ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В 5-6 КЛАССАХ 5
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД 5
1.2. СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ДЛЯ 5-6-Х КЛАССОВ 11
1.3. ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПУУД В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ
МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 15
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 23
2.1. ТЕХНОЛОГИЯ ПОШАГОВОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В
МАТЕМАТИКЕ 23
2.2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ В ШАГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ 28
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Сейчас наука все больше и больше делает различные открытия. Информация дополняется довольно часто. Для человека запоминать все новые и новые знания, становится слишком трудный процесс. Поэтому необходимо научить молодое поколение как справляться с данной нагрузкой. Для того повышения качества образования в 2009 году стали разрабатываться стандарты нового поколения — федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
Основным отличием ФГОС основного общего образования представляет, что основное внимание направлено на развитие метапредметных результатов. Теперь на первое место ставится целостное развитие личности ребенка, а не только информация, которая обязательна для изучения. Развитие личности происходит на основе освоения способов деятельности через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые, в свою очередь, создают для обучающихся возможность своими силами усваивать новые знания, умения и компетентностей.
Формирование познавательных учебных действий, как системного элемента УУД, можно сформировать в процессе обучения любо школьно предмета. Однако школьный предмет математика имеет многообразие средств, для реализации формирования познавательных УУД.
Развитием концепции универсальных учебных действий занимались такие авторы: А.Г. Асмолов, Г.В. Барменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и С.В. Молчанов. Концепции универсальных учебных действий развивалась благодаря, основе системо-деятельностного подхода, разработкой которой занимались: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.
Сегодня авторы предлагают различные приемы и методы по формированию познавательных универсальных учебных действий, выделяют их пооперационный состав. Однако проблема их формирования остается актуальной. В связи с этим перед учителем поставлена непростая задача: как подобрать эффективные средства и методы для наиболее результативного формирования познавательных универсальных учебных действий (ПУУД).
Вышеперечисленные факты подтверждают выбор актуальности для данной темы.
Объект исследования: процесс обучения пропедевтического курса математики.
Предмет исследования: средства формирования познавательных УУД в процессе обучения математики в 5-6 классах.
Цель исследования: сконструировать задания для формирования познавательных УУД при изучении пропедевтического курса математики. Что бы прийти к данной цели, составлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературных источников для выделения общей характеристики познавательных УУД.
2. Выделить структуру познавательных УУД для 5-6 классов.
3. Описать возможности формирования ПУУД в пропедевтическом курсе математики.
4. Выбрать подход к конструированию заданий для формирования познавательных УУД в процессе изучения математике в 5-6-х классах.
5. Провести конструирование заданий, направленных на формирование познавательных УУД в пропедевтическом курсе математики.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, содержащего 34 наименований. В тексте работы 1 таблица, 4 рисунка.
Современная система образования ставит задачу в формировании универсальных учебных действий. УУД помогают личности в саморазвитии и самосовершенствовании. Ведь в современном обществе, где происходит постоянное обновление информации, личности необходимо «умение учиться».
В первой главе мы разобрали одно из компонентов универсальных учебных действий, а именно познавательное УУД. Разобрали определение познавательных УУД, а также его структуру. Изучили особенности пропедевтического курса математики в основной школе. А также подчеркнули значение науки математики в формирование не только познавательных УУД, но и в развитии интеллектуальных способностей при изучении математики. Выбрали состав познавательных УУД для пропедевтического курса математики в основной школе.
Во второй главе были рассмотрены виды заданий, направленных на формировании познавательных УУД в процессе обучения математики. Выбрали технологию пошагово формирования УУД. Рассмотрели пример формирования познавательных УУД с помощью технологии пошагового формирования УУД. Сконструировали задания направленные на формирования познавательных УУД в пропедевтическом курсе математики.
Таким образом, все задачи данной работы решены и цель достигнута.
1. Асеева А.Н. Программа формирования универсальных учебных
действий по математике в основной школе. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http: //file: ///C :/T emp/pro gramma formirovanij aUUD.pdf
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2010. - 280 с.
4. Блох, А.Я. Методика преподавания математики в средней школе. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ. - мат. спец./А.Я. Блох. - Москва: Просвещение, 1987. - 416 с
5. Боженкова, Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии / Л.И. Боженкова. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 205 с.
6. Бунимович Е.А. Математика. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Сферы». 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Е. А. Бунимович и др.]. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2021. — 200 с.
7. Бурмистрова Т.А. Математика. Сборник рабочих программ. 5—6 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 80 с. — ISBN 978-5-09-033082-4.
8. Варламова Т.П. Формирование логической компетентности у учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике. // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Красноярск - 2006. - 22 с.
9. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо, 2005. - 507, [1] с. : ил.; 21 см. - (Библиотека всемирной психологии).
10. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин. — М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998. — С. 272—317.
11. Горева П. М. Теория и методика развития универсальных учебных
действий. Выпуск 1: сборник материалов / Под ред. П. М. Горева, В. В. Утёмова; научный ред. Г.А.Русских// Концепт. -Приложение No 9. -Киров: МЦИТО, 2013.-137с. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://e-koncept.ru/files/issue/file/44.pdf
12. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 153-160.
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.
- М.: Педагогика, 1986 - 240 с. -(Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР)
14. Дылгырова, Р.Д. Идеи метапредметности в истории педагогики / Р.Д. Дылгырова // Педагогика и психология. - 2014. - № 5 - C. 58.
15.Залецкая А.В., Э.А. Петросян Формирование познавательных
универсальных учебных действий на уроках математики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie- poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah-matematiki-na- primere-sravneniya
16. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: Академия, 2001. - 288 с.
...