Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа №94680

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 9
1.1 Теоретические подходы к созданию развивающей среды в
дошкольном образовательном учреждении 9
1.2 Особенности развивающей среды в разных возрастных группах
дошкольного учреждении 19
1.3 Формирование развивающей среды в разных возрастных группах
в дошкольные образовательные учреждения 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 48
2.1 Анализ организации развивающей среды в дошкольном
образовательном учреждении 48
2.2 Организация развивающей среды в разных возрастных группах в
дошкольном образовательном учреждении 55
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой деятельности по
эффективности развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 95
ПРИЛОЖЕНИ 2 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 113

На сегодняшний день проблема организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стоит особенно актуально, поскольку одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выступает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, интеллектуальных, эстетических, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
В становлении личности дошкольника особенную роль развивающей среды подчеркивают в своих исследованиях Н.А. Ветлугина, В.А. Горянина, Г.Н. Пантелеев, В.С. Мухина, Н.А. Ревуцкая, Р.Б. Стеркина [12].
Источником знаний, социального опыта и развития ребенка- дошкольника является среда его пребывания. Поэтому очень важно и нужно, чтобы эта среда была именно развивающей. Поскольку все дети разные, соответственно каждый дошкольник обладает правом на собственный путь развития, следовательно, для реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, предметно-развивающей среды должна обеспечивать каждому ребёнку право и свободу выбора деятельности.
В жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играют игрушки, недостатка в которых на сегодняшний день не ощущается. Но при этом именно такое изобилие порождает серьезную проблему, связанную с правильным отбором пособий и игрушек, их размещением и использованием.
Эффективная организация развивающей среды является значимым процессом, так как все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающей среде, способствует его эмоциональному развитию. Все предметы, оборудование, которые окружают дошкольника, должны быть единым целым, гармонично сочетаться по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Следовательно все, что окружает детей разных возрастов, непосредственно должно развивать не только их интеллектуальные способности, но также и чувства и обеспечивать им необходимый психологический комфорт. Организовать такую среду в дошкольной образовательной организации не очень легко, поскольку у педагогов нет знаний и навыков по этой теме.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены Типовой программой «От рождения до школы». Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в различных видах деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, способностью к порождению и воплощению разнообразных замыслов, уверенностью в своих силах и открытостью внешнему миру. Поэтому развивающая среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в соответствии с возрастными особенностями его развития.
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта воспитательной работы с детьми за счет организации среды развития, обеспечивающей творческую активность каждого ребенка, позволяющую ребенку проявить свою активность и реализовать себя наиболее полно.
Все вышеперечисленное определяет необходимость разработки такой системы организации развивающей среды, которая позволит развить индивидуальность каждого ребенка, непосредственно его склонности, интересы и уровень активности.
Таким образом, при изучении психолого-педагогической литературы нами были выявлены основные противоречия: необходимость организации развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с требованиями ФГОС ДО и недостаточными знаниями и навыками педагогов дошкольных образовательных учреждений, и не смотря на многообразие подходов к понятию и организации окружающей среды, в настоящее время существует проблема правильной ее организации в дошкольных образовательных учреждениях.
Обозначенная проблема исследования позволила определить тему диссертации: «Организация развивающей среды в разных возрастных
группах дошкольного образовательного учреждения»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о достижении в целом поставленной цели: выявить особенности развивающей среды в разных возрастных группах как фактора повышения эффективности педагогического процесса ДОУ, осуществить ее проверку в практической деятельности, и подтвердить положения гипотезы.
Проведенные нами теоретические исследования и опытно - практическая работа по организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного учреждения позволили сделать следующие выводы:
1. Принимая во внимание термин «среда», мы глубоко изучили термин «среда развития» и пришли к выводу, что в педагогических работах нет точного определения этого термина, и почему в нашем исследовании был предложен соответствующий термин «среда развития образования». рассмотреть систематическое содержание условий для реализации задач воспитания и обучения на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия детей и взрослых с целью обеспечения воспитания ребенка как личности.
2. Среда развивающая характеризуется следующими признаками: - необходимостью (материально-техническое обеспечение, содержание программного обеспечения и методическое обеспечение с учетом культурно­педагогических практик и традиций ДОУ);
• процедурные (обеспечение творческого взаимодействия детей и взрослых независимо от цели обучения в ДОУ, ее приоритетной роли, структуры и характера организации);
• технологические (используют различные методы и средства для активизации деятельности, обеспечивающей творческое развитие личности).
3. Среда развития выступает в качестве стимулятора, движущей силы целостного процесса становления личности ребенка. Он обогащает развитие личности и способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Удобной тематической средой развития является организация пространства, использование оборудования и другого оборудования в соответствии с целями обеспечения безопасности духовного благополучия ребенка, его развития.
При организации среды развития в дошкольном учреждении наиболее важным условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, имеющих свои собственные.
Развивающаяся среда должна действовать как динамичное пространство, мобильное и легко изменяемое. Очень важно учитывать особенности развития всех видов детской деятельности. Вовлеченность ребенка в окружающую среду, его активные знания, изучение зависят от готовности и компетентности взрослого человека.
4. Среда, которая играет особую роль в развитии детей дошкольного возраста, должна быть организована в соответствии с задачами воспитания. При создании предметно-развивающей пространственной среды следует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав - количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - мобильность, темперамент, склонности, интересы, особенно семейное воспитание; только в этом случае будет развиваться окружающая среда, т.е. Подарите ребенку чувство комфорта, счастья, тишины и удовлетворения.
5. Важнейшей задачей воспитателя по созданию комфортной развивающей среды способность организовать жизнь таким образом, чтобы все элементы повседневной жизни были тесно связаны с развитием, обучением, игрой и вовлечением детей в работу. Для этого необходимо создать спокойную и дружескую атмосферу в группе.
6. Анализ состояния организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении показал недостаточную действенность и представил ряд проблем реализации. Пространственная среда, созданная в учреждении, обеспечивается наличием образовательных и обучающих средств (включая технические средства) в учреждении, материалов, в том числе расходных материалов для игр, спорта, оздоровительного оборудования и инвентаря, необходимых для способностей ребенка. и содержание программы является соответствующим. Однако при организации развивающей среды не учитывалось, что последняя должна, в том числе выполнять и развивающую функцию. Следовательно, необходимо организовать такую развивающую среду в Учреждении, которая будет способствовать развитию таких качеств у детей, как инициативность, самостоятельность, творчество.
7. Предложены методы формирования и развития самостоятельности и инициативности, которые представляет собой сорганизовать, образовывать, проектные способы и формальных действий ребенка.
Предложенные методы апробированы и позволили подтвердить выдвинутую гипотезу.


