Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №94826

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы133
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ 8 САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1. Содержание понятия «самореализация личности» 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового
возраста 17
1.3. Сущность процесса самореализации подростка 24
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- ПРОСТРАНСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА 32
2.1. Дополнительное образование как вид педагогической практики 32
2.2. Особенности дополнительного образования подростков 39
2.3. Специфика самореализации подростков в системе
дополнительного образования 45
Выводы по второй главе 53
ГЛАВА 3. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МАУ ДО «ЦДТ» 55
3.1 Организация эмпирического исследования 55
3.2. Характеристика базы исследования 55
3.3. Исследование мотивации посещения подростками объединений
ЦДТ 72
3.4. Анализ освоения дополнительных общеобразовательных
программ подростками МАУ ДО «ЦДТ» 74
3.5. Анализ комфортности образовательной среды МАУ ДО
«ЦДТ» 76
3.6. Исследование ценностных ориентаций подростков в МАУ ДО
«ЦДТ» 78
3.7. Исследование творческих способностей подростков 86
3.8. Диагностика уровня самоуважения у подростков, посещающих и не посещающих объединения дополнительного
образования 92
3.9. Исследование стремления и способности подростков к
самореализации 103
3.10. Подтверждение различий покритерию Манна-Уитни 106
3.11. Целевая программа «На взлет!» как комплекс мероприятий по организации психолого-педагогических условий
самореализации подростков в МАУ ДО «ЦДТ» 109
Выводы по третьей главе 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 118
ПРИЛОЖЕНИЯ 132

Изменения, происходящие в современном обществе, определяют новые требования к личности: сегодня востребована личность, которая осознает свою индивидуальность и неповторимость; личность, которая обладает потенциалом самореализации; личность, которая направлена на достижение успеха. Для воспитания и развития такой личности необходимы условия, способствующие самореализации личности ещё на этапе обучения в образовательных организациях. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей образовательной деятельности. Однако,в практике образовательных организацийчасто создание таких условий для самореализации превращается в увеличение объема учебного материала и учебнойнагрузки на обучающихся без учета потребностей и личностных особенностейобучающихся. Зачастую это приводит к тому, что у школьников накапливается усталость, что в свою очередь ведет к утрате познавательной активности, к уменьшению самостоятельности, отказу от творчества в образовательной деятельности у большого числа учащихся, и мешает их самореализации. В решении проблемы самореализации школьников значительную роль может сыграть учреждение дополнительного образования, которое, по мнению доктора педагогических наук В.А. Горского, «вооружает ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, понимаемой как культура жизненного самоопределения» [88].Учреждения дополнительного образования, деятельность которых направлена на «выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности» [83] предоставляют уникальные возможности для творческой самореализации, для развития способностей, для проявления активности и самостоятельности школьников- подростков.
Подростки, в силу особенностей подросткового возраста, имеют потребность в самореализации, однако они не всегда находят области и способы применения своих способностей, поэтому нуждаются в помощи и поддержке педагогов и психологов. И именно в учреждении
дополнительного образования возможно создание наилучших психолого­педагогических условий самореализации обучающихся.
Проблема изучения смысла и условий самореализации не является новой: феномен самореализации подробно рассматривается в философских, и педагогических, и психологических, и социологических трудах.
Из зарубежных исследователей наибольший вклад в изучение самореализации внес, прежде всего, Абрахам Маслоу в разработанной им концепции самоактуализации и самореализации. По Маслоу самореализация - наивысшая потребность человека - желание реализовать себя, проявить в себе то, что заложено в нем потенциально. В отечественной философии самореализация рассматривается как реализации творческих возможностей личности силами самой личности в окружающем мире (И. Д. Ведин), то есть самореализация рассматривается как социальный процесс (В.И. Муляр). С точки зрения психологии самореализация представляется как цель личности, процесс и результат её жизнедеятельности (Н.И. Полубабкина), т.е. как процесс реализации себя - осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени (Дерманова И. Б., Коростылева Л.
A. ). Особенностям самореализации в подростковом возрасте посвящены труды И.Д. Егорычева, Д.Б. Эльконина. Многие ученые исследовали проблему создания условий, при которых возможна самореализация (Е.
