Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА

Работа №94695

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы123
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
230
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
1.1. Сущность понятия «мотивация» в философских, психологи­ческих и педагогических исследованиях 12
1.2. Особенности формирования учебной мотивации младших
школьников 18
1.3. Роль нетрадиционных форм организации урока в формирова­нии учебной мотивации младших школьников 26
1.4. Педагогические условия формирования учебной мотивации
младших школьников при проведении нетрадиционных форм органи­зации урока 35
Вывод по 1 главе 45
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОРГА­НИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА 47
2.1. Изучение начального уровня сформированности учебной мо­тивации младших школьников 47
2.2. Описание работы по реализации педагогических условий
формирования учебной мотивации младших школьников при проведе­нии нетрадиционных форм организации урока 56
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 64
Вывод по 2 главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 120

Актуальность исследования. В условиях модернизирующейся России школа должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, гуманизации общественно-экономических отношений. Именно поэтому меняются основные цели и приоритеты в сфере образова­нии. На данный момент в образовании ориентиром является не только усвое­ние базовых знаний, но и всестороннее развитие личности. В современной начальной школе обучение проходит с постепенным нарастанием объема информации, а также с постоянным изменением и усложнением учебного ма­териала, в том числе учебных программ. Данные условия обучения устанав­ливают высокие требования к развитию личности современного школьника.
Учебная деятельность имеет ведущий характер в младшем школьном возрасте, результатом которой является знакомство ребенка с человеческой культурой. Разумеется, что формирование учебной мотивации является цен­тральной и самостоятельной задачей обучения в школе, но и не менее важ­ной, чем приобретение школьниками системы знаний, умений и навыков. Формирование учебной мотивации происходит более активно именно в пер­вые годы школьной жизни, а в будущем является гарантом успешности учеб­ной деятельности в старших классах.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из основных требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную програм­му начального общего образования, является готовность и способность к са­моразвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. В Про­фессиональном стандарте педагога указаны трудовые действия, которые должен осуществлять педагог в рамках общепедагогической функции, одним из них выступает «формирование мотивации к обучению».
Анализ психолого-педагогической и научной литературы демонстриру­ет, что проблема мотивации учебной деятельности и вопросы ее формирова­ния волновала большое количество исследователей. Так, в рамках развития общей мотивационной сферы личности данную категорию рассматривают В.Г. Асеев, Б.И. Додонов, Ю.Н. Кулюткин. Проблеме активизации умствен­ной деятельности личности работы посвятили Л.И. Божович, П.И. Груздев, М.А. Данилов.
Многие исследователи отмечали, что формирование учебно - познавательной мотивации школьников связано с процессами развития лю­бознательности, внимания, наблюдательности и памяти. Откуда следует, что становление учебной мотивации выступает как психолого-педагогическое явление, которое оказывает интегрирующее воздействие на компоненты си­стемы личностных процессов (Л.И. Божович, Н.Ц. Купарадзе, В.Г. Леонтьев и другие).
В современной психолого-педагогической литературе уделяется все большее внимание личностно-ориентированному подходу в обучении, по­этому проблемы диагностики и развития учебных способностей обучающих­ся появляются все чаще.
Теоретические и методические обоснования развития мотивации учеб­но-познавательной деятельности отражены в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, П.Я. Гальперина. Исследователи рассматривают эту тему, обращая внимание на ведущую роль учебной деятельности в фор­мировании и развитии психических новообразований. М.А. Данилов, МЛ. Скаткин, Г.И. Щукина, в свою очередь, изучали дидактические условия раз­вития и основные факторы познавательной самостоятельности и активизации учебной деятельности школьников.
Определяя, что младший школьный возраст является основным для формирования учебной мотивации и развития психических новообразований, поэтому, в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, П.Я. Гальперина, представлены теоретические и методические обоснования развития мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся началь­ных классов.
Одновременно с этим, в исследованиях, в которых отражается пробле­ма активизации процесса обучения, в большей степени рассматриваются спо­собы приведения учащегося в состояние полной готовности к принятию и приобретению знаний, и недостаточное внимание уделяется мотивационной стороне этого процесса.
