ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУПРУГОВ С
РАЗНЫМ ОПЫТОМ СУПРУЖЕСТВА 7
1.1 Подходы к исследованию коммуникативной компетентности 7
1.2 Супружеские отношения как часть семейных отношений 18
1.3 Особенности коммуникативной компетентности супругов с разным
опытом супружества 27
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУПРУГОВ С
РАЗНЫМ ОПЫТОМ СУПРУЖЕСТВА 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Качественный и количественный анализ полученных данных 38
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 49
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Актуальность проблемы. Супружество предъявляет определенные требования к поведению и поступкам, оно в той или иной степени ограничивает индивидуальную свободу, приносит ежедневные хлопоты. Поэтому трудности в общении часто возникают из-за низкой коммуникативной компетентности супругов и наличия коммуникационных барьеров, затрудняющих процесс эффективного общения. Причинами нарушения межличностного общения в семье так же являются личностные особенности супругов, неадекватность способа передачи информации, отсутствие эмоциональной поддержки. Нарушение межличностной коммуникации может приводить к возникновению у супругов конфликтов, поэтому актуально определение особенностей коммуникативных компетентностей супругов с разным стажем.
Низкая культура коммуникативных компетенций супругов приводит к фрустрации значимых потребностей личности - как в оценке, так и самооценке, а также в признании, в эмоциональной разрядке и эмоциональном контакте, во внимании, сопереживании и т.д., что снижает удовлетворенность семейными отношениями и приводит к дестабилизации брака, а может привести и к разводу. С разными особенностями это происходит у супругов в молодых семьях и в семьях с более долгим стажем в браке.
Первые годы совместной жизни - это время формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования системы ценностей, выработки общей линии поведения, притирания характеров. В этот период происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа взаимоотношений, которые удовлетворяют обоих. Это время, когда из двух индивидуальных субъектов появляется один социальный субъект - семья, создающая возможность для появления и развития третьего субъекта -
ребенка. Являясь субъектами социальных взаимоотношений в семье, супруги выполняют разные роли.
Современная семья задает высокую планку в индивидуально - личностных связях членов семьи. Поскольку она но не имеет изначально готового вида у супругов, а видится ими как задача, которая требует больших личностных усилий, способности и желания к реализации этих усилий. Свобода действий старшими поколениями тесно связана с затруднением получения поддержки с их стороны. Это касается всех сторон жизни семьи. Снижение возраста вступления в брак в сочетании с увеличивающейся инфантильностью молодых людей ведет к тому, что все более сложные задачи, связанные с формированием семейных отношений приходится на все менее зрелые социально-личностные позиции супругов.
Исследования психологов показали, что наиболее распространёнными причинами семейных конфликтов являются нарушения в коммуникации, борьба за власть, нереалистичные ожидания супругов по отношению к семье, сексуальные проблемы, неудовлетворённость проявлениями любви или её утрата, финансовые вопросы, разные взгляды на воспитание детей, ценностные или ролевые разногласия независимо от супружеского стажа. А в кризисных семьях противоречиями охвачены почти все сферы жизнедеятельности, супруги не прилагают усилий к разрешению конфликтов, настроены враждебно. Конфликтной является семья с постоянными противоречиями, на разрешение которых направлены усилия партнёров. В проблемной семье отношения между супругами обострены, неудовлетворение потребностей сохраняется длительно, конфликтность повышена.Эффективность разрешения конфликта зависит от поведенческой стратегии его участников, где важной составляющей являются коммуникативные компетенции супругов.
Определяется противоречие в том, что проблема конфликтной стороны и общения в семье изучена рассмотрена, а уточнение в 4
исследованиях именно коммуникативных компетентностей супругов с разным стажем в браке почти нераскрыто в трудах ученых. Соответственно проблема исследования в том, что имеются ли особенности коммуникативных компетентностей супругов с разным стажем в браке.
Объект - коммуникативная компетентность.
