ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по
проблеме развития технического творчества детей как компонента подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования 10
1.2. Анализ известных подходов к формированию экономической
направленности творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности 19
1.3. Теоретическая модель формирования экономической направленности технического творчества учащихся в процессе подготовки к инновационной
деятельности 39
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ 48
2.1. Традиционная педагогическая система развития технического творчества
и экономического образования детей в политехническом отделении Дворца молодежи г. Екатеринбурга 48
2.2. Особенности формирования экономической направленности
технического творчества школьников в условиях взаимосвязи основного и дополнительного образования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из основных направлений развития является переход к инновационной экономике, которая ориентирована на формирование условий для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.
Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития.
Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность.
Важно не только включить детей в изобретательскую деятельность, но и найти инструменты оформления данных изобретений в форму интеллектуальной собственности с целью коммерциализации, т.е. получения прибыли. Коммерциализация в данном случае повысит мотивацию к изобретательству, а также поможет существовать и развиваться творческим объединениям, а также малым инновационным предприятиям на базе университетов, целью которых является поддержка и сопровождение процесса изобретательства на всех его стадиях.
Проблема исследования: не выявлено, какие изменения должны быть внесены в организационно-педагогическое обеспечение реализации содержания технического творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования, чтобы обеспечить формирование экономической направленности технического творчества детей.
Однако эта проблема не нашла адекватного отражения в современных образовательные исследованиях. Большинству авторов важны аспекты экономического образования и воспитания школьников, но не целостная работа система в этом направлении не обеспечена.
Это является характерной особенностью исследований, связанных с экономической направленностью школьного основного и дополнительного образования. Аспекты экономического обучения школьников рассматриваются в исследованиях разных авторов, таких как Б. Ананьев, И. Волкова, К. Платонова, И. Кон, В.П. Алексеев , В.Я. Ядова и других, но вопросы формирования личностных качеств успешного предпринимателя в них не затронуты. В работах Б.П.Шемякина, П.РАтутова, А.Ф.Аменда, Ю.К.Васильева, И.А.Сасовой, В.А.Полякова, В.К. Тарасова, обозначена актуальность экономической подготовки школьников в процессе технологического образования, раскрываются общие вопросы теории и методики технологического и экономического образования школьников, но не указываются способы решения этой проблемы.
Основные задачи, принципы, содержание, организационные формы и методы подготовки школьников к предпринимательской деятельности рассмотрены в работах Л.В. Леонтьева, Л.С.Зайцевой, В.П.Максимова, СЛ.Чернер, В.Д.Симоненко, и др. [31]. Однако стоит заметить, что на практике используются отдельные экономические задачи, а реальная предпринимательская деятельность чаще всего используется вне связи с практической предпринимательской деятельностью.
Используемые формы и методы предпринимательской подготовки не позволяют включить учащихся в самостоятельную практическую деятельность и не cпособствуют активному вхождению школьников в ^циальную структуру общества с развивающе^я рыночной экономикой. Все это определяет противоречия:
-Противоречие между общественными требованиями по подготовке детей к инновационной деятельности в сфере изобретательства (технического творчества) и тем, что учреждениям образования не удается соответствовать этим требованиям, в частности из-за того, что организованный в них процесс развития технического творчества детей недостаточно ориентирован на достижение экономических результатов детского изобретательства;
-Противоречие между необходимостью формирования экономической направленности технического творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности, и тем, что в педагогической теории не нашли научного обоснования принципы и содержание образовательной деятельности по формированию данной направленности технического творчества в условиях учреждений общего и дополнительного образования;
-Между необходимостью реализации на практике принципов и содержания деятельности по формированию экономической направленности технического творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности, и тем что существующие методики развития технического творчества детей не предусматривает формирование данной направленности.
Актуальность данной проблемы, заключается в следующем:
Современное состояние экономики, производства и общественных отношений. Необходимость организации инновационной и предпринимательской деятельности. Развитие малого предпринимательства. Развитие и повышение коммерческой значимости интеллектуальной собственности. Возможность преобразования результатов технического творчества в процесс получения прибыли. Подготовка детей к инновационной предпринимательской деятельности с целью повышения эффективности результатов технического творчества.
