ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА Я СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ 13
1.1. Профессиональная ориентация: категориальный анализ и
характеристика основных структурных элементов 13
1.2. Анализ моделей и программ психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в
рамках профессиональной ориентации 26
1.3. Актуальные направления профессиональной ориентации: роль «soft
skills» в профессиональном самоопределении старшеклассников 47
1.4. Психолого-педагогические условия формирования образа Я
старшеклассников в процессе профессиональной ориентации в образовательном учреждении 57
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗА Я СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ 72
2.1. Организация и методы исследования развития образа Я
старшеклассников в процессе профессиональной ориентации 72
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101
В настоящее время в образовательной сфере складывается неоднозначная ситуация в отношении профессиональной ориентации обучающихся. Разбираясь в причинах данной ситуации, можно выделить ее организационные и содержательные стороны. Организационные моменты касаются нормативно-правовой базы, государственного регулирования, формы и формата профессиональной ориентации в современных реалиях. Содержательные аспекты касаются непосредственного наполнения программ психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе профориентации. В последнее время усилиями научного сообщества проводится масштабная работа по популяризации профориентационных мероприятий, в связи с чем разработано множество общеразвивающих программ профессиональной ориентации обучающихся. Возрождаются идеи П.Т. Блонского, который обосновал необходимость профориентационной работы с начальных классов через ознакомление с профессиями и пробы сил [53]. Современные программы по профориентации захватывают даже дошкольный возраст. Дополнительно к этим тенденциям создана сеть экспериментальных и сетевых площадок, вступил в силу новый профессиональный стандарт педагога-психолога. Эффективность этих мер и существующей модели профориентационной деятельности подвергается сомнению многими исследователями в основном из-за отсутствия системности в работе и устаревших методик, составляющих базу учебно-методических разработок в данной сфере. Некоторые авторы [В.И. Блинов, И.С. Сергеев и др.] отмечают, что «современный этап профориентационной работы в Российской Федерации отличается противоречивостью, сочетанием ряда застарелых и относительно новых проблем» [21, с.8].
Что касается правового регулирования профессиональной ориентации, то ее значимость декларируется на уровне Федерального
Закона «Об образовании в Российской Федерации» [68], согласно которому «становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности» происходит на основе индивидуации и профессиональной ориентации содержания среднего общего и дополнительного образования (ст. 66, ч. 3, ст. 75, ч.1), а «психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: <...> помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации» (ст. 42, ч.2). Однако существующая в настоящее время нормативно-правовая база «не определяет роль профессиональной ориентации, не регулирует систему внутриведомственных и межведомственных отношений» [21, с.10], в силу чего ситуация на региональном, муниципальном и локальном уровнях меняется стихийно. Профстандарт педагога-психолога предписывает специалисту в качестве трудовых действий «осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению <...> особенностей» обучающихся [57]. В документах Министерства труда в качестве основной задачи образовательных учреждений называется профессиональная ориентация через формирование мотивации к труду, осознанному планированию и выбору будущей профдеятельности с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей, а также требований профессий и рынка труда» [52]. Складывается ситуация, в которой с одной стороны в системе общего и дополнительного образования накоплен большой опыт работы по данному направлению, но с другой - практика профессиональной ориентации отличается разрозненностью в понимании смысла, целей и задач работы даже на уровне законодательных актов, что приводит к бессистемности в реализации процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Одним из важнейших организационных факторов, снижающих эффективность профориентационной работы в образовательных организациях, является кадровый вопрос: функции сопровождения профессионального самоопределения разрозненны и неопределенны, ответственность за результат не закреплена. Элементы профессиональной ориентации можно увидеть во внеклассной и воспитательной работе, в системе дополнительного образования. Профориентацией занимаются практически все специалисты образовательного учреждения: от классного руководителя до заместителя директора по учебно -воспитательной работе.
Н.Ф. Родичев, обосновывая необходимость научно-методического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, в качестве одной из причин сложившейся тяжелой ситуации называет «подмену и дублирование функций различными субъектами, ответственными за трудоустройство, обеспечение занятости и в целом за судьбу подрастающего поколения» [56]. Профессиональная ориентация часто подменяется образовательным консультированием,
профессиональным информированием, а основной формой реализации профессиональной ориентации становятся экскурсии и профпробы. Проблема подмены терминов и объяснения понятий посредством синонимов сама по себе требует пристального рассмотрения и может быть выделена в отдельную исследовательскую работу.
