Методика изучения темы «Основы социальной информатики»
|
Глава I. Теоретические основы изучения социальной информатики в школе 5
§ 1.1. Цель и назначение актуализации содержания школьного курса
информатики 5
§ 1.2. «Основы социальной информатики» в школьном курсе информатики .... 12 § 1.3. Анализ авторских УМК на предмет количества часов обучения теме «Основы социальной информатики» 19
Глава II. Разработка методики изучения темы «Основы социальной информатики» 28
§ 2.1. Методические рекомендации по изучению темы «Основы социальной информатики» 28
§ 2.2. Конспекты к урокам по теме «Основы социальной информатики» 35
§ 2.3. Апробация методики изучения темы «Основы социальной информатики»46 Заключение 57
Список информационных источников 60
Приложения 67
§ 1.1. Цель и назначение актуализации содержания школьного курса
информатики 5
§ 1.2. «Основы социальной информатики» в школьном курсе информатики .... 12 § 1.3. Анализ авторских УМК на предмет количества часов обучения теме «Основы социальной информатики» 19
Глава II. Разработка методики изучения темы «Основы социальной информатики» 28
§ 2.1. Методические рекомендации по изучению темы «Основы социальной информатики» 28
§ 2.2. Конспекты к урокам по теме «Основы социальной информатики» 35
§ 2.3. Апробация методики изучения темы «Основы социальной информатики»46 Заключение 57
Список информационных источников 60
Приложения 67
Актуальность работы обусловлена тем, что переход современного общества к информационному определяется процессом информатизации, использованием информации в качестве основного общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию и интеллектуализацию основных сфер человеческой деятельности. Российское законодательство позволяет фиксировать произошедшие изменения, которые связаны с процессом информатизации всей системы образования, а именно внедрением информационных технологий и электронного обучения в организацию образовательной деятельности посредством обеспечения свободного доступа к информационным ресурсам.
Проблемой отбора содержания школьного курса информатики занимались многие российские ученые (Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, С.А. Бешенков, А.В. Горячев, А.Г. Гейн, А.П. Ершов, Г.А. Звенигородский, А.А. Кузнецов, А.Г. Кушниренко, М.П. Лапчик, А.Г. Леонов, А.В. Могилев, Н.В. Матвеева, Ю.А. Первин, К.Ю. Поляков, М.А. Плаксин, Е.А. Ракитина, Т.А. Рудченко, И.Г. Семакин, А.Л. Семенов, Н.Д. Угринович и др.).
Объект исследования: процесс обучения информатики в школе.
Предмет исследования: содержание раздела «Основы социальной информатики».
Цель работы: разработать методические рекомендации при изучении раздела «Основы социальной информатики»
Для ее достижения решаются следующие задачи:
- изучить цель и назначение актуализации содержания школьного курса информатики;
- охарактеризовать тему «Основы социальной информатики» в школьном курсе информатики;
- исследовать применение информационно-коммуникационных технологий при изучении темы «Основы социальной информатики»;
- разработать методические рекомендации по изучению раздела «Основы социальной информатики»;
- разработать конспекты к урокам по теме «Основы социальной информатики»;
- провести апробацию методики изучения темы «Основы социальной информатики».
Для решения поставленных задач использованы следующие методы: сравнительный, системный с помощью которых раскрывается суть, характерные признаки и составляющие разбираемого явления, также анализ литературы по исследуемой теме, обобщение накопленного опыта и материала.
В качестве источников использованы нормативно-правовые акты, определяющие государственную политику в области образования, федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке персональных данных, а также существующие курсы по предмету «Информатика» и теме «Основы социальной информатики».
Практическая значимость работы: методика изучения темы «Основы социальной информатики» разработана для удовлетворения потребностей личности в современных средствах представления содержания образования по дисциплине «Информатика».
Данная работа состоит из введения, заключения, двух глав, списка литературы, приложения.
Проблемой отбора содержания школьного курса информатики занимались многие российские ученые (Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, С.А. Бешенков, А.В. Горячев, А.Г. Гейн, А.П. Ершов, Г.А. Звенигородский, А.А. Кузнецов, А.Г. Кушниренко, М.П. Лапчик, А.Г. Леонов, А.В. Могилев, Н.В. Матвеева, Ю.А. Первин, К.Ю. Поляков, М.А. Плаксин, Е.А. Ракитина, Т.А. Рудченко, И.Г. Семакин, А.Л. Семенов, Н.Д. Угринович и др.).
Объект исследования: процесс обучения информатики в школе.