1. Артамонова, О.В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении: Метод. рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений / О.В. Артамонова. - Тольятти: Изд. инф.-техн. Центра, 1994. - 20 с.
2. Артамонова, О.В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности / О.В. Артамонова //Дошкольное воспитание. - 1995. - № 4.
3. Авдулова, Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность / Т.П. Авдулова // Справочник старшего воспитателя. - 2014г. - №8.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы
общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов - М.: изд-во Моск. ун-та, 2000. - 416 с.
5. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько; Ин-т развития проф. образования. - М, 1995. - 336 с.
6. Виноградова, Н. А., Микляева, Н.В. Интерактивная предметно­развивающая среда детского сада: учебное пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: Перспектива, 2011. 208 с.
7. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие / Н.А. Виноградова. - М.: Айрис- пресс, 2008. - 192 с.
8. Волосовец, Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно­пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования. - URL: http://goo.gl/VhpiUr2. (дата обращения 18.08.2019).
9. Денякина, Л.М. Организация образовательной среды в ДОУ / Л.М. Денякина // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2007. - № 3. - с. 23 - 26.
10. Дошкольные учреждения и начальная школа: Метод, материалы / Под ред. Л.А. Парамоновой, Г.К. Широковой. М: Центр инноваций в педагогике, 1995.-64 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.
12. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - М. : Издательство Юрайт, 2017. — 199 с.
13. Выготский, Л.С., Педагогическая психология / Л.С. Выготский - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 536 с.
14. Выготский, Л.С. Лекции по педологии / Л.С. Выготский - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. - 296 с.
15. Гогоберидзе, А.Г. Проектирование развивающей предметно­пространственной среды современного детского сада / А.Г. Гогоберидзе // Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения», 2010 - № 4 с.64-70...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