Особенно благоприятными для проведения систематической целенаправленной профориентационной работы с обучающимися считаются условия общеобразовательного предмета «Технология», поскольку общепризнанным считается тот факт, что именно здесь школьники не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных изделий, приобретают специальные умения и навыки, овладевают практической деятельностью, развивают профессиональные интересы и способности.
Стоит отметить, что во многих образовательных организациях профориентационные услуги оказываются психологом, специалистом в области сопровождения профессионального самоопределения, но исключительно в виде одного, на сегодняшний день самого востребованного вида психологических услуг - психодиагностики. Е.Ю. Пряжникова, обращаясь к опыту профориентации в США, отмечает, что отход от массовой диагностики наметился еще в 70-е гг, тогда как в российских реалиях увлеченность процедурой тестирования обучающихся можно встретить повсеместно [52, с.229]. Конечно, все
вышеперечисленные формы и методы работы являются важной и неотъемлемой частью профориентационной системы, но взятые в отрыве друг от друга и реализуемые бессистемно, в рамках «мероприятийного подхода», они являются причиной внутренних проблем профориентационной сферы. В результате, качественные
профориентационные услуги являются недоступными для большинства обучающихся.
Вопросы развития и функционирования сферы профориентации обучающихся не потеряют своей актуальности еще длительное время, поскольку требуется организованное управление на уровне государственной координации деятельности по сопровождению профессионального самоопределения.
Однако из-за решения вопросов организационного характера, часто субъект деятельности по сопровождению профессионального самоопределения, т.е. сама личность подростка, остается за границами сферы профессиональной ориентации. Несмотря на серьезные меры, принятые в последнее время в отношении становления государственной системы профориентации и внедрения в образовательных учреждениях системы сопровождения профессионального самоопределения, около половины выпускников общеобразовательных организаций не соотносят свой профессиональный выбор со своими возможностями, не имеют определенных профессиональных планов и представлений о сущности выбранной профессии, при этом совершают свой выбор, основываясь на мнении ближайшего окружения [6]. Их низкая информированность о рынке труда, о своих возможностях и личностной направленности позволяет говорить о том, что выбор осуществляется практически «вслепую».
Е.В. Груздова, Л.В. Абдалина в статье, посвященной общим характеристикам профвыбора подростка, указывают на явный дисбаланс «между объективными потребностями общенационального рынка труда <...> и тем выбором, который осуществляет значительная часть молодежи» [7]. Причиной этой ситуации признается отсутствие эффективной системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся и, как следствие, их психологическая неподготовленность к ответственному выбору профессии. Специалисты образовательных учреждений, снижая значимость процесса психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, считают, что система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательных программ поможет выпускникам в построении дальнейших образовательных маршрутов. Иными словами, в педагогической среде бытует мнение, что предметная успеваемость является надежной основой профессионального самоопределения старшеклассников. Как подчеркивает Лернер П.С., «в школе, которая в свое время приобрела устойчивую усталость от тотальной профориентации школьников, нет необходимости принимать участие в самоопределении учащихся, а для профессионального самоопределения вполне достаточно оценивания знаний в тех или иных предметных областях» [31]. Но сама по себе подготовка старшеклассников к ответственному профессиональному выбору не равняется качественно сформированной системе знаний по общеобразовательным программам, а заключается в развитии способности к поиску внутренних ресурсов собственного образовательно -профессионального формата, поскольку в современных условиях нормой становится неоднократное образовательное и профессиональное самоопределение. Представление обучающегося о себе (образ Я) - ключевой фактор, определяющий качество и жизнеспособность процесса образования. С позиций дифференциально-психологического подхода Я- концепция является основой профессионального самоопределения и проявляется в данном контексте как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого и является профессиональная деятельность...
Вопросы профессионального самоопределения обучающихся достаточно часто являются предметом исследований. Несмотря на это качественные преобразования как системы «человек-профессия-общество» в целом, так и системы образования в частности требуют разработки новых подходов в реализации программ профессиональной ориентации с актуальных позиций планирования образовательных маршрутов и построения профессиональных планов.
