Дизайн-проектирование как метод освоения профессиональных компетенций дизайнера на примере проекта летнего кафе
|
Введение 3
Глава 1. Дизайн-проектирование летнего кафе как условие формирования профессиональных компетенций дизайнера по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» 6
1.1. Специфика ОПОП «Профессиональное обучение (по отраслям и
профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн)» 6
1.2. Методика формирования профессиональной компетенции у будущих дизайнеров при освоении учебной дисциплины «Дизайн-проектирование
архитектурных сооружений» 18
Глава 2. Дизайн-проектирование помещений общественного назначения на примере летнего кафе 29
2.1. Дизайн-проектирование помещений общественного назначения на
примере летнего кафе 29
2.2. Концепция и этапы проектирования летнего кафе на базе отдыха
«Бирюзовая Катунь» 36
Заключение 44
Список литературы и источников 46
Терминологический словарь 61
Приложения
Глава 1. Дизайн-проектирование летнего кафе как условие формирования профессиональных компетенций дизайнера по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» 6
1.1. Специфика ОПОП «Профессиональное обучение (по отраслям и
профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн)» 6
1.2. Методика формирования профессиональной компетенции у будущих дизайнеров при освоении учебной дисциплины «Дизайн-проектирование
архитектурных сооружений» 18
Глава 2. Дизайн-проектирование помещений общественного назначения на примере летнего кафе 29
2.1. Дизайн-проектирование помещений общественного назначения на
примере летнего кафе 29
2.2. Концепция и этапы проектирования летнего кафе на базе отдыха
«Бирюзовая Катунь» 36
Заключение 44
Список литературы и источников 46
Терминологический словарь 61
Приложения
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных экономических условиях растет спрос на дизайнерские проекты, особенно на дизайн среды, в частности дизайна архитектурных сооружений, жилых помещений, особенно помещений общественного пользования, таких как рестораны, кофейни, кафе и т.д. Ресторанный бизнес в настоящие время является самым прогрессирующим бизнесом, об этом говорят цифры, что за последние пять в России увеличился рост мест общественного питания на 50%, особо в районах, где развивается туризм, в частности в Республике Алтай. Данный спрос растет с развитием частного и малого бизнеса, все больше открываются мест для общественного посещения, для этого требуются хорошие дизайн - проекты, выполненные на высоком профессиональном уровне, именно поэтому востребована специальность дизайнера по проектированию архитектурных сооружений, по созданию интерьеров и экстерьеров.
Степень изученности проблемы. Данная исследовательская работа, многогранна ее мы рассматриваем с разных сторон, т.е она имеет междисциплинарный подход: искусствоведения, дизайна, архитектуры педагогики и методики преподавания. При изучении архитектуры мы обращались к трудам А.В.Иконникова «Архитектура XX века. Утопии и реальность» по вопросам дизайна нам были полезны следующие труды: И.А Розенсон. «Основы теории дизайна» Н.В Воронов. «Российский дизайн» В.Г, Власов. «Стили в искусстве» Очерки истории отечественного дизайна». По вопросам об истории заведений общественного питания написаны труды Ю. Демиденко и В.М. Тимирьяновой. Научные труды по теории и методики обучения дизайну написаны И.Т. Волкотруб и Н.В. Вороновой. В настоящее время в научно-педагогической литературе подробно освещаются проблемы образования направленные на формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов. По данной проблематике освящены труды следующих исследователей:, В.И. Байденко, И.Г. Галямина, Сыманюк Ю.Г., И.Г. Агапова, М.Д. Бершадской, О.М. Карпенко, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Хуторской. К проблеме профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений обращались А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя К.Э. Безукладников, В.Л. Бозаджиев, Э.Ф. Зеер, А.И Субетто. Санникова, А.И. Л.К. Колесников и др.
Ряд исследователей посвящали свои труды проблеме общей культуры и компетентности студентов-дизайнеров: Т. А. Муртазина (формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств»), Т. В. Габдрахманова (формирование компетентности дизайнера в процессе производственной практики), Р. П. Тарасова (формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера в учебно-профессиональной деятельности), С. В. Тухбатуллина (формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения). А.В. Щеглова (формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно¬
пространственной композиции), С.В. Фроловой (формирование инженерно-технической компетенции будущего специалиста дизайнера)
Цель исследования:
Выявить специфику формирования профессиональных компетенций в профессиональном образовании дизайнеров.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Определить специфику ОПОП «Профессиональное обучение (по отраслям)»
2. Рассмотреть методику формирования профессиональной компетенции у будущих дизайнеров при освоении учебной дисциплины «Дизайн - проектирование помещений
3. Выявить особенности дизайн-проектирования современных помещений общественного назначения
4. Создание дизайн-проекта летнего кафе с применением графических редакторов.
Объект исследования специфика дизайн - проектирования летнего кафе
Предмет исследования профессиональное обучение студентов дизайн-проектированию средовому дизайну на примере проектирования летнего кафе
Методы исследования: В процессе исследования применялись такие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, метод обобщения, метод моделирования, методы системного и сравнительного анализа и синтеза полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что л данный материал расширяет понятие о компетенции в дизайн - образовании бакалавров. Результаты исследования могут использоваться для дальнейшего изучения и исследования данной темы.
Практическая значимость исследования: разработанную методику формирования профессиональной компетенции у будущих дизайнеров можно использовать на лекционных и практических занятиях. Материал исследования значим, для практических работ в проектировании архитектурных сооружений.
Объем и структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается проблема исследования, указывается цель, объект, предмет, задачи и методы исследования.