Цель данной работы: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка содержания и организационных форм процесса формирования экономической направленности техничес^го творчества детей как компонента их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования.
Объект исследования: процесс развития технического творчества детей как компонент их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования.
Предмет исследования: формирование экономической направленности творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования.
Гипотеза исследования процесс формирования экономической направленности технического творчества детей будет эффективным если:
• удержание и oрганизациoнные формы технического творчества школьников будут взаимосвязаны с oбучением их инновационному предпринимательству в условиях взаимосвязи общего и дополнительного oбразования;
• будет разработана и реализована структурно-функциональная модель формирования экономической направленности технического творчества учащихся в процессе их подготовки к инновационной деятельности;
• будут реализованы критерии оценки подготовки образовательного учреждения к процессу формирования экономической направленности технического творчества детей.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были сфoрмулирoваны задачи исследования:
1. Прoанализирoвать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации технического творчества детей как компонента их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования;
2. Проанализировать существующие подходы и возможности формирования экономической направленности технического творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования;
3. Теоретически обосновать и разработать содержание и организационные формы процесса формирования экономической направленности технического творчества детей как компонента их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования;
4. Организовать опытно-поисковую работу по содержания организационных форм процесса формирования экономической направленности технического творчества в политехническом отделении Дворца молодежи.
5. Разработать критерии оценки готовности учреждения подготовке детей к инновационной деятельности.
Методологической основой исследования являются теоретические работы отечественных и зарубежных исследователей по проблемам:
-деятельностного подхода в познании и обучении ( А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
-в области активизации и интенсификации процесса творческой подготовки учащихся (A.M. Василевская, И.Я. Лернер, Т.В. Кудрявцев, С.А. Новоселов и др.);
-основные выводы и рекомендации исследователей по проблемам развития технического творчества детей (В.Е. Алексеев, В.А. Горский, П.Н. Андрианов, И.П. Волков, М.А. Галагузова, Б.М. Игошев и др.);
-разработки в области теории и практики основ предпринимательской деятельности и экономического образования (А.Ф. Аменд, Б. Стасей, Ю.К. Васильев, К. Хесс, В.М. Власова, Б. Нидлс, Н.В. Силкина, Р. Хизрич и др.);
-в области исследования инновационных процессов (Т.Н. Бородулина, В.И. Вагизова, Н.Д. Гредяева, СВ. Пименов, З.А. Савельева, А.Ю. Глебанова, Ю.И. Сизов и др.);
-в области изучения экономических аспектов творческой деятельности (В.А. Брусов, И.М. Малышев, С.К. Никулин, Б.Ю. Чистяков,И.А. Фесик и др-);
-в области коммерческого использования изобретений (З.С. Амирханов, Т.Н. Бородулина, В.А. Арсентьев, Г.М. Глаголева, , Б.Н. Коваленко, Н.Д. Гредяева и др.).
Для решения поставленных задач в исследовании использовалась совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, моделирование. Методы эмпирического исследования: изучение литературы, нормативных документов, программно-методической документации. Методы педагогики и психологии: непосредственное и опосредованное наблюдение за процессом технического творчества учащихся, беседа, интервьюирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся.
Научная новизна исследования:
• обоснована необходимость взаимосвязи обучения техническому творчеству с обучением инновационному предпринимательству школьников;
• определены и реализованы педагогические особенности интеграции в системе развития технического творчества школьников процессов учебно-творческой и учебно-экономической деятельности в единый процесс учебно-инновационной деятельности школьников;
• обоснована необходимость включения в структуру содержания обучения техническому творчеству знаний, умений и навыков, требуемых для организации коммерческого использования продуктов творческого процесса;
• разработка структурно-функциональной модели подготовки учащихся к предпринимательской и инновационной деятельности.
