ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК У ЛИЦ, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ 9
1.1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности.... 9
1.2. Феномен психологической установки в исследованиях
отечественных и зарубежных авторов 30
1.3. Теоретический анализ психологических факторов, определяющих
содержание внутриличностного конфликта 47
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ И ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК У ЛИЦ С
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫМ КОНФЛИКТОМ 60
2.1. Методика и организация исследования 60
2.2. Описание результатов исследования эмоциональной сферы и
иррациональных установок у лиц с внутриличностным конфликтом 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Современный этап развития общества характеризуется высокой динамичностью и глубиной социальных изменений, вызывающими повышение уровня напряжения в различных жизненных сферах. Невозможность функционирования личности в соответствии с ранее сформированной системой духовных и материальных ценностей приводит к потере эмоционального равновесия, внутренней нестабильности. Обострение внутренней конфликтности становится результатом сочетания социального фактора и психоэмоциональных особенностей личности. Являясь двумерным понятием, внутриличностный конфликт может символизировать как естественную необходимую форму стремления к развитию и совершенствованию личности, так и принимать деструктивную форму, нарушающую полноценное функционирование. Изучение причинной обусловленности внутриличностного конфликта является необходимым условием для поиска новой социальной идентификации и адаптационных ресурсов личности.
Вопрос внутренней конфликтности как сложного и многогранного явления активно изучается в рамках психологии и смежных с ней науках - социологии и педагогике, что объясняет существование многообразных подходов к пониманию сути данного явления в различных теоретических концепциях. Общим представлением является характеристика
внутриличностного конфликта как состояния дисбаланса и противоборства элементов, в качестве которых могут выступать желания, мотивы, потребности личности, внешние требования, содержащие в себе противоречие. Однако, в зависимости от представлений о природе и механизмах развития личности, модели внутренней конфликтности отличаются выбором источников формирования подобных конфликтов.
В рамках психоаналитической концепции данный феномен имеет биопсихическую и биосоциальную трактовку. Так З. Фрейд описывал внутриличностный конфликт как возникающий между сознанием и бессознательным, форму противоречия биологических влечений и желаний человека социально-культурным нормам, предписанным обществом. Иного взгляда на проблему придерживались представители гуманистического направления психологии. К. Роджерс в качестве причины возникновения внутреннего конфликта назвал противоречие, формирующее ощущение неудовлетворенности собой и вызванное рассогласованием осознаваемых, но ложных представлений личности о себе, и самооценки на неосознанном уровне. А. Маслоу рассматривает сущность внутриличностного конфликта как разрыв между стремлением личности к самоактуализации и реальным результатом. Когнитивистский подход к изучению интрапсихического конфликта в теории К. Левина объясняет причины возникновения действием на личность равных по силе противоположно-направленных мотивов или потребностей,
препятствующих в рамках своего противостояния эффективному взаимодействию человека с его окружением и достижению поставленных целей.
В отечественной психологии изучение феномена внутренней конфликтности также получило широкое распространение. Описывая данный вид конфликта, В.Н. Мясищев объяснял его как невозможность личности реализовать в условиях действительности значимые для нее потребности. Развивал систему взглядов на психологические конфликты и В. Мерлин, рассматривая возникновение конфликта как результат сочетания определенных условий - внешних, представляющих собой невозможность удовлетворения глубоких и активных мотивов и отношений личности, и возникающих на этом фоне внутренних факторов - противоречий между такими неудовлетворенными мотивами, возможностями и стремлениями личности. Ф.Е. Василюк описывает внутриличностный конфликт как патологическое проявление психической жизни, представляющее собой столкновение внутренних побуждений личности, определяемых сознанием как ценности, противоположные по своему смыслу или несовместимые по условиям места и времени осуществления.
Среди современных исследований стоит отметить работу Е.Б. Фанталовой, представляющую собой самостоятельный теоретикометодологический подход к исследованию и психотерапии внутренних конфликтов человека. В данном подходе заложено представление о формировании внутриличностного конфликта как о рассогласованности субъективно значимых ценностей и степени их доступности в жизни человека, вызывающей несоответствие между категориями «хочу» и могу» или «хочу» и «имею».
Представленные концепции подтверждают богатую историю феномена внутренней конфликтности в отечественной и зарубежной психологии, однако не дают возможность формирования единого мнения о природе его происхождения. Несмотря на сложность данного теоретикометодологического вопроса, изучение механизмов возникновения имеет большое практическое значение для профилактики предрасположенности и коррекции негативных последствий внутриличностного конфликта. Рассматривая конфликт как процесс столкновения потребностей, мотивов или целей, зачастую обусловленный влиянием внешней среды, существующие теории оставляют открытым вопрос о существовании индивидуальной предрасположенности личности к возникновению психических конфликтов, что позволяет нам выделить собственное направление исследования. Таким образом, научная проблема исследования заключается в недостаточности научных знаний о наличии индивидуально-психологических свойств личности, обусловливающих предрасположенность к формированию внутренней конфликтности как особой формы психической активности личности.
Цель исследования заключается в определении особенностей эмоциональной сферы и иррациональных установок у лиц, переживающих внутриличностный конфликт в период взрослости.
Объект исследования - эмоциональная сфера и иррациональные установки личности.
Предмет исследования - специфика эмоциональной сферы и иррациональные установки у лиц, переживающих внутриличностный конфликт в период взрослости.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ изучения эмоциональной сферы личности.