B. Толочкова, Н.Л.Кулик, В.И. Муляр). Особенно интересны исследования А.Г. Асмолова, В.И. Панова, В.К. Игнатовича, считавших, что одним из важнейших условий является образовательная среда, и в частности образовательная среда учреждений дополнительного образования.
Дополнительное образование как территорию комфортности и успеха изучали П.П. Блонский, В.А. Горский, Л.Г. Асмолов В.А. Караковский, М.Б. Коваль, Л.Ю. Ляшко, И.И. Фришман, В.В. Нестеров.
Таким образом, можно констатировать, что проблемы самореализации личности подростка подробно описаны в психолого-педагогической литературе, однако было бы интересно рассмотреть этот вопрос с точки зрения влияния образовательной среды дополнительного образования на самореализацию подростков, особенно в условиях маленького города. Этим и определяется актуальность данного исследования.
Исследуя вопросы, возникающие при изучении влияния образовательной среды дополнительного образования на самореализацию подростков, необходимо будет раскрыть содержание понятия «самореализация»; определить критерии самореализации обучающихся; выявить психолого-педагогические условия самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования и ряд других. Этим и определяется проблема нашего исследования.
Объект исследования — процесс самореализации подростков.
Предмет исследования — показатели самореализации подростков в учреждении дополнительного образования и вне его.
Цель — выявление и обоснование различий в самореализации подростков, которые занимаются в образовательной среде учреждения
дополнительного образования и тех, кто не занимается.
Гипотеза - существуют различия в показателях самореализации подростков, которые занимаются и не занимаются в учреждении дополнительного образования, так как в системе дополнительного образования имеются для этого благоприятные психолого-педагогические условия [83]:
комфортная творческая среда, особый образовательный психологический микроклимат.
2. Возможность выбора программы и вида творческой деятельности на основе собственных интересов подростка.
3. Возможность публичного представления результатов собственной деятельности и достижений.
4. Возможность продуктивной творческой деятельности и развития творческих способностей...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Самореализация личности - одна из проблем, к которой современная психология демонстрирует повышенный интерес. Чрезвычайно актуальной является сегодня внутренняя активность личности и предельно возможное использование ресурсов для того, чтобы в ходе развития личность обеспечивала свою самореализацию, то есть могла продемонстрировать способность принимать самостоятельные решения, реализовывать нестандартные идеи, переносить полученные знания и учебные действия в разные области жизни, изменять тактики поведения при решении всевозможных задач.
Настоящая работа представляет собой попытку рассмотрения проблемы самореализации подростков в системе дополнительного образования и вне её. Поставленные в данной работе задачи выполнены:
1. Определено понятие «самореализация личности».
2. Сделан обзор современных подходов к исследованию самореализации подростков.
3. Дана психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста, охарактеризована сущность процесса самореализации подростка.
4. Охарактеризовано дополнительное образование как вид педагогической практики, подчеркнутыособенности дополнительного образования подростков, раскрыты возможности дополнительного образования для самореализации подростков и выявлена специфика самореализации подростков в системе дополнительного образования.
5. В рамках работы проведено исследование самореализации подростков в организации дополнительного образования на примере МАУ ДО «ЦДТ» городского округа Краснотурьинск.
6. Разработан комплекс мероприятий, направленный на активизацию самореализации подростков в МАУ ДО «ЦДТ»
Проделанная работа позволяет сформулировать некоторые выводы.
1. Исследование ценностных ориентаций подростков показало, что для всех подростков вне зависимости от того, занимаются ли они в системе дополнительного образования, ведущими ценностями являются наличие верных и хороших друзей, общественное признание, интересная работа, возможность творчества, уверенность в себе. А общественное признание - это следствие умения достигать высоких результатов, поэтому самореализация подростков во многом зависит от мотивации чем выше уровень мотивации и активности, тем большее число факторов побуждает подростка к деятельности.
2. Изучение мотивации посещения подростками
объединений дополнительного образования демонстрирует, что достаточно высоко оценивается подростками возможность творческой деятельности в объединении дополнительного образования.
