ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ И МЕТАКОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
1.1. Современные представления о когнитивных и
метакогнитивных стратегиях в образовании 14
1.2. Возможности курса «Окружающий мир» в формировании у
школьников когнитивных и метакогнитивных стратегий 26
1.3. Модель формирования у детей младшего школьного
возраста когнитивных и метакогнитивных стратегий в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 44
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОГНИТИВНЫХ И МЕТАКОГНИТИВНЫХ
СТРАТЕГИЙ 59
2.1. Диагностика сформированное™ у детей младшего школьного
возраста когнитивных и метакогнитивных стратегий 59
2.2. Реализация модели формирования у детей младшего
школьного возраста когнитивных и метакогнитивных стратегий в процессе изучения окружающего мира 69
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по
формированию когнитивных и метакогнитивных стратегий младших школьников 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 134
Актуальность исследования определяется теми процессами, которые происходят в современном обществе, а вслед за ним и в современной школе. Сегодня от любого человека требуются способности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию, рефлексии. Общество стремительно изменяется и это требует от его членов умения осваивать новые знания и навыки в течение всей жизни, в том числе и по собственной инициативе. Высокий уровень конкуренции в современном мире, постоянное появление новых технологий требует от личности саморазвития и самосовершенствования. В младшем возрасте ребенок вступает на новый этап своего развития. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни ребенка: к нему предъявляются новые требования, он выступает в новой социальной роли ученика, осваивает принципиально новый вид деятельности - учебно-творческую деятельность. Именно отсюда вытекает одна из основных задач начальной школы - формирование у ребенка когнитивных и метакогнитивных стратегий, что будет способствовать успешности дальнейшего его обучения в течение всей жизни. Основной задачей современного образования является раскрытие способностей учащихся, воспитание личности, готовой к жизни в современном конкурентном мире. Учащиеся должны самостоятельно ставить и достигать учебные цели, уметь анализировать, сравнивать, прогнозировать известные им явления и события, а также моделировать учебные и реальные ситуации.
Данные положения отражены в документах, которые ориентированы на создание необходимых и полноценных условий для развития каждого ребенка, формирование его активной позиции: законе «Об образовании в Российской Федерации», государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.
Учитывая происходящие в современном обществе изменения «Национальная доктрина образования в России на период до 2025» предъявляет к системе образования следующие требования:
• подготовка специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности;
• формирование навыков самообразования, самореализации личности;
• непрерывность образования в течение всей жизни человека [3, с. 5].
Это именно те требования, о которых шла речь выше, и обеспечить их может только успешное формирование когнитивных и метакогнитивных стратегий учащихся.
Все вышесказанное можно отнести к изучению курса «Окружающий мир» в начальной школе. При изучении окружающего мира на первый план выходит задача обучения младших школьников способам познания окружающего мира, управление собственной познавательной деятельностью. Сформировать указанные качества возможно при формировании у школьников когнитивных и метакогнитивных стратегий. Успешное внедрение условий формирования стратегий в процесс образования и обучения учащихся младшего школьного возраста может в значительной степени определить успешность дальнейшего обучения и развития.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующим:
• на социально-педагогическом уровне актуальность обусловлена тем, что основной задачей современного образования является раскрытие способностей учащихся, воспитание личности, готовой к жизни в современном конкурентном мире. Учащиеся должны самостоятельно ставить и достигать учебные цели, уметь анализировать, сравнивать, прогнозировать известные им явления и события, а также моделировать учебные и реальные ситуации. Формирование когнитивных и метакогнитивных стратегий должно решить эти задачи воспитания личности младшего школьника;
• на научно-теоретическом уровне актуальность обусловлена тем, что при изучении предмета «Окружающий мир» на первый план выходит задача обучения младших школьников способам познания окружающего мира, управление собственной познавательной деятельностью. Сформировать указанные качества возможно при формировании у школьников когнитивных и метакогнитивных стратегий. Успешное внедрение условий формирования стратегий в процесс образования и обучения учащихся младшего школьного возраста может в значительной степени определить успешность дальнейшего обучения и развития;
• на научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что необходимо разрабатывать методы и приемы, которые позволят сформировать у учащихся основы метамышления.
Таким образом, возникают следующие противоречия:
• на социально-педагогическом уровне возникает противоречие между требованиями общества к современной личности и неготовностью школы воспитать такую личность с развитым метамышлением;
• на научно-теоретическом уровне возникает противоречие между необходимостью применения когнитивных и метакогнитивных стратегий при отсутствии единого подхода к определению содержания понятия «метапознание», «когнитивные стратегии», «метакогнитивные стратегии»;
• на научно-методическом возникает противоречие между необходимостью освоения новых действий по предмету «Окружающий мир» и отсутствием соответствующих методических рекомендаций.
Между тем в настоящее время изучение данного курса в-основном ведется с помощью описательных методов. Учащихся знакомят с явлениями окружающей жизни, но не учат видеть связи между ними, общих закономерностей, происходящих в мире природы и социуме...
Проведённое теоретико-экспериментальное исследование вносит определенный вклад в разработку проблемы формирования когнитивных и метакогнитивных стратегий познания у младших школьников и позволяет сделать следующие выводы.
1. Нами уточнено и конкретизировано понятие когнитивных и метакогнитивных стратегий. Когнитивные стратегии - устойчивый комплекс целенаправленно организованных субъектом действий, направленных на обработку и усвоение учебной информации, и решение различных типов учебных задач. Метакогнитивные стратегии - это когниции второго порядка, отвечающие за регуляцию и контроль деятельности, в частности познания (интеллектуальной деятельности). В отличие от когнитивных, метакогнитивные стратегии организуют и управляют деятельностью человека, «возвышаясь» над иерархией когнитивных стратегии.
