Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роспись по дереву как средство развития творческих способностей студентов в системе художественного образования СПО

Работа №94750

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы103
Год сдачи2020
Стоимость5730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Методологические основы изучения росписи по дереву студентов в системе художественного образования 16
1.1 Исторические аспекты становления традиционного декоративно¬
прикладного искусства в России 16
1.2 Роль этнокультурного компонента в художественно-творческой
подготовке студентов 26
1.3 Роспись по дереву как средство формирования творческих
способностей студентов 35
Глава 2 Педагогические основы формирования творческой направленности студентов в процессе обучения декоративно-прикладному
искусству и росписи по дереву 45
2.1 Развитие творческих способностей студентов в сфере
профессиональной подготовки и декоративно-прикладного искусства... .45
2.2 Виды и техники росписи по дереву 52
2.3 Сохранение и развитие национальных традиций декоративно¬
прикладного искусства и росписи по дереву как основа художественно-
творческого компонента в обучении студентов 63
Заключение 72
Список источников и литературы 76
Иллюстрации 85
Список иллюстраций 94
Приложение


В связи с преобразованиями в сферах деятельности передового общества огромное внимание уделяется художественному образованию и эстетическому воспитанию юного поколения, которое нацелено на развитие творческих способностей, так как именно на личность с ее нравственным потенциалом направлена сейчас система образования.
В передовых критериях становления нашего общества огромное внимание уделяется системе художественного образования и
эстетического воспитания, методом сотворения непрерывного образовательного процесса, который производит, готовность к самостоятельному мышлению и творческому подходу. В данном ему может помочь образовавшаяся практика подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства, которая имеет широкие способности, потому что базируется на многолетнем эксперименте многих поколений.
Это познание способствует решению труднейших задач в области эстетического воспитания подрастающего поколения. Как раз навык является основой сотворения новых предметов с внедрением новых технологий, так как огромный кладезь этнической мудрости, красоты, любви и доброты сберегает в себе культура и искусства минувшего времени. Этот источник по правде не исчерпаем, и требует к себе особого трепетного и бережного отношения. Наследие прикладного искусства - отправная точка передового декоративно- прикладного творчества.
Эта тема актуальна тем, что становление творческих способностей требует новых подходов в процессе подготовки специалистов в высших учебных заведениях. В этом плане освоение технологий, методик, технических приёмов ремесла в декоративно-прикладном искусстве идёт в тесной взаимосвязи с развитием образного, пространственного, и творческого мышления. В современном подходе важна разработка новых методических пособий, благодаря которым студенты сумеют наглядно осваивать технику росписи.
Проблема развития творческих способностей - одна из главных в педагогической науке и декоративно-прикладном искусстве. Это сыскало отражение в философских трудах Платона, Аристотеля, Августина, Дж. Бруно, Б. Спинозы, И. Канта, С. Рубинштейна, Г. Уоллеса. О творчестве как философской категории, думали представители разных эпох: П. К. Энгельмейер («Теория творчества»), Н. А. Бердяев («Философия свободы» и «Смысл творчества »), А. Либиэр («Философия творчества»). Гегель оценивал творчество как процесс саморазвития, импульс которому дает лежащее в его основании возражение. К. Маркс отводил творчеству роль разновидности работы человека, а развитие личности оценивал в итоге предметно-деятельного характера отношения человека и мира. Критикуя передовую ему культуру, Ф. Ницше видел предназначение творчества в преобразовании самой сути человека. В философии творчество рассматривается как работа человека, порождающая что-то качественно новое: новые объекты и их смысл, схемы поведения и общения, новые образы знания.
С точки зрения психологии, творчество считается
целеустремленным, упорным, тяжелым трудом. Оно настроено на мыслительную активность, умственную возможность, волевую,
эмоциональную черту и высокую работоспособность. Б.М. Теплов оценивал творческие способности, прежде всего, как индивидуально-психологические различия между людьми. Давая определение способностей, ученый считает, что оно должно включать в себя Зпризнака: во-первых, под способностями предполагаются индивидуально¬психологические особенности, отличающие 1-го человека от другого; никто не будет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении коих все-люди равны;
во-вторых, способностями именуют не вообще личные особенности, а только те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой- нибудь деятельности или множества деятельностей;
в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, способностям или же умениям, которые уже выработаны у представленного человека.
