Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интерактивные методы обучения графическому дизайну в профессиональной подготовке по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Работа №94700

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ведение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения интерактивных методов обучения 9
1.1 Современная классификация методов обучения 9
1.2 Общее понятие о методах интерактивного обучения 18
1.3 Виды интерактивных методов и форм обучения 30
Глава 2. Применение интерактивных методов в обучении графическому дизайну по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) 44
2.1. Нормативные документы, определяющие порядок и содержание обучения по
специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) 44
2.2. Практика применения интерактивных методов и форм обучения
графическому дизайну 51
2.3. Формирование профессиональных компетенций графического дизайнера
интерактивными методами обучения 58
Заключение 70

Актуальность темы. В последнее время в педагогической практике получил распространение термин "интерактивное обучение". Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.
Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методикам преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем.
Поиск новых форм и приемов изучения разных дисциплин в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. Активные игровые методы обучения дают возможность понять взаимосвязь между событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут. Новый подход в обучении не должен основываться на усвоении новых знаний, умений и навыков, а на развитии, которое обеспечивает становление человека как личности. В наше время, когда объем информации увеличивается, дидактическая функция преподавателя основывается не только на преподавании знаний, но и на формировании навыков находить их. Процесс обучения это не автоматическое преподавание программного материала студентам, а подготовка их к жизни, умение вырабатывать способность познания мира, к творческой работе и взаимосвязи их с другими людьми в социуме.
Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Степень изученности темы. Проблемы, связанные с развитием творческого потенциала личности, в зарубежной психолого-педагогической науке разрабатывали К.Роджерс, А.Маслоу и др. К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно».[31] .
В нашей стране активность учения человека была обоснована Л.С.Выготским и С.Л.Рубинштейном. Их ведущими идеями являются положения об общественно-историческом характере сознания, о единстве сознания и деятельности [25].
На базе этих теоретических посылок психологи, А.Н.Леонтьев и другие ученые исследовали структуру деятельности и влияния сознания на учение [32]. А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин показали, что от характера знаний зависит результат учения. Основываясь на этих связях, П.Я.Гальперин, и другие разработали теорию поэтапного формирования умственных действий. В основе этой системы лежит поэтапный переход от внешней деятельности по применению сформированных действий (экстериоризации) к внутренней (интериоризации) [26]. Операционная концепция научения (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина) исходит из того, что процесс усвоения знаний достигается переводом материального действия в план умственного развития.
В развитии теории и практики активного учения большую роль сыграли исследования, связанные с совершенствованием методов обучения. К ним следует отнести работы И.Д.Зверева. [32] .
Значительный вклад в раскрытие проблемы в плане разработки принципов, методов и форм обучения внесли Ю.К.Бабанский, и другие. Т.И.Шамова формулирует основное требование к организации активного учения следующим образом: эффективное усвоение знаков и способов деятельности предлагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика [27].
Знаковая концепция научения, развитая вслед за Л.С.Выготским, основана на положении о том, что сначала необходимо осваивать сущность предмета, его структуру, а затем его элементы и связи[8, с.51].
Определение интерактивных методов обучения и их характеристику можно найти в трудах В.А. Сухомлинского, в творческих поисках Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина, И.Я. Лернера, М.Н.Скаткина, В.В.Краевского, Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова и др. еще в 70-80-е годы. Целесообразность использования интерактивных методов обучения особо отмечали В.В.Давыдов, И.П.Подласый, Л.Реан, Бордовский и др.
В исследованиях А.Е.Авдюковой, Л.Н.Вавиловой, В.А.Вакуленко, Ю.Е.Водопьяновой, В.В.Гузеева, Л.К.Гейхман, О.А.Го-лубковой,
Т.Н.Добрыниной, В.К.Дьяченко, Е.В.Коротаевой, Д.С.Ермаковой, Д.Н. Кавтарадзе, С.Г. Корниенко, Е.В. Коротаевой, М.В. Кларина, Г.Б.Корнетова, Л.Н.Куликовой, Д.И.Латышиной, А.Г.Маджуга, Т.А.Мя-соед, В.В.Николиной, Т.С.Паниной, О.В.Петунина, И.Е. Уколовой, О.Н.Шевлюковой, С.А.Шмакова, Т.Л.Чепель, А.В.Хуторского, а также исследования зарубежных психологов и педагогов Р. Стернберга, Дж. Гилфорда, М. Воллаха, Е.П. Торранса, Л. Термена, нашла отражение проблема освоения и использования интерактивных методов обучения. В наше время понятие "интерактивные методы обучения"
наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится: взаимодействию (П.Д.Гаджиева, Д.И.Кавтарадзе, М.В.Кларин, Т.А.Мя-соед, Б.Ц.Бадмаев); развитию навыков общения личности (Л.К.Гейхман, Л.В.Зарецкая, Д.А.Махотин); развитию и осуществлению социального опыта людей (Л.Н.Куликова); учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса (Е.В.Коротаева, А.Ю.Прилепо, Н.Е. Щуркова и др.). Вместе с тем, проблема использования интерактивных методов недостаточно исследована.
В настоящее время ведется интенсивный поиск и внедрение новых форм и методов обучения студентов. Об этом свидетельствуют, в частности, публикации журнала "Социологические исследования" за последние пять лет Инновационные образовательные технологии и методы в преподавании социологии ("круглый стол"). 2001. № 10 [13, с.44] ; Шаронова С.А. Игровые ситуации в преподавании социологии. 2003. № 2; Шаронова С.А. К вопросу об интерактивных методах в преподавании социологии. 2004. [13, с.44].