Предмет исследования: содержание раздела «Основы социальной информатики».
Цель работы: разработать методические рекомендации при изучении раздела «Основы социальной информатики»
Для ее достижения решаются следующие задачи:
- изучить цель и назначение актуализации содержания школьного курса информатики;
- охарактеризовать тему «Основы социальной информатики» в школьном курсе информатики;
- исследовать применение информационно-коммуникационных технологий при изучении темы «Основы социальной информатики»;
- разработать методические рекомендации по изучению раздела «Основы социальной информатики»;
- разработать конспекты к урокам по теме «Основы социальной информатики»;
- провести апробацию методики изучения темы «Основы социальной информатики».
Для решения поставленных задач использованы следующие методы: сравнительный, системный с помощью которых раскрывается суть, характерные признаки и составляющие разбираемого явления, также анализ литературы по исследуемой теме, обобщение накопленного опыта и материала.
В качестве источников использованы нормативно-правовые акты, определяющие государственную политику в области образования, федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке персональных данных, а также существующие курсы по предмету «Информатика» и теме «Основы социальной информатики».
Практическая значимость работы: методика изучения темы «Основы социальной информатики» разработана для удовлетворения потребностей личности в современных средствах представления содержания образования по дисциплине «Информатика».
Данная работа состоит из введения, заключения, двух глав, списка литературы, приложения.
Итак, в ходе написания данной дипломной работы нами была поставлена цель обосновать и представить методику изучения темы «Основы социальной информатики».
Для ее достижения нами были решены следующие задачи:
- были изучены цель и назначение актуализации содержания школьного курса информатики;
- охарактеризована тема «Основы социальной информатики» в школьном курсе информатики;
- исследовано применение информационно-коммуникационных
технологий при изучении темы «Основы социальной информатики»;
- даны методические рекомендации по изучению темы «Основы социальной информатики»;
- разработаны конспекты к урокам по теме «Основы социальной информатики»;
- проведена апробация методики изучения темы «Основы социальной информатики».
По итогам работы мы можем сделать следующие выводы.
Актуализируя курс содержания обучения информатике, учитель должен учитывать требования ФГОС к планируемым личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам обучающихся. Проектируя замысел отдельного современного учебного занятия по информатике в соответствии с требованиями ФГОС, педагог стимулирует учебные мотивы у ученика, активизирует их учебную деятельность, обеспечивает рефлексию на основе применения педагогом современных педагогических технологий информационно-образовательной среды. Результатом работы педагога будет сформированность навыков и умений у обучающихся по использованию компьютера и программного обеспечения для решения практических задач.
Изучение понятий социальной информатики направлено, прежде всего, на формирование компетентности школьников в части этических и правовых аспектов жизни в информационном обществе.
В соответствии с образовательными стандартами изучение содержательной линии социальной информатики должно происходить на базовом (7-9 или 10-11 классы) и профильном уровне (10-11 классы). Если на базовом уровне изучаются основы социальной информатики, то на профильном уровне рассматриваются такие вопросы как: психофизиология
информационной деятельности; роль информации в современном обществе; общественные механизмы в сфере информации.
Значение содержательной линии социальной информатики в современных условиях безусловно, возрастает, и требует пересмотра как содержания учебного материала, так и методических подходов к преподаванию.
Содержание темы «Основы социальной информатики» претерпевает существенные изменения практически непрерывно. Поэтому внеурочная деятельность занимает важное место в изучении этой темы. Особое место отводится поисковой и исследовательской работе. Целесообразна организация поисковой работы по следующим направлениям:
- законодательство, регулирующее информационное взаимодействие;
- этические нормы информационного взаимодействия;
- компьютерная безопасность.
Цели и задачи поисковых работ могут быть актуализированы учителем уровнем остаточных знаний, обучающихся с учётом текущей ситуации. Рекомендуется также организация деятельности обучающихся по выполнению проекта «Преодоление недостатков Интернета как информационной среды». Выполнение проекта предполагает систематизацию полученных знаний и продуктивную деятельность по рационализации культурного образца.
Нами были разработаны конспекты к урокам по теме «Основы социальной информатики». Для учеников целесообразно выделить следующие основные цели изучения данной темы: формирование компьютерной грамотности; развитие логического мышления; развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач; умение целенаправленно работать с информацией; формирование элементарных компьютерных навыков (знакомство с элементарными понятиями из сферы информационных технологий).
