Глава I. Теоретические основы изучения социальной информатики в школе 5
§ 1.1. Цель и назначение актуализации содержания школьного курса
информатики 5
§ 1.2. «Основы социальной информатики» в школьном курсе информатики .... 12 § 1.3. Анализ авторских УМК на предмет количества часов обучения теме «Основы социальной информатики» 19
Глава II. Разработка методики изучения темы «Основы социальной информатики» 28
§ 2.1. Методические рекомендации по изучению темы «Основы социальной информатики» 28
§ 2.2. Конспекты к урокам по теме «Основы социальной информатики» 35
§ 2.3. Апробация методики изучения темы «Основы социальной информатики»46 Заключение 57
Список информационных источников 60
Приложения 67
Актуальность работы обусловлена тем, что переход современного общества к информационному определяется процессом информатизации, использованием информации в качестве основного общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию и интеллектуализацию основных сфер человеческой деятельности. Российское законодательство позволяет фиксировать произошедшие изменения, которые связаны с процессом информатизации всей системы образования, а именно внедрением информационных технологий и электронного обучения в организацию образовательной деятельности посредством обеспечения свободного доступа к информационным ресурсам.
Проблемой отбора содержания школьного курса информатики занимались многие российские ученые (Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, С.А. Бешенков, А.В. Горячев, А.Г. Гейн, А.П. Ершов, Г.А. Звенигородский, А.А. Кузнецов, А.Г. Кушниренко, М.П. Лапчик, А.Г. Леонов, А.В. Могилев, Н.В. Матвеева, Ю.А. Первин, К.Ю. Поляков, М.А. Плаксин, Е.А. Ракитина, Т.А. Рудченко, И.Г. Семакин, А.Л. Семенов, Н.Д. Угринович и др.).
Объект исследования: процесс обучения информатики в школе.
Предмет исследования: содержание раздела «Основы социальной информатики».
Цель работы: разработать методические рекомендации при изучении раздела «Основы социальной информатики»
Для ее достижения решаются следующие задачи:
- изучить цель и назначение актуализации содержания школьного курса информатики;
- охарактеризовать тему «Основы социальной информатики» в школьном курсе информатики;
- исследовать применение информационно-коммуникационных технологий при изучении темы «Основы социальной информатики»;
- разработать методические рекомендации по изучению раздела «Основы социальной информатики»;
- разработать конспекты к урокам по теме «Основы социальной информатики»;
- провести апробацию методики изучения темы «Основы социальной информатики».
Для решения поставленных задач использованы следующие методы: сравнительный, системный с помощью которых раскрывается суть, характерные признаки и составляющие разбираемого явления, также анализ литературы по исследуемой теме, обобщение накопленного опыта и материала.
В качестве источников использованы нормативно-правовые акты, определяющие государственную политику в области образования, федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке персональных данных, а также существующие курсы по предмету «Информатика» и теме «Основы социальной информатики».
Практическая значимость работы: методика изучения темы «Основы социальной информатики» разработана для удовлетворения потребностей личности в современных средствах представления содержания образования по дисциплине «Информатика».
Данная работа состоит из введения, заключения, двух глав, списка литературы, приложения.
Итак, в ходе написания данной дипломной работы нами была поставлена цель обосновать и представить методику изучения темы «Основы социальной информатики».
Для ее достижения нами были решены следующие задачи:
- были изучены цель и назначение актуализации содержания школьного курса информатики;
- охарактеризована тема «Основы социальной информатики» в школьном курсе информатики;
- исследовано применение информационно-коммуникационных
технологий при изучении темы «Основы социальной информатики»;
- даны методические рекомендации по изучению темы «Основы социальной информатики»;
- разработаны конспекты к урокам по теме «Основы социальной информатики»;
- проведена апробация методики изучения темы «Основы социальной информатики».
По итогам работы мы можем сделать следующие выводы.
Актуализируя курс содержания обучения информатике, учитель должен учитывать требования ФГОС к планируемым личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам обучающихся. Проектируя замысел отдельного современного учебного занятия по информатике в соответствии с требованиями ФГОС, педагог стимулирует учебные мотивы у ученика, активизирует их учебную деятельность, обеспечивает рефлексию на основе применения педагогом современных педагогических технологий информационно-образовательной среды. Результатом работы педагога будет сформированность навыков и умений у обучающихся по использованию компьютера и программного обеспечения для решения практических задач.