Активизируется обмен опытом преподавателей, применяющих в своей практике новые формы, технологии, методы обучения. В настоящее время интерес к этой теме остается довольно устойчивым и весьма актуальным. Но, несмотря на большое количество ученых-исследователей, занимавшихся вопросами интерактивного обучения, эта проблема является не до конца изученной.
Таким образом, на основании изученной литературы можно сделать вывод, что интерактивные методы обучения и их применение в графическом дизайне в учреждениях среднего профессионального образования до сих пор не становились предметом специального исследования.
Объект исследования - профессиональное обучение по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Предмет исследования - интерактивные методы обучения графическому дизайну в профессиональной подготовке по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Цель исследования - исследовать роль интерактивных методов в обучении графическому дизайну в формировании профессиональных компетенций у студентов по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Для достижения цели были сформированы следующие задачи:
1. Раскрыть современную классификацию методов обучения.
2. Охарактеризовать общее понятие о методах интерактивного обучения.
3. Изучить виды интерактивных методов и форм обучения.
4. Проанализировать нормативные документы, определяющие порядок и содержание обучения по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
5. Описать опыт применения интерактивных методов обучения в графическому дизайну.
6. Определить формирование профессиональных компетенций
графического дизайнера интерактивными методами обучения.
Методология исследования. В основу исследования положены тезисы Ю.К. Бабанского, о том, что любая целенаправленная функциональная саморегулируемая педагогическая система стремится к оптимальным наилучшим результатам учебно-воспитательного процесса на основе следующих критериев:
1. Достижение каждым учеником максимально возможного для него, в данный период уровня успеваемости;
2. Воспитанности и развитости и отсутствие фактов систематического превышения учениками и учителями норм времени [27].
Методы исследования: общенаучные методы (описание, анализ, синтез), наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты.
Источники исследования: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", учебные планы, рабочие программы дисциплин. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Материалы проведенного учебного занятия.
Теоретическая и практическая значимость работы. Приведенные в ходе исследования выводы могут найти свое применение в исследованиях, посвященных вопросам интерактивного метода обучения, а также стать основой для разработки учебных планов и методических пособий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Внедрение интерактивных методов является крайне важной задачей в воспитании молодых специалистов. В последнее время работодатели, родители, высшая школа обращают все большее внимание на воспитание человека пытливой, ищущей мысли, способного работать в команде, коммуникабельного, обладающего навыками проектирования, наделенного культурой учения и труда. Поэтому выпускники образовательных учреждений должны обладать ключевыми компетенциями, т.е. универсальными умениями, позволяющими им понимать ситуацию и достигать результатов в профессиональной и личной жизни. Ключевые компетенции состоят из профессиональных компетенций (свойство человека успешно достигать конкретного результата в реальной профессиональной деятельности) и над профессиональных компетенций (это личностные качества человека). Поэтому педагогам в обучении современных специалистов дизайнеров необходимо шире использовать интерактивные методы. Это пробудит интерес обучающихся к будущей профессии, поможет им более полно овладеть профессиональными, знаниями и навыками, ориентироваться в новых ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни и достигать поставленных целей.
С увеличением объема получаемых знаний и ростом требований к качеству образования классическая классно-урочная система постепенно вытесняется интерактивными методами обучения. Как следует из самого термина, такой способ ведения урока предусматривает интенсивное внутригрупповое взаимодействие. Новые знания приобретаются и проверяются в непрерывном контакте одного ученика с другими и учителем.
Поступление в вуз - всегда тяжелый период для ребенка, поскольку с этого момента ему нужно привыкнуть к новому режиму, осознать, что время расписано по часам, а вместо привычных игр придется слушать не всегда понятные объяснения учителя и выполнять на первый взгляд бесполезные задания. В силу этого применение на уроках интерактивных методов обучения становится настоятельной необходимостью: именно они наиболее эффективно позволяют ребенку включиться в учебный процесс.
Использование современного оборудования позволяет повысить наглядность изучаемого вопроса, а также способствовать увеличению заинтересованности класса в теме. Интерактивная доска синхронизируется с компьютером, но не привязывается жестко к нему: основные действия выполняются непосредственно с доски при помощи электронного маркера.
Формы применения такого оборудования могут быть самыми разнообразными. Прежде всего, наличие интерактивной доски избавляет учителя от необходимости контролировать наличие наглядного материала и следить за его сохранностью. Например, на уроках математики интерактивное обучение с применением доски позволяет делать чертежи к задачам, соотносить задания с их ответами, измерять площади, периметры и углы фигур. Расширение области применения интерактивной доски зависит только от фантазии и заинтересованности учителя в работе группы.
По результатам проведенной игры, можно сделать вывод, что в целом у учащихся сформировались позитивные отзывы о проведенном занятии, понравилась методика проведения занятий в интерактивном режиме.
Итоговая рефлексия состоявшегося взаимодействия в группе по окончании проведенного занятия показала, что проведенная игра выявила положительное влияние использования интерактивных методов обучения на уровень профессиональной подготовки учащихся.
Коммуникативный дизайн представляет собой определенный подход к проектированию, заложенный в учебно-методической работе. Предполагается обращение к потребителю, выразительность, информационность, актуальность. Дизайнер выступает коммуникатором между спроектированным им материалом и потребителем. Почему "коммуникативный" дизайн. Предполагается связь, передача сообщения от одного человека к другому. Она подразумевает использование графических визуальных средств.
Практика показала, что в рамках такой игры происходит раскрепощение студентов, активная генерация идей и обмен ими.
Таким образом можно сделать вывод, что использование интерактивных методов обучения положительно влияет на эффективность обучения при подготовке будущих дизайнеров. А учитывая то, что образование человека, а именно дизайнера, как «законодателя» идей, призвано культивировать способность общества к развитию и процветанию, интерактивных методов в обучении является первоочередной задачей в разработке методик преподавания дизайну.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