Б.М. Теплов в своей работе «Проблемы индивидуальных различий» выдвигает положение о том, собственно, что успешное творческое выполнение работы имеет возможность быть достигнуто психологически различными путями. Он акцентирует внимание, собственно на то что нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один метод удачного выполнения каждой работы. Ученый считает, что эти методы безгранично многообразны, так же многообразны, как многообразны человеческие возможности.
Фундаментальную теоретическую и практическую разработку проблема способностей получила в трудах С.Л. Рубинштейна, прежде всего, в проекте становления, формирования способностей, а позднее - в проекте выявления их психологической структуры.
В своих трудах, таких как «Основы общей психологии», «Бытие и сознание», «Принципы и пути развития психологии» С.Л. Рубинштейн понимал под способностями пригодность к конкретной работе. Он считал, что ключевыми показателями, которые дают возможность рассуждать о способностях, считается легкость усвоения новой работы, а еще широта переноса произведенных индивидом методов восприятия и воздействия с одной деятельности на иную. Способность, по мнению С.Л. Рубинштейна, дает сложное синтетическое воспитание личности.
Большое внимание и Б.М. Теплов и С.Л. Рубинштейн уделяли вопросу о роли задатков в развитии способностей. В частности Б.М. Теплов, выступал против признания врожденности способностей и считал, собственно, что врожденными могут быть известные природные предпосылки, к которым относил задатки. По данному поводу он писал: «Врожденными имеют все шансы быть только анатома - физиологические способности, т.е. задатки, которые лежат в базе становления способностей, сами же способности всякий раз считаются итогом развития».
С.Л. Рубинштейн, как и Б.М. Теплов, считает, что способности не сводятся к познаниям, умениям, возможностям. Анализируя их взаимоотношение, ученые предполагают вывод о обоюдной
обусловленности данных мнений: с одной стороны, способности - посылка овладения познаниями и умениями, с иной - в процессе этого овладения происходит составления способностей.
С.Л. Рубинштейн некоторое количество раз определяет способности в различном свете. Определяя способность в плане развития, С.Л. Рубинштейн намечает двойственность расклада в определении способностей. По его воззрению, способность - это сложное синтетическое воспитание, включающее ряд качеств, без коих, человек не был способен к какой-нибудь работе, и свойств, которые лишь в процессе определённым образом организованной деятельности вырабатываются.
Способности развиваются на базе всевозможных психофизических функций и психических процессов. С.Л. Рубинштейн уже говорит о роли психофизических функций. Позже, развивая подходы Б.М. Теплова и С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадриков воспользовался понятием «функциональная система» для определения понятий «способности» и «одарённость» с позиции психофизических функций.
Творчество в педагогике - это одна из более натуральных форм реализации потребности поиска настоящих познаний, которая выражается в проявлении способности человека к принятию других заключений, генерации необычных мыслей. Вероятность человека интегрировать собственные умения в практическую работу есть проявление
способностей к творчеству. Задачами творческих способностей были заинтересованы еще А.И. Донцов, В.Н. Дружинин, В.П. Зинченко ими были обнаружены особенности и закономерности формирования творческих способностей учащихся.
Вопросы, творчества и его пространства в формировании личности, освещаются в трудах Н.С. Боголюбова « Формирование творческих способностей способами изобразительного искусства с учетом персонального подхода». Он ставит акцент, на такой факт как память «Изобразительное искусство невообразимо без оперирования видами памяти и представлений, которые в совокупности со зрительными видами, приобретенными именно в процессе рисования с натуры, делают настоящий образ...». В программе разработанной доктором
педагогических наук, профессором Кузиным В.С. особенное место выделяется такой цели как, становление у студентов внимания к внутреннему миру человека, способности «углублению в себя», знанию собственных внутренних переживаний. Так же выделяет такую цель, как становление творческих способностей студентов, образного и
ассоциативного мышления, воображении, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия реальности. Большакова Л.А. определяет творческие способности как сложное собственное качество, отражающее дееспособность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а еще разрешает оказывать помощь в творческой самореализации иным людям. Это высочайший уровень увлечённости, умственной активности, познавательной самодеятельности личности.
Вопросами становления творческих способностей учащихся в процессе занятий по особым дисциплинам занимались преподаватели Г.В. Беда, Н.С. Боголюбов, П.Г. Демчев, С.П. Ломов, В.К. Лебедко, Е.В. Шорохов, Н.Н. Ростовцев, В.П. Строков и др. В данных работах освящены не лишь только трудности творческого становления личности, но и трудности использования декоративно-прикладного искусства в системе образования как способа приобщения к художественному творчеству.