2. Обобщить и систематизировать подходы к изучению феномена установки в отечественной и зарубежной научной литературе.
3. На основе анализа научной литературы раскрыть сущность понятия внутриличностный конфликт.
4. Выявить и описать особенности эмоциональной сферы и иррациональные установки у лиц, переживающих внутриличностный конфликт в период взрослости.
Гипотеза исследования - особенности эмоциональной сферы и наличие иррациональных установок обусловливают возникновение внутриличностных конфликтов у лиц зрелого возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения когнитивно-поведенческой концепции (А. Бек, А. Эллис, Л. Фестингер и др.), концепция рационально-эмоциональной поведенческой терапии А. Эллиса, абилятивная концепция эмоционального интеллекта Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо...
В рамках данной научно-исследовательской работы нами была поставлена цель - определить особенности эмоциональной сферы и иррациональных установок у лиц, переживающих внутриличностный конфликт в период взрослости. Для ее достижения были поэтапно реализованы теоретические и практические задачи исследования: выполнен методологический анализ изучения компонентов эмоциональной сферы, проанализированы существующие подходы к изучению феномена установки, раскрыта сущность понятия внутриличностный конфликт, организовано и осуществлено эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы и иррациональных установок у лиц, переживающих внутриличностный конфликт в период взрослости.
Проведенный теоретический анализ научных источников позволил нам определить феномен внутренней конфликтности как дисбаланс элементов внутреннего мира, характеризующийся состоянием переживания и внутренней нестабильностью, причиной которых выступает борьба несовместимых или взаимоисключающих желаний, мотивов, ценностей или потребностей личности. Механизм формирования внутриличностного конфликта определен высоким уровнем субъективности, имеет латентную форму протекания и находится за границами сознания индивида. Естественно присущие личности внутренние противоречия и борьба различных стремлений провоцируют формирование интрапсихических конфликтов, успешное разрешение которых не нарушает гармоничного функционирования и становится формой развития и совершенствования личности. В том случае, если борьба внутренних структур приобретает доминирующий характер, определяя поведение индивида и его образ жизни, внутриличностный конфликт приобретает деструктивную форму, оказывая негативное влияние на состояние личности и выражаясь в психической и социальной дезорганизации.
Проведенное эмпирическое исследование было направлено на изучение особенностей эмоциональной сферы и иррациональных установок у лиц с внутриличностным конфликтом и позволило сформулировать основные выводы:
Лица, имеющие внутриличностный конфликт, наиболее подвержены таким негативным проявлениям как ипохондрия, депрессивность, истерические и психопатические проявления, навязчивые состояния, невротические реакции, склонность к уединению и избеганию контактов, зацикленность на своем внутреннем мире. Тем не менее, наличие внутриличностного конфликта не искажает гендерные установки личности, а также не оказывает воздействия на развитие маний, социальную интровертированность человека.
При изучении особенностей эмоционального интеллекта были получены результаты, свидетельствующие о том, что лица с внутриличностным конфликтом способны распознавать эмоции окружающих людей и свои эмоции, но не владеют подходами к регуляции как своего эмоционального состояния, так и состояния окружающих.1ё Данный факт усиливает специфику переживания стресса, а также усугубляет положение и самочувствие личности как в коллективе, так и в одиночестве.
Кроме того, лица с внутриличностным конфликтом склонны преувеличивать ценность и результат негативных событий в своей жизни, даже самых незначительных. Они также наделены завышенными требованиями к себе при сравнительно небольших требованиях к окружающим. Для лиц с внутриличностным конфликтом характерно наличие пониженной самооценки, недостаток рациональности мышления. В целом, им присуще большее количество иррациональных установок в сравнении с теми, у кого внутриличностный конфликт отсутствует.
Корреляционный анализ позволил определить наличие положительных и отрицательных взаимосвязей между состоянием внутриличностного конфликта и эмоциональной сферой, эмоциональными установками. Положительная корреляция была обнаружена между внутриличностным конфликтом и шизоидностью, ипохондрией, депрессивностью, долженствованием в отношении себя, психастенией. Отрицательная корреляция была обнаружена между внутриличностным конфликтом и саморегуляцией эмоций, адекватной самооценкой, рациональными установками.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель данного исследования была достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердила свою истинность. Полученные нами в ходе эмпирического исследования результаты важны для понимания психологических свойств личности, которые обусловливают формирование внутриличностного конфликта и могут быть использованы для коррекции дезадаптивного поведения в рамках психологического консультирования.
1. Александров А. А. Интегративная психотерапия. — СПб.: Питер, 2009. — 352 с.: ил.
2. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамики // Психол. журнал. Том 6. № 6. 1985. - С. 107-115.
3. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 288 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 1999 - 375 с.
5. Анохин П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. - М., 1964.
6. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М., 1999.
7. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта: Аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. - М., 1992.
8. Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 225 с.
9. Асмолов А. Г. У порога неклассической релятивистской психологии// СПЖ. 2011. № 40. C. 24-39.
10. Асмолов А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. С. 143-163.
11. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания; методологические проблемы неклассической психологии. М.: «Смысл», 2002. - 480 с.
12. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. Структура, основы интерпретации, некоторые области применения / Предисл. Т. Барлас. — 3-
е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «БЕРЕЗИН ФЕЛИКС
БОРИСОВИЧ», 2011. - 320 с.
13. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
14. Брунер Дж. О перцептивной готовности // Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., М., 2002.
15. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977...