Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Работа №94715

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы124
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВА­
НИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 10
1.1. Сущность понятия «технологическое умение» 10
1.2. Особенности формирования технологических умений младших
школьников 18
1.3. Роль урока «Технология» в формировании технологических
умений младших школьников 27
1.4. Педагогические условия формирования технологических умений
младших школьников 35
Выводы по главе 44
ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ 46
2.1. Определение уровня сформированности технологических умений
у младших школьников (констатирующий эксперимент) 46
2.2. Описание изменений, происходящих в ходе эксперимента (фор­мирующий эксперимент) 59
2.3. Проверка уровня сформированности технологических умений по­сле экспериментального обучения (контрольный эксперимент) 69
Выводы по главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 105

Актуальность. В XXI в., учитывая достигнутый уровень общественно­го развития и его перспективы, сформулированы новые требования к специ­фике и качества труда человека. Прежде всего это связано с технологической революцией, в частности с ее информационным компонентом, с достижени­ями научно-технического прогресса, которые качественно меняют среду жизнедеятельности современного человека. Такие процессы требуют воспи­тания личности, которая может участвовать в технологической, творческой и проектной технологической деятельности, то есть ее труд является творче- ски-преобразовательной. Высокий уровень технологических умений, способ­ность к инициативе, творчеству и саморазвитию, профессионализм и конку­рентоспособность являются объективными требованиями к личности как к субъекту технологической деятельности. Важное место в этом процессе за­нимает образовательная область «Технологии», которая способствует фор­мированию у школьников технологической компетентности на основе систе­мы технологических знаний и умений, являющихся основой для дальнейшей технологической деятельности; становлению целостной личности, которая нуждается в различных видах умственной и физического труда, технологиче­ски важных качествах, обеспечивающих самореализацию, самоутверждению и социализацию.
Образовательная область «Технология» находится на этапе качествен­ного развития. Отметим, что современные исследования в основном направ­лены на изучение специфики преподавания этой области у обучающихся среднего и старшего школьного возраста. На наш взгляд, технологическая подготовка младших школьников на сегодня является наименее изученной в дидактике технологического образования и в методике обучения «Техноло­гии» как отрасли педагогического знания, хотя обучение младших школьни­ков «Технологии» является первым этапом сложного и многогранного про­цесса развития человека как субъекта технологической деятельности.
В национальном проекте «Образование», в Федеральных государствен­ных образовательных требованиях начального общего образования (ФГОС НОО) предусмотрены перспективы и возможности модернизации системы технологической подготовки обучающихся в соответствии с современным социально-экономическим состоянием страны и рынка труда [47]. В настоя­щее время отмечается, что в методике обучения «Технологии» появляется много проблем, требующих безотлагательного и серьезного решения, не­смотря на достаточно богатый опыт педагогической науки и практики в об­ласти технологической подготовки подрастающего поколения, в частности в начальной школе. Прежде всего, проблемы вызваны основным противоречи­ем между современными и перспективными требованиями общества к со­держанию и уровню подготовки подрастающего поколения с младшего школьного возраста к творческой технологической деятельности и недоста­точным уровнем готовности современной педагогической науки и практики в организации и управления этим процессом. Это выражено в системе таких противоречий:
1) между реальными и перспективными требованиями общественного развития и неадекватным состоянием системы подготовки подрастающего поколения к творческой технологической деятельности в условиях школьно­го обучения, в частности в начальной школе;
2) между стремлением большинства младших школьников активно участвовать в творческой учебно-технологической деятельности и недоста­точным уровнем готовности к этому виду деятельности;
3) между несоответствием ведущей цели технологического обучения школьников, в том числе в начальной школе, заключающийся в развитии в личности обучающихся и формировании их готовности к познанию и преоб­разованию окружающего мира, узостью выполняемых задач, ограниченных на практике вопросами формирования операционно-практических умений в области «технического» и «художественного» труда.
Эти противоречия практически выражены в содержании большинства учебных программ по образовательной области «Технология», отсутствии целостной типологической системы заданий и задач, отражающих специфику формирования предметных понятий и действий в процессе технологического обучения, отсутствии четкого методического обеспечения этапности дей­ствий, которые формируются на уроках технологии в начальных классах, и оценки их качеств, ориентированности процесса обучения на формирование у младших школьников мотивов и опыта исполнительской, а не творческого труда; наличии в практике обучения преимущественно «субъект-объектных» отношений между учителем и обучающимися, которые противоречат гума­нистическим идеям развития и саморазвития личности и др. Выявленные противоречия, актуальность и острота их конкретных проявлений в учебном и жизненном опыте младших школьников позволили определить проблему нашего исследования.
