Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №94790

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по
проблеме развития технического творчества детей как компонента подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования 10
1.2. Анализ известных подходов к формированию экономической
направленности творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности 19
1.3. Теоретическая модель формирования экономической направленности технического творчества учащихся в процессе подготовки к инновационной
деятельности 39
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ 48
2.1. Традиционная педагогическая система развития технического творчества
и экономического образования детей в политехническом отделении Дворца молодежи г. Екатеринбурга 48
2.2. Особенности формирования экономической направленности
технического творчества школьников в условиях взаимосвязи основного и дополнительного образования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70


Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из основных направлений развития является переход к инновационной экономике, которая ориентирована на формирование условий для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.
Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития.
Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность.
Важно не только включить детей в изобретательскую деятельность, но и найти инструменты оформления данных изобретений в форму интеллектуальной собственности с целью коммерциализации, т.е. получения прибыли. Коммерциализация в данном случае повысит мотивацию к изобретательству, а также поможет существовать и развиваться творческим объединениям, а также малым инновационным предприятиям на базе университетов, целью которых является поддержка и сопровождение процесса изобретательства на всех его стадиях.
Проблема исследования: не выявлено, какие изменения должны быть внесены в организационно-педагогическое обеспечение реализации содержания технического творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования, чтобы обеспечить формирование экономической направленности технического творчества детей.
Однако эта проблема не нашла адекватного отражения в современных образовательные исследованиях. Большинству авторов важны аспекты экономического образования и воспитания школьников, но не целостная работа система в этом направлении не обеспечена.
Это является характерной особенностью исследований, связанных с экономической направленностью школьного основного и дополнительного образования. Аспекты экономического обучения школьников рассматриваются в исследованиях разных авторов, таких как Б. Ананьев, И. Волкова, К. Платонова, И. Кон, В.П. Алексеев , В.Я. Ядова и других, но вопросы формирования личностных качеств успешного предпринимателя в них не затронуты. В работах Б.П.Шемякина, П.РАтутова, А.Ф.Аменда, Ю.К.Васильева, И.А.Сасовой, В.А.Полякова, В.К. Тарасова, обозначена актуальность экономической подготовки школьников в процессе технологического образования, раскрываются общие вопросы теории и методики технологического и экономического образования школьников, но не указываются способы решения этой проблемы.
Основные задачи, принципы, содержание, организационные формы и методы подготовки школьников к предпринимательской деятельности рассмотрены в работах Л.В. Леонтьева, Л.С.Зайцевой, В.П.Максимова, СЛ.Чернер, В.Д.Симоненко, и др. [31]. Однако стоит заметить, что на практике используются отдельные экономические задачи, а реальная предпринимательская деятельность чаще всего используется вне связи с практической предпринимательской деятельностью.
Используемые формы и методы предпринимательской подготовки не позволяют включить учащихся в самостоятельную практическую деятельность и не cпособствуют активному вхождению школьников в ^циальную структуру общества с развивающе^я рыночной экономикой. Все это определяет противоречия:
-Противоречие между общественными требованиями по подготовке детей к инновационной деятельности в сфере изобретательства (технического творчества) и тем, что учреждениям образования не удается соответствовать этим требованиям, в частности из-за того, что организованный в них процесс развития технического творчества детей недостаточно ориентирован на достижение экономических результатов детского изобретательства;
-Противоречие между необходимостью формирования экономической направленности технического творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности, и тем, что в педагогической теории не нашли научного обоснования принципы и содержание образовательной деятельности по формированию данной направленности технического творчества в условиях учреждений общего и дополнительного образования;
-Между необходимостью реализации на практике принципов и содержания деятельности по формированию экономической направленности технического творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности, и тем что существующие методики развития технического творчества детей не предусматривает формирование данной направленности.
Актуальность данной проблемы, заключается в следующем:
Современное состояние экономики, производства и общественных отношений. Необходимость организации инновационной и предпринимательской деятельности. Развитие малого предпринимательства. Развитие и повышение коммерческой значимости интеллектуальной собственности. Возможность преобразования результатов технического творчества в процесс получения прибыли. Подготовка детей к инновационной предпринимательской деятельности с целью повышения эффективности результатов технического творчества.
