ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 9
1.1 Теоретические подходы к созданию развивающей среды в
дошкольном образовательном учреждении 9
1.2 Особенности развивающей среды в разных возрастных группах
дошкольного учреждении 19
1.3 Формирование развивающей среды в разных возрастных группах
в дошкольные образовательные учреждения 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 48
2.1 Анализ организации развивающей среды в дошкольном
образовательном учреждении 48
2.2 Организация развивающей среды в разных возрастных группах в
дошкольном образовательном учреждении 55
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой деятельности по
эффективности развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 95
ПРИЛОЖЕНИ 2 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 113
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 9
1.1 Теоретические подходы к созданию развивающей среды в
дошкольном образовательном учреждении 9
1.2 Особенности развивающей среды в разных возрастных группах
дошкольного учреждении 19
1.3 Формирование развивающей среды в разных возрастных группах
в дошкольные образовательные учреждения 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 48
2.1 Анализ организации развивающей среды в дошкольном
образовательном учреждении 48
2.2 Организация развивающей среды в разных возрастных группах в
дошкольном образовательном учреждении 55
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой деятельности по
эффективности развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 95
ПРИЛОЖЕНИ 2 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 113
На сегодняшний день проблема организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стоит особенно актуально, поскольку одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выступает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, интеллектуальных, эстетических, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
В становлении личности дошкольника особенную роль развивающей среды подчеркивают в своих исследованиях Н.А. Ветлугина, В.А. Горянина, Г.Н. Пантелеев, В.С. Мухина, Н.А. Ревуцкая, Р.Б. Стеркина [12].
Источником знаний, социального опыта и развития ребенка- дошкольника является среда его пребывания. Поэтому очень важно и нужно, чтобы эта среда была именно развивающей. Поскольку все дети разные, соответственно каждый дошкольник обладает правом на собственный путь развития, следовательно, для реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, предметно-развивающей среды должна обеспечивать каждому ребёнку право и свободу выбора деятельности.
В жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играют игрушки, недостатка в которых на сегодняшний день не ощущается. Но при этом именно такое изобилие порождает серьезную проблему, связанную с правильным отбором пособий и игрушек, их размещением и использованием.
Эффективная организация развивающей среды является значимым процессом, так как все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающей среде, способствует его эмоциональному развитию. Все предметы, оборудование, которые окружают дошкольника, должны быть единым целым, гармонично сочетаться по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Следовательно все, что окружает детей разных возрастов, непосредственно должно развивать не только их интеллектуальные способности, но также и чувства и обеспечивать им необходимый психологический комфорт. Организовать такую среду в дошкольной образовательной организации не очень легко, поскольку у педагогов нет знаний и навыков по этой теме.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены Типовой программой «От рождения до школы». Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в различных видах деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, способностью к порождению и воплощению разнообразных замыслов, уверенностью в своих силах и открытостью внешнему миру. Поэтому развивающая среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в соответствии с возрастными особенностями его развития.
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта воспитательной работы с детьми за счет организации среды развития, обеспечивающей творческую активность каждого ребенка, позволяющую ребенку проявить свою активность и реализовать себя наиболее полно.
Все вышеперечисленное определяет необходимость разработки такой системы организации развивающей среды, которая позволит развить индивидуальность каждого ребенка, непосредственно его склонности, интересы и уровень активности.
Таким образом, при изучении психолого-педагогической литературы нами были выявлены основные противоречия: необходимость организации развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с требованиями ФГОС ДО и недостаточными знаниями и навыками педагогов дошкольных образовательных учреждений, и не смотря на многообразие подходов к понятию и организации окружающей среды, в настоящее время существует проблема правильной ее организации в дошкольных образовательных учреждениях.
Обозначенная проблема исследования позволила определить тему диссертации: «Организация развивающей среды в разных возрастных
группах дошкольного образовательного учреждения»...
В становлении личности дошкольника особенную роль развивающей среды подчеркивают в своих исследованиях Н.А. Ветлугина, В.А. Горянина, Г.Н. Пантелеев, В.С. Мухина, Н.А. Ревуцкая, Р.Б. Стеркина [12].
Источником знаний, социального опыта и развития ребенка- дошкольника является среда его пребывания. Поэтому очень важно и нужно, чтобы эта среда была именно развивающей. Поскольку все дети разные, соответственно каждый дошкольник обладает правом на собственный путь развития, следовательно, для реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, предметно-развивающей среды должна обеспечивать каждому ребёнку право и свободу выбора деятельности.
В жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играют игрушки, недостатка в которых на сегодняшний день не ощущается. Но при этом именно такое изобилие порождает серьезную проблему, связанную с правильным отбором пособий и игрушек, их размещением и использованием.
Эффективная организация развивающей среды является значимым процессом, так как все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающей среде, способствует его эмоциональному развитию. Все предметы, оборудование, которые окружают дошкольника, должны быть единым целым, гармонично сочетаться по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Следовательно все, что окружает детей разных возрастов, непосредственно должно развивать не только их интеллектуальные способности, но также и чувства и обеспечивать им необходимый психологический комфорт. Организовать такую среду в дошкольной образовательной организации не очень легко, поскольку у педагогов нет знаний и навыков по этой теме.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены Типовой программой «От рождения до школы». Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в различных видах деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, способностью к порождению и воплощению разнообразных замыслов, уверенностью в своих силах и открытостью внешнему миру. Поэтому развивающая среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в соответствии с возрастными особенностями его развития.
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта воспитательной работы с детьми за счет организации среды развития, обеспечивающей творческую активность каждого ребенка, позволяющую ребенку проявить свою активность и реализовать себя наиболее полно.
Все вышеперечисленное определяет необходимость разработки такой системы организации развивающей среды, которая позволит развить индивидуальность каждого ребенка, непосредственно его склонности, интересы и уровень активности.
Таким образом, при изучении психолого-педагогической литературы нами были выявлены основные противоречия: необходимость организации развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с требованиями ФГОС ДО и недостаточными знаниями и навыками педагогов дошкольных образовательных учреждений, и не смотря на многообразие подходов к понятию и организации окружающей среды, в настоящее время существует проблема правильной ее организации в дошкольных образовательных учреждениях.
Обозначенная проблема исследования позволила определить тему диссертации: «Организация развивающей среды в разных возрастных
группах дошкольного образовательного учреждения»...
Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о достижении в целом поставленной цели: выявить особенности развивающей среды в разных возрастных группах как фактора повышения эффективности педагогического процесса ДОУ, осуществить ее проверку в практической деятельности, и подтвердить положения гипотезы.
Проведенные нами теоретические исследования и опытно - практическая работа по организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного учреждения позволили сделать следующие выводы:
1. Принимая во внимание термин «среда», мы глубоко изучили термин «среда развития» и пришли к выводу, что в педагогических работах нет точного определения этого термина, и почему в нашем исследовании был предложен соответствующий термин «среда развития образования». рассмотреть систематическое содержание условий для реализации задач воспитания и обучения на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия детей и взрослых с целью обеспечения воспитания ребенка как личности.
2. Среда развивающая характеризуется следующими признаками: - необходимостью (материально-техническое обеспечение, содержание программного обеспечения и методическое обеспечение с учетом культурнопедагогических практик и традиций ДОУ);
• процедурные (обеспечение творческого взаимодействия детей и взрослых независимо от цели обучения в ДОУ, ее приоритетной роли, структуры и характера организации);
• технологические (используют различные методы и средства для активизации деятельности, обеспечивающей творческое развитие личности).
3. Среда развития выступает в качестве стимулятора, движущей силы целостного процесса становления личности ребенка. Он обогащает развитие личности и способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Удобной тематической средой развития является организация пространства, использование оборудования и другого оборудования в соответствии с целями обеспечения безопасности духовного благополучия ребенка, его развития.
При организации среды развития в дошкольном учреждении наиболее важным условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, имеющих свои собственные.
Развивающаяся среда должна действовать как динамичное пространство, мобильное и легко изменяемое. Очень важно учитывать особенности развития всех видов детской деятельности. Вовлеченность ребенка в окружающую среду, его активные знания, изучение зависят от готовности и компетентности взрослого человека.
4. Среда, которая играет особую роль в развитии детей дошкольного возраста, должна быть организована в соответствии с задачами воспитания. При создании предметно-развивающей пространственной среды следует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав - количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - мобильность, темперамент, склонности, интересы, особенно семейное воспитание; только в этом случае будет развиваться окружающая среда, т.е. Подарите ребенку чувство комфорта, счастья, тишины и удовлетворения.
5. Важнейшей задачей воспитателя по созданию комфортной развивающей среды способность организовать жизнь таким образом, чтобы все элементы повседневной жизни были тесно связаны с развитием, обучением, игрой и вовлечением детей в работу. Для этого необходимо создать спокойную и дружескую атмосферу в группе.