Изучение понятий социальной информатики направлено, прежде всего, на формирование компетентности школьников в части этических и правовых аспектов жизни в информационном обществе.
В соответствии с образовательными стандартами изучение содержательной линии социальной информатики должно происходить на базовом (7-9 или 10-11 классы) и профильном уровне (10-11 классы). Если на базовом уровне изучаются основы социальной информатики, то на профильном уровне рассматриваются такие вопросы как: психофизиология
информационной деятельности; роль информации в современном обществе; общественные механизмы в сфере информации.
Значение содержательной линии социальной информатики в современных условиях безусловно, возрастает, и требует пересмотра как содержания учебного материала, так и методических подходов к преподаванию.
Содержание темы «Основы социальной информатики» претерпевает существенные изменения практически непрерывно. Поэтому внеурочная деятельность занимает важное место в изучении этой темы. Особое место отводится поисковой и исследовательской работе. Целесообразна организация поисковой работы по следующим направлениям:
- законодательство, регулирующее информационное взаимодействие;
- этические нормы информационного взаимодействия;
- компьютерная безопасность.
Цели и задачи поисковых работ могут быть актуализированы учителем уровнем остаточных знаний, обучающихся с учётом текущей ситуации. Рекомендуется также организация деятельности обучающихся по выполнению проекта «Преодоление недостатков Интернета как информационной среды». Выполнение проекта предполагает систематизацию полученных знаний и продуктивную деятельность по рационализации культурного образца.
Нами были разработаны конспекты к урокам по теме «Основы социальной информатики». Для учеников целесообразно выделить следующие основные цели изучения данной темы: формирование компьютерной грамотности; развитие логического мышления; развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач; умение целенаправленно работать с информацией; формирование элементарных компьютерных навыков (знакомство с элементарными понятиями из сферы информационных технологий).
В процессе апробации удалось:
1. обеспечить вхождение учащихся в информационное общество;
2. научить учащихся пользоваться компьютерными программами (текстовый, графический редакторы, электронные таблицы, электронная почта и другие информационные технологии);
3. сформировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность для самостоятельной творческой работы, личностно-значимой для учащегося;
4. сформировать у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.
Апробация прошла успешно, этому способствовал большой интерес учеников к данной теме. Цель работы достигнута, задачи выполнены.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // «Российская газета», N 303, 31.12.2012.
2. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226) // Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.09.2017
3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от
11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования » (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 9, 28.02.2011.
4. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от
11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования » (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) // «Российская газета», N 139,
21.06.2012.
5. Агамов А.А. Когнитивные и аксиологические компоненты социальной информатики // В сборнике: Современная наука и инновационные образовательные технологии. Материалы V Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и магистрантов Ставропольского института кооперации (филиала) БУКЭП. Под общей редакцией В.Н. Глаза, В.И. Бережного. 2019. С. 267 -269.
6. Агапов Е. «Социальная информатика: Учебное пособие». - М.: Нехудожественная литература, Инфра-М. 2019.
7. Баранова, Е.К. Основы информатики и защиты информации: Учебное пособие / Е.К. Баранова. - М.: Риор, 2016. - 199 с.
8. Бельчусов А.А. Методика преподавания темы основы социальной информатики // В сборнике: Интернет-технологии в образовании. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. отв. ред. Н. В. Софронова. 2019. С. 10-20.
9. Беляева Т. М., Кудинов А. Т., Пальянова Н. В. Правовая информатика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / ред. Чубукова С. Г. М.: Юрайт, 2019. 314 С.
10. Бешенков С. А. Формирование содержания курса информатики в контексте обеспечения информационной безопасности личности // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2019. №2. С. 128-137
11. Бороненко Т. А. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды // ПНиО. 2019. №2 (38). С. 167-193
12. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 160 с
13. Буславский А. А. Информатика, 6-11 классы: примерное
календарно-тематическое планирование: пособие для учителей учреждений общ. сред, образования / А. А. Буславский [и др.]; М-во образования Респ. Беларусь. - Минск: НИО, Аверсэв, 2018. - 44 с
14. Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии: учебник для вузов / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 383 С.
15. Гасумова, С. Е. Социальная информатика: учебник и практикум для вузов / С. Е. Гасумова. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 284 С.
16. Гендина, Н. И. Информационная культура личности в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для вузов / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова, Л. Н. Рябцева; под научной редакцией Н. И. Гендиной. - Москва: Юрайт, 2021. - 356 С.
...