Степень изученности проблемы. Данная исследовательская работа, многогранна ее мы рассматриваем с разных сторон, т.е она имеет междисциплинарный подход: искусствоведения, дизайна, архитектуры педагогики и методики преподавания. При изучении архитектуры мы обращались к трудам А.В.Иконникова «Архитектура XX века. Утопии и реальность» по вопросам дизайна нам были полезны следующие труды: И.А Розенсон. «Основы теории дизайна» Н.В Воронов. «Российский дизайн» В.Г, Власов. «Стили в искусстве» Очерки истории отечественного дизайна». По вопросам об истории заведений общественного питания написаны труды Ю. Демиденко и В.М. Тимирьяновой. Научные труды по теории и методики обучения дизайну написаны И.Т. Волкотруб и Н.В. Вороновой. В настоящее время в научно-педагогической литературе подробно освещаются проблемы образования направленные на формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов. По данной проблематике освящены труды следующих исследователей:, В.И. Байденко, И.Г. Галямина, Сыманюк Ю.Г., И.Г. Агапова, М.Д. Бершадской, О.М. Карпенко, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Хуторской. К проблеме профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений обращались А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя К.Э. Безукладников, В.Л. Бозаджиев, Э.Ф. Зеер, А.И Субетто. Санникова, А.И. Л.К. Колесников и др.
Ряд исследователей посвящали свои труды проблеме общей культуры и компетентности студентов-дизайнеров: Т. А. Муртазина (формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств»), Т. В. Габдрахманова (формирование компетентности дизайнера в процессе производственной практики), Р. П. Тарасова (формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера в учебно-профессиональной деятельности), С. В. Тухбатуллина (формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения). А.В. Щеглова (формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно¬
пространственной композиции), С.В. Фроловой (формирование инженерно-технической компетенции будущего специалиста дизайнера)
Цель исследования:
Выявить специфику формирования профессиональных компетенций в профессиональном образовании дизайнеров.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Определить специфику ОПОП «Профессиональное обучение (по отраслям)»
2. Рассмотреть методику формирования профессиональной компетенции у будущих дизайнеров при освоении учебной дисциплины «Дизайн - проектирование помещений
3. Выявить особенности дизайн-проектирования современных помещений общественного назначения
4. Создание дизайн-проекта летнего кафе с применением графических редакторов.
Объект исследования специфика дизайн - проектирования летнего кафе
Предмет исследования профессиональное обучение студентов дизайн-проектированию средовому дизайну на примере проектирования летнего кафе
Методы исследования: В процессе исследования применялись такие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, метод обобщения, метод моделирования, методы системного и сравнительного анализа и синтеза полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что л данный материал расширяет понятие о компетенции в дизайн - образовании бакалавров. Результаты исследования могут использоваться для дальнейшего изучения и исследования данной темы.
Практическая значимость исследования: разработанную методику формирования профессиональной компетенции у будущих дизайнеров можно использовать на лекционных и практических занятиях. Материал исследования значим, для практических работ в проектировании архитектурных сооружений.
Объем и структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается проблема исследования, указывается цель, объект, предмет, задачи и методы исследования.
В результате исследования мы выполнили, поставленную цель и решили задачи. Дизайн-образование в России это достаточно новое и перспективное направление в сфере образования. Оно многогранно, готовит универсальных специалистов, которые должны владеть разными компетенциями. Чтобы спроектировать какое - либо здание, дизайнер должен много знать и историю архитектурных стилей, и материаловедение, и эргономику. Также будущий дизайнер должен уметь общаться с людьми ему предстоит работа с заказчиками, т. Знать психологию человека. Будущий дизайнер должен хорошо знать, цветоведение, композицию, чтобы грамотно спроектировать проект. Если дизайнер специализируется в области средового дизайна, то он должен хорошо знать строительное черчение и уметь читать чертежи. В век цифровых и компьютерных технологий основной инструмент дизайнера - это компьютер и графический редактор, дизайнер должен знать все принципы и методы работы в графических редакторах, владеть цифровыми инструментами и уметь создавать уже готовые проекты. Повышает профессиональную компетентность у будущих дизайнеров практические работы, где они непосредственно осваивают компьютерные графические редакторы. Таким образом, мы пришли к выводу, что компетентностный подход стал основой в профессиональном образовании. Где будущие специалисты должны владеть специальными компетенциями, делящие по уровням. Они должны знать, уметь и владеть. В Алтайском государственном университете также реализуется компетентностный подход в обучении будущих дизайнеров. На факультете искусств и дизайна, реализуется образовательная программа» профессиональное обучение дизайн (по отраслям) 44.03.04.
Целью нашей работы было создание проекта летнего кафе «Бирюзовая Катунь» во время проектирования макета летнего кафе «Бирюзовая Катунь» мы освоили ряд профессиональных компетенций.
Научились создавать строительные чертежи, овладели инструментами графического редактора, освоили принципами построения малого архитектурного сооружения, несомненно, все полученные компетенции нам пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности. А также узнали очень много нового: специфику дизайна и построение летнего кафе, материалы используемые в строительстве, мебель для летнего кафе, т.е. мы не только овладели практическими навыками, но получили большую базу теоретических знаний, которые нам, несомненно, пригодятся в будущей профессиональной деятельности дизайнера.
Целью нашей работы было создание проекта летнего кафе «Бирюзовая Катунь» во время проектирования макета летнего кафе «Бирюзовая Катунь» мы освоили ряд профессиональных компетенций.
Научились создавать строительные чертежи, овладели инструментами графического редактора, освоили принципами построения малого архитектурного сооружения, несомненно, все полученные компетенции нам пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности. А также узнали очень много нового: специфику дизайна и построение летнего кафе, материалы используемые в строительстве, мебель для летнего кафе, т.е. мы не только овладели практическими навыками, но получили большую базу теоретических знаний, которые нам, несомненно, пригодятся в будущей профессиональной деятельности дизайнера.



