ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВА
НИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 10
1.1. Сущность понятия «технологическое умение» 10
1.2. Особенности формирования технологических умений младших
школьников 18
1.3. Роль урока «Технология» в формировании технологических
умений младших школьников 27
1.4. Педагогические условия формирования технологических умений
младших школьников 35
Выводы по главе 44
ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ 46
2.1. Определение уровня сформированности технологических умений
у младших школьников (констатирующий эксперимент) 46
2.2. Описание изменений, происходящих в ходе эксперимента (формирующий эксперимент) 59
2.3. Проверка уровня сформированности технологических умений после экспериментального обучения (контрольный эксперимент) 69
Выводы по главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 105
Актуальность. В XXI в., учитывая достигнутый уровень общественного развития и его перспективы, сформулированы новые требования к специфике и качества труда человека. Прежде всего это связано с технологической революцией, в частности с ее информационным компонентом, с достижениями научно-технического прогресса, которые качественно меняют среду жизнедеятельности современного человека. Такие процессы требуют воспитания личности, которая может участвовать в технологической, творческой и проектной технологической деятельности, то есть ее труд является творче- ски-преобразовательной. Высокий уровень технологических умений, способность к инициативе, творчеству и саморазвитию, профессионализм и конкурентоспособность являются объективными требованиями к личности как к субъекту технологической деятельности. Важное место в этом процессе занимает образовательная область «Технологии», которая способствует формированию у школьников технологической компетентности на основе системы технологических знаний и умений, являющихся основой для дальнейшей технологической деятельности; становлению целостной личности, которая нуждается в различных видах умственной и физического труда, технологически важных качествах, обеспечивающих самореализацию, самоутверждению и социализацию.
Образовательная область «Технология» находится на этапе качественного развития. Отметим, что современные исследования в основном направлены на изучение специфики преподавания этой области у обучающихся среднего и старшего школьного возраста. На наш взгляд, технологическая подготовка младших школьников на сегодня является наименее изученной в дидактике технологического образования и в методике обучения «Технологии» как отрасли педагогического знания, хотя обучение младших школьников «Технологии» является первым этапом сложного и многогранного процесса развития человека как субъекта технологической деятельности.
В национальном проекте «Образование», в Федеральных государственных образовательных требованиях начального общего образования (ФГОС НОО) предусмотрены перспективы и возможности модернизации системы технологической подготовки обучающихся в соответствии с современным социально-экономическим состоянием страны и рынка труда [47]. В настоящее время отмечается, что в методике обучения «Технологии» появляется много проблем, требующих безотлагательного и серьезного решения, несмотря на достаточно богатый опыт педагогической науки и практики в области технологической подготовки подрастающего поколения, в частности в начальной школе. Прежде всего, проблемы вызваны основным противоречием между современными и перспективными требованиями общества к содержанию и уровню подготовки подрастающего поколения с младшего школьного возраста к творческой технологической деятельности и недостаточным уровнем готовности современной педагогической науки и практики в организации и управления этим процессом. Это выражено в системе таких противоречий:
1) между реальными и перспективными требованиями общественного развития и неадекватным состоянием системы подготовки подрастающего поколения к творческой технологической деятельности в условиях школьного обучения, в частности в начальной школе;
2) между стремлением большинства младших школьников активно участвовать в творческой учебно-технологической деятельности и недостаточным уровнем готовности к этому виду деятельности;
3) между несоответствием ведущей цели технологического обучения школьников, в том числе в начальной школе, заключающийся в развитии в личности обучающихся и формировании их готовности к познанию и преобразованию окружающего мира, узостью выполняемых задач, ограниченных на практике вопросами формирования операционно-практических умений в области «технического» и «художественного» труда.
Эти противоречия практически выражены в содержании большинства учебных программ по образовательной области «Технология», отсутствии целостной типологической системы заданий и задач, отражающих специфику формирования предметных понятий и действий в процессе технологического обучения, отсутствии четкого методического обеспечения этапности действий, которые формируются на уроках технологии в начальных классах, и оценки их качеств, ориентированности процесса обучения на формирование у младших школьников мотивов и опыта исполнительской, а не творческого труда; наличии в практике обучения преимущественно «субъект-объектных» отношений между учителем и обучающимися, которые противоречат гуманистическим идеям развития и саморазвития личности и др. Выявленные противоречия, актуальность и острота их конкретных проявлений в учебном и жизненном опыте младших школьников позволили определить проблему нашего исследования.
