Введение 4
Глава 1. Теоретические основы особенностей методического подхода к организации полевой практики по зоологии беспозвоночных с обучающимися 9
1.1. Понятие, структура и требования к полевой практике в обучении
биологии в школе 9
1.2. Психолого-педагогические возможности использования полевой
практики в обучении зоологии беспозвоночных на среднем звене обучения 18 Глава 2. Методические основы организации полевой практики по зоологии беспозвоночных с обучающимися 7 класса 34
2.1. Подходы к организации полевой практики по зоологии беспозвоночных с
обучающимися 7 класса 34
2.2. Педагогические условия, методы и приемы в организации полевой
практики по зоологии беспозвоночных с обучающимися 7 класса 38
Глава 3.Апробацияметодического подхода к организации полевой практики по зоологии беспозвоночных с обучающимися 7 класса на основе разработки элективного курса по зоологии беспозвоночных 61
3.1. Материалы, методы и структура исследования 61
3.2. Осуществление подготовительного этапа опытно-экспериментальной
работы 70
3.3. Апробация элективного курса изучения беспозвоночных с
использованием полевой практики с учащимися и оценка его результативности 75
Заключение 93
Список литературы
Приложения
Научные открытия в молекулярной биологии, успехи генетики и биотехнологии позволяют предположить, что востребованность специалистов с биологическим образованием в ближайшее время увеличится. На протяжении последних лет растет и количество обучающихся, выбравших сдавать биологию в формате ЕГЭ.
Растет количество используемых учителями технологий на уроках биологии. Учащиеся демонстрируют хорошие теоретические результаты подготовки на предметных олимпиадах. В то же время, обнаруживается недостаточная практическая подготовленность обучающихся. Наибольшее количество ошибок обучающиеся совершают при ответах на вопросы, касающиеся зоологии беспозвоночных, практике их исследования, особенностей жизнедеятельности беспозвоночных. Это указывает на необходимость реализации практико-ориентированных подходов в методике организации с особенностями биологии и жизнедеятельности беспозвоночных, непосредственно в среде обитания - организации полевых практик.
Биологическое образование в современности предполагает сочетание теоретической и практической деятельности учащихся, за счет дисциплин федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта. В этой связи особенно актуально изучение учащимися животного и растительного мира родного края, поскольку учащиеся имеют обычно крайне недостаточное представление о биоразнообразии своего региона.
Методические подходы к организации полевой практики по зоологии беспозвоночных с обучающимися базируются на общей методике обучения биологии, особой научной области педагогических знаний, которая исследует содержание, цели образовательного процесса по биологии и 4
закономерности усвоения биологического материала обучающимися. Методика обучения биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные (естественно-научные и биологические), психолого-педагогические,
мировоззренческие, культурологические и другие профессионально - педагогические знания, умения и отношения.
Одна из важнейших целей биологического образования - формирование у обучающихся научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, ее системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Кроме того, школьная биология ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.
Достижение этой цели предполагает решение ряда учебно-воспитательных задач, в частности ознакомление с методами познания живой природы: проведение наблюдений за биологическими объектами, процессами; использование приборов и инструментов для рассматривания клеток, тканей, органов, организмов; организация биологических экспериментов. Которые возможны только при реализации непосредственного ознакомления с объектами живой природы в среде обитания в ходе реализации полевой практики.
Тема организации полевой практики изучения беспозвоночных животных достаточно изучена, ей посвящены труды таких ученых, как А.Н. Захлебного, З.И.Тюмасевой, В.В.Духина, Е.В.Гуськовой, М.В.Бутаковой, но большинство исследователей рассматривают методику организации и проведения полевых практик в рамках профильного или высшего образования в биологических и педагогических ВУЗах, в то же время, методика реализации полевой практики в обучении беспозвоночных в рамках основной школы, остается неразработанной. В то же время, на организацию полевой практики в программах практически не выделено часов, а методические подходы к ее организации на среднем звене обучения освещены в недостаточной мере. Восполнить эти пробелы может разработка элективных курсов с включением полевой практики.
Противоречие между потребностью в использовании полевой практики в рамках основной школы и недостаточной разработанностью методики ее проведения и имплементации в курс основной школы, составила проблему нашего исследования. Каковы особенности методического подхода к организации полевой практики по зоологии беспозвоночных с обучающимися в основной школе?
