ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
1.1. Сущность понятия «мотивация» в философских, психологических и педагогических исследованиях 12
1.2. Особенности формирования учебной мотивации младших
школьников 18
1.3. Роль нетрадиционных форм организации урока в формировании учебной мотивации младших школьников 26
1.4. Педагогические условия формирования учебной мотивации
младших школьников при проведении нетрадиционных форм организации урока 35
Вывод по 1 главе 45
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА 47
2.1. Изучение начального уровня сформированности учебной мотивации младших школьников 47
2.2. Описание работы по реализации педагогических условий
формирования учебной мотивации младших школьников при проведении нетрадиционных форм организации урока 56
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 64
Вывод по 2 главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 120
Актуальность исследования. В условиях модернизирующейся России школа должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, гуманизации общественно-экономических отношений. Именно поэтому меняются основные цели и приоритеты в сфере образовании. На данный момент в образовании ориентиром является не только усвоение базовых знаний, но и всестороннее развитие личности. В современной начальной школе обучение проходит с постепенным нарастанием объема информации, а также с постоянным изменением и усложнением учебного материала, в том числе учебных программ. Данные условия обучения устанавливают высокие требования к развитию личности современного школьника.
Учебная деятельность имеет ведущий характер в младшем школьном возрасте, результатом которой является знакомство ребенка с человеческой культурой. Разумеется, что формирование учебной мотивации является центральной и самостоятельной задачей обучения в школе, но и не менее важной, чем приобретение школьниками системы знаний, умений и навыков. Формирование учебной мотивации происходит более активно именно в первые годы школьной жизни, а в будущем является гарантом успешности учебной деятельности в старших классах.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из основных требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. В Профессиональном стандарте педагога указаны трудовые действия, которые должен осуществлять педагог в рамках общепедагогической функции, одним из них выступает «формирование мотивации к обучению».
Анализ психолого-педагогической и научной литературы демонстрирует, что проблема мотивации учебной деятельности и вопросы ее формирования волновала большое количество исследователей. Так, в рамках развития общей мотивационной сферы личности данную категорию рассматривают В.Г. Асеев, Б.И. Додонов, Ю.Н. Кулюткин. Проблеме активизации умственной деятельности личности работы посвятили Л.И. Божович, П.И. Груздев, М.А. Данилов.
Многие исследователи отмечали, что формирование учебно - познавательной мотивации школьников связано с процессами развития любознательности, внимания, наблюдательности и памяти. Откуда следует, что становление учебной мотивации выступает как психолого-педагогическое явление, которое оказывает интегрирующее воздействие на компоненты системы личностных процессов (Л.И. Божович, Н.Ц. Купарадзе, В.Г. Леонтьев и другие).
В современной психолого-педагогической литературе уделяется все большее внимание личностно-ориентированному подходу в обучении, поэтому проблемы диагностики и развития учебных способностей обучающихся появляются все чаще.
Теоретические и методические обоснования развития мотивации учебно-познавательной деятельности отражены в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, П.Я. Гальперина. Исследователи рассматривают эту тему, обращая внимание на ведущую роль учебной деятельности в формировании и развитии психических новообразований. М.А. Данилов, МЛ. Скаткин, Г.И. Щукина, в свою очередь, изучали дидактические условия развития и основные факторы познавательной самостоятельности и активизации учебной деятельности школьников.
Определяя, что младший школьный возраст является основным для формирования учебной мотивации и развития психических новообразований, поэтому, в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, П.Я. Гальперина, представлены теоретические и методические обоснования развития мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов.
Одновременно с этим, в исследованиях, в которых отражается проблема активизации процесса обучения, в большей степени рассматриваются способы приведения учащегося в состояние полной готовности к принятию и приобретению знаний, и недостаточное внимание уделяется мотивационной стороне этого процесса.
Важность исследования этой проблемы отмечали отечественные педагогики и психологи Л.А. Венгер, С.В. Гусарова, Л.И. Божович и другие. Несмотря на это, в научной литературе почти совсем не уделялось внимание изучению особенностей развития учебной мотивации младших школьников в условиях нетрадиционных форм организации урока.