Таким образом, изучение научно-педагогической литературы и состояния современной технологического образования подтверждает важность раскрытия разносторонних ресурсов уроков технологического обучения для формирования технологических умений школьника...
В рамках данной работы была поставлена цель исследования - теоретически обосновать и практически исследовать условия формирования технологических умений младших школьников на уроках технологии. Для достижения поставленной цели были поэтапно реализованы все задачи исследования.
В рамках данной работы мы приняли определение, предложенное В.Д. Симоненко и под технологическими умениями, понимали освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретённых научных знаний (определение). К технологическим умениям нами были отнесены умение анализировать образец изделия, умение составлять план работы, умение организовать рабочее место, умение выбора средств обучения, владение технологической терминологией, умение выполнять разметку по шаблону.
Во ФГОС НОО закреплена цель урока «Технологии» и в учебной программе определен объем и содержание учебного материала по технологическому обучению в начальных классах, обозначены необходимые знания, умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся. При проведении уроков технологического обучения в начальной школе следует максимально использовать возможности урока «Технологии» для обеспечения преемственности технологической подготовки обучающихся, что позволит в значительной степени решить проблемы технологического воспитания младших школьников на занятиях.
Обучение Технологии, в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта выходит на более качественный уровень. Сегодня от обучающегося требуется не только знания многих современных технологий, но и умения переносить эти знания с одного технологического процесса на другой. Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех обучающихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем обучающимся на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке. Формирование технологических умений младших школьников на уроках «Технологии» осуществляется посредством использования различных технологий, средств и форм работы. Среди наиболее результативных следует выделить проектную технологию, использование ИКТ, метода проблемного обучения.
К педагогическим условиям, благоприятных для формирования технологических умений в процессе обучения, мы отнесли:
• интеграцию содержания предметов учебного плана начальной школы и технологического обучения;
• организацию взаимодействия учителя и обучающихся на основе диалогической формы общения и «субъект-субъектного» подхода;
• использование игрового метода художественного проектирования и динамических предметно-развивающих сред типа «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек-знаковые системы», «человек- художественный образ».
Исследование было проведено в период с сентября 2018 по сентябрь 2019 года на базе МБОУ СОШ № 18 г. Екатеринбурга. Для осуществления опытно-поисковой работы была подобрана выборка испытуемых - обучающиеся 2 «А» класса в общем количестве 28 человек.
Для диагностики технологических умений нами были разработаны критерии и показатели технологических умений обучающихся 2 класса, основу которых составили технологические знания и технологические умения. В процессе анализа результатов анкетирования и уроков технологического обучения, проведенных учителями, а также данных констатирующего эксперимента определены следующие недостатки: в дидактических задачах уроков технологического обучения не предусмотрено целенаправленное формирование технологических умений обучающихся начальных классов; большинство учителей начальных классов не имеет целостного представления о содержании понятия «технологические умения младшего школьника»; недостаточное внимание обращено на формирование научных и технологических знаний и их применения в практической работе; обучающихся редко привлекают к таким этапам урока, как целеполагание, планирование, контроль; учителя ориентируют школьников только на конечный результат деятельности; на уроках преобладают словесные методы, фронтальные формы работы; не в полной мере внедрено проектное обучение для формирования технологических умений младшего школьника. Выяснено, что обучающиеся младших классов плохо ориентируются в определении цели деятельности, анализе конструкции изделия, составлении плана работы, целесообразном выполнении технологических операций.
Нами разработана модель формирования технологических умений младших школьников. Модель включает целевой, диагностический, основной, и итоговый блоки. Модель основана на субъект-субъектном, деятельностном, интегрированном подходах. Модель содержит игровые способы и интегрированный курс «Технология», направленный на формирование технологических умений школьников. Модель также основана на педагогических условиях, которые должны оказать существенное влияние на повышение технологических умений:
• интеграция содержания предметов учебного плана начальной школы и технологического обучения;
• организация взаимодействия учителя и обучающихся на основе диалогической формы общения и «субъект-субъектного» подхода;
• использование игрового метода художественного проектирования и динамической предметно-развивающей среды типа «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек- художественный образ».