Таким образом, изучение научно-педагогической литературы и состоя­ния современной технологического образования подтверждает важность рас­крытия разносторонних ресурсов уроков технологического обучения для формирования технологических умений школьника...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы была поставлена цель исследования - теоре­тически обосновать и практически исследовать условия формирования тех­нологических умений младших школьников на уроках технологии. Для до­стижения поставленной цели были поэтапно реализованы все задачи иссле­дования.
В рамках данной работы мы приняли определение, предложенное В.Д. Симоненко и под технологическими умениями, понимали освоенные челове­ком способы преобразовательной деятельности на основе приобретённых научных знаний (определение). К технологическим умениям нами были от­несены умение анализировать образец изделия, умение составлять план рабо­ты, умение организовать рабочее место, умение выбора средств обучения, владение технологической терминологией, умение выполнять разметку по шаблону.
Во ФГОС НОО закреплена цель урока «Технологии» и в учебной про­грамме определен объем и содержание учебного материала по технологиче­скому обучению в начальных классах, обозначены необходимые знания, умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся. При проведении уроков технологического обучения в начальной школе следует максимально использовать возможности урока «Технологии» для обеспечения преем­ственности технологической подготовки обучающихся, что позволит в зна­чительной степени решить проблемы технологического воспитания младших школьников на занятиях.
Обучение Технологии, в рамках внедрения Федерального государ­ственного образовательного стандарта выходит на более качественный уро­вень. Сегодня от обучающегося требуется не только знания многих совре­менных технологий, но и умения переносить эти знания с одного технологи­ческого процесса на другой. Сформировать глубокие познавательные интере­сы к предмету у всех обучающихся невозможно и, наверное, не нужно. Важ­но, чтобы всем обучающимся на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом пере­растет в глубокий и стойкий интерес к науке. Формирование технологиче­ских умений младших школьников на уроках «Технологии» осуществляется посредством использования различных технологий, средств и форм работы. Среди наиболее результативных следует выделить проектную технологию, использование ИКТ, метода проблемного обучения.
К педагогическим условиям, благоприятных для формирования техно­логических умений в процессе обучения, мы отнесли:
• интеграцию содержания предметов учебного плана начальной школы и технологического обучения;
• организацию взаимодействия учителя и обучающихся на основе диа­логической формы общения и «субъект-субъектного» подхода;
• использование игрового метода художественного проектирования и динамических предметно-развивающих сред типа «человек-человек», «чело­век-природа», «человек-техника», «человек-знаковые системы», «человек- художественный образ».
Исследование было проведено в период с сентября 2018 по сентябрь 2019 года на базе МБОУ СОШ № 18 г. Екатеринбурга. Для осуществления опытно-поисковой работы была подобрана выборка испытуемых - обучаю­щиеся 2 «А» класса в общем количестве 28 человек.
Для диагностики технологических умений нами были разработаны критерии и показатели технологических умений обучающихся 2 класса, ос­нову которых составили технологические знания и технологические умения. В процессе анализа результатов анкетирования и уроков технологического обучения, проведенных учителями, а также данных констатирующего экспе­римента определены следующие недостатки: в дидактических задачах уроков технологического обучения не предусмотрено целенаправленное формиро­вание технологических умений обучающихся начальных классов; большин­ство учителей начальных классов не имеет целостного представления о со­держании понятия «технологические умения младшего школьника»; недо­статочное внимание обращено на формирование научных и технологических знаний и их применения в практической работе; обучающихся редко привле­кают к таким этапам урока, как целеполагание, планирование, контроль; учи­теля ориентируют школьников только на конечный результат деятельности; на уроках преобладают словесные методы, фронтальные формы работы; не в полной мере внедрено проектное обучение для формирования технологиче­ских умений младшего школьника. Выяснено, что обучающиеся младших классов плохо ориентируются в определении цели деятельности, анализе конструкции изделия, составлении плана работы, целесообразном выполне­нии технологических операций.
Нами разработана модель формирования технологических умений младших школьников. Модель включает целевой, диагностический, основ­ной, и итоговый блоки. Модель основана на субъект-субъектном, деятель­ностном, интегрированном подходах. Модель содержит игровые способы и интегрированный курс «Технология», направленный на формирование тех­нологических умений школьников. Модель также основана на педагогиче­ских условиях, которые должны оказать существенное влияние на повыше­ние технологических умений:
• интеграция содержания предметов учебного плана начальной школы и технологического обучения;
• организация взаимодействия учителя и обучающихся на основе диа­логической формы общения и «субъект-субъектного» подхода;
• использование игрового метода художественного проектирования и динамической предметно-развивающей среды типа «человек-человек», «че­ловек-природа», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек- художественный образ».