Цель данной работы: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка содержания и организационных форм процесса формирования экономической направленности техничес^го творчества детей как компонента их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования.
Объект исследования: процесс развития технического творчества детей как компонент их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования.
Предмет исследования: формирование экономической направленности творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования.
Гипотеза исследования процесс формирования экономической направленности технического творчества детей будет эффективным если:
• удержание и oрганизациoнные формы технического творчества школьников будут взаимосвязаны с oбучением их инновационному предпринимательству в условиях взаимосвязи общего и дополнительного oбразования;
• будет разработана и реализована структурно-функциональная модель формирования экономической направленности технического творчества учащихся в процессе их подготовки к инновационной деятельности;
• будут реализованы критерии оценки подготовки образовательного учреждения к процессу формирования экономической направленности технического творчества детей.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были сфoрмулирoваны задачи исследования:
1. Прoанализирoвать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации технического творчества детей как компонента их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования;
2. Проанализировать существующие подходы и возможности формирования экономической направленности технического творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования;
3. Теоретически обосновать и разработать содержание и организационные формы процесса формирования экономической направленности технического творчества детей как компонента их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования;
4. Организовать опытно-поисковую работу по содержания организационных форм процесса формирования экономической направленности технического творчества в политехническом отделении Дворца молодежи.
5. Разработать критерии оценки готовности учреждения подготовке детей к инновационной деятельности.
Методологической основой исследования являются теоретические работы отечественных и зарубежных исследователей по проблемам:
-деятельностного подхода в познании и обучении ( А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
-в области активизации и интенсификации процесса творческой подготовки учащихся (A.M. Василевская, И.Я. Лернер, Т.В. Кудрявцев, С.А. Новоселов и др.);
-основные выводы и рекомендации исследователей по проблемам развития технического творчества детей (В.Е. Алексеев, В.А. Горский, П.Н. Андрианов, И.П. Волков, М.А. Галагузова, Б.М. Игошев и др.);
-разработки в области теории и практики основ предпринимательской деятельности и экономического образования (А.Ф. Аменд, Б. Стасей, Ю.К. Васильев, К. Хесс, В.М. Власова, Б. Нидлс, Н.В. Силкина, Р. Хизрич и др.);
-в области исследования инновационных процессов (Т.Н. Бородулина, В.И. Вагизова, Н.Д. Гредяева, СВ. Пименов, З.А. Савельева, А.Ю. Глебанова, Ю.И. Сизов и др.);
-в области изучения экономических аспектов творческой деятельности (В.А. Брусов, И.М. Малышев, С.К. Никулин, Б.Ю. Чистяков,И.А. Фесик и др-);
-в области коммерческого использования изобретений (З.С. Амирханов, Т.Н. Бородулина, В.А. Арсентьев, Г.М. Глаголева, , Б.Н. Коваленко, Н.Д. Гредяева и др.).
Для решения поставленных задач в исследовании использовалась совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, моделирование. Методы эмпирического исследования: изучение литературы, нормативных документов, программно-методической документации. Методы педагогики и психологии: непосредственное и опосредованное наблюдение за процессом технического творчества учащихся, беседа, интервьюирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся.
Научная новизна исследования:
• обоснована необходимость взаимосвязи обучения техническому творчеству с обучением инновационному предпринимательству школьников;
• определены и реализованы педагогические особенности интеграции в системе развития технического творчества школьников процессов учебно-творческой и учебно-экономической деятельности в единый процесс учебно-инновационной деятельности школьников;
• обоснована необходимость включения в структуру содержания обучения техническому творчеству знаний, умений и навыков, требуемых для организации коммерческого использования продуктов творческого процесса;
• разработка структурно-функциональной модели подготовки учащихся к предпринимательской и инновационной деятельности.