В результате экспериментального исследования были определены и научно обоснованы педагогические условия, которые являются эффективными для формирования технологических умений обучающихся начальной школы средствами дизайн-образования, а именно: интеграция содержания предметов учебного плана начальной школы и технологического обучения; организация взаимодействия учителя и обучающихся на основе диалогической формы общения и «субъект-субъектного» подхода; использования игрового метода художественного проектирования и динамических предметноразвивающих сред типа «человек-человек», «человек-природа», «человек- техника», «человек-знаковые системы», «человек-художественный образ».
Разработана для младших школьников система интегрированных уроков технологического обучения с математикой, русским языком, литературным чтением, окружающим миром, музыкальным искусством, в процессе которой происходит формирование технологических умений. В течение экспериментального обучения динамика формирования технологических умений обучающихся отслеживалась по критериям и показателям начального, среднего, высокого уровней.
Уроки проводились с обучающимися 2 класса с целью выявления педагогических условий формирования технологических умений младших школьников средствами дизайн-образования. Установлено, что дизайн- образование является важной теоретической основой формирования технологических умений обучающихся начальной школы. Начальное дизайн- образование рассматривается как важная теоретическая основа формирования технологических умений обучающихся, в которой выделяются необходимые и достаточные компоненты: коммуникативно-эстетическое содержание академического дизайн-образования, социально-культурное содержание художественного дизайн-образования, потребительски-утилитарный смысл технологического дизайн-образования.
В экспериментальной группе после формирующего эксперимента было отмечено значительное повышение показателей сформированности интегральных технологических умений по технологическому обучению и других предметов начальной школы. Результаты педагогического эксперимента подтвердили, что потенциальные возможности обучающихся по проектнохудожественной деятельности в области пластических искусств будут эффективно реализовываться благодаря внедрению интегрированных уроков. За счет внедрения системы таких уроков повысилась творческая активность, интерес, самостоятельность и инициатива обучающихся в создании художественных проектов и воплощении творческого замысла в моделях, макетах, плоскостных и пространственных композициях.
1. Алексеева, А. А. Новые образовательные технологии как механизм повышения качества знаний / А. А. Алексеева // Молодой ученый. - 2015. - №16. - С. 400-403.
2. Атутов, П. Р. Роль технологического обучения в политехническом образовании школьников / П. Р. Атутов, В. А. Поляков. - Москва : Пресс, 2016. - 128 с.
3. Батышев, С. Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации / С. Я. Батышев. - Москва : Педагогика, 2009. - 223 с.
4. Бобров, А. А. Формирование у обучающихся учебных умений / А. А. Бобров. - Москва : Знание, 2014. - 80 с.
5. Брушлинский, А. В. Культурно-историческая теория мышления (философские проблемы психологии) / А. В. Брушлинский. - Москва : Высшая школа, 2007. - 104 с.
6. Выгонов, В. В. Практикум по технологическому обучению: уч. пос. для студ. / В. В. Выгонов. - Москва : Академия, 2014. - 250 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. - Москва : Педагогика-Пресс, 2010. - 536 с.
8. Гальперин, П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий / П. Я. Г альперин, Н. Ф. Талызина. - Москва : МГУ, 2011. - 135 с.
9. Галямова, Э. М. Методика преподавания технологии / Э. М. Га- лямова, В. В. Выгонов. - Москва : Академия, 2013. - 340 с.
10. Гвоздева, Е. Е. Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования / Е. Е. Гвоздева // Молодой ученый. - 2014. - № 6.3. - С. 21-25.
11. Геронимус, Т. М. Методика преподавания технологии с практикумом / Т. М. Геронимус. - Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015. - 549 с.
12. Гурвич, П. Б. Коррективно-подготовительный аспект методики преподавания иностранных языков: учебное пособие / П. Б. Гурвич. - Владимир : ВГПИ им. П. И. Лебедева-Полянского, 2012. - 76 с.
13. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А.Н. Давидчук. - Москва : Педагогика, 2016. - 536 с.
14. Журавлева, А. П. Начальное техническое моделирование: посо
бие для учителей нач. классов по внеклассной работе / А. П. Журавлева, Л. А Болотина; под ред. Г. В. Райская - Тольятти, 2013. - 31 с. - URL:
http://school61-tlt.ru/201-4.pdf (дата обращения: 18.09.2019)
15. Завьялова, Т. Б. Использование новых образовательных технологий как средство повышения качества образования / Т. Б. Завьялова // Гуманитарные научные исследования. - 2011. - № 2. - С. 90-96...