Предмет исследования - особенности коммуникативной компетентности супругов с разным опытом супружества.
Цель исследования -выявить отличительные особенности коммуникативной компетентности супругов с разным опытом супружества.
Задачи исследования:
1) изучить подходы к исследованию коммуникативной компетентности;
2) рассмотреть супружеские отношения как часть семейных отношений;
3) изучить особенности коммуникативной компетентности супругов с разным опытом супружества.
Гипотеза - существуют отличия в показаниях коммуникативной компетентности супругов с разным опытом супружества.
Теоретико-методологическую основу составляют теоретические и практические материалы по супружеским отношениям (Н.В. Александров, А.Ю. Алешина, Т.В. Андреева, А.Я. Варга, В.В. Бойко, С.В. Ковалев, В.В. Юстицкис, Л.Я. Гозман, Н.Н. Обозов, Ю.М. Орлов, Э.Г. Эйдемиллер и др.; А. Адлер, В. Сатир, С. Минухин, З. Фрейд и др.). В последнее время появился ряд исследований, посвященных так называемому гражданскому браку - такому типу семейных отношений, при котором они официально не регистрируются. Среди подобных работ - исследования А.В. Ковалевой, С.В. Макаровой, С.В. Захарова, Л.П. Богдановой, Ю.С. Воеводиной и др.
Методы исследования:
- теоретические - анализ, обобщение материала,
• эмпирические - тестирование, опрос, количественный и качественный анализ, методы математической статистики.
Методики исследования:
• «Диагностика коммуникативной социальной компетентности» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов)
• методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко
• тест выявления особенностей межсупружеского общения Ю.Е.Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской.
База исследования: 10 супружеских пар со стажем супружества до 1 года, 10 пары со стажем от 1 до 5 лет и 10 супружеских пар со стажем от 6 до 10 лет.
Научная новизна работы заключается в попытке более детально проанализировать и сформировать различия коммуникативной компетентности супругов с разным стажем в браке, а также в уточнении рассмотренных понятий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обобщены и уточнены данные о влиянии и различии коммуникативной компетентности супругов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные дают возможность использовать их в семейном консультировании, психологической коррекции отношений и провести более объемное исследование данной проблемы.
Проведя исследование коммуникативных компетентностей супругов с разным опытом супружества, можно сделать следующее заключение.
Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения.
Супружеские отношения - это отношения построенные на любви либо на желании совместного проживания и ведения быта. Эти отношения включают не только коммуникативную сферу взаимодействия, но и сексуальные и родительские отношения, но главным здесь является взаимодействие супругов. Эти отношения имеют стадии своего развития в зависимости от этапа развития семейных отношений.
Потребности в коммуникации у супругов естественным образом возникают в процессе их совместного проживания и семьи. Общение является важным компонентом межличностной коммуникации в семье. Но поведение мужчины и женщины во время общения разное. Непонимание потребностей друг друга, особенности коммуникативных компетентностей супругов, могут не только спровоцировать конфликтные ситуации, но и затруднить их восприятие и поиск решений конфликтов. Иногда это мешает сразу после заключения брака молодым супругам выстроить отношения, а иногда с годами приводит к разводам.
В эмпирическом исследования приняло участие 60 человек, 30 супружеских пар: 10 супружеских пар со стажем супружества до 1 года, 2 группа - 10 пар со стажем от 1 до 5 лет и 3 группа - 10 супружеских пар со стажем от 6 до 10 лет. Возраст участников исследования: жены - от 23 до 33 лет, мужья - от 25 до 35 лет. Результаты показали, что средние значения общительности, чувствительности выше у жен в 1 группе, а логическое мышление, эмоциональная устойчивость, беспечность, независимость выше 59
у жен 2 группы, самоконтроль выше у жен 3 группы. Средние значения общительности, логического мышления, эмоциональной устойчивости, беспечности, чувствительности выше у мужей в 1 группе, самоконтроль выше у мужей 2 группы, а независимость выше в среднем по значениям у мужей 2 и 3 групп.