Цель исследования: Выявить теоретически и апробировать на практике особенности методического подхода к организации полевой практики по зоологии беспозвоночных с обучающимися в основной школе.
Объект исследования: Методические подходы к организации полевой практике в курсе биологии в школе
Предмет исследования: Особенности организации полевой практики беспозвоночных в курсе обучения биологии основной школы.
Гипотеза исследования: Особенностями методологической
организации полевой практики биологии животных в основной школе, повышающей уровень практических знаний и умений, обучающихся будут следующие педагогические условия:
• разработка и реализация элективного курса биологии беспозвоночных;
• использование практико-ориентированной деятельности и исследовательского подхода;
• организация обучения методам исследования беспозвоночных в природе, на примере видов, характерных для данной местности;
• обеспечение оборудованием и инвентарем для проведения исследований в природе;
• использование приемов и методов групповой работы;
• обеспечение техники безопасности.
Задачи исследования:
1. Определить понятие, структуру и требования к полевой практике в обучении биологии в школе.
2. Выявить психолого-педагогические возможности использования полевой практики в обучении зоологии беспозвоночных на среднем звене обучения.
3. Изучить методические подходы к организации полевой практики по зоологии беспозвоночных с обучающимися.
4. Проанализировать педагогические условия, методы и приемы в организации полевой практики по зоологии беспозвоночных с обучающимися.
5. Спланировать, провести и оценить эффективность опытноэкспериментальной работы по апробации особенностей методического подхода к организации полевой практики по зоологии беспозвоночных с обучающимися, на основе разработки элективного курса зоологии беспозвоночных.
Теоретическая значимость работы: на основе анализа теоретической методической литературы по теме исследования, были выделены особенности методической организации полевой практики по зоологии беспозвоночных с обучающимися основной школы, в рамках организации элективного курса биологии беспозвоночных, определены педагогические условия его реализации, которые будут интересны для дальнейших исследований темы.
Практическая значимость работы: Материалы исследования, в частности элективный курс биологии беспозвоночных и разработки занятий полевой практики могут быть использованы в практической деятельности учителя биологии в школе.
Методы исследования: Теоретические: анализ, синтез, реферирование, аннотирование, сопоставление, сравнение. Эмпирические: педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, проектирование образовательного процесса, анкетирование, количественная и качественная обработка результатов.
Структура исследования: Работа состоит из содержания, введения, трех глав с выводами, заключения, списка литературы, приложений.
В результате выполненного исследования мы пришли к следующим выводам:
Мы провели литературный анализ темы исследования и выделили определение учебно-полевой практики зоологии беспозвоночных:
1. Полевая практика зоологии беспозвоночных - особая комплексная форма проведения внеурочных занятий в рамках функционирования элективного курса или кружка, проводимая в природных условиях и предполагающая организацию познавательно - исследовательской деятельности обучающихся по изучению беспозвоночных животных их строения, мест обитания, особенностей жизнедеятельности, видового состава.
Структура полевой практики зоологии беспозвоночных при ее проведении с обучающимися среднего звена, включает:
• инструктажи безопасности (поведения в природе, обращения с животными, методы забора материала и исследований в природе);
• проведение ознакомительных экскурсий;
• проведение исследований в природе;
• работу с материалом в лаборатории;
• работу с дневником наблюдений;
• самостоятельные и групповые домашние задания.
2. Подростковый возраст, в силу развития когнитивных процессов и познавательных возможностей на этом этапе, сенситивен для познавательноисследовательской деятельности в природе.
3.Организация полевой практики по зоологии беспозвоночных базируется на
современных подходах к обучению, это системный, деятельностный и
93
комплексный подходы. Организация полевой практики по биологии беспозвоночных позволит дополнить недостающее время в основной программе, поскольку на изучение беспозвоночных выделено всего 9 часов в 7 классе.
4. Основными педагогическими условиями для успешной организации полевой практики зоологии беспозвоночных является:
— Разработка и включение в образовательный процесс программы полевой практики в рамках кружковой работы или элективного курса;
— Наличие материальной базы (оборудования для работы в природе и в школьной лаборатории), справочников, пособий;
— Применение исследовательских методов обучения, проектной деятельности;
— Использование экскурсий и исследований в природе;
— Использование групповой и фронтальной работы.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МАОУ СОШ №15. На разных этапах исследования исследовании приняли участие всего 61 учащийся двух седьмых классов, 7А - группа контроля, 7Б - экспериментальная группа, возрастом 14-15 лет, и 10 учителей биологии. Опытно-экспериментальная работа проходила в 3 этапа - констатирующий, формирующий, контрольный.