3. Исследование уровня креативности показало, что у подростков, которые
занимаются и не занимаются в системе ДО, преобладает средний уровень творческих способностей. Однако, у тех, кто занимается в учреждении ДО присутствует и высокий уровень, чего не наблюдается в другой группе. Значит, учреждение дополнительного образования формирует
положительную мотивацию школьников к творчествучерез разнообразие дополнительных общеобразовательных программ и видов деятельности, возможность участия в конкурсах разного уровня и публичного представления собственных достижений, возможность приобретения творческого опыта, участвуя в различных формах воспитательных и массовых мероприятий, организацию психолого-педагогического
сопровождения образовательной деятельности и позитивный характер отношений всех субъектов образовательной деятельности.
4. Проведенный анализ уровня самоуважения у подростков показывает, что у подростков, посещающих занятия в учреждениях дополнительного образования, уровень самоуважения выше, чем у тех, кто не посещает: то есть учреждения дополнительного образования - это среда, благоприятная для самореализации подростков.
Таким образом, можно сделать общий вывод, что показатели
самореализации подростков, посещающих занятия в объединениях дополнительного образования значительно выше, чем у тех, кто в системе дополнительного образования не занимается.
Таким образом, анализ результатов исследования позволяет считать, что гипотеза доказана: действительно, существуют различия в показателях самореализации подростков, которые занимаются и не занимаются в учреждении дополнительного образования. Это связано с тем, что в системе дополнительного образования имеются для этого благоприятные психолого-­педагогические условия.


1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова- Славская. -Москва : Мысль, 1991. - 299 с.
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие / - 2-е изд., перераб. - Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
3. Авдеев, Н. П. Индивидуально-типологическая характеристика
самореализации личности / Н. П. Авдеев // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2017. — №. 4. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/individualno-tipologicheskaya- кагак1ег1д11ка-^атогеа117а1511-11скпо^11(дата обращения: 08.04.2019).
4. Авдеев, Н. П. Влияние настойчивости на успешность самореализации
личности :автореф. дис. ...канд. психол.наук: 19.00.01 / Н. П. Авдеев; Рос. ун-т дружбы народов. - Москва, 2015. URL:
https:ZZd1ib.rs1.ru/01005557114(дата обращения: 08.10.2019).
5. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: методологические
проблемы / А.Н. Аверьянов. - Москва : Политиздат, 1985. - 263 с.
6. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики : монография / Н.А. Алексеев- Тюмень: Изд-во Тюмен. ун­т., 1997. - 216 с.
7. Андреева, Т. В. Самореализацияличности представителей творческих профессий: половые различия / Т. В. Андреева // Психологические проблемы самореализации личности. — Вып. 2. — Санкт-Петербург: Изд-во СпбГУ, 2017. — С. 203 — 216.
8. Антропова, Л.И. Социальные проблемы самореализации личности:
автореф. дис. ...канд. филос. наук: 09.00.01/ Л.И. Антропова ; Ростов на Дону, 1980.- 19 с. URL:
https:ZZd1ib.rs1.ru/viewerZ01008710788#?page=1(дата обращения:
08.08.2019).
9. Архипочкина, К. В. Психологическая природа самореализации
личности в дополнительном образовании / К. В. Архипочкина // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2012. — № 3. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologicheskaya-priroda-
samorealizatsii-lichnosti-v-razlichnyh-nauchnyh-shkolah (дата обращения: 10.05.2019).
10. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — Москва : Смысл, 2014. — 414 c.
11. Асмолов, А. Г. Дополнительное образование в эпоху перемен:
сотрудничество, сотворчество, самотворение / А. Г. Асмолов // Научно­аналитический журнал «Образовательная политика». -2014. - № 2.
URL: http:ZZedupolicy.ru/wp-contentZuploadsZ2014Z07ZAsmolov-
%E2%84%962.2014. pdf (дата обращения: 05.08.2019).
12. Асмолов, А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности / А. Г. Асмолов// Вопр. психологии. - 2003. - № 4. - С. 3 - 12.
13. Байбородова, Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей / Л.В. Байбородова - Ярославль: Издательство ЯГПИ, 1992. — 215 с.
14. Батищев, Г.С. Неисчерпаемые возможности и границы применения категории деятельности / Г.С. Батищев// Деятельность: теория,методология,проблемы. -1990. - С. 21-34.
15. Бодалев, А.А. Психология личности / А. А. Бодалев. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2017. — 188 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