2. Определены особенности, структура и содержание когнитивных и метакогнитивных стратегий. Когнитивные стратегии включают в себя действия, направленные на получение, поиск и фиксацию информации; понимание и преобразование информации; применение и представление информации; оценку достоверности получаемой информации. Формирование метакогнитивных стратегий в обучении является новым явлением в педагогической теории и практике. Способы формирования метакогнитивных стратегий - это целеполагание, планирование, контроль и оценка.
3. Формирование когнитивных и метакогнитивных стратегий у детей
младшего школьного возраста является важным элементом образовательного процесса при обучении предмету «Окружающий мир». В этой связи важно было разработать модель, которая стала бы целевым, содержательным и организационным ориентиром при формировании у школьников
когнитивных и метакогнитивных стратегий в процессе обучения дисциплине «Окружающий мир». Представленная в диссертации модель включает в себя концептуально-целевой содержательный и аналитико-результативный компоненты. В концептуально-целевом компоненте представлены цель и задачи процесса формирования когнитивных и метакогнитивных стратегий, которые сформулированы на основе социального заказа, обобщены принципы. В содержательном компоненте представлены педагогические средства и условия формирования когнитивных и метакогнитивных стратегий. Для оценки эффективности когнитивных и метакогнитивных стратегий используются показатели и методики их замеряющие.
4. В ходе исследования нами доказано, что эффективность развития когнитивных и метакогнитивных стратегий у детей младшего школьного возраста обеспечивается реализацией комплекса условий:
• освоение когнитивных и метакогнитивных стратегий должно идти поэтапно с учётом возрастных особенностей учащихся;
• процесс обучения построен в соответствии с развивающей моделью, отличающейся такими качествами как целостность, открытость, динамичность;
• использование специальных технологий развития когнитивных и метакогнитивных стратегий;
• разработка необходимого методического обеспечения. В частности тетради для занятий по предмету «Окружающий мир».
5. Подобран диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности когнитивных и метакогнитивных стратегий у детей младшего школьного возраста:
1. Опросник метакогнитивной включенности в деятельность (Г. Шроу, Р. Деннисон).
2. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности Г. В. Репкиной, Е. В. Заика.
3. Комплексная методика по оценке стратегий работы с учебной информацией.
6. Экспериментальная проверка основных положений гипотезы свидетельствует об успешности формирования когнитивных и метакогнитивных стратегий у детей младшего школьного возраста в процессе обучения учебному предмету «Окружающий мир», что подтверждается переходом мышления школьников на более высокие уровни сформированности когнитивных и метакогнитивных стратегий. Проведённое нами исследование показало значимость полученных результатов, что подтверждено цифровыми данными.
Наше исследование, осуществлённое в рамках обучения младших школьников учебному предмету «Окружающий мир», является ступенью к решению общей проблемы формирования когнитивных и метакогнитивных стратегий обучающихся и повышения качества естественнонаучного образования в начальной школе в целом.
Полученные результаты исследования подтверждают успешность решения поставленных задач, достижения цели и правомерности выдвинутой гипотезы. Данное исследование не исчерпывает всех проблем, связанных с формированием когнитивных и метакогнитивных стратегий. Перспективы дальнейшей работы могут быть связаны с разработкой программы подготовки учителей по мониторингу когнитивных и метакогнитивных стратегий младших школьников.
1. Аквилева, Г. Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Н. Г. Аквилева, З. А. Клепинина. - Москва: ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
2. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - Москва: Экономика, 1989. - 519 с.
3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бугрменская, И. А. Володарский и др. - Москва: Просвещение, 2010. - 152 с.
4. Бабанский, Ю. К. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. - Москва: Просвещение, 1988. - 479 с.
5. Байбородова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей в системе дополнительного образования / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина, И. Г. Харисова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. - 416 с.
6. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастной группе / Л. В. Байбородова. - Москва: Просвещение, 2013. - 177 с.
7. Баранова, О. И. Формирование умений целеполагания у учащихся начальной школы (технологический аспект) / О. И. Баранова // Историческая и социально-образовательная мысль, 2009. - №9. - С. 89-94.
8. Белик, Я. Н. Формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования / Я. Н. Белик; автореф. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2011. - 27 с.
9. Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. - URL: https://helpiks.org/5-90948.html (дата обращения: 26.08.2019).
10. Глаголева, Н. П. Приемы и методы активации познавательной деятельности на уроках биологии / Н. П. Глаголева. - URL: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/11/10/priyomy-i-metody- aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-na(gaTa обращения:03.03. 2019).
11. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Москва: Интор, 1996. - 544 с.
12. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - Москва: ТЦ «Сфера», 2005. - 267 с.
13. Ефремова, Т. В. Метакогнитивные образовательные технологии как средство формирования и развития универсальных учебных действий / Т. В. Ефремова. - Санкт-Петербург: ВЛАДОС, 2013. - 132 с.
14. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя; учебник для вузов. - Москва: Логос, 2004. - 384 с.
15. Иваньшина, Е. В. Метакогнитивные образовательные технологии как средство достижения метапредметных результатов образования / Е. В. Иваньшина // Модели организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, 2013. - № 18. - URL: http://www.erono.ru/art/?E LEMENT_ID=1666 (дата обращения: 25.03.2019)...