ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
1.1. Понятие и сущность коммуникативных компетенций личности 11
1.2. Внеурочная деятельность младших школьников 23
1.3. Возможности формирования коммуникативных компетенций младших
школьников во внеурочной деятельности 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 47
2.1. Характеристика опытно-поисковой базы исследования и исходного
уровня сформированности коммуникативных компетенций младших школьников 47
2.2. Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в процессе апробации факультативного курса «Тайны общения» для
обучающихся 3-4 классов 58
2.3. Результаты итоговой диагностики 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 94
Актуальность. Обществом востребована активная, коммуникативная личность. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирует педагога на необходимость обеспечения развития речемыслительных способностей ребенка, формирования коммуникативной компетенции. У педагога возникает необходимость в обеспечении комплекса условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, для развития коммуникативной компетенции обучающегося [72].
В период социально-экономических и политических изменений, происходящих в настоящее время в нашей стране, большое внимание уделяется совершенствованию системы образования. Одной из ее основных задач является формирование национальной элиты, способной максимально эффективно взаимодействовать с миром и способной вывести экономику и культуру России на качественно новый уровень. Именно поэтому формирование коммуникативной компетенции личности, уровень которой был бы достаточным для осуществления общения в определенных коммуникативных сферах, и определяет актуальность нашего исследования [2]. В качестве основных педагогических средств для формирования коммуникативной компетенции младших школьников авторы используют коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания, которые могут быть эффективно применены как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность предоставляет для формирования коммуникативной компетенции широкий спектр возможностей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) дает следующее определение: «...образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов
основной образовательной программы образовательной
организации (куда относятся и коммуникативные)» [72].
Важно отметить, что компетенция и компетентность - это два разных понятия. Компетенция - это общественная норма, требование, которое включает знания, умения, навыки, способы деятельности, определенный опыт. Компетенция сама по себе не является характеристикой личности. Ею она становится в процессе учебной и игровой деятельности ученика, превращаясь в компетентность. В настоящее время одной из ведущих задач в работе современного учителя начальных классов является формирование основных компетенций ученика: коммуникативной, социальной,
социокультурной, информационной, саморазвития, творческой и других. Компетенции обучающихся по ФГОС НОО - это совокупность результатов образования, системы ценностных ориентиров, привычек и пр.
Степень разработанности темы исследования. Проблема формирования содержания начального обучения на основе компетентностного подхода в настоящее время находится в центре внимания отечественных ученых и практиков. Теорию образовательных компетенций и компетентностей обосновано в работах отечественных ученых - И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др. Методические аспекты проблемы раскрываются в публикациях ученых - Л.П. Алексеева, Л.Д. Давыдов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Н.С. Шаблыгина и др.). Общий анализ сущности понятия «компетенция», сравнительную характеристику ключевых компетенций в образовательных системах осуществили Л.Д. Давыдов, Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, Е.Я. Коган, О.Е. Лебедев и др. Анализируя понятие «коммуникативная компетенция», исследователи рассматривали его по- разному, в том числе как: коммуникативные знания (Л.Е. Орбан-Лембрик, Л.А. Петровская, А.П. Панфилова), коммуникативные способности (Ю.М. Емельянов, А.П. Панфилова), коммуникативные черты (Н.М. Мельникова, О.И. Гринчук, А.М. Сухов, А.А. Деркач) и др.
Благодаря американскому лингвисту Д. Хаймзу понятие коммуникативной компетенции вошло в научный оборот в 1972 году. Его теория направлена на определение того, что должен знать говорящий, чтобы быть компетентным в общении. Важным фактором в этой теории является то, что необходимо сосредоточиться на коммуникативных умениях больше, чем на знаниях грамматических структур.
К проблеме организации внеклассной и внеурочной деятельности младших школьников обращались в своих работах Ю.К. Бабанский, Т.Д. Демьянюк, Н.В. Кудикина, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Криволапова, Д.В. Григорьев, П.В. Степанов и др.
Проблему формирования коммуникативной компетенции младших школьников, в частности, во внеурочной деятельности рассматривали М.М. Поташник, М.В. Левит, Ю.М. Жуков, А. Хуторской, Л.А. Петровская, П.В. Растянников, А.Н. Сухов, И.С. Сергеев и др. Несмотря на значительный интерес специалистов к проблеме формирования коммуникативной компетенции младших школьников, слабо изученным остается вопрос использования для этого возможностей внеурочной деятельности...
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование вносит определенный вклад в разработку проблемы формирования коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности и позволяет сделать следующие выводы.
Проанализировано и охарактеризовано понятие коммуникативных компетенций личности младших школьников. Коммуникативная компетенция как результат начального общего образования представляет собой соответствие требованиям к освоению представлений о способах коммуникации, предметных и универсальных коммуникативных действий, устойчивого позитивного опыта их применения и системы мотивов, отношений и ценностей коммуникативной деятельности младших школьников. Коммуникативная компетенция личности младшего школьника выступает базовой интегральной характеристикой личности, отражающей уровень умения обучающегося взаимодействовать, или контактировать, с другими лицами, обеспечивает овладение социальной реальностью с помощью коммуникативных механизмов и дает возможность эффективно влиять на свое поведение и поведение других в среде, где происходит общение.
Проведённый нами анализ показал, что внеурочная деятельность имеет широкие возможности для формирования коммуникативных компетенций младших школьников. Учитывая требования ФГОС НОО, основными методами формирования коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности выступают активные (презентации, кейс-методы, проблемная лекция, игры, баскет-метод и др.) и интерактивные (мозговой штурм, кластеры, круглый стол, дискуссия, дебаты, деловые, ролевые, имитационные игры, интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ, аквариум, метод проектов и др.).
Выделены критерии и показатели сформированности коммуникативной компетенции младших школьников: когнитивный, коммуникативно-речевой, социально-перцептивный, интерактивный.
В ходе исследования нами доказано, что эффективность формирования коммуникативных компетенций младших школьников обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий: - процесс
коммуникативного общения младших школьников во внеурочной деятельности включает в себя когнитивный, коммуникативно-речевой, социально-перцептивный, интерактивный компоненты; - коммуникативная компетенция личности младшего школьника способствует овладению способами коммуникации, приобретению устойчивого позитивного коммуникативного опыта, направлена на формирование системы мотивов, отношений и ценностей, исходя из возможностей внеурочной деятельности; - разработана и реализована на практике программа «Тайны общения» для обучающихся 3-4 классов, обеспечивающей формирование основных компонентов коммуникативной компетенции обучающихся.
Подобран диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности коммуникативных компетенций младших школьников. Проведенная диагностика свидетельствует о недостаточном уровне сформированности коммуникативной компетенции младших школьников, что послужило основой для разработки программы внеурочной деятельности, направленной на формирование коммуникативных качеств речи, развитие умений использовать языковые и неязыковые средства общения, развитие умений выделять нужные формулы речевого этикета, умений высказывать свое мнение, творчески использовать речевые и неречевые формы общения.
Экспериментальная проверка основных положений гипотезы свидетельствует об успешности формирования коммуникативных компетенций младших школьников, что подтверждается переходом большинства детей на более высокие уровни сформированности коммуникативных компетенций.
Проведенное нами исследование показало значимость полученных результатов, что подтверждено повторно проведенной диагностикой. Наше исследование, осуществленное во внеурочной деятельности, является ступенью к решению общей проблемы формирования коммуникативных компетенций младших школьников и повышения качества формирования компетенций обучающихся в целом.
Проведенный анализ полученных результатов показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного исследования решены, цель исследования достигнута. В то же время, проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости.
1. Абрамович, С. Д. Речевая коммуникация / С. Д. Абрамович, М. Ю. Чикарева. - Москва.: Центр учебной литературы, 2014. - 472 с.
2. Азимов, Э. Г. Словарь методических терминов / авт.-сост. Э. Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Санкт-Петербург. : Златоуст, 2016. - 472 с.
3. Александренко, А. П. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников на основе интегративного подхода (на примере изучения английского языка): Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. / А. П. Александренко. - Майкоп, 2005. - 21 с.
4. Андреева, Г. М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности / Г. М. Андреева. Москва., 1985.
• 315 с.
5. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высшего учебного заведения / Г. М. Андреева. — Москва.: Аспект Пресс, 2001.
• 350 с.
6. Арват, Ф. С. Культура общения: учеб. пособ. / Ф. С. Арват, Е. И. Коваленко, С. Кириленко, П. Н. Щербань. - Москва.: ИЗМН, 2017. - 328 с.
7. Базильчук, Л. В. Организация внеклассной работы в общеобразовательной школе как педагогическая проблема / Л. В. Базильчук // Методы и средства обеспечения инновационности Эдукационнойпроцесса в учебных заведениях / Материалы Всеукраинской научно-практической конференции Черкассы, 24-25 апреля 2008 года. - Черкассы: Вид.вид. ЧНУ имени Богдана Хмельницкого, 2008. - С.4-5.
8. Бастрикова, Е. М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен. Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Е. М. Бастрикова. Казан. гос. ун-т. Филол. фак-т. Казань, 2004. 348 с.
9. Батырева, С. Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение. 2 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С. Г. Батырева. - Москва: Просвещение, 2013. - 95 с.
10. Бацевич, Ф. С. Основы коммуникативной лингвистики: Учебн. / Ф. С. Бацевич.- Москва.: Центр учеб. лит-ры, 2014. - 472 с.
11. Белл, Р. Т. Социолингвистика: Цели, методы и проблемы / Р. Т. Белл. Москва.: Международные отношения, 2010. — 320 с.
12. Бим, И. Л., Немецкий язык / И. Л. Бим. Москва.: Просвещение, 2016. — 160 с.
13. Бирюк, Л. Коммуникативная культура как предпосылка формирования и развития коммуникативной компетентности по русскому языку будущего учителя начальных классов / Л. Бирюк // Материалы третьей Всеукр. Научно-практической. Конф. «Актуальные проблемы формирования творческой личности учителя начальных классов». - Винница: ВГПУ им. М. Коцюбинского, 2015. - С. 120-124
14. Богуш, А. М. Дошкольная лингводидактики: Теория и методика обучения родного языка / А. М. Богуш, Н. В. Гавриш. - Москва.: Высшая школа, 2007 - 542 с.
15. Болотина, Л. Р. Методика Внеклассное воспитательной работы в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. Вузов / Л. Р. Болотина, Д. И. Латишина. - Москва.: Просвещение, 2011. - 128 с...