Важность исследования этой проблемы отмечали отечественные педа­гогики и психологи Л.А. Венгер, С.В. Гусарова, Л.И. Божович и другие. Не­смотря на это, в научной литературе почти совсем не уделялось внимание изучению особенностей развития учебной мотивации младших школьников в условиях нетрадиционных форм организации урока.
Отсюда следует, что актуальность изучения проблемы развития поло­жительной учебной мотивации на сегодняшний день определяется увеличе­нием заинтересованности в личности младшего школьника. Его определяют как субъекта учебной деятельности, так и учитывают его психологические и физиологические возрастные особенности.
В педагогике достаточно накоплено путей для решения задач, связан­ных с проблемой развития учебной мотивации обучающихся. Разработана общая теория целостного педагогического процесса в начальной школе (И.С. Батракова, А.В. Бурма, В.В. Горшкова, В.Г. Маранова и др.).
Наблюдения за практикой образования в начальной школе показыва­ют, что у младших школьников появляется несоответствие учебно­познавательной активности и воздействия учителя на учебную деятельность. Такое несоответствие ведет к уменьшению субъектной активности ребенка и оказывает негативное влияние, как на развитие учебной мотивации, так и на другие различные стороны личности младшего школьника.
Даже несмотря на усиленное внимание к вопросу о формировании учебной мотивации младших школьников, этот процесс остается изученным недостаточно, в том числе, в определении условий становления учебной мо­тивации младших школьников в нетрадиционных форм организации урока. Тем самым появляются противоречия:
• на социально-педагогическом уровне противоречие проявляется между потребностью обеспечить эффективность процесса формирования учебной мотивации младшего школьника и недостаточной разработанностью педагогических условий его обеспечения в сложившейся практи­ке общеобразовательных школ.
• на научно-теоретическом уровне актуализируется противоречие между требованиями личностно-ориентированного подхода к обучению младших школьников и недостаточностью знаний о механизмах возрастных изменений мотивов их учебной деятельности;
• на научно-методическом уровне противоречие находится между потребностью обеспечить процесс становления и развитием учебной мотива­ции младшего школьника в условиях различных форм организации уроков.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследова­ния: какими должны быть педагогические условия формирования положи­тельной учебной мотивации младших школьников в учебной деятельности.
Актуальность, выделенные противоречия и сформулированная пробле­ма исследования обусловили выбор темы диссертационного исследования «Формирование учебной мотивации младших школьников при организации нетрадиционных форм урока»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вопросу учебной мотивации посвящены работы многих отечественных психологов и педагогов. Вопросами формирования учебной мотивации уче­ными рассматриваются в двух направлениях. Ученые первого направления (В.Г. Асеев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Н.Ф. Талызина и др.) осуществ­ляют разработку концепций и технологий формирования учебной мотивации.
Во втором направлении ученые ведут поиск отдельных методов и при­емов стимулирования учебной мотивации, например: содержание учебного материала, конкретные формы организации учебной деятельности, методы и приемы обучения, позитивное подкрепление, личность педагога, стиль его деятельности и взаимоотношений с учениками, учет возрастных и индивиду­альных особенностей школьников. Данными вопросами занимались А.К. Осин, В.Н. Тарасов, А.С. Кузьмин, И.А. Уманская и т.д. Данное направление разрабатывается современными учеными наиболее активно, но у выявленных условий определяют ограничения в сфере применения, что по-своему за­трудняет возможность объединения предложенных условий в комплексы.
Проведенный нами анализ источников научной литературы показал, что уровень разработанности проблемы формирования учебной мотивации младших школьников посредством применения стимулирующих педагогиче­ских условий остается недостаточным исследованным.
В данной диссертационной работе было использовано рабочее опреде­ление учебной мотивации как совокупность внутренних и внешних движу­щих сил, которые побуждают человека к учебной деятельности, ориенти­рованной на достижение определенных целей.
В ходе исследования вопроса о формировании учебной мотивации, нами было выявлено, что при формировании учебной мотивации необходимо опираться не только на учебную деятельность и образовательную програм­мы. Необходимо учитывать возрастные особенности и потребности детей младшего школьного возраста, особенности каждого ребенка в отдельности, а также педагогические условия, которые будет не только формировать учебную мотивации, но и сохранять ее на протяжении всего периода обуче­ния.