В результате экспериментального исследования были определены и научно обоснованы педагогические условия, которые являются эффективны­ми для формирования технологических умений обучающихся начальной школы средствами дизайн-образования, а именно: интеграция содержания предметов учебного плана начальной школы и технологического обучения; организация взаимодействия учителя и обучающихся на основе диалогиче­ской формы общения и «субъект-субъектного» подхода; использования иг­рового метода художественного проектирования и динамических предметно­развивающих сред типа «человек-человек», «человек-природа», «человек- техника», «человек-знаковые системы», «человек-художественный образ».
Разработана для младших школьников система интегрированных уро­ков технологического обучения с математикой, русским языком, литератур­ным чтением, окружающим миром, музыкальным искусством, в процессе ко­торой происходит формирование технологических умений. В течение экспе­риментального обучения динамика формирования технологических умений обучающихся отслеживалась по критериям и показателям начального, сред­него, высокого уровней.
Уроки проводились с обучающимися 2 класса с целью выявления педа­гогических условий формирования технологических умений младших школьников средствами дизайн-образования. Установлено, что дизайн- образование является важной теоретической основой формирования техно­логических умений обучающихся начальной школы. Начальное дизайн- образование рассматривается как важная теоретическая основа формирова­ния технологических умений обучающихся, в которой выделяются необхо­димые и достаточные компоненты: коммуникативно-эстетическое содержа­ние академического дизайн-образования, социально-культурное содержание художественного дизайн-образования, потребительски-утилитарный смысл технологического дизайн-образования.
В экспериментальной группе после формирующего эксперимента было отмечено значительное повышение показателей сформированности инте­гральных технологических умений по технологическому обучению и других предметов начальной школы. Результаты педагогического эксперимента под­твердили, что потенциальные возможности обучающихся по проектно­художественной деятельности в области пластических искусств будут эф­фективно реализовываться благодаря внедрению интегрированных уроков. За счет внедрения системы таких уроков повысилась творческая активность, интерес, самостоятельность и инициатива обучающихся в создании художе­ственных проектов и воплощении творческого замысла в моделях, макетах, плоскостных и пространственных композициях.


1. Алексеева, А. А. Новые образовательные технологии как меха­низм повышения качества знаний / А. А. Алексеева // Молодой ученый. - 2015. - №16. - С. 400-403.
2. Атутов, П. Р. Роль технологического обучения в политехниче­ском образовании школьников / П. Р. Атутов, В. А. Поляков. - Москва : Пресс, 2016. - 128 с.
3. Батышев, С. Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высо­кой квалификации / С. Я. Батышев. - Москва : Педагогика, 2009. - 223 с.
4. Бобров, А. А. Формирование у обучающихся учебных умений / А. А. Бобров. - Москва : Знание, 2014. - 80 с.
5. Брушлинский, А. В. Культурно-историческая теория мышления (философские проблемы психологии) / А. В. Брушлинский. - Москва : Выс­шая школа, 2007. - 104 с.
6. Выгонов, В. В. Практикум по технологическому обучению: уч. пос. для студ. / В. В. Выгонов. - Москва : Академия, 2014. - 250 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Да­выдова. - Москва : Педагогика-Пресс, 2010. - 536 с.
8. Гальперин, П. Я. Формирование знаний и умений на основе тео­рии поэтапного формирования умственных действий / П. Я. Г альперин, Н. Ф. Талызина. - Москва : МГУ, 2011. - 135 с.
9. Галямова, Э. М. Методика преподавания технологии / Э. М. Га- лямова, В. В. Выгонов. - Москва : Академия, 2013. - 340 с.
10. Гвоздева, Е. Е. Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования / Е. Е. Гвоздева // Молодой ученый. - 2014. - № 6.3. - С. 21-25.
11. Геронимус, Т. М. Методика преподавания технологии с практикумом / Т. М. Геронимус. - Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015. - 549 с.
12. Гурвич, П. Б. Коррективно-подготовительный аспект методики преподавания иностранных языков: учебное пособие / П. Б. Гурвич. - Вла­димир : ВГПИ им. П. И. Лебедева-Полянского, 2012. - 76 с.
13. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного твор­чества / А.Н. Давидчук. - Москва : Педагогика, 2016. - 536 с.
14. Журавлева, А. П. Начальное техническое моделирование: посо­
бие для учителей нач. классов по внеклассной работе / А. П. Журавлева, Л. А Болотина; под ред. Г. В. Райская - Тольятти, 2013. - 31 с. - URL:
http://school61-tlt.ru/201-4.pdf (дата обращения: 18.09.2019)
15. Завьялова, Т. Б. Использование новых образовательных техноло­гий как средство повышения качества образования / Т. Б. Завьялова // Гума­нитарные научные исследования. - 2011. - № 2. - С. 90-96...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