ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ 12
1.1. Характеристика совместной деятельности взрослых и
детей 12
1.2. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного
возраста 23
1.3. Возможности развития инициативности у детей
дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями 39
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ 51
2.1. Определение уровня развития инициативности у детей
дошкольного возраста 51
2.2. Организация работы по развитию инициативности детей
дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями 64
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой
работы по развитию инициативности детей дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 108
Инновации, происходящие в основных сферах социальной практики, динамизм общественной жизни предъявляют повышенные требования к образовательным дошкольным учреждениям, формируют новые цели образования.
В настоящее время одной из важных задач современной системы образования является создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка. В Законе Российской Федерации «Об образовании» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание
инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной программы, освоение которой мотивирует ребенка к познанию и творчеству, что является основополагающей ценностной установкой современного быстро трансформирующегося мира. И это принципиально меняет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. В основу обновления ложится конструирование социальной ситуации развития детей, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы.
Ребенок дошкольного возраста - это, прежде всего, деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач. Инициатива ребенка дошкольника проявляется в детских вопросах и познавательной активности, в определенной смелости и желании творить, в разнообразии личных интересов и самостоятельном выборе. Очень важно поддерживать, направлять и поощрять инициативность и самостоятельность ребенка, как основополагающих компонентов развития личности.
Поддержка инициативы является необходимым условием для создания социальной ситуации развития детей и их позитивной социализации ребенка. Современными педагогами инициативность определяется как частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Данное мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Иными словами инициативность выступает необходимым условием для формирования психически здоровой и гармоничной личности, обеспечивает успешность ее деятельности.
Проблема развития и реализации инициативности в современных условиях становится актуальной научной и практической проблемой. Это предмет пристального внимания многих отраслей науки и различных областей психологического знания.
Инициативность как проявление общей активности личности рассматривается в работах А.Ф. Лазурского, А.И. Крупнова, И.А. Джидарьян, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Богоявленской, Е.А. Погониной и др.
Изучение инициативности как волевого свойства личности осуществлялось в работах С.Л. Рубинштейна, П.А. Рудика, Н.Д. Левитова, А.Г. Ковалева, С.А. Петухова, В.П. Прядеина и др.
М. И. Лисина рассматривают особенности формирования активности у дошкольников в общении. В качестве факторов, влияющих на формирование инициативности ребенка, выделяют общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович). В дошкольной педагогике (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.) подчеркивается, что особое место в старшем дошкольном возрасте занимает игровая активность. Н.А.Короткова и П.Г. Нежнов рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста и как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно- динамических характеристик деятельности.
В то же время, целостная концепция развития инициативности дошкольников до сих пор не разработана.
Современные педагогические исследования показывают, что основной проблемой дошкольного образования является потеря инициативы среди детей. Формирование новой системы образования, ориентированной на выход в мировое пространство, требует значительных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Одним из перспективных методов решения этой проблемы является организация совместной деятельности с родителями. Ориентированный на ребенка подход к развитию и образованию развивает у дошкольников навыки сотрудничества и инициативность.
Данный метод совместной деятельности с родителями предполагает ориентирование когнитивной деятельности ребенка на результат совместной деятельности с родителем. В связи с чем, достижение определенного результата будет зависеть от применения знаний и навыков дошкольников из разных разделов образовательной программы.
Между тем возможности совместной деятельности с родителями в развитии инициативности дошкольников исследованы недостаточно.
В реальной практике затруднена реализация возрастного потенциала инициативности дошкольника, наблюдается низкий уровень ее развития, а совместная деятельность с родителями носит формальный, ситуативный характер, ее возможности не реализуются в полном объеме. В результате развивающие возможности совместной деятельности с родителями остаются нереализованными.
Наблюдается противоречие между потребностью в формировании инициативности дошкольников в реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития инициативности дошкольников в условиях совместной деятельности с родителями...
В ходе проведения настоящего исследования мы дали характеристику сущности современных форм взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Взаимодействие - это согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.
От воспитателя и установок ДОО зависит эффективность совместной работы с родителями, продуктивность их участия в жизни ребёнка в детском саду, наконец, результативность развития всех взаимодействующих субъектов (педагогов, родителей, детей).
Современные формы взаимодействия с родителями воспитанников в настоящее время являются наиболее актуальными. Среди современных форм работы с родителями можно выделить следующие: познавательные, информационно-аналитические, наглядно-информационные. Общим для всех этих современных форм, несмотря на их разнообразие выступает создание активных форм общения ДОО с родителями, активизация взаимодействия ДОО с семьями, активное вовлечение родителей в работе дошкольной организации.
Во второй главе данной выпускной квалификационной работы, для того чтобы определить уровень развития инициативности у детей дошкольного возраста, нами была проведена опытно - поисковая работа.
В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 человек экспериментальная группа и 20 человек контрольной группы.
Срок проведения исследования - осень 2018 года -осень 2019 года.
Результаты, полученные в ходе проведения диагностики, были обработаны с помощью программного обеспечения SPSS+PS. Достоверность полученных данных не ниже 5% уровня значимости. Для того, