ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
1.1. Понятие о профессии и видах профессионально деятельности... 11
1.2. Особенности представлений дошкольников о мире профессий. 19
1.3. Организация проектной деятельности в образовательном процессе
дошкольной образовательной организации 29
1.4. Возможности проектной деятельности в формировании
представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста 39
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 51
2.1. Результаты диагностики представлений о профессиях у детей дошкольного возраста 51
2.2. Методика организации проектной деятельности, направленной на
развитие представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста 70
2.3. Изучение динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет
представлений о мире профессий 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 106
Актуальность исследования. Процесс ознакомления ребенка с миром профессий является актуальной проблемой современности. Проблема самоопределения человека как профессионального специалиста является центральной задачей на пути становления личности - от этого зависит будущее ребенка, то, кем он станет. Истоки зарождения профессионального самоопределения лежат в дошкольном детстве, и его становление происходит на протяжении всей жизни. Еще в дошкольном возрасте у ребенка проявляется склонность к какому-либо занятию, и, эта склонность, в будущем, может перейти в профессиональную деятельность.
Поэтому важно с дошкольного возраста знакомить детей с широкими возможностями профессионального мира взрослых, чтобы они имели представления об основных профессиях, особенностях профессиональных действий и качествах взрослых. Особую значимость представляет реализация работы педагогов дошкольного учреждения, а, также, родителей по обогащению дошкольников представлениями о многообразии мира профессий. Кроме того, погружение ребенка в мир профессий, ранняя профориентация является важным звеном социальной адаптации ребенка, успешным разрешением профессионального самоопределения в будущем [25, с.416].
Значимость самоопределения личности, процесса познания мира профессий для ребенка обозначили в своих исследованиях В.И. Логинова [35; 36], С.А. Козлова [25; 26], Э.Ф. Зеер [18], Н.С. Пряжников [56;57;58;], подчеркивая, что в процессе такого познания ребенок расширяет собственные представления о жизни взрослых, их труде и отдыхе. Кроме того, наличие знаний дошкольников о труде и профессиях взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, уважения к профессиям окружающих взрослых.
Однако такие знания могут остаться формальными, если данное ознакомление не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, выполняемым трудовым действиям, показать общественную значимость труда, сущность трудовых действий, результаты труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.
Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий будет эффективным, если будет осуществляться через организацию проектной деятельности с родителями. Использование проектного метода является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников: педагогов, детей и родителей.
Сегодня проектная деятельность стала одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментом, обеспечивающим ее системность, целеориентированность и результативность [75].
Проблеме формирования представлений о профессиях и людях разных профессий у детей дошкольного возраста уделяли внимание отечественные ученые: И.Д. Власова [6], Г.И. Григоренко [4], Р.И. Жуковская [77], В.В. Кондратов [27], В.Г. Нечаева [7], А.Т. Шахманова [81]. Вопрос формирования представлений дошкольников о профессиях с помощью проектной деятельности изучали Е.Н. Белова [3], Н.Е Веракса [5], Е.С. Евдокимова [12, 13], Л.С. Киселева [54], М.Б. Чурилова [79].
Являясь сторонниками свободного развития личности ребенка, зарубежные ученые-теоретики Т.Мор, Ф.Энгельс, Ф. Гальтон, Джон Дьюи, К. Маркс, приветствовали реализацию нескольких направлений по формированию представлений о трудовой деятельности человека: «диагностическое», «воспитательное», «самореализации».
Тем не менее, несмотря на существующие исследования, представленные в научной педагогической литературе, проблема формирования представлений дошкольников о профессиях с помощью проектной деятельности остается недостаточно разработанной.
Потому, предлагаемое исследование направлено на разрешение ряда противоречий между:
• запроса государства (социальным заказом) на формирование
представлений дошкольников о профессиях (становлением их
профессионального самоопределения) и отсутствием систематической, планомерной работы по этому направлению;
• наличия разработок методологии (теории) профориентационного обучения и ограниченным использованием данной подготовки дошкольников через практическую деятельность;
• возможностями проектной деятельности в формировании представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием данной формы работы в педагогической практике.
На основе сформулированных противоречий была определена проблема исследования: каковы возможности проектной деятельности, как условия формирования представлений о профессиях детей старшего дошкольного возраста.