При формировании положительной учебной мотивации важно учиты­вать факторы, которые обуславливают поведение младших школьников, например: чрезмерную активность ребенка, излишнюю подвижность, невоз­можность длительного сосредоточенности внимания на чем-либо.
Положительные моменты в начале учебной деятельности являются не­обходимым условием для будущего развития ребенка как субъекта учебной деятельности.
Базой исследования темы диссертационной работы являлась МАОУ СОШ № 7 г. Екатеринбурга. Исследования проводилось в течении двух лет (2017-2018 и 2018-2019 учебные года) на 2 «б» и 2 «г» классах. Общее коли­чество испытуемых составило 55 человек возрастом 8-9 лет.
В соответствии с гипотезой и задачами данной магистерской диссерта­ции, был разработан план педагогического эксперимента, который состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
На основании предложенных рекомендаций по формированию учебной мотивации и проведения формирующего этапа исследования нами был раз­работан комплекс педагогических условий по формированию учебной моти­вации младших школьников.
Комплекс формирования учебной мотивации включает методики диа­гностики, с помощью которых можно определить уровень развития учебной мотивации обучающихся.
Было отмечено, что проведенные мероприятия, направленные на фор­мирование и повышение уровня учебной мотивации у младших школьников показали положительные результаты. Проведенный комплекс занятия повы­шает учебную мотивацию, познавательную активность, создает благоприят­ный эмоциональный климат и налаживает взаимоотношения в классе.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что положительную учебную мотивацию младших школьников можно сформировать при соблю­дении в учебном процесса следующих педагогических условий:
- в начале урока учителю необходимо создать положительный настрой на урок, также дать детям возможность самостоятельно сформулировать ос­новную учебную задачу, тем самым организовать ситуацию успеха;
-проводятся нетрадиционные формы организации уроков: уроки- путешествия, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы и др.;
-на традиционном уроке используется занимательный материал: прак­тическая работа, дидактические игры, занимательные задания.
-проводится рефлексия обучающимися через оценку собственной дея­тельности и общего результата работы на уроке.
-активизация познавательной деятельности, развитие творческих спо­собностей, а также развитие самостоятельности обучающихся в достижении успешности учебной деятельности.


1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 1 / Б. Г. Ананьев. - Москва : Педагогика, 1980. - 345 с.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности /
B. Г. Асеев. - Москва : Мысль, 1976. - 158 с.
3. Балабанова, Е. А. Повышение учебной мотивации учащихся начальной школы / Е. А. Балабанова // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2015. - № 11. - С. 36-43.
4. Белова, Е. Мотивация учения: традиционные ценности и совре­менные ориентиры / Е. Белова // Директор школы. - 2006. - № 1. - С. 37-41.
5. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. - Москва : Педагогика, 1995. - 235 с.
6. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская ; отв. ред. Б. М. Кедров. - Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 1983. - 173 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва : Педагогика, 2008. - 400 с.
8. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения ребенка и подростков : сб. эксперимент. исслед. / отв. ред. Л. И. Божович, Л. В. Благо- надежина. - Москва : Педагогика, 1972. - С. 7-44.
9. Бывшева, М.В. Мотивация к учению у младшего школьника: исто­ки субъектности / М.В. Бывшева // Начальная школа плюс До и После. -
2014. - №1. - С. 14-19
10. Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - Москва : Гардарики, 1999. - 528 с.
11. Волкова, Л. А. Применение информационных технологий на уроках развития речи / Л. А. Волкова // Начальная школа. - 2009. - № 1. -
C. 34-37.
12. Выготский, Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л. С. Выготский // Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1984. - Т. 4. - С. 244-256.
13. Гани, С. В. Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости / С. В. Гани // Актуальные вопросы современной науки. - 2009. - № 8. - С. 67-72. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?- id=20309254 (дата обращения: 11.04.2019).
14. Гинзбург, М. Р. Развитие мотивов у детей 6-7 лет / М. Р. Гинз­бург // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Е. З. Басина, Л. В. Берцфаи, Е. А. Бугрименко [и др.] ; под ред. Д. Б. Элько- нина, А. Л. Венгера. - Москва : Педагогика, 1988. - С. 23-34..
15. Григорович, Л. А. Педагогика и психология : учеб. пособие для вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - Москва : Гардарики, 2001. - 475 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