Отсюда следует, что актуальность изучения проблемы развития положительной учебной мотивации на сегодняшний день определяется увеличением заинтересованности в личности младшего школьника. Его определяют как субъекта учебной деятельности, так и учитывают его психологические и физиологические возрастные особенности.
В педагогике достаточно накоплено путей для решения задач, связанных с проблемой развития учебной мотивации обучающихся. Разработана общая теория целостного педагогического процесса в начальной школе (И.С. Батракова, А.В. Бурма, В.В. Горшкова, В.Г. Маранова и др.).
Наблюдения за практикой образования в начальной школе показывают, что у младших школьников появляется несоответствие учебнопознавательной активности и воздействия учителя на учебную деятельность. Такое несоответствие ведет к уменьшению субъектной активности ребенка и оказывает негативное влияние, как на развитие учебной мотивации, так и на другие различные стороны личности младшего школьника.
Даже несмотря на усиленное внимание к вопросу о формировании учебной мотивации младших школьников, этот процесс остается изученным недостаточно, в том числе, в определении условий становления учебной мотивации младших школьников в нетрадиционных форм организации урока. Тем самым появляются противоречия:
• на социально-педагогическом уровне противоречие проявляется между потребностью обеспечить эффективность процесса формирования учебной мотивации младшего школьника и недостаточной разработанностью педагогических условий его обеспечения в сложившейся практике общеобразовательных школ.
• на научно-теоретическом уровне актуализируется противоречие между требованиями личностно-ориентированного подхода к обучению младших школьников и недостаточностью знаний о механизмах возрастных изменений мотивов их учебной деятельности;
• на научно-методическом уровне противоречие находится между потребностью обеспечить процесс становления и развитием учебной мотивации младшего школьника в условиях различных форм организации уроков.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: какими должны быть педагогические условия формирования положительной учебной мотивации младших школьников в учебной деятельности.
Актуальность, выделенные противоречия и сформулированная проблема исследования обусловили выбор темы диссертационного исследования «Формирование учебной мотивации младших школьников при организации нетрадиционных форм урока»...
Вопросу учебной мотивации посвящены работы многих отечественных психологов и педагогов. Вопросами формирования учебной мотивации учеными рассматриваются в двух направлениях. Ученые первого направления (В.Г. Асеев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Н.Ф. Талызина и др.) осуществляют разработку концепций и технологий формирования учебной мотивации.
Во втором направлении ученые ведут поиск отдельных методов и приемов стимулирования учебной мотивации, например: содержание учебного материала, конкретные формы организации учебной деятельности, методы и приемы обучения, позитивное подкрепление, личность педагога, стиль его деятельности и взаимоотношений с учениками, учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Данными вопросами занимались А.К. Осин, В.Н. Тарасов, А.С. Кузьмин, И.А. Уманская и т.д. Данное направление разрабатывается современными учеными наиболее активно, но у выявленных условий определяют ограничения в сфере применения, что по-своему затрудняет возможность объединения предложенных условий в комплексы.
Проведенный нами анализ источников научной литературы показал, что уровень разработанности проблемы формирования учебной мотивации младших школьников посредством применения стимулирующих педагогических условий остается недостаточным исследованным.
В данной диссертационной работе было использовано рабочее определение учебной мотивации как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к учебной деятельности, ориентированной на достижение определенных целей.
В ходе исследования вопроса о формировании учебной мотивации, нами было выявлено, что при формировании учебной мотивации необходимо опираться не только на учебную деятельность и образовательную программы. Необходимо учитывать возрастные особенности и потребности детей младшего школьного возраста, особенности каждого ребенка в отдельности, а также педагогические условия, которые будет не только формировать учебную мотивации, но и сохранять ее на протяжении всего периода обучения.
При формировании положительной учебной мотивации важно учитывать факторы, которые обуславливают поведение младших школьников, например: чрезмерную активность ребенка, излишнюю подвижность, невозможность длительного сосредоточенности внимания на чем-либо.