Теоретическая значимость исследования:
• предложена теоретическая модель взаимосвязи процесса учебно-творческой технической деятельности с учебно-экономической деятельностью, основанная на интегративном подходе к процессу обучения;
• разработан комплекс организационных форм и средств подготовки школьников к практической деятельности по коммерческой реализации результатов технического творчества;
• разработаны критерии оценки готовности учреждения образования к инновационной и предпринимательской деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Подготовка школьников к жизни в сложном информационно-технологическом мире определяет насущную потребность общества, его социальный заказ системе образования - подготовку подрастающего поколения к инновационной деятельности в сфере техники и технологий, что требует педагогических усилий по формированию экономической направленности технического творчества учащихся;
2. Повышению эффективности процесса формирования экономической направленности технического творчества детей способствует интеграция содержания и организационных формы технического творчества школьников с содержанием их обучения инновационному предпринимательству. Необходимым условием этого является реализация взаимосвязи содержания общего и дополнительного образования;
3. Результативность педагогически организованного процесса формирования экономической направленности технического творчества учащихся в процессе их подготовки к инновационной деятельности определяется полнотой реализации разработанной в диссертации структурно-функциональной модели этого процесса, в которой научно обоснованы этапы осуществления взаимосвязи процессов: технического творчества учащихся; их работы по вещественной реализации полученных в процессе творчества изобретательских идей; их деятельности по подготовке продукта изобретения к коммерческой реализации, например, посредством создания школьных компаний.
Для устойчивого экономического развития общества необходимо, чтобы школьное образование было направлено на подготовку творческого, независимого, инициативного, предприимчивого и технически компетентного ученика, способного генерировать и реализовывать новые идеи.
В рамках образовательного учреждения это подразумевает формирование у подрастающего поколения заинтересованного отношения к научно-техническому творчеству и разработку такого содержания образовательного процесса, которое сочетает подготовку будущих школьников к техническому творчеству с экономической подготовкой к предпринимательской деятельности по реализации результатов творчества.
Исследовательский процесс, проведенный в данной работе, показал, что сегодня действительно существует проблема формирования экономического направления технического творчества школьников в процессе обучения их инновационной деятельности. Для решения этой проблемы был поставлен ряд задач.
Решая первую задачу была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме организации технического творчества детей как компонента их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования. В результате чего было выявлено, что хотя экономическое образование включено в школьное основное и дополнительное образование на всем протяжении школьной программы, к сожалению, содержание экономического образования мало связано с развитием технического творчества школьникови с практической предпринимательской деятельностью.
В ходе решения второй задачи мы проанализировали существующие подходы и возможности формирования экономической направленности технического творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности. Исходя из анализа существующих подходов можно сделать вывод о том, что для формирования экономической направленности технического творчества важно, чтобы школьники научились преобразовывать результаты технического творчества в экономический продукт. Существующие подходы целесообразны, однако не позволяют в полной мере сформировать экономическую направленность технического творчества детей. Поэтому в ходе решения третьей задачи мы предложили к использованию в педагогическом процессе усовершенствованную структурно-функциональной модели формирования технического творчества детей при подготовке к инновационной деятельности.
Четвертая задача решена тем, что нам удалось теоретически обосновать и разработать содержание и организационные формы процесса формирования экономической направленности технического творчества детей как компонента их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования.
Также мы организовали опытно-поисковую работу по проверке содержания организационных форм процесса формирования экономической направленности технического творчества на базе политехнического отделения Дворца молодежи г. Екатеринбурга. В результате данной опытно-поисковой работы были выявлены недостатки существующих организационных форм обучения экономической направленности технического творчества детей и предложены критерии оценки образовательного учреждения на готовность учреждения подготовке детей к инновационной деятельности.
В связи с пандемией короновируса COVID-19, к сожалению, в полной мере исследовательскую работу нам провести не удалось, однако мы сформировали предложения по корректировке организационных форм обучения техническому творчеству детей, реализуя структурно-функциональную модель подготовки учащихся к инновационной деятельности. Данная модель подготовки к инновационной деятельности в педагогической системе развития технического творчества включила в себя:1) этап обучения экономической деятельности и инновационному предпринимательству; 2) этап подготовки к реализации продукта творческой деятельности; 3) этап реализации продукта.