Теоретическая значимость исследования:
• предложена теоретическая модель взаимосвязи процесса учебно-творческой технической деятельности с учебно-экономической деятельностью, основанная на интегративном подходе к процессу обучения;
• разработан комплекс организационных форм и средств подготовки школьников к практической деятельности по коммерческой реализации результатов технического творчества;
• разработаны критерии оценки готовности учреждения образования к инновационной и предпринимательской деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Подготовка школьников к жизни в сложном информационно-технологическом мире определяет насущную потребность общества, его социальный заказ системе образования - подготовку подрастающего поколения к инновационной деятельности в сфере техники и технологий, что требует педагогических усилий по формированию экономической направленности технического творчества учащихся;
2. Повышению эффективности процесса формирования экономической направленности технического творчества детей способствует интеграция содержания и организационных формы технического творчества школьников с содержанием их обучения инновационному предпринимательству. Необходимым условием этого является реализация взаимосвязи содержания общего и дополнительного образования;
3. Результативность педагогически организованного процесса формирования экономической направленности технического творчества учащихся в процессе их подготовки к инновационной деятельности определяется полнотой реализации разработанной в диссертации структурно-функциональной модели этого процесса, в которой научно обоснованы этапы осуществления взаимосвязи процессов: технического творчества учащихся; их работы по вещественной реализации полученных в процессе творчества изобретательских идей; их деятельности по подготовке продукта изобретения к коммерческой реализации, например, посредством создания школьных компаний.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для устойчивого экономического развития общества необходимо, чтобы школьное образование было направлено на подготовку творческого, независимого, инициативного, предприимчивого и технически компетентного ученика, способного генерировать и реализовывать новые идеи.
В рамках образовательного учреждения это подразумевает формирование у подрастающего поколения заинтересованного отношения к научно-техническому творчеству и разработку такого содержания образовательного процесса, которое сочетает подготовку будущих школьников к техническому творчеству с экономической подготовкой к предпринимательской деятельности по реализации результатов творчества.
Исследовательский процесс, проведенный в данной работе, показал, что сегодня действительно существует проблема формирования экономического направления технического творчества школьников в процессе обучения их инновационной деятельности. Для решения этой проблемы был поставлен ряд задач.
Решая первую задачу была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме организации технического творчества детей как компонента их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования. В результате чего было выявлено, что хотя экономическое образование включено в школьное основное и дополнительное образование на всем протяжении школьной программы, к сожалению, содержание экономического образования мало связано с развитием технического творчества школьникови с практической предпринимательской деятельностью.
В ходе решения второй задачи мы проанализировали существующие подходы и возможности формирования экономической направленности технического творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности. Исходя из анализа существующих подходов можно сделать вывод о том, что для формирования экономической направленности технического творчества важно, чтобы школьники научились преобразовывать результаты технического творчества в экономический продукт. Существующие подходы целесообразны, однако не позволяют в полной мере сформировать экономическую направленность технического творчества детей. Поэтому в ходе решения третьей задачи мы предложили к использованию в педагогическом процессе усовершенствованную структурно-функциональной модели формирования технического творчества детей при подготовке к инновационной деятельности.
Четвертая задача решена тем, что нам удалось теоретически обосновать и разработать содержание и организационные формы процесса формирования экономической направленности технического творчества детей как компонента их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования.
Также мы организовали опытно-поисковую работу по проверке содержания организационных форм процесса формирования экономической направленности технического творчества на базе политехнического отделения Дворца молодежи г. Екатеринбурга. В результате данной опытно-поисковой работы были выявлены недостатки существующих организационных форм обучения экономической направленности технического творчества детей и предложены критерии оценки образовательного учреждения на готовность учреждения подготовке детей к инновационной деятельности.
В связи с пандемией короновируса COVID-19, к сожалению, в полной мере исследовательскую работу нам провести не удалось, однако мы сформировали предложения по корректировке организационных форм обучения техническому творчеству детей, реализуя структурно-функциональную модель подготовки учащихся к инновационной деятельности. Данная модель подготовки к инновационной деятельности в педагогической системе развития технического творчества включила в себя:1) этап обучения экономической деятельности и инновационному предпринимательству; 2) этап подготовки к реализации продукта творческой деятельности; 3) этап реализации продукта.