В процессе апробации удалось:
1. обеспечить вхождение учащихся в информационное общество;
2. научить учащихся пользоваться компьютерными программами (текстовый, графический редакторы, электронные таблицы, электронная почта и другие информационные технологии);
3. сформировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность для самостоятельной творческой работы, личностно-значимой для учащегося;
4. сформировать у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.
Апробация прошла успешно, этому способствовал большой интерес учеников к данной теме. Цель работы достигнута, задачи выполнены.
Для ее достижения нами были решены следующие задачи:
- были изучены цель и назначение актуализации содержания школьного курса информатики;
- охарактеризована тема «Основы социальной информатики» в школьном курсе информатики;
- исследовано применение информационно-коммуникационных
технологий при изучении темы «Основы социальной информатики»;
- даны методические рекомендации по изучению темы «Основы социальной информатики»;
- разработаны конспекты к урокам по теме «Основы социальной информатики»;
- проведена апробация методики изучения темы «Основы социальной информатики».
По итогам работы мы можем сделать следующие выводы.
Актуализируя курс содержания обучения информатике, учитель должен учитывать требования ФГОС к планируемым личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам обучающихся. Проектируя замысел отдельного современного учебного занятия по информатике в соответствии с требованиями ФГОС, педагог стимулирует учебные мотивы у ученика, активизирует их учебную деятельность, обеспечивает рефлексию на основе применения педагогом современных педагогических технологий информационно-образовательной среды. Результатом работы педагога будет сформированность навыков и умений у обучающихся по использованию компьютера и программного обеспечения для решения практических задач.
Изучение понятий социальной информатики направлено, прежде всего, на формирование компетентности школьников в части этических и правовых аспектов жизни в информационном обществе.
В соответствии с образовательными стандартами изучение содержательной линии социальной информатики должно происходить на базовом (7-9 или 10-11 классы) и профильном уровне (10-11 классы). Если на базовом уровне изучаются основы социальной информатики, то на профильном уровне рассматриваются такие вопросы как: психофизиология
информационной деятельности; роль информации в современном обществе; общественные механизмы в сфере информации.
Значение содержательной линии социальной информатики в современных условиях безусловно, возрастает, и требует пересмотра как содержания учебного материала, так и методических подходов к преподаванию.
Содержание темы «Основы социальной информатики» претерпевает существенные изменения практически непрерывно. Поэтому внеурочная деятельность занимает важное место в изучении этой темы. Особое место отводится поисковой и исследовательской работе. Целесообразна организация поисковой работы по следующим направлениям:
- законодательство, регулирующее информационное взаимодействие;
- этические нормы информационного взаимодействия;
- компьютерная безопасность.
Цели и задачи поисковых работ могут быть актуализированы учителем уровнем остаточных знаний, обучающихся с учётом текущей ситуации. Рекомендуется также организация деятельности обучающихся по выполнению проекта «Преодоление недостатков Интернета как информационной среды». Выполнение проекта предполагает систематизацию полученных знаний и продуктивную деятельность по рационализации культурного образца.
Нами были разработаны конспекты к урокам по теме «Основы социальной информатики». Для учеников целесообразно выделить следующие основные цели изучения данной темы: формирование компьютерной грамотности; развитие логического мышления; развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач; умение целенаправленно работать с информацией; формирование элементарных компьютерных навыков (знакомство с элементарными понятиями из сферы информационных технологий).
В процессе апробации удалось:
1. обеспечить вхождение учащихся в информационное общество;
2. научить учащихся пользоваться компьютерными программами (текстовый, графический редакторы, электронные таблицы, электронная почта и другие информационные технологии);
3. сформировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность для самостоятельной творческой работы, личностно-значимой для учащегося;
4. сформировать у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.
Апробация прошла успешно, этому способствовал большой интерес учеников к данной теме. Цель работы достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- Методика изучения темы «Основы социальной информатики»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - Основы социальной информатики
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Применение облачных технологий при изучении вопросов социальной информатики в 11 классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Методика обучения теме «Обратные тригонометрические функции и их свойства» в курсе изучения алгебры и начал математического анализа общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАТИКИ С ПРЕДМЕТАМИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Цифровые технологии в преподавании истории в 10 классе при изучении темы Средневековья
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Работа с источниками при изучении темы «Крымская война» в школьном курсе истории средней школы
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Активизация познавательной деятельности студентов образовательной организации при изучении темы «Управление затратами» (на примере Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского
института (филиала) КФУ)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «ИНФОРМАЦИЯ. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ» НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2013