Также было предложено более активное участие в создании и использовании Школьных компаний в процессе творческой деятельности для активизации процессов по созданию, продвижению и реализации продуктов технического творчества детей.
В результате проведенных исследований, нам удалось сформулировать предположение о том, что именно обучение инновационному предпринимательству позволит наиболее эффективно сформировать экономическую направленность технического творчества школьников и поможет формированию экономически осознанного отношения школьников к техническому творчеству, рационализации и изобретательству, а также сориентирует их на эффективную работу в сфере научно-технического прогресса и освоение новой техники и технологий.
Проведенная исследовательская работа подтвердила правомерность сформулированной нами гипотезы о необходимых и достаточных условиях формирования экономической направленности технического творчества школьников и возможности организации инновационной деятельности в педагогической системе развития технического творчества.
Сегодня дети хотят заниматься техническим творчеством, очень много талантливых и одаренных детей. Обладая современным высококлассным оборудованием и квалифицированными специалистами, можно смело двигаться вперед. Задача современной школы - подготовка обучающихся к творческой деятельности, создание благоприятной обстановки для создания «стартапов», бизнес-идей и инноваций. Все это в будущем поможет сегодняшним школьникам более удачно реализоваться в профессиональной деятельности, а экономика страны, только выиграет от этого.
1. Алексеев В.Е. Педагогические проблемы развития технического творчества молодежи. - Ташкент: Фан, 1980. 150с.
2. Алексеев В.Е., Влазнев А.И., Комский Д.М. Деятельность учащихся в сфере техники: сущность основных понятий и педагогический аспект // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург, 1995. - Вып. 1. - С. 107-118.
3. Алые паруса // Школьная компания «Сладкая минутка» [Электронный
ресурс]. URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/02/13/shkolnaya-
kompaniya.
4. Аменд А.Ф. Дидактические основы эколого-экономического общего образования: Автореф. дис....д-ра пед. наук: - Екатеринбург, 1997. 58с.
5. Анисимов Н.М. Теоретические и экспериментальные основы технологии обучения студентов изобретательской и инновационной деятельности: Дис....д-ра пед. наук: -М., 1998. 420с.
6. Арсеньтев В.А. Особенности использования научного труда в условиях современного капитализма: Дис....канд. экон. наук: - М., 1990. 422с.
7. Бажутин В.В., Кирикова 3.3., Крохина Н.В., Осипова И.В., Тарасюк О.В. Образовательно-ориентированный подход к профессиографии / Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 175с.
8. Безрукова B.C. Педагогика: Учеб. для инж.-пед. спец. / Екатеринбург. Обл. ин-т развития регионального образования.- Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. 320 с.
9. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения./ Ин-т развития проф. образования. - М., 1995. 336с.
10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. 192с.
11. Бородина Н.В. Применение деловых игр в инженерной подготовке будущих инженеров-педагогов: Дис....канд. пед. наук / НИИ проф.-техн. педагогики. -Казань, 1990. С. 65.
12. Брусов В.А. Проблемы повышения экономической эффективности массового технического творчества трудящихся в условиях развитого социализма / на материалах предприятий промышленности западных областей УССР: дис....канд. экон. наук. -М., 1974. - С. 87-156.
13. Вагизова В.И. Финансово-кредитное обеспечение инновационной деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям: Дис....канд. экон. наук: -Казань. 1996. 210с.
14. Василевская A.M., Пономарева Р.А. Развитие технического творческого мышления у подростков и юношества. - Киев: Вища шк., 1982. 144с.
15. Васильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся.-М.: Педагогика, 1983. 93с.
16. Глебанова А.Ю. Экономические аспекты инновационного процесса: (Проблемы управляемости): Дис....канд. экон. наук. - М., 1994. 218с.
...