В связи с этим в рамках настоящей исследовательской работы предпринята попытка разработки и апробирования программы психологопедагогического сопровождения формирования образа Я старшеклассников в процессе профессиональной ориентации. Логика работы выстроена в русле деятельностного подхода и гуманистической парадигмы как наиболее релевантных цели исследования. Деятельностный подход реализован через основной постулат, который заключается в следующем: сформированные в результате тренировки навыки, которые получили название «гибких навыков», или soft skills, являются основой личностных качеств, иными словами, личность формируется в деятельности. Знание о том, «что я могу», являются основой знаний о том, «кто я такой». А это в свою очередь помогает определиться с профессиональным выбором и образовательным маршрутом.
Анализ методологических, научно-методических и психологопедагогических источников, а так же практики работы по профессиональной ориентации позволил сделать основной вывод о необходимости разработки современного подхода, который позволит объединить преимущества зарекомендовавших себя средств работы с новаторскими формами организации процесса профессиональной
ориентации, которые диктуются социально-экономической ситуацией и должны быть переориентированы на актуальные направления развития бизнес-среды. Именно таким актуальным направлением
профориентационной работы представляется развитие гибких навыков, через которые происходит раскрытие образа Я, что является отличительной особенностью программы психолого -педагогического сопровождения, предлагаемой в данной работе.
В рамках теоретической части исследования были рассмотрены такие ключевые понятия как «профессиональная ориентация» и «профессиональное самоопределение», «образ Я», «гибкие и жесткие навыки», а также произведен обзор психолого-педагогических условий, способствующих реализации программы сопровождения. Были
проанализированы основные программы по профессиональной ориентации старшеклассников, получившие наибольшее распространение в современной образовательной системе.
На основании теоретического анализа была составлена и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения формирования образа Я старшеклассников в процессе профессиональной ориентации.
Анализ данных, полученных в результате проведенного исследования позволил изучить изменения, которые произошли в восприятии себя обучающимися старших классов в результате реализации программы сопровождения. Изучение качественных изменений при помощи не только математико-статистических процедур, но и контент- анализа в рамках номотетического (праксиметрического) подхода позволило выявить наиболее важные «смыслообразующие» элементы образа Я, которые относятся к сфере профессионального самоопределения.
Полученная факторная структура позволяет говорить об эффективности реализованной программы в отношении ее влияния на развитие навыка письменной речи и повышение концентрации на теме собственного профессионального выбора, освещаемой в анализируемых текстах.
В качестве дальнейшего направления работы стоит отметить возможность апробирования эффективности программы сопровождения на большей выборке для получения математически более достоверных выводов.
1. Алмаев Н.А. Применение контент-анализа в исследованиях личности: Методические вопросы. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 167 с. (Методы психологии)
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирова. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
3. Беспаленко Е.М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Воронеж. гос. техн. ун-т. - Воронеж, 2001. - 23 с.
4. Блохина Т.С. Соотношение понятий «Я-концепция» и «образ Я» // Акмеология. - 2017. - № 3 - с.23-28.
5. Васильев В. Soft skills: гибкость, а не мягкость [Электронный ресурс] // https://newtonew.com/opinion/soft-skills-gibkost-a-ne-myagkost
6. Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2006 - 176 с.
7. Груздова Е. В., Абдалина Л. В. Общая характеристика профессионального выбора подростка // Социально-экономические явления и процессы. - 2010 г. - № 4 (20) - с. 163-166
8. Данилова М.А. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной ориентации старшеклассников сельских малокомплектных школ на деятельность в агропромышленном комплексе: Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2009. - 26 с.
9. Данилова О.Р., Самодурова Т.В. Проблема профессионального
самоопределения. учащихся: сущностные смыслы педагогического взаимодействия // Педагогический журнал. - 2016. - Том 6. № 6А. - с. 362373. 7
10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999. — 356 с. — (Мастера психологии)
11. Ермачкова Е. С. Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в системе профильного обучения: Автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2009. - 24 с.
12. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов // 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
13. Зюзько М.В Психолого-педагогические условия
функционирования системы профориентации учащихся промышленного городского района: Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 /Челяб. гос. ун-т. - Челябинск, 1984. - 18 с.
14. Иванов А. В., Ветошкина Т А. «Жесткие» и «Мягкие» компетенции и их роль в профессиональной деятельности // Сборник «Международная научно-практическая конференция «Уральская горная школа - регионам». - 2018. - с. 755-756.
15. Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru». - 2014. - №3 - с. 255262...