Неумение управлять эмоциями имеет одинаковое среднее значение у жен 3 групп, неадекватное проявление эмоций, нежелание сближаться с людьми выше у жен 1 группы, негибкость и невыразительность эмоций показали одинаково средние значения жены 2 и 3 групп, доминирование негативных эмоций выше в среднем у жен 3 группы, уровень эмоциональных помех в среднем одинаков у жен 1 и 3 групп. Неумение управлять эмоциями имеет выше среднее значение у мужей 2 группы, неадекватное проявление эмоций показали одинаково в среднем мужья 2 и 3 группы, негибкость и невыразительность эмоций показали выше мужья 2 группы, доминирование негативных эмоций и нежелание сближаться с людьми выше в среднем у мужей 3 группы, уровень эмоциональных помех в среднем одинаков у мужей 2 и 3 групп.
Доверительность, взаимопонимание и в тоже время индекс межсупружеского общения, то есть расхождения в общении с супругом в среднем выше у жен 1 группы и мужей 3 группы, сходство во взглядах в среднем выше у жен 2 группы, а общие символы, легкость общения, психотерапевтичность в общении в супругом выше у жен 3 группы. Общение символы в среднем выше у мужей 1 группы, а легкость общения в среднем выше у мужей 2 группы.
Также выявлено, что у мужей трех групп статистически достоверно отличаются показатели общительности, негибкости и невыразительности эмоций в общении и уровня эмоциональных помех, а у жен трех групп таких отличий не выявлено.
1. Абрамишвили Р.Н. Особенности житейских представлений о противоречиях и конфликтах // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова,
2010. - №4.
2. Андреева Т. В. Семейная психология. - СПб.: Речь, 2014. - 246 с.
3. Андронникова, О.О. Гендерная дифференциация в психологии / О.О. Андронникова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М,
2013. - 264 с.
4. Багдасарьян И.С. Формирование коммуникативной компетентности менеджера: психолого-педагогические аспекты: монография / И.С. Багдасарьян, Г.В. Дудкина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский Федеральный университет. - Красноярск.: Сибирский федеральный университет, 2012. - 128 с.
5. Бакланова О.Э. «Согласованность супружеских ролей как фактор развития продуктивных брачно-семейных отношений»: автореф. дис. ...канд. психол. наук. - СПб., 2012. - 25 с.
6. Бебчук М.А., Жуйкова Е.Б. Помощь семье. Психология решений и перемен. - М.: Класс, 2015. - 312 с.
7. Богуславская, Н.Е. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Богуславская Н.Е. - Екатеринбург: Арго, 2012. - 192 с.
8. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. - М.: КогитоЦентр, 2017. - 182 с.
9. Варданян, Ю.В. Удовлетворенность браком как индикатор благополучия супружеских отношений / Ю.В. Варданян // Психологическое благополучие современного человека. - 2018. - С. 202-206.
10. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - СПб.: Изд-во ЛКИ, 2012. - 112 с.
11. Горина Е.Е., Саулина М.А. К вопросу формирования
профессионально-важных качеств у будущих работников в период их обучения: результаты эмпирического исследования //
Социальные отношения. - 2016. - №4(19). - С.121-129.
12. Долгова В. И. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях. Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс] / Долгова В. И. - 2015. - Т.31. - С. 81-85. - URL: http://e-koncept.ru/
13. Долматов М.В. Сущность и соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» // Управление устойчивым развитием. - 2018. - №4. - С. 99-102.
14. Дубовских О. В., Ильинский С. В. Влияния образов семьи супругов
на их удовлетворенность браком [Электронный ресурс] // Вестник СГА. - 2015. - № 1(17). - С. 138-151. Режим доступа:
http://elibrary.ru/
15. Егорова Н. С. Психологические проблемы молодой семьи // Вестник магистратуры. - 2014. - №7-1(34). - С. 62-64...