографического творчества (Т.С. Бабаджан, А.Г. Чурашов,Ф. Гербарт).
Однако проблема влияния хореографического искусства на когнитивные процессы детей дошкольного возраста исследована недостаточно. В нашем исследовании были выбраны два когнитивных процесса: восприятие и воображение, которые, по-нашему мнению,значимы не только для освоения хореографического искусства,но и для развития дошкольника всецело.
Недостаточно работ, выявляющих воздействие хореографии на воображение и восприятие у дошкольников. Также не изучено влияние хореографического искусства на общее развитие, включая раскрытие творческого потенциала дошкольников. Таким образом, актуальность проблемы и социальная значимость обусловили выбор темы исследования: «Влияние хореографического искусства на когнитивные процессы детей дошкольного возраста».
Цель исследования - выявить возможность влияния хореографического искусства на когнитивные процессы детей дошкольного возраста.
Объект исследования - когнитивные процессы детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - влияние хореографического искусства на когнитивные процессы детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
Можно предполагать, что уровень развития таких когнитивных процессов как: восприятие и воображение у детей, занимающихся хореографическим искусством выше, чем у детей, которые не практикуют этот вид искусства, что говорит о влиянии хореографического искусства.
Задачи исследования:
1. Исследовав теоретическую литературу, разобрать возрастные особенности детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать особенности когнитивных процессов детей дошкольного возраста,на примере восприятия и воображения.
3. Выявить значения хореографического искусства в развитии детей дошкольного возраста.
4. Разобрать и апробировать методики по исследованию когнитивных процессов у детей дошкольного возраста на экспериментальной и контрольной группах.
5. Провести программу программы развития когнитивных
процессов детей дошкольного возраста средствами
хореографического искусства на экспериментальной группе.
6. Эмпирически выявить влияние хореографического искусства на когнитивные процессы детей дошкольного возраста в экспериментальной группе.
Теоретико-методологической основой исследования является: психологическое развитие, возрастные особенности дошкольного возраста (В.В.Абраменкова, Л.И. Божович,Э.С. Вильчковский,А.Л. Венгер, Т.В. Волосовец, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Я.Л. Коломинский, В.Т. Кудрявцев, Л.Ф. Обухова, Ж. Пиаже, H.H. Поддьяков, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева, И.Б. Шиян, Д.Б. Эльконин и др.); теория детской игры (Ф.Бойтендайк,В. Вундт, К.Гроос, Ж. Пиаже, Г.Спенсер, З. Фрейда,Ф. Шиллер); особенности восприятия и воображения в дошкольном возрасте (Дж. Брунера, Ж. Пиаже, Г. Фолькельта, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна, О.М. Дьяченко); теория и методика преподавания хореографии (А.Н.Беликова, А.Я.Ваганова, Г.П. Гусев, М.Б. Зацепина, Е.В. Конорова, Ф.В.Лопухов. А.М. Мессерер, В.И. Уральская и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
• Теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования).
• Эмпирические методы ( для изучения поставленной проблемы влияния хореографического искусства на когнитивные процессы детей дошкольного возраста использовались методики на восприятие: «Недостающие детали» (Д.Векслер), «Восприятие формы» (Т.Н. Головиной). Методика на воображение «Дорисуй»,«Обведи контур».
• Методы математической статистики (проверка эмпирического распределения критерием Колмогорова-Смирнова, U-критерий Манна-Уитни, T-критерий Вилкоксона).
Новизна исследования заключается в том, что проблема развития когнитивных процессов детей дошкольного возраста рассматривается достаточно широко, так же как и развитие детей средствами хореографического искусства. Однако, практически отсутствуют исследования влияния хореографического искусства на когнитивные процессы детей дошкольного возраста. В этом и заключается новизна и актуальность нашего исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ литературы показывает,что проблема развития когнитивных процессов детей дошкольного возраста рассматривалась достаточно широко. Несомненная важность этих работ состоит в том,что подчеркивается значимость ведущего вида деятельности дошкольников. В работах исследователей говорится,что сюжетно-ролевая игра содержит “культурный код” детства. В игре ребенок социализируется и узнает функцию предмета, формируется произвольность поведения, в игре познаются различные виды деятельности. Вместе с тем следует подчеркнуть, что сюжетно- ролевая игра развивает умственное развитие, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве, происходит переход к мышлению в плане образов и представлений, тем самым развивая важные,нашему исследованию, когнитивные процессы: восприятие и воображение.
В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что процессе восприятия, ребенок приобретает свой личный опыт, усваивая одновременно опыт общественный. Развитие восприятия характеризуется, таким образом, не только изменением его точности, объема, осмысленности, но и перестройкой самого способа восприятия. К этому возрасту у детей складываются представления об отдельных измерениях величины, времени, а также о пространственных отношениях между предметами. Важнейшим условием для развития восприятия у ребенка является- труд. У детей он может проявляться форме разнообразной познавательной предметной деятельности: в виде рисования,занятия музыкой, лепки, занятием хореографией.
