Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ РЕГИОНОМ КАК ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №94679

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Подходы в патриотическом воспитании детей дошкольного
возраста 12
1.2. Особенности патриотического воспитания детей дошкольного
возраста 25
1.3. Педагогические условия формирования представлений о родном
регионе у детей старшего дошкольного возраста 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ЗНАКОМСТВУ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ РЕГИОНОМ 49
2.1. Педагогическая диагностика представлений о родном регионе у
детей старшего дошкольного возраста 49
2.2. Организация работы в дошкольной организации по знакомству
детей старшего дошкольного возраста с родным регионом 58
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100

Актуальность исследования. Реформирование, нововведения и изменения, произошедшие в стране за последние годы и образовавшиеся в связи с этим проблемы, которые касаются сферы воспитания детей, предопределили переосмысление сути патриотического воспитания, его места и роли в обществе. Решение проблемы патриотического воспитания потребовало новой идеологической парадигмы в образовательной и воспитательной области. Идея воспитания патриотизма и гражданственности имеет в настоящее время государственное значение, что предопределило принятие указа Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования патриотическое воспитание у дошкольников является одной из основных задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». В стандарте указывается на то, что социально-коммуникативное развитие должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, которые приняты в социуме, в том числе моральных и нравственных ценностей; развитие уважения к членам семьи и чувства принадлежности к семье. В статье 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» указывается, что воспитание патриотизма и гражданственности - это один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений образовательной сферы.
Характерной особенностью исследований, которые связаны с проблемами патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является обращение к их отдельным аспектам. Так, в работах Т.Н. Дороновой достаточно четко прослеживается идея патриотического воспитания, но не раскрывается понятие «воспитание патриотизма»; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается как одно из направлений экологического воспитания; Т.И. Бабаева, О.Л. Князева, Т.С. Комарова, Е.И. Корнеева, В. И. Логинова, М.Д. Маханева, Л.Е. Никонова, Н.А Ноткина, Т.А. Ротанова, Е.В. Пчелинцева и другие акцентируют внимание на приобщении детей к культурному наследию. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают в качестве решения проблем патриотического воспитания детей-дошкольников - познание ими своей Родины.
Сфера познавательного и социального развития предполагает формирование первичных представлений о малой родине (регионе) и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках. Дошкольные образовательные учреждения, который в полной мере можно считать начальным звеном системы образования, должны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, позитивное отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Дошкольный возраст считается периодом интенсивного становления личности детей. Именно в данном возрастном периоде воспитывается отношение к окружающему миру. Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям: отцу, матери, бабушке, дедушке. Ребенок дошкольного возраста ассоциирует с Родиной родной дом, двор, вид из окна квартиры, детский сад, окружающую природу.
Актуальность формирования представлений о малой родине, о своем регионе у детей дошкольного возраста обозначена в целевых ориентирах современного дошкольного образования, как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям общества и семьи с учетом этнокультурной ситуации развития.
Именно в старшем дошкольном возрасте у детей развивается потребность социального познания окружающего жизненного пространства, желание познания местных историко-культурных, национальных и географических, природных особенностей своей социальной среды, родного региона и, как следствие, формируется «образ мира - образ окружающей среды».
Изучением вопроса обновления регионального содержания дошкольного образования занимаются такие ученые как Р.Р. Агишева, Т.А. Брюханова, Р.Х. Гасанова, А.Ф. Фазлыева и другие авторы.
Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить следующие противоречия:
• между заявленной государством идеей о необходимости патриотического воспитания, ориентированного на все социальные слои и возрастные группы граждан России и недостаточной организацией решения данной проблемы в практике ДОО;
• между потребностями сферы дошкольного образования в современных рекомендациях по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методических подходов в этом направлении.
Выявленные противоречия определили проблему данного исследования, которая заключается в определении содержания и форм знакомства с родным регионом детей дошкольного возраста, как фактор патриотического воспитания. Обозначенная проблема исследования позволила определить тему диссертации: знакомство с родным регионом как фактор патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в результате изучения теоретических аспектов ознакомления дошкольников с родным регионом, как средством патриотического воспитания можно сделать следующие выводы.
1. Ознакомление дошкольников с родным регионом - важная и актуальная педагогическая проблема. Актуальность формирования представлений о малой родине, о своем регионе у детей дошкольного возраста обозначена в целевых ориентирах современного дошкольного образования, как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям общества и семьи с учетом этнокультурной ситуации развития.
Именно в старшем дошкольном возрасте у детей формируется потребность социального познания окружающего жизненного пространства, знакомство с местными историко-культурными, национальными и географическими, природными особенностями своей социальной среды, родного региона и, как следствие, оформляется «образ мира - образ окружающей среды».
Основой в патриотическом воспитании дошкольников являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. Важно обеспечить детям понимание, что великая страна начинается с родного региона- с того место, где ты родился и живешь. Изучением вопроса обновления регионального содержания дошкольного образования занимаются такие ученые как Р.Р. Агишева, Т.А. Брюханова, Р.Х. Гасанова, А.Ф. Фазлыева.
У старших дошкольников идет развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свой регион, свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к истории, искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших наш регион. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.
2. Осознанный выбор методов ознакомления детей с родным регионом, при комплексном подходе к данному вопросу, способствует повышению познавательной и эмоциональной активности, создаёт развивающую среду, которая помогает развитию личности ребёнка на основе народной культуры.
Анализ научной литературы позволил нам ознакомится с понятием «патриотическое воспитание», «родной регион» и позволил раскрыть его содержание.
Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста включает в себя приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родословной, семейными традициями, проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей.
В течении года работа с детьми старшего дошкольного возраста осуществлялась с помощью представленного тематического плана. Главным результатом работы стало то, что дети поняли и прочувствовали, что они маленькие жители одного из красивейших Российских городов с великой историей и прекрасным будущим, где трудятся люди на благо родного города и родного региона. В результате работы воспитателя с детьми у детей расширились представления о достопримечательностях, истории родного региона, расширились представления об окружающем мире и действительности, дети умеют в продуктивной творческой деятельности - рисунках, аппликации, совместных коллективных работах выражать свои знания и впечатления о родном регионе.
3. Целесообразно ознакомление дошкольников с родным регионом организовывать во взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи, одновременно с детьми и родителями. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.
Результаты первичной диагностики показали необходимость продолжения работы по формированию представлений о родном регионе у детей старшего дошкольного возраста как основу патриотического воспитания.
Выводы по теоретической части исследования и материалам первичной диагностики позволили отобрать содержание и разнообразные формы работы для формирования представлений о родном регионе у детей старшего дошкольного возраста и спроектировать их в перспективном плане.
Знакомство с родным регионом детей старшего дошкольного возраста в течении года осуществлялось с помощью представленного тематического плана. Главным результатом работы стало то, что дети поняли и прочувствовали, что они маленькие жители одного из красивейших Российских городов с великой историей и прекрасным будущим, где трудятся люди на благо родного города и родного региона. В результате работы воспитателя с детьми у детей расширились знания о достопримечательностях, истории родного региона, расширились представления об окружающем мире и действительности, дети умеют в продуктивной творческой деятельности - рисунках, аппликации, совместных коллективных работах выражать свои знания и впечатления о родном регионе.
Результаты повторной диагностики свидетельствуют о положительной динамике в знаниях и представлениях дошкольников о родном регионе. Это свидетельствует о правильности выбранных форм и методов работы.
Начатое исследование может быть продолжено, так как уровень знаний некоторых детей ещё требует доработки. Кроме того, на следующем этапе работы могут быть использованы новые формы работы, способствующие расширению знаний детей о родном регионе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
• разработан тематический план работы, направленный на формирование знаний детей старшего дошкольного возраста;
• выбраны методики исследования уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о родном регионе;
• реализованы формы методической работы для дошкольников входящие в содержание тематического плана по формированию знаний о родном регионе.
Таким образом, гипотеза доказана, задачи исследования решены.


1. Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной : (патриот. воспитание) : конспекты занятий / Н. В. Алешина. - Москва : Перспектива, 2011. - 296 с.
2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : метод. пособие / Н. В. Алешина. - Москва : ЦГЛ, 2005. - 256 с.
3. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду : планирование и конспекты / Е. А. Алябьева. - Москва : Сфера, 2007. - 64 с.
4. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Н. Ф. Андреева // Управление ДОУ. - 2005. - № 1. - С. 16-24.
5. Андрюнина, А. С. О формировании ценностного отношения к малой родине в период детства / А. С. Андрюнина // SCIENCE TIME. - 2015. - № 5. - С. 37-44. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=236175096 (дата обращения: 24.06.2019).
6. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л. В. Артемо­ва. - Москва : Сфера, 1992. - 120 с.
7. Баранникова, О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России / О. Баранникова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 8. - С. 54-58.
8. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ : анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. - Москва : Сфера, 2007. - 96 с.
9. Белая, К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания : из опыта работы по патриот. воспитанию в ДОУ / К. Ю. Белая. - Москва : Сфера, 1998. - 175 с.
10. Богатеева, З. А. Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Урала : кн. для воспитателя дет. сада / З. А. Богатеева. - Чебоксары : Изд-во ЧРИО, 2003. - 123 с.
11. Бородина, Е. Н. Культуроцентрический подход в нравственно­патриотическом воспитании детей дошкольного возраста / Е. Н. Бородина // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 130-133.
12. Буткевич, В. В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи : учеб. пособие для педагогов / В. В. Буткевич. - Минск : НИО,
2007. - 280 с.
13. Бывшева, М. В. Формирование у детей ценностного отношения к малой родине в контексте преемственности дошкольного и начального образования / М. В. Бывшева // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 4. - С. 57-63.
14. Быков, А. К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ / А. К. Быков // Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 14-24.
15. Валеева, Г. X. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. Х. Валеева : Челяб. гос. пед. ун-т. - Магнитогорск, 2006. - 23 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