В рамках этой проблемы сформулирована тема исследования: «Проектная деятельность как условие формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста»...
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствует о том, что в основном дети испытывают затруднения в процессе характеристики профессиональных действий некоторых специфических профессий. Они имеют узкие представления о разнообразии профессий, называя в основном широко известные профессии: врач, учитель, строитель, пожарный, не знакомы с разнообразием мира профессий взрослых, с профессиональными действиями специалистов и их профессиональными качествами, и не проявляют стремления к освоению наиболее предпочтительных специальностей.
Формирующий эксперимент доказал эффективность проектной деятельности в формировании представлений о мире профессий у детей старшей группы при осуществлении поэтапной работы (мотивационный, деятельностный и рефлексивный этапы), разнообразии форм работы (НОД с использованием презентаций и интерактивных игры, создание фотоколлажа, беседы и пр.). Дети активно взаимодействовали друг с другом, знакомились с профессиями и с профессиональными качествами взрослых, а также высказывали собственные предпочтения и интересы в сфере трудовой деятельности взрослых.
Разнообразие форм работы и яркий наглядный материал способствовали возникновению у детей интереса к познанию разнообразия мира профессий взрослых.
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику в формировании представлений о мире профессий у детей 5-6 лет в процессе использования проектной деятельности. Дети стали называть не только широко известные, но и специфические профессии, качественно характеризовать профессиональные действия взрослых и аргументировать свою заинтересованность в определенных профессиях. Была подтверждена закономерность о том, что чем шире представления детей о мире профессий взрослых, тем выше их интерес к труду взрослых, на основе чего появляется мотивация к выбору собственных предпочтений в профессиональном разнообразии.
Данное исследование показывает, что формирование у детей 5-6 лет представлений о мире профессий взрослых эффективнее осуществляется в процессе использования проектной деятельности.
1. Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии: занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет : метод. пособие / Е. А. Алябьева. - Москва : Сфера, 2015. - 124 с.
2. Артамонова, О. В. Как подвести детей к понятию «Рукотворный мир» / О. В. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 7. - С. 3-23.
3. Белова, E. H. К вопросу об использовании метода проектов в
ДОУ /
E. H. Белова, С. Ю. Чурбакова .// Проблемы дошкольного образования на современном этапе : в 6 вып. Вып. б, ч. I / сост. О. В. Дыбина,
O. A. Еник. - Тольятти : Форум, 2008. - С. 67-73.
4. Буре, Р. С. Организация труда детей и методика руководства /
P. С. Буре // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 4. - С. 17-25.
5. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкол. учреждений : для работы с детьми 5-7 лет / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
6. Власова, Н. А. Профессия «Продавец» / Н. А. Власова. - URL: http://pochemu4ka.ru/load/detj am_o_professij akh/detj am_o_professij akh_professij a_quot_prodavec_quot/56-1-0-1212 (дата обращения: 19.09.2019).
7. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Загик [и др.] ; под ред. В. Г. Нечаевой. - Москва : Просвещение, 1983. - 207 с.
8. Выготский, Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка / Л. С. Выготский // Дефектология. - 1976. - № 6. - С. 3-8.
9. Гринберг, Д. Организационное поведение: от теории к практике / Д. Гринберг, Р. Бэйрон ; пер. с англ. О. В. Бредихина, В. Д. Соколова. - Москва : Вершина, 2004. - 878 с.
10. Детство : программа развития и воспитания детей в дет. саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина [и др.] ; под ред. Т. И. Бабаевой [и др.]. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 - 244 с.
11. Джери, Д. Большой толковый социологический словарь : в 2 т. / Д. Джери, Дж. Джери. - Москва : Вече : АСТ, 2001. - 2 т.
12. Евдокимова, Е. С. Теория проектирования в образовательном
пространстве детского сада : опыт творчес. проектирования /
Е. С. Евдокимова. - Волгоград : Перемена, 2001. - 83 с.
13. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдоки-мова. - Москва : Сфера, 2006. - 64 с.
14. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и
профессий рабочих. - URL: http://bizlog.ru/etks (дата обращения: 12.05.2019).
15. Ерошко, У. А. Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ : орг. проект. деятельности в ДОУ / У. А. Ерошко // Проблемы педагогики. - 2016. - № 1 (12). - С. 27-31...