6. Анализ состояния организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении показал недостаточную действенность и представил ряд проблем реализации. Пространственная среда, созданная в учреждении, обеспечивается наличием образовательных и обучающих средств (включая технические средства) в учреждении, материалов, в том числе расходных материалов для игр, спорта, оздоровительного оборудования и инвентаря, необходимых для способностей ребенка. и содержание программы является соответствующим. Однако при организации развивающей среды не учитывалось, что последняя должна, в том числе выполнять и развивающую функцию. Следовательно, необходимо организовать такую развивающую среду в Учреждении, которая будет способствовать развитию таких качеств у детей, как инициативность, самостоятельность, творчество.
7. Предложены методы формирования и развития самостоятельности и инициативности, которые представляет собой сорганизовать, образовывать, проектные способы и формальных действий ребенка.
Предложенные методы апробированы и позволили подтвердить выдвинутую гипотезу.
Проведенные нами теоретические исследования и опытно - практическая работа по организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного учреждения позволили сделать следующие выводы:
1. Принимая во внимание термин «среда», мы глубоко изучили термин «среда развития» и пришли к выводу, что в педагогических работах нет точного определения этого термина, и почему в нашем исследовании был предложен соответствующий термин «среда развития образования». рассмотреть систематическое содержание условий для реализации задач воспитания и обучения на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия детей и взрослых с целью обеспечения воспитания ребенка как личности.
2. Среда развивающая характеризуется следующими признаками: - необходимостью (материально-техническое обеспечение, содержание программного обеспечения и методическое обеспечение с учетом культурнопедагогических практик и традиций ДОУ);
• процедурные (обеспечение творческого взаимодействия детей и взрослых независимо от цели обучения в ДОУ, ее приоритетной роли, структуры и характера организации);
• технологические (используют различные методы и средства для активизации деятельности, обеспечивающей творческое развитие личности).
3. Среда развития выступает в качестве стимулятора, движущей силы целостного процесса становления личности ребенка. Он обогащает развитие личности и способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Удобной тематической средой развития является организация пространства, использование оборудования и другого оборудования в соответствии с целями обеспечения безопасности духовного благополучия ребенка, его развития.
При организации среды развития в дошкольном учреждении наиболее важным условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, имеющих свои собственные.
Развивающаяся среда должна действовать как динамичное пространство, мобильное и легко изменяемое. Очень важно учитывать особенности развития всех видов детской деятельности. Вовлеченность ребенка в окружающую среду, его активные знания, изучение зависят от готовности и компетентности взрослого человека.
4. Среда, которая играет особую роль в развитии детей дошкольного возраста, должна быть организована в соответствии с задачами воспитания. При создании предметно-развивающей пространственной среды следует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав - количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - мобильность, темперамент, склонности, интересы, особенно семейное воспитание; только в этом случае будет развиваться окружающая среда, т.е. Подарите ребенку чувство комфорта, счастья, тишины и удовлетворения.
5. Важнейшей задачей воспитателя по созданию комфортной развивающей среды способность организовать жизнь таким образом, чтобы все элементы повседневной жизни были тесно связаны с развитием, обучением, игрой и вовлечением детей в работу. Для этого необходимо создать спокойную и дружескую атмосферу в группе.
6. Анализ состояния организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении показал недостаточную действенность и представил ряд проблем реализации. Пространственная среда, созданная в учреждении, обеспечивается наличием образовательных и обучающих средств (включая технические средства) в учреждении, материалов, в том числе расходных материалов для игр, спорта, оздоровительного оборудования и инвентаря, необходимых для способностей ребенка. и содержание программы является соответствующим. Однако при организации развивающей среды не учитывалось, что последняя должна, в том числе выполнять и развивающую функцию. Следовательно, необходимо организовать такую развивающую среду в Учреждении, которая будет способствовать развитию таких качеств у детей, как инициативность, самостоятельность, творчество.
7. Предложены методы формирования и развития самостоятельности и инициативности, которые представляет собой сорганизовать, образовывать, проектные способы и формальных действий ребенка.
Предложенные методы апробированы и позволили подтвердить выдвинутую гипотезу.
Подобные работы
- Воспитательная работа с детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Методические рекомендации по организации взаимодействия воспитателя и детей в развивающей предметно-пространственной среде участка дошкольного образовательного учреждения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СОПРОВОЖДЕНИИ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Мониторинг как средство управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении
Дипломные работы, ВКР, управление качеством. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020





