Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Работа №94818

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА
ПРОКРАСТИНАЦИИ 5
1.1. Подходы к изучению проблемы прокрастинации 5
1.2. Обзор современных психологических исследований прокрастинации ...11
1.3. Обоснование гипотез эмпирического исследования 19
1.4. Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ 34
2.1. Организация эмпирического исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов психологического
исследования 39
2.2.1. Результаты исследования зависимости уровня прокрастинации от способности
самоуправления по методике (тест ССУ) Н. М. Пейсахова 40
2.2.2. Результаты исследования зависимости уровня прокрастинации от ценностно-смысловых
ориентаций по методике СЖО Д. А. Леонтьева 44
2.2.3. Результаты исследования зависимости
уровня прокрастинации от иррациональных
установок по методике диагностики иррациональных установок А. Эллиса 48
2.2.4. Результаты корреляционного анализа 50
2.2.5. Результаты регрессионного анализа 55
2.3. Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Актуальность исследования. Не откладывайте на потом то, что можно сделать уже прямо сейчас. Мы часто слышим эту фразу, но как в наш век постоянных изменений успевать жить наполнено и при этом не отставать от общего прогресса, постоянно обучаясь, работая, занимая свое время максимальным количеством «полезных» дел? Особенно остро эти вопросы стоят перед молодёжью, а в частности перед студентами. В этот период жизни необходимо определиться с профессией, со своим местом в мире, с планами на будущее, чтобы заложить для них крепкий фундамент.
Однако при такой насыщенности жизни многие сталкиваются с проявлением такого феномена как прокрастинация, откладывая
действительно важные дела и решения. Это свойство присуще многим людям разных возрастов и категорий, но особенно масштабное распространение прокрастинация имеет среди учащихся вузов.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что прокрастинация как проблема личности значима для тех сообществ, которые характеризуются ориентацией на достижения. Именно в таких условиях находится большинство современных молодых людей. Они постоянно находятся в условиях выполнения обязательств, требующих соблюдение сроков, в частности учебные задачи. Вышесказанное формирует высокий интерес научного сообщества к изучению феномена прокрастинации. Об этом свидетельствует количество исследовательских работ, которые демонстрируют взаимодействие прокрастинации с различными психологическими феноменами.
Проблема заключается в негативных последствиях прокрастинации на профессиональную деятельность человека, на снижение личной продуктивности, трудоспособности, что проявляется в остром эмоциональном переживании личной неудачи и неудовлетворенности собственной работой, результатами в профессиональной среде.
В связи с этим данная работа посвящена исследованию психологических особенностей влияющих проявления прокрастинации личности.
Объект исследования: феномен прокрастинации
Предмет исследования: психологические особенности проявления прокрастинации обучающихся.
Цель исследования: выявить психологические особенности
проявления прокрастинации личности
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть сущность понятия прокрастинация
2. Обобщить и систематизировать подходы к изучению феномена прокрастинации
3. Выявить причинно-следственные связи между феноменами прокрастинации и различными психологическими особенностями личности.
Гипотезы исследования:
1. Прокрастинация есть противоположность нормальной саморегуляции, чем выше уровень прокрастинации, тем ниже уровень общей способности самоуправления.
2. Прокрастинация проявляется у людей с низким ценностно­смысловым уровнем
3. Чем больше у человека иррациональных установок, тем выше проявлена в нем прокрастинация
Теоретико-методологической основой исследования являются положения
когнитивно-поведенческого подхода (А. Бандура, А. Бек, А. Эллис
и др.), также комплексная система понимания, диагностики и развития отдельных психических способностей человека как субъекта самоуправления Н.М. Пейсахова, и разрабатываемые Д.А.Леонтьевым положения в рамках экзистенциальной психологии, в частности: процесс становления личности через становление связной системы личностных смыслов.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
• Теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация).
• Эмпирические методы (Шкала общей прокрастинации (General Procrastination Scale) C. H. Lay; Методика способность самоуправления (тест ССУ) Н. М. Пейсахова; Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьева; Методика диагностики иррациональных установок Альберта Эллиса)
• Методы математической статистики (сравнительный анализ с применением критерия U-Манна-Уитни; корреляционный анализ с применением критерия Спирмена; регрессионный анализ).
Положения, выносимые на защиту:
• Существуют отрицательные зависимости прокрастинации от общей способности самоуправления (и составляющих её свойств), а также от осмысленности жизни (и входящих в её основу феноменов).
• Прокрастинация не зависит от наличия иррациональных установок личности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня прокрастинация является распространенным явлением, особенно в студенческой среде. Проблема заключается в негативных последствиях влияния явления прокрастинации на профессиональную деятельность человека, на снижение личной продуктивности, трудоспособности, что проявляется в остром эмоциональном переживании личной неудачи и неудовлетворенности собственной работой, результатами в профессиональной среде.
Нам удалось структурировать информацию о данном феномене, представленную с 2014 по 2019 год. Что имеет теоретическое значение для дальнейших исследований.
