Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №94723

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
258
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Понятие самооценки с точки зрения разных авторов, ее
виды 8
1.2. Особенности развития самооценки у детей дошкольного
возраста 14
1.3. Влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки
у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ
САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА 35
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики
детско-родительских отношений, уровня развития самооценки у детей дошкольного возраста 35
2.2. Анализ результатов диагностического исследования детско- родительских отношений и уровня развития самооценки детей дошкольного
возраста 40
2.3. Описание работы по гармонизации детско-родительских отношений в семье и развитию адекватной самооценки старших дошкольников. Анализ результатов опытно-поисковой работы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80

Актуальность исследования. Проблема развития самооценки детей дошкольного возраста особенно актуальна в наши дни, когда люди все больше погружены в решение своих проблем, не уделяя должного внимания молодому поколению.
Самооценка - представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
Проблема самооценки как одна из центральных проблем психологии личности отражена в работах отечественных и зарубежных ученых: Б.Г.Ананьева, Р. Бернса, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, У. Джеймса, С.Л.Рубинштейна и др. Понятие, структуру, функции, проблему развития самооценки обсуждали в своих трудах Р. Бернс, И.С. Кон, А. И. Липкина, К. Роджерс, Э. Эриксон и др. психологи. Изучению самооценки в дошкольном возрасте посвящены исследования Л.И. Божович, М.И. Лисиной, А.И. Сильвестру, Г.А. Урунтаевой и др. Эти работы описывают сущность самосознания и самооценки, механизмы и факторы их формирования в дошкольном возрасте.
Семья является первой социальной средой, где складываются условия физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают складываться в дошкольном возрасте в процессе взаимоотношений с родителями. В семье ребенок впервые открывает для себя, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
Именно родители - основные помощники ребенка в том, чтобы его самооценка формировалась адекватной. Постоянное недооценивание родителями ребенка приводит к отрицательному влиянию на определение детьми результатов своей деятельности, способствует развитию недоверия, 3
возникновению споров и отказа выполнять какую-то деятельность. Завышенная оценка двойственно действует на поведение ребенка: искажает представления ребенка в сторону преувеличения его действий; мобилизует силы, стимулирует уверенность в достижении высоких результатов. В образовании объективных представлений ребенка о себе важны точные оценки взрослого.
Над проблемой семьи и личности дошкольника работали такие ученые, как Ш.А. Амонашвили, И. Гербарт, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, а также современные исследователи
Э. Арутюнянц, Е.И. Захарова, И.М. Марковская, Н.А. Рождественская, Н.Ю. Синягина, Е.О. Смирнова, А.З. Шапиро, Э.Г. Эйдемиллер,
В.В. Юстицкий и другие.
Одним из эффективных условий развития самооценки являются детско- родительские отношения. Однако проблема гармонизации детско- родительских-отношений, способствующих развитию адекватной самооценки детей дошкольного возраста, недостаточно изучена в современной литературе.
Таким образом, существуют противоречия:
• между необходимостью создать условия для развития самооценки у детей дошкольного возраста и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной в основном на овладение воспитанниками предметными знаниями, умениями и навыками;
• между необходимостью развивать у дошкольников самооценку и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы дошкольников была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических условий, обеспечивающих адекватный уровень развития самооценки дошкольников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Влияние детско-родительских отношений на развитие
личности у детей дошкольного возраста».
Цель исследования - теоретическое изучение проблемы детско- родительских отношений на развитие самооценки детей дошкольного возраста в современной психолого-педагогической литературе.
Объект исследования - процесс развития самооценки детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в следующем:
1. Отношение родителей к детям по типу «кооперация» будет способствовать формированию адекватной и несколько завышенной самооценки у детей дошкольного возраста.
2. Отношение родителей к детям по типу «отвержение» и «авторитарная гиперсоциализация» будет способствовать формированию завышенной самооценки.
3. Отношение родителей к детям по типу «симбиоз» и «маленький неудачник» будет способствовать формированию заниженной самооценки.
Исходя из научного осмысления цели, объекта, предмета и гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме влияния детско-родительских отношений на развитие самооценки детей дошкольного возраста.
2. Определить основные показатели диагностики детско-родительских отношений на развитие самооценки детей дошкольного возраста и подобрать методики, как на выявление детско-родительских отношений, так и на выявление уровня самооценки ребенка-дошкольника.
3. Провести диагностику детско-родительских отношений и уровня самооценки ребенка, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий, направленный на оптимизацию детско-родительских отношений и направлены на развитие адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук: психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики.
Специалисты изучаю семью в разных направлениях, но каждый подчеркивает важную роль проблемам детско-родительских отношений.
При изучении проблемы детско-родительских отношений, мы столкнулись с тем, что в различных исследованиях используется разные понятия, такие как родительские установки и ожидания, родительские позиции, типы родительского отношения, семейные ценности, стили общения.
Под детско-родительскими отношениями мы будем понимать один из видов человеческих отношений, который включает в себя систему разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку и ребенка по отношению к родителям, особенности их поведения, восприятия, понимания и оценок друг друга.
Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений сильной эмоциональной значимостью, амбивалентностью, неоднозначностью и противоречивостью.
Важным в особенности детско-родительских отношений является понятие особенностей двух подсистем отношений: «отношения ребенка к родителю» и «отношения родителя к ребенку». Отношения ребенка включают отношение к себе, отношения к родителям и социальную адекватность поведения. Отношения родителя включают отношение к себе как к родителю, отношение к ребенку и стиль семейного воспитания. Такой подход позволяет обозначить проблемы в детско-родительских отношениях не только как проблемы отношений. При тотальных нарушениях в обеих подсистемах и во всех компонентах детско-родительских отношений в коррекционной работе необходимо опираться на наиболее сохранные
компоненты отношений. Вполне естественным является перенесение в свою семью методов воспитания и воздействия, которые были присущи родительской семье.
Детско-родительские отношения как важнейший детерминант психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:
• характер эмоциональной связи;
• мотивы воспитания и родительства;
• степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;
• удовлетворение потребностей ребенка;
• стиль общения и взаимодействия с ребенком;
• способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций;
• социальный контроль;
• степень устойчивости и последовательности (противоречивости)
семейного воспитания;
Интегративными показателями детско-родительских отношений являются:
• родительская позиция;
• тип семейного воспитания;
• образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка.
Взаимодействие между родителями и детьми трансформировалось на протяжении истории от «инфантицидного» - детоубийства, насилия до помогающего, который направлен на том, что родители обеспечивают индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, налаживают эмоциональный контакт...


