Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РУЧНОГО ТРУДА

Работа №94697

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы126
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ
УМЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 12
1.1. Характеристика понятия «проектные умения» и особенности их
развития у детей дошкольного возраста 12
1.2. Организация ручного труда в образовательном процессе
дошкольной образовательной организации 29
1.3. Возможности ручного труда в формировании проектных умений у
детей старшего дошкольного возраста 37
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 48
2.1. Результаты диагностики проектных умений дошкольников 48
2.2. Методика организации ручного труда, направленная на развитие
проектных умений детей старшего дошкольного возраста 60
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 119

Актуальность исследования. В настоящее время все более актуальным становится использование в процессе дошкольного образования технологий обучения, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение определять проблемы, выдвигать гипотезы и анализировать, делать выводы и заключения, осуществлять рефлексию и коррекцию, оформлять и предъявлять полученный результат для обозрения и обсуждения.
Все перечисленное, воспитанники ДОО должны выполнять не только индивидуально, но и коллективно, а значит уметь взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это обстоятельство ставит перед дошкольным образованием задачи решения проблем, связанных с развитием у дошкольников умений и навыков самостоятельности и саморазвития, что предполагает поиск адекватных форм и методов обучения и обновления содержания образования.
Большие возможности в этом направлении открывает проектная деятельность, которая сегодня широко используется на всех уровнях образования [22, с. 71]. Дошкольное образование не стало исключением.
Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты [40]. Метод проектной деятельности эффективен в работе со старшими дошкольниками, поскольку у детей 5-6 лет сформировано более устойчивое внимание, наблюдательность, способность к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремление к совместной деятельности [39].
Овладение проектной деятельностью позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать информацию экспериментальным, поисковым способом, анализировать ее и трансформировать в продукт проектной деятельности [2, с. 35]. Именно в проектной деятельности появляется возможность формирования проектных умений дошкольника - группы умений, выделяемых по признаку общности по отношению к проектной деятельности, способствующих построению технологического процесса по конструированию и изготовлению изделий и решению творческих задач.
Е.П. Алисиевич подчеркивал, что проектные умения сводятся к освоению личностью способов выполнения проектной деятельности на основе знаний о том, как действовать, и осознания условий, при которых действия приведут к достижению соответствующей цели [1, с. 33]. Проектные умения, как считает Е.С.Полат, включают шесть групп умений: рефлексивные, исследовательские, коммуникативные, менеджерские, презентационные, умение работать в сотрудничестве [52]. В деятельности проектирования, по мнению К.Н. Поливановой, ребенок может приобрести опыт собственной проектной работы, научиться действовать по собственному замыслу, в соответствие с самостоятельно поставленными целями, находить способы реализации своего проекта [53].
Дети старшего дошкольного возраста по сравнению с младшими дошкольниками обладают более устойчивым вниманием,
наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценки, а также стремлением к совместной деятельности, поэтому преобладающим является ручной труд. Занятия ручным трудом являются наиболее оптимальным способом развития и формирования проектных умений. В процессе труда дети узнают о простейших технических приспособлениях, осваивают и приобретают навыки работы с инструментами, материалами. На практике, опытным путем дети получают первые элементарные представления о свойствах различных материалов, способах их превращения в различные вещи.
В процессе изготовления поделки или изделия на занятиях по ручному труду, у ребенка формируется трудолюбие, желание помочь взрослым в любых видах работы, аккуратность в работе, самостоятельность, инициативность, ответственность; развивается умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые детали для нее, делать несложные заготовки; формируется умение самостоятельно работать, развивается стремление к достижению результата, умение преодолевать трудности и работать в коллективе.
Проектная деятельность предполагает мысленное прогнозирование, составление замысла, предвосхищение его практического воплощения [12]. Процесс ручного труда тоже предполагает, что ребенок «начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность операций и действий» (Я.З. Неверович), предвидеть, что ему потребуется для их осуществления (инструменты, материалы) [45].
Получив изобразительные, конструктивные, операционально­технические умения, знания об обобщенных способах создания поделок из различных материалов, дети переносят их в новые условия, в повседневную жизнь. Там появляются новые интересы детей, проявляется склонность к определенному виду работы (шитью игрушек, поделкам из бумаги, аппликации), к определенному виду материалов, к любимой тематике. Дети получают возможность заняться работой по собственной инициативе и желанию, но для этого им надо свободно владеть всеми перечисленными выше умениями и знаниями, а также уметь организовать сам процесс деятельности (трудовой процесс в совокупности всех его компонентов)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования по теме «Формирование проектных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного» были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования проектных умений в дошкольном детстве, а также организации ручного труда в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
2. Выявить возможности ручного труда в формировании проектных умений у детей старшего дошкольного возраста и разработать содержание педагогической деятельности, направленной на развитие проектных умений детей старшего дошкольного возраста в ручном труде.
3. Определить критерии оценки сформированности проектных умений старших дошкольников, подобрать в соответствии с ними диагностические методики и провести диагностику проектных умений детей.
4. Реализовать в педагогическом процессе ДОО содержание педагогической деятельности по организации ручного труда, направленной на развитие проектных умений детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести повторную диагностику проектных умений дошкольников и сделать сравнительный анализ результатов, на основании которого установить эффективность проведенной работы.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «Характеристика понятия «проектные умения» и особенности их развития у детей дошкольного возраста» даны понятия «проект», «проектная деятельность», «умения» разных авторов. Таким образом, проектные умения детей дошкольного возраста - это интегративные умения, которые характеризуются освоенными детьми способами реализации проектной деятельности. Проектные умения дошкольников имеют возрастную специфику и формируются на разных этапах самой проектной деятельности. В процессе этой деятельности старшие дошкольники легко усваивают структурные элементы любой человеческой деятельности (творческой, исследовательской).
Важно соблюдать педагогические условия формирования проектных умений детей старшего дошкольного возраста, а именно: организовать предметно-развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении; разработать структуру развития проектных умений дошкольников и реализовать ее в дошкольном образовательном учреждении; обеспечить взаимодействие с родителями в процессе развития проектных умений старших дошкольников.
В параграфе «1.2 Организация ручного труда в образовательном процессе дошкольной образовательной организации» показано, что организуя занятия по обучению детей ручному труду, важно соблюдать следующие условия:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Отбор содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми с учетом разницы интересов мальчиков и девочек.
3. Наличие интереса детей к каждой поделке, возможность применить на практике.
4. Для того, чтобы занятия носили обучающий и развивающий характе, использовать усложнение технических и изобразительных средств.
5. Результаты продуктивной деятельности должны быть донесены до родителей с выражением одобрения и похвалой
6. Занятия должны нести детям положительный эмоциональный настрой.
В параграфе «Возможности ручного труда в формировании проектных умений у детей старшего дошкольного возраста» доказано, что дети старшего дошкольного возраста обладают более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа и синтеза, стремлением к совместной деятельности, поэтому преобладающим является ручной труд. Занятия ручным трудом являются наиболее оптимальным способом развития и формирования проектных умений. В процессе труда дети узнают о простейших технических приспособлениях, осваивают и приобретают навыки работы с инструментами, материалами. На практике, опытным путем дети получают первые элементарные представления о свойствах различных материалов, способах их превращения в различные вещи.
Мы выделили следующие проектные умения:
• Умение согласовывать действия;
• Умение оказывать и принимать помощь;
• Умение учитывать мнения окружающих, идти на компромисс;
• Умение взаимодействовать с окружающими;
• Умение понимать инструкции взрослого;
-Умение планировать свои действия (в рамках возрастных особенностей);
• Умение выстраивать внутреннюю логику действий;
• Умение удерживать промежуточные цель;
• Умение видеть свои ошибки, готовность к их исправлению;
• Умение видеть чужие ошибки;
• Умение задавать и отвечать на вопросы;
• Проявление инициативы (Способен к инициативе, взаимодействию с другими участниками группы);
• Участие в коллективном обсуждении (Готов к обсуждению и защите своей точки зрения);
• Поиск новой информации (Способен находить новую информацию «догадаться самому», «спросить у того, кто знает», «придумать самому и проверить»);
• Поиск нескольких решений одной задачи;
• Умения выступать перед публикой;
• Владение монологической речью;
• Умения использовать наглядность в своем выступлении;
На основании выделенных проектных умений подобрана диагностическая методика. Для диагностики уровня развития проектных умений у старших дошкольников нами использовался диагностический инструментарий Е.А. Котляровой и И.Г. Каблуковой .
Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса развивающих мероприятий на формирование проектных умений у детей старшего дошкольного возраста.
В практической части нашей работы были подобраны игры, задания, упражнения на развитие проектных умений у старших дошкольников, а также разработан комплекс развивающих мероприятий по ручному труду, направленных на развитие проектных умений.
Исследование показало, что формирование проектных умений старших дошкольников должно осуществляться в процессе ручного труда и на основе выполнения детьми различных действий с реальными предметами и их символами.


1. Алисиевич, Е. П. Проектные умения как один из важнейших компо-нентов профессиональной подготовки студентов / Е. П. Алисиевич // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 1. - С. 33-35.
2. Атемаскина, Ю. В. Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста / Ю. В. Атемаскина // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 9. - С. 34-39.
3. Бочарова, Е. Н. Проектная деятельность в ДОО: первый шаг в большой мир / Е. Н. Бочарова // Концепт. - 2016. - Т. 15. - С. 1486-1490. - URL: http://e-koncept.ru/2016/96216.htm (дата обращения: 16.02.2019).
4. Брыкина, Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами : кн. для педагогов дошкол. учреждений, учителей нач. кл., родителей / Е. К. Брыкина. - Москва : Пед. о-во России, 2002. - 147 с.
5. Буре, Р. С. Организация труда детей и методика руководства / Р. С. Буре // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / под ред. Р. С. Буре. - Москва : Просвещение, 1987. - С. 24-45.
6. Буре, Р. С. Учите детей трудиться : пособие для воспитателя дет. сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година. - Москва : Просвещение, 1983. - 144 с.
7. Васильев, В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В. Васильев // Народное образование. - 2000. - № 9. - С.177-180.
8. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкол. учреждений : для работы с детьми 5-7 лет / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 108 с.
9. Воспитание дошкольника в труде / под ред. В. Г. Нечаевой. - Москва : Просвещение, 1974. - 192 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1997. - 91 с.
11. Г оман, Л. А. Занятия по ручному труду в детском саду : метод. рекомендации / Л. А. Гоман. - Днепропетровск : [б. и.], 1982. - 95 с.
12. Гульянц, Э. К. Что можно сделать из природного материала : пособие для воспитателя дет. сада / Э. К. Гульянц, И. Я. Базик. - Москва : Просвещение, 1984. - 176 с.
13. Гусакова, М. А. Аппликация : учеб. пособие для пед. училищ / М. А. Гусакова. - Кишинев : Лумина, 1989. - 118 с.
14. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчест-ва / А. Н. Давидчук. - Москва : Просвещение, 1976. - 79 с.
15. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - Москва : АН СССР, 1957. - 1260 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