Важный вклад в концепцию, раскрывающую социальный, нравственный, эстетический и искусствоведческий аспект этнического искусства, внесли научные работы П.Г. Богатырева, И.Я. Богуславской, Г.К. Вагнера, В.М. Василенко, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, А.Б. Салтыкова, Шпикаловой Т.Я. и др.
Статья И.Я. Богуславской « Предпосылки и истоки местных художественных особенностей в народном искусстве» приурочена к аспектам и предпосылкам, которые воздействуют на появление и становления такого же или другого этнического промысла. В первую очередь, создатель обращает внимание на то, как воздействует на зарождение промысла географическое состояние территории и природа края. Как это определяет уклад жизни населения, его трудовую деятельность, определяет типы жилища, одежды. Кроме этого, на появление промысла влияют и другие предпосылки: историческое прошлое, социальный состав населения, взаимодействие населения с культурами других народов.
Изменения, происходившие вследствие прогресса, приводили к образованию новых промыслов на базе старых. Так, к примеру, возникновение в XIX веке на Волге пароходов привело к тому, что корабельные резчики стали опытными исполнителями домовой резьбы.
В каждой местности формировался не только свой тип, но и известный тут орнамент, узор. Постепенно бытовое ремесло дополнялось выходом в свет организованных промыслов.
Проблеме изучения этнического искусства приурочена и другая статья «Методология исследования народного искусства в исторических реалиях времени. Опыт и перспективы». Автор статьи М.А. Некрасова оценивает предпосылки слабой разработанности методологического аппарата русского этнического искусства. Она представляет нам эту проблему в контексте истории. Как в различные исторические времена правительство определяло этническое искусство.
В искусствоведении народное искусство не получило своего места, а было отнесено к декоративно-прикладному, или к этнографии. Художественный образ длительное время вообще не исследовался. Аналогичное отношение на уровне государства не содействовало развитию традиционного искусства, ни как вида, ни как области искусствознания.
Главную причину не разработанности методологии автор видит в том, что отсутствовало осознание традиционного русского искусства как духовного явления культуры.
Разбирая проблему художественного образа, М.А. Некрасова
отмечает, что образность часто толковалась неверно. Происходило это в силу того, что мотивы этнического искусства сходные с античными, обретали во времени новые смыслы, а получали исключительно праславянское объяснение. То есть, из изучения была удалена кратковременная динамика, историчность. Как раз религиозный аспект должен стать методологическим принципом исследования, а духовность здесь обязана пониматься как система непреходящих ценностей.
Тему росписи по дереву исследовал ученый Б.О Бадаев, в труде «Русская кистевая роспись». Он оценивал эти вопросы, как согласие природы художественного происхождения искусства хохломской и Урало¬Сибирской росписей. Ориентируется их принадлежность к системе кистевой росписи РФ в целом. Так же содержится краткая история развития данных этнических промыслов и практические советы по изучению художественно-образного языка традиционного декоративного искусства Хохломы и Урала.
В труде И.В. Земцова, «Художественная обработка древесины (роспись по дереву), находится подробная разработка технологии и очередности выполнения изделий с пижемской росписью, вследствие этого он окажется нужным мастерами декоративно-прикладного искусства и ремесленниками, а так же учащимся, получающим образование по специальности «Народное художественное творчество», преподавателям и специалистам, работающим в сфере декоративно-прикладного искусства и этнического творчества, учащимся художественных вузов, колледжей, художественных школ и центров дополнительного образования. Кроме выше перечисленных, еще теме росписи уделяли и такие ученые, в собственных трудах и работах, как: Л.Н. Пальмина, Б.И. Прилуцкая, М.С. Соколова, Т.Я. Шпикалова.
Огромную роль в формировании творческих способностей играет декоративно-прикладное искусство. На занятиях студенты, включая собственную фантазию, свойственную их творческому потенциалу, делают не только нужные, но и красивые вещи, получают опыт технического выполнения предмета в материале.
Занятия декоративной работой, в том числе росписью по дереву, дают вероятность будущим специалистам получить способности выполнения произведений декоративно-прикладного искусства, вызывают удовлетворение, радость творчества. Декоративная деятельность работает неистощимым источником формирования и улучшения эстетических потребностей, эмоций, которые неразрывно связаны с восприятием прекрасного.
Изделия декоративно-прикладного искусства, формируемые и применяемые для художественно-эстетической организации среды находящейся вокруг человека в одно, и тоже время улучшают связи системы «человек-среда» и создают личность. Декоративная деятельность разрешает принимать во внимание психологические особенности личности, ее характер.