1. Авдеева, Т. Г. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка / Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - 97-99 с. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3435/ (дата обращения: 17.03.2019).
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания психологии / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.
3. Андреева, Т. В. Семейная психология. - РЕЧЬ, - СПб., 2012. - 284с.
4. Антонов, А. И. Кризис семьи и пути его преодоления / А .И.Антонов, В. А. Борисов В. А. - М., 1990. - 237 с.
5. Архиреева, Т. В. Родительские позиции как условия отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. психол. наук / Т. В. Архиреева. - М., 1990.
6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берис - М.: Прогресс, 1986. - 230 с.
7. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: учебник / Р. Бернс. - М.: Прогресс - 1998. - 422с.
8. Блинова, Г. В. Взаимодействие дошкольного
общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста / Молодой ученый. - 2017. - №6. - 409-411 с. - URL: https://moluch.ru/archive/140/39387/ (дата обращения: 19.09.2018).
9. Бордовская, Н. Педагогика: Учебник для вузов / Н. Бордовская, А. Реан. - СПб: 2000 г. - 304 с.
10. Бороздина, Л. В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки (место в структуре самосознания, возрастная динамика, соотношение с уровнем притязаний, влияние на продуктивность деятельности). Дисс...д-ра... психол. наук. / Л. В. Бороздина. - М., 2003. - 413с.
11. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка / Л. В. Бороздина // Психологический журнал. - М. 1992. - С. 99-100.
12. Бранден, Н. Мощь самооценки / Н. Бранден. - Киев, 2005. - 396 с.
13. Васильева, Е. Н. Детские роли и их взаимосвязь с самооценкой, уровнем тревожности и восприятием дошкольником семейной ситуации / Е. Н. Васильева. - М. 2015 - 158 с.
14. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - М.: Издательство Владос - Пресс, 2003.
15. Винникотт, Д. В. Маленькие дети и их матери / Д. В. Винникотт. - М.,1998. - 54 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