Также мы провели эмпирическое исследование, целью которого являлось выявление психологических особенностей проявления прокрастинации личности. Для этого мы сформировали выборки, состоящие молодых людей возраста от 18 до 25 лет, учащиеся вузов города Екатеринбурга, а также подобрали диагностический инструментарий в соответствии с целью, задачами и гипотезами исследования. Мы проводили тестирование, с использование следующих методик: Шкала общей прокрастинации (General Procrastination Scale) C. H. Lay; Методика способность самоуправления (тест ССУ) Н. М. Пейсахов; Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев; Методика диагностики иррациональных установок. Альберт Эллис.
Затем мы выявили причинно-следственные связи между феноменами прокрастинации и психологическими особенностями личности. В результате корреляционного анализа мы получили значимые взаимосвязи с такими психологическими свойствами как: анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, планирование, критерий оценки качества, принятие решения, самоконтроль, коррекция, общая способность самоуправления, цели в жизни, процесс жизни, результат жизни, локус контроля - Я, локус контроля - Жизнь, осмысленность жизни.
При детальном рассмотрении сравнительного анализа двух выборок (с низким и высоким уровнем прокрастинации) мы выделили следующие психологические особенности: самоконтроль, целеполагание,
удовлетворенность результатом жизни.
Также нами был проведен регрессионный анализ, который выявил взаимозависимость прокрастинации с такими факторами, как анализ противоречий, прогнозирование, планирование, катастрофизация.
Проанализировав полученные данные мы подтвердили следующие гипотезы:
1. Прокрастинация есть противоположность нормальной саморегуляции, чем выше уровень прокрастинации, тем ниже уровень общей способности самоуправления.
2. Прокрастинация проявляется у людей с низким ценностно-смысловым уровнем
Третья же гипотеза: чем больше у человека иррациональных установок, тем выше проявлена в нем прокрастинация - оказалась опровергнута.
На основании проделанного нами исследования, задачи решены в полном объеме, цель достигнута — мы выявили психологические особенности проявления прокрастинации личности. В ходе проведения исследования были выявлены отрицательные зависимости прокрастинации от общей способности самоуправления (и составляющих её свойств), а также от осмысленности жизни (и входящих в её основу феноменов). Таким образом, для получения более точной информации о выявленных связях между прокрастинацией и психологических свойствах ценностно­смыслового и самоуправленческого уровня, следует увеличить как число респондентов, так и расширить выборку территориально, то есть взять не только город Екатеринбург, но и вузы по всей России. Кроме того, несмотря на статистически не подтвержденную гипотезу о зависимости проявлении прокрастинации от иррациональных установок, были выявлены взаимодействия между уровнем фрустрационной толерантности и различными психологическими особенностями из уровней самоуправления и ценностно-смыслового, что позволяет предположить не прямую зависимость проявления прокрастинации от установок личности и задает перспективу для дальнейших исследований.


1. Aspinwall, L. G., & Taylor, S. E. (1997). A stitch in time: Self-regulation and proactive coping. Psychological Bulletin, 121, 417-436.
2. Binder, K. (2000). The effect of an academic procrastination treatment on student procrastination and subjective well-being. Unpublished master’s thesis, Canada: Carleton University
3. Clark J, Hill O. Academic procrastination among African-American college students. Psychol Rep 1994; 75: 931-6.
4. Ferrari JR, O’Callaghan J, Newbegin I. Prevalence of procrastination in the United States, United Kingdom, and Australia: arousal and avoidance delays among adults. N Am J Psychol 2005; 7: 1-6.
5. Flett Gordon L, Kirk R. Blankstein, and Thomas R Martin “Procrastination, negative self-evaluation, and stress in depression and anxiety. Springer, US: Procrastination and Task Avoidance 1995; pp. 137-67.
6. Lay C.H. Explaining lower-order traits through higher-order factors: The case of trait procrastination, conscientiousness, and the specificity dilemma // European Journal of Personality. 1997. Vol. 11. P. 267—278
7. Loa JI. Academic procrastination and parenting styles in psychology students. Anima, Indonesian. Psychol J 2012; 4(27): 223-31.
8. Milgram N.A., Batori G., Mowrer D. Correlates of academic procrastination // Journal of School Psychology. 1993. Vol. 31, № 4. P. 487—500.
9. Solomon LJ, Rothblum ED. Academic procrastination: Frequency and cognitive-behavioral correlates. J Couns Psychol 31(4): 503-509.
10. Steel P. The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Review of Quintessential Self-Regulatory Failure // Psychological Bulletin. - 2007. -№ 133(1). - P. 65-94.
11. Yuen LM. Procrastination: Why do you do it, what to do about it. Reading, PA: Addison-Wesley 1983.
12. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. - СПб., 2004.
13. Березин В.Ф. Психическая адаптация и тревога. - СПб.: Питер, 2000.
14. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению. Часть 1. // Психологический журнал, 2006, том 27, №2.
15. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Процессы и ресурсы преодоления стресса. Часть 2. // Психологический журнал, 2006, том 27, №2...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