Особое значение в свете новых задач приобретает когнитивный процесс воображение. Для нашего исследования в сфере творчества важно развитие процесса создания новых идей из старого знания. Однако, при этом, воображение может выполнять регулирующую функцию в процессе усвоения норм и смысла социального поведения. Это с одной стороны, а с другой его можно рассматривать в качестве защитного механизма личности. Ребенок с помощью воображения может находить способы разрешения конфликтных ситуаций и снимать напряжение от фрустрации, создавая воображаемые ситуации. Также в этот период у детей закладывается произвольность воображения, что особо важно для нашего исследования.
В то же время, опираясь на тему нашего исследования, нам необходимо было изучить исследования в области искусства,творчества, хореографии. Анализируя теоретическую литературу, мы пришли к выводу, что среди разных форм когнитивного развития искусство занимает важное место. Это наиболее универсальное, концентрирующее в образно- эмоциональной форме все стороны действительности, природы, труда, познания, игры, отношений людей и самого человека. Хореографическое искусство способствует не только физическому развитию, но и несет воспитательно-образовательную, когнитивно-развивающую и коррекционной функцию.
Однако, нельзя не заметить, что при кажущейся многоаспектности и обширности исследований, влияние хореографического искусства на когнитивные процессы детей дошкольного возраста остается мало изученным. Это исследовать и являлось целью нашей работы.
На первом этапе были выбраны две группы детей дошкольного возраста: экспериментальная, в нее вошли дети занимающиеся хореографическим искусством и контрольная, в нее вошли дети не практикующие этот вид искусства. На каждой из групп, мы провели по четыре психодиагностической методики: две на восприятие, две на воображение. Анализ математико-статистической обработки результатов показал нам, что различий между двумя группами статистически не значимы. Однако, наличие высокого уровня воображения в экспериментальной группе наблюдалось чаще,чем в контрольной.
На втором этапе, с разницей в полгода, на экспериментальной выборке, мы провели повторно четыре психодиагностические методики. Сравнив результаты первого и второго среза, детей занимающихся хореографией, выявили по трем методикам незначительные сдвиги, а по методике №2 на воображение, ухудшение результатов. В итоге математико-статистической обработке первого и второго среза наличие сдвигов является статистически не значимыми.
Подводя итоги проделанной нами работы можно сделать вывод: не подтверждение гипотезы нашего исследования, говорит нам о том, что возможности хореографического искусства, в настоящее время используются не в полной мере. Анализ педагогической работы хореографа говорит нам о том, что занятия по любому виду танца строятся в первую очередь на дисциплине и соблюдении выполнения упражнений в строгих правилах. Так как главная цель- выученное тело танцовщика. Месту на уроке для развития когнитивных процессов уделяется крайне мало. Импровизация как способность двигаться без заученных в порядке движений, без каких-то схем, комбинаций, используется в старших классах. В осмыслении сказанного, педагогу следует обращать внимание на упражнения для развития когнитивных процессов, уделять им время на уроке по хореографии. Все эти выводы дают нам возможность для дальнейшего исследования проблемы влияния хореографического искусства на когнитивные процессы детей дошкольного возраста.


1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре: учебное пособие / Абраменкова В.В - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.- 416 с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов для студентов / Г. С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2010. - 812 с. Кол-во экз.: 15
3. Адлер, А. Теория и практика индивидуальной психологии: монография / Адлер А. - СПб.: Питер, 2003.- 45 с.
4. Ананьев, Б.Г. Новое в учении о восприятии пространства / Ананьев, Б.Г. // Вопросы психологии, 1960, № 1. С. 18,25.
5. Андерсон, Д.Р. Когнитивная психология: учебное пособие/ Андерсон Д. Р.- 5-е изд. СПб. : Питер, 2002.- 333 с.
6. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей: учебное пособие / А. Ф. Ануфриев. - Москва: Ось, 2003. - 224 с.
7. Бабаджан, Т.С. Музыкально-двигательная работа с пред дошкольниками: учебное пособие / Т. С. Бабаджан. - М.: Гос. муз. изд-во, 1936. - 108 с.
8. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов по спец. психологии / Б. П. Бархаев. - СПб. : Питер, 2009. - 448 с. Кол-во экз.: 15
9. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений / Богоявленская Д.Б.- М.: Издат.центр «Академия», 2002.
10. Боголюбская, М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах : учебное пособие / Боголюбская М. С.- М.: Просвещение, 1992.
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография / Божович Л.И. - М.: Просвещение, 1968.
12. Венгер, А.Л. Особенности принятия заданий взрослого детьми шестилетнего возраста / Венгер, А.Л., Поливанова К.Н. // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 45—54
13. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества: монография / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2010. - 344 c.
14. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. 2-е изд./ Выготский Л.С. - М.: Просвещение, 1991.
15. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Выготский, Л.С. / / Вопросы психологии. 1966. № 6...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