Положительные моменты в начале учебной деятельности являются необходимым условием для будущего развития ребенка как субъекта учебной деятельности.
Базой исследования темы диссертационной работы являлась МАОУ СОШ № 7 г. Екатеринбурга. Исследования проводилось в течении двух лет (2017-2018 и 2018-2019 учебные года) на 2 «б» и 2 «г» классах. Общее количество испытуемых составило 55 человек возрастом 8-9 лет.
В соответствии с гипотезой и задачами данной магистерской диссертации, был разработан план педагогического эксперимента, который состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
На основании предложенных рекомендаций по формированию учебной мотивации и проведения формирующего этапа исследования нами был разработан комплекс педагогических условий по формированию учебной мотивации младших школьников.
Комплекс формирования учебной мотивации включает методики диагностики, с помощью которых можно определить уровень развития учебной мотивации обучающихся.
Было отмечено, что проведенные мероприятия, направленные на формирование и повышение уровня учебной мотивации у младших школьников показали положительные результаты. Проведенный комплекс занятия повышает учебную мотивацию, познавательную активность, создает благоприятный эмоциональный климат и налаживает взаимоотношения в классе.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что положительную учебную мотивацию младших школьников можно сформировать при соблюдении в учебном процесса следующих педагогических условий:
- в начале урока учителю необходимо создать положительный настрой на урок, также дать детям возможность самостоятельно сформулировать основную учебную задачу, тем самым организовать ситуацию успеха;
-проводятся нетрадиционные формы организации уроков: уроки- путешествия, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы и др.;
-на традиционном уроке используется занимательный материал: практическая работа, дидактические игры, занимательные задания.
-проводится рефлексия обучающимися через оценку собственной деятельности и общего результата работы на уроке.
-активизация познавательной деятельности, развитие творческих способностей, а также развитие самостоятельности обучающихся в достижении успешности учебной деятельности.
1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 1 / Б. Г. Ананьев. - Москва : Педагогика, 1980. - 345 с.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности /
B. Г. Асеев. - Москва : Мысль, 1976. - 158 с.
3. Балабанова, Е. А. Повышение учебной мотивации учащихся начальной школы / Е. А. Балабанова // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2015. - № 11. - С. 36-43.
4. Белова, Е. Мотивация учения: традиционные ценности и современные ориентиры / Е. Белова // Директор школы. - 2006. - № 1. - С. 37-41.
5. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. - Москва : Педагогика, 1995. - 235 с.
6. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская ; отв. ред. Б. М. Кедров. - Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 1983. - 173 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва : Педагогика, 2008. - 400 с.
8. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения ребенка и подростков : сб. эксперимент. исслед. / отв. ред. Л. И. Божович, Л. В. Благо- надежина. - Москва : Педагогика, 1972. - С. 7-44.
9. Бывшева, М.В. Мотивация к учению у младшего школьника: истоки субъектности / М.В. Бывшева // Начальная школа плюс До и После. -
2014. - №1. - С. 14-19
10. Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - Москва : Гардарики, 1999. - 528 с.
11. Волкова, Л. А. Применение информационных технологий на уроках развития речи / Л. А. Волкова // Начальная школа. - 2009. - № 1. -
C. 34-37.
12. Выготский, Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л. С. Выготский // Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1984. - Т. 4. - С. 244-256.
13. Гани, С. В. Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости / С. В. Гани // Актуальные вопросы современной науки. - 2009. - № 8. - С. 67-72. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?- id=20309254 (дата обращения: 11.04.2019).
14. Гинзбург, М. Р. Развитие мотивов у детей 6-7 лет / М. Р. Гинзбург // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Е. З. Басина, Л. В. Берцфаи, Е. А. Бугрименко [и др.] ; под ред. Д. Б. Элько- нина, А. Л. Венгера. - Москва : Педагогика, 1988. - С. 23-34..
15. Григорович, Л. А. Педагогика и психология : учеб. пособие для вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - Москва : Гардарики, 2001. - 475 с...