Также было предложено более активное участие в создании и использовании Школьных компаний в процессе творческой деятельности для активизации процессов по созданию, продвижению и реализации продуктов технического творчества детей.
В результате проведенных исследований, нам удалось сформулировать предположение о том, что именно обучение инновационному предпринимательству позволит наиболее эффективно сформировать экономическую направленность технического творчества школьников и поможет формированию экономически осознанного отношения школьников к техническому творчеству, рационализации и изобретательству, а также сориентирует их на эффективную работу в сфере научно-технического прогресса и освоение новой техники и технологий.
Проведенная исследовательская работа подтвердила правомерность сформулированной нами гипотезы о необходимых и достаточных условиях формирования экономической направленности технического творчества школьников и возможности организации инновационной деятельности в педагогической системе развития технического творчества.
Сегодня дети хотят заниматься техническим творчеством, очень много талантливых и одаренных детей. Обладая современным высококлассным оборудованием и квалифицированными специалистами, можно смело двигаться вперед. Задача современной школы - подготовка обучающихся к творческой деятельности, создание благоприятной обстановки для создания «стартапов», бизнес-идей и инноваций. Все это в будущем поможет сегодняшним школьникам более удачно реализоваться в профессиональной деятельности, а экономика страны, только выиграет от этого.



1. Алексеев В.Е. Педагогические проблемы развития технического творчества молодежи. - Ташкент: Фан, 1980. 150с.
2. Алексеев В.Е., Влазнев А.И., Комский Д.М. Деятельность учащихся в сфере техники: сущность основных понятий и педагогический аспект // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург, 1995. - Вып. 1. - С. 107-118.
3. Алые паруса // Школьная компания «Сладкая минутка» [Электронный
ресурс]. URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/02/13/shkolnaya-
kompaniya.
4. Аменд А.Ф. Дидактические основы эколого-экономического общего образования: Автореф. дис....д-ра пед. наук: - Екатеринбург, 1997. 58с.
5. Анисимов Н.М. Теоретические и экспериментальные основы технологии обучения студентов изобретательской и инновационной деятельности: Дис....д-ра пед. наук: -М., 1998. 420с.
6. Арсеньтев В.А. Особенности использования научного труда в условиях современного капитализма: Дис....канд. экон. наук: - М., 1990. 422с.
7. Бажутин В.В., Кирикова 3.3., Крохина Н.В., Осипова И.В., Тарасюк О.В. Образовательно-ориентированный подход к профессиографии / Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 175с.
8. Безрукова B.C. Педагогика: Учеб. для инж.-пед. спец. / Екатеринбург. Обл. ин-т развития регионального образования.- Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. 320 с.
9. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения./ Ин-т развития проф. образования. - М., 1995. 336с.
10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. 192с.
11. Бородина Н.В. Применение деловых игр в инженерной подготовке будущих инженеров-педагогов: Дис....канд. пед. наук / НИИ проф.-техн. педагогики. -Казань, 1990. С. 65.
12. Брусов В.А. Проблемы повышения экономической эффективности массового технического творчества трудящихся в условиях развитого социализма / на материалах предприятий промышленности западных областей УССР: дис....канд. экон. наук. -М., 1974. - С. 87-156.
13. Вагизова В.И. Финансово-кредитное обеспечение инновационной деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям: Дис....канд. экон. наук: -Казань. 1996. 210с.
14. Василевская A.M., Пономарева Р.А. Развитие технического творческого мышления у подростков и юношества. - Киев: Вища шк., 1982. 144с.
15. Васильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся.-М.: Педагогика, 1983. 93с.
16. Глебанова А.Ю. Экономические аспекты инновационного процесса: (Проблемы управляемости): Дис....канд. экон. наук. - М., 1994. 218с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