5. На констатирующем этапе мы оценили существующее положение использования полевой практики и уровень развития практических навыков в школе путем беседы с учителями, проведения и анализа анкетирования учителей биологии, анализа успеваемости по практическим и лабораторным работам по журналам исходя из были определены уровни развития практических знаний и умений в контрольной и экспериментальной группе (контрольная - подгруппа 7 А - 31 человек, экспериментальная - 7 Б - 30 человек. Были выделены уровни развития практических знаний и умений беспозвоночных животных и дано их описание. Мы определили, что в обеих группах преимущественно средний и низкий уровень практических знаний и умений беспозвоночных животных, потому мы можем апробировать на одной из них элективный курс изучения беспозвоночных с использованием полевой практики.
6. На формирующем этапе мы разработали и апробировали программу элективного курса «Полевая практика зоологии беспозвоночных», в ходе которой были использованы выделенные в гипотезе педагогические условия.
На контрольном этапе, оценили эффективность проведенной работы по анализу успеваемости в проведении лабораторных и практических работ по теме (согласно тестирования) и проведением тестовой проверки в обеих группах, что показало эффективность проведенной работы в экспериментальном классе, где успеваемость повысилась.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Абдрахманова Б.С. Учебно-полевая практика по зоологии позвоночных / Б.С. Абдрахманова, С.К. Кендирбаева. - Бишкек, 2013. - С. 35.
2. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебноисследовательской деятельности / В. И. Андреев. - М.: Высшая школа, 2011. - 240 с.
3. Беспалова Е. Э. Бондаренко С. А. и др. Инновационные образовательные технологии в высшей школе: теория и практика / [С. П. Аксенова, Е. Э. Беспалова, С. А. Бондаренко и др.; отв. ред. Т. Ф. Кряклина]; Алт. акад. экономики и права (ин-т). - Барнаул: Изд-во ААЭП, 2010.
4. БлиноваТ.Л. Формирование универсальных учебных действий, учащихся в процессе реализации исследования /Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2016. № 11. С. 22-28.
5. Бутакова М.В. Полевые практики - важное звено экологического воспитания студентов на естественно-географическом факультете // Биологическое и экологическое образование: традиции и инновации: сб. материалов Всеросс. научно-практ. конф. Санкт-Петербург, 26-29 ноября 2012 г. СПб.:Изд-во «ТЕССА», 2012. Вып. 11. С. 97-101.
6. ГинА.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 112 с.
7. Дашанимаев В.М. Полевые исследования экологии наземных позвоночных / В.М. Дашанимаев, О.Д. Доржиева, С.Л. Сандакова. - Улан- Уде, 2009. - С. 9-10.
8. Забродский Н. Н. Возрастная психология: Учеб.пособие / Н. Н. Заброцький. - Тернополь, 2015. - С. 57- 70.
9. Захлебный А.Н. Полевая экологическая практика // Экологическое образование. 2000. № 3. С. 6-25.
10. Канивец В. М. Учебная практика по зоологии беспозвоночных и методические рекомендации к определению насекомых / В. Канивец, В. Ф. Лащенко. - Нежин: НДПУ, 2000. - 208 с.
11. Комарова, И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности в школе (доклад, Региональная конференция пединициатив, 2007) [Текст] // Петрозаводск, 2007
12. Кочанов М. А. Учебно-методическое пособие по проведению летней полевой практики по зоологии беспозвоночных на территории ВКГПБЗ со списками часто встречающихся и редких видов / М. А. Кочанов, Н. В Шулаев. - Казань: Изд-во КГУ, 2009. - 49 с.
13. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: анализ зарубежного опыта. - Рига: НПЦ Эксперимент, 1995. - 176 с.
14. Концепция развития математического образования в Российской
Федерации. [Текст]: / Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 24 декабря 2013 года, подписана Председателем Правительства Российской Федерации. Д.А. Медведевым.
15. Литовченко В.Н. Формирование исследовательских умений студентов педагогических специальностей университета средствами НИР: автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1990. 26 с...