Проблема заключается в поиске более действенных способов и методов обучения, форм организации занятий по художественной росписи по дереву с целью становления творческих способностей.
Актуальность проблемы развития творческих способностей студентов на занятиях росписью по дереву обоснована тем, что на нынешний момент в связи с интенсивным подключением в учебный процесс передовых информационных технологий качество
профессиональной практической подготовки студентов понижается, становится формализованным.
Работа преподавателя призвана стимулировать внимание к этому виду творческой деятельности и в конкретной степени дополнить в области становления творческих способностей студентов в прогрессивной педагогической науке, доктрине и практики художественного образования.
Цель исследования - выявить педагогическую закономерность формирования творческой направленности студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству и росписи по дереву.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить
следующие задачи исследования:
1. изучить литературу по проблемам обучения на занятиях по декоративно-прикладному искусству и развитию творческих способностей у студентов;
2. изучить этапы развития традиционного декоративно-прикладного искусства в России на примере росписи по дереву;
3. изучить роль этнокультурного компонента в художественно-творческой подготовке студентов;
4. выявить закономерности развития творческих способностей у студентов в сфере художественного образования и декоративно-прикладного искусства;
5. разработать для проведения занятий учебно-методическое пособие, направленное на формирования творческих способностей у студентов в области декоративно-прикладного искусства на примере росписи по дереву.
Объект исследования - творческая деятельность студентов в декоративно-прикладном искусстве в росписи по дереву.
Предмет исследования - педагогические основы формирования и развития творческих способностей студентов в процессе изучения росписи по дереву.
Гипотеза исследования - при разработке методической системы
обучения росписи по дереву, направленной на высокие результаты развития творческих способностей студентов, данная методическая система должна соответствовать следующим требованиям:
-построение проведения занятий должно учитывать
психофизиологические особенностей и индивидуальные задатки студентов;
-осуществление обучения должно соответствовать фазам
творческого процесса;
-использование росписи по дереву как развитие творческих способностей у студентов с переходом в новые условия уровневой подготовки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа была посвящена развитию творческих способностей у студентов в системе художественного образования на базе СПО. Исследования в основном проходили на теоретическом уровне.
В первой главе рассматривались такие теоретические вопросы, а именно, что такое творческая способность и проведен теоретический анализ используемой литературы, который показал, что развитие творческий способностей - одна из ключевых задач современного мира, и она просто необходима для развития творческого потенциала личности.
Говоря о развитии творческой способности невозможно упустить из внимания тот факт, что все это не имеет ни какой основы, так как, не поняв и не изучив того, что творческая способность развивается, и получает свой дальнейший рост именно в системе художественного образования. Художественное образование - это важный метод становления и развития целостной человеческой личности. Оно нацелено на становление духовно - творческого потенциала человека. На сегодняшний день существуют социально - экономические и административные предпосылки для возрождения и развития народных промыслов и ремесел. Эти предпосылки связаны с тем, что в наш век происходит утрата народного искусства, и вопрос встал, как восстановить, то что еще не окончательно исчезло и пока есть еще мастера способные передать свой накопленный опыт подрастающему поколению. Все выше сказанное порождает неизбежность дальнейшего усовершенствования, такой системы, как художественное образование и эстетическое воспитание подрастающего поколения на базе культурно - исторического и художественно - педагогического наследия. Это и является главной задачей нашего современного общества.
Дается оценка этнокультурному компоненту в подготовке студентов, которая ориентирована на, том что есть вероятность утраты наших национальных культурных корней, и чтобы этого не произошло, рассматриваются какие нужно принимать меры в образовательной среде ведь в этой сложившейся ситуации одной из главных ролей уделяется именно педагогическому составу, способному передавать опыт и научить ценить и любить свое народное творчество красоту своей природы, которая передается с помощью декоративного искусства.
И тут на смену происходящего вступает такая программа Т.И. Баклановой, как народная художественная культура, которая пытается решить такую проблему, как приобщение студентов к культуре народа. Познавать декоративно - прикладное искусство в целом и разбирать его влияние на формирование творческих способностей можно бесконечно, так как это до конца не изученная тема и в ней таится много нового и еще не изученного.
Вообще народное искусство это увлекательная и познавательная тема со своими законами и традициями. Работая над ней, было проанализировано большое количество источников, в которых дается характеристика, что такое творчество в целом и как оно может проявиться в декоративно - прикладном искусстве в частности в роспись по дереву.
Вторая глава раскрывает такие вопросы, как развитие творческих способностей в сфере профессиональной подготовке, то есть здесь мы переходим вернее делаем переход от теории к практике и пытаемся понять, что же все таки нужно делать, чтобы заинтересовать, привлечь молодежь к искусству. Создаются программы педагогов заинтересованных в этом вопросе, так скажем не безразличные данной теме. Все сводится к тому, что необходимо вводить как можно больше практики, чтобы студент стал сам участником, так скажем, творцом народного творчества и в процессе занятий смог выбрать то, что ему по душе и продолжать это развивать в дальнейшей своей творческой работе. Далее дается характеристика народным промыслам видам и техники росписи. Ведь не окунувшись в историю не возможно до конца понять, что такое народное творчество, а без этого нет творческой личности, способной творить, и создавать нечто новое и уникальное. Так же есть еще одна на мало важная проблема, а именно катастрофическая нехватка мастеров - педагогов, которые могли бы передать свои знания и умения новым поколениям. Переходя от общих понятий и подводя некую черту под моей работой следует понять, что же все таки, такое роспись по дереву, как оно влияет на развитие творческих способностей у студентов.
Роспись по дереву - это один из древних видов декоративно-прикладного искусства она одна из самых древнейших видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являются неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа. Понимая и осознавая это мы приходим к выводу, что просто необходимо возрождать промыслы, а для этого нужно вводить в учебных заведениях предметы, связанные с декоративно - прикладным искусством. Эти предметы должны бать в большей степени ориентированы на практику для того чтобы будущие педагоги могли передавать свое мастерство тем которые в дальнейшем смогут воспитать следующих и именно такая цепочка в художественном образовании сможет принести значительный вклад в развитие народных промыслов.
И вот теперь в силу вступает такое понятие как творческая способность, именно способность человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи. И возвращаясь к вышесказанному, следует отметить, что в этот момент поднимается значения педагога, ведь именно он должен на своих занятиях привлечь студентов заинтересовать их.
Учебный аспект практики по декоративно-прикладному искусству в основном нацелен на методическую и технологическую подготовку студентов по этому профилю, как образование в изобразительном и декоративно - прикладном искусстве. Теоретическое, как и практическое имеет свои цели и задачи, и главная цель - это формирование навыков практического применения знаний по декоративной росписи для будущей профессиональной деятельности, как преподавателя.
Основные задачи практической работы преподавателя со студентом:
- углубление знаний и развитие умений,
-использованию приемов декоративных технологий в профессиональной деятельности педагога;
- развитие у студентов профессиональных творческих способностей.
С соблюдением всего выше перечисленного мы сможем добиться, вернее сделаем попытку не потерять народное искусство.
И здесь имеет большое значение наглядное пособие разрабатываемое педагогом с пошаговым выполнением работы. Благодаря этому пособию студент может сам разобраться, как и, что делать оно является своего рода путеводителем в мире народного творчества. Вся сложившаяся ситуация в современном мире приводит нас к тому, что возрождение традиционного искусства просто необходимо ведь оно играет важную роль в формировании творческой личности, в развитии и формировании творческих способностей у студентов которые им пригодятся в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, занятия должны учитывать способности и задатки студентов, обучение должно соответствовать фазам творческого процесса, и еще один немало важный аспект, что роспись по дереву выступает, как развитие творческих способностей у студентов, и способна перейти на новые условия уровневой подготовки. Новые условия возрождения народного промысла на современном этапе подготовки под руководством педагогов - мастеров и при участии и поддержки системы образования смогут поднять на надлежащий уровень декоративно - прикладное искусство, древнейшее искусство нашего человечества.



1. Алиева А. Х. К проблеме развития творческих способностей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №74-2 С.20-23.
2. Алексеева И.В. Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности: автореферат дис. д.п.н.-М.: 2005.-40с.
3. Алексеева О.В. Народные росписи по дереву на притоках Северной Двины (Уфтюга, Ракулка) конца XVIII-XX веков: Дис. . к.и. Санкт Петербург., 2002. - 216с.
4. Амиргазин Кайртай Жакупович, Удалов Сергей Робертович Формирование компетентностей в процессе обучения декоративно-прикладному искусству // ОНВ. 2012. №2 (106).
5. Архитектон/ История развития народных промыслов [Электронный ресурс] URL: ййр://агсйуи7.ги/2007 2/17
6. . Арбат Ю.А. Народное декоративное искусство. М., «Советский художник». 1963г. 56с. (Серия «Беседы об искусстве»).
7. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. - М. : Наука, 2001. - 230 с.
8. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Минск: Литература, 1998. - 1391 с.
9. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.- 184 с.
10. Бадаев В. С. Русская кистевая роспись. - М. : Владос, 2004. - 32 с.
11. Бадаев B.C. Русская кистевая роспись как одно из направлений развития способностей к изобразительной деятельности учащихся 5¬6 классов (На примере хохломской росписи): Автореф. . к.п.н. М., 1995. 15с.
12. Барадулин В.А., Климова Н.Т. основы художественного ремесла. Текст. В.А. Барадулин., Н.Т. Климова М.: Просвещение, 1986. - 230с.
13. Бакланова Т.И. Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. -М: МГУКИ, 2000 -344 с.
14. Богуславская И.Я. предпосылки и истоки местных художественных особенностей в народном искусстве // народное искусство. Материалы исследования. Вып. 3. / ГРМ.-СПб.: Palace Еййюнз, 2012.-С.11-23.
15. Богуславская И. Я. Русское народное искусство. JL, 1968. Былины в записках и пересказах XVII-XVIII веков. M.-JL, 1960.
16. Богуславская И.Я. Северные сокровища: О народном искусстве Севера и его мастерах / И.Я. Богуславская. Архангельск, 1980.
17. Богуславская И.Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л.: Худ. РСФСР, 1981. - 375с.
18. Боголюбов Д.Б. Принципы индивидуального подхода к развитию
художественно творческих способностей средствами
изобразительного искусства на различных возрастных этапах. Краснодар, 1992.
19. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. Дис. д-ра пед.н. М.,1993
20. Большакова, Л. А. Развитие творчества младшего школьника [Текст] / Л. А. Большакова // Завуч начальной школы. — 2002. — №2. — С.12—16
21. Бердяев H.A. Смысл творчества // Философия творчества, культуры искусства. -М.: Искусство, 1994.
22. Библер В. С. Мышление как творчество (введение в логику мыслительного диалога). - М. : Политиздат, 1975. - 399 с.
23. Бруно Дж. Философские диалоги: О причине, начале и едином; О бесконечности, вселенной и мирах: пер. с итал. - М.: Алетейа: Новый Акрополь, 2000. - 319 с.
24. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М.: Искусство, 1977, - 464 е.: ил.
25. Волков И.П. Учим творчеству. М.: педагогика, 1982. - 86с.
26. Волков Н. Процесс ИЗО творчества и проблема «обратных
связей»//Содружество наук и тайна творчества. Сборник. М., 1968 с. 234-254
27. В.С. Воронов. Крестьянское искусство. // Искусствоведческое и этнографическое исследование. М.,1924.-147с.
28. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского.
29. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную
философию. - М.: ШколаПресс, 1995
30. Ганиев М.А. Этнокультурный компонент в образовательном
процессе./ Педагогические науки. № 62-1, 2017.
31. Гаген-Торн Н.И., Васина А.И. Ретроспективный метод анализа в трудах Д.К. Зеленина. - Очерки по истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. Вып. V. М., 1971. С.171--180.
32. Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1-6 М.: Изд-во И. Кнебеля, [1910-13].
33. Гусев В.Е., Русская народная художественная культура
(теоретические очерки) / В.Е. Гусев. - СПб., 1993. - 111 с.
34. Гусев В.Е., Русская народная художественная культура
(теоретические очерки) / В.Е. Гусев. - СПб., 1993. - 111 с.
35. Двойникова Е.С. Художественные работы по дереву / Е.С.
Двойникова, И.В. Лямин. -М., 1972.
36. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей/ В.Н. Дружинин.- СПб.: Питер, 2002.-368с.
37. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства.-М.: Искусство, 1977 320 с.
38. Ермаш Г.Л. Искусство как творчество. М.: Искусство, 1972. - 184с.
39. Журавлев Г.Е. Обучение творчеству//Число и мысль. М., 1983 вып.6
40.Зинченко В. П. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку: учеб. пособие. Ростов н/Д. : РГПИ, 1987. 68 с.
41.Земцова И. В. Информационно-справочное издание
«Художественная обработка древесины (роспись по дереву) Практическое пособие для предпринимателей» Сыктывкар, 2009
42. Зеленин Д. К. - Восточнославянская этнография. М., Наука, 1991. 511 с.
43. Ильин М.А. Русское народное искусство. Изд-во ЦК ВЛКСМ « МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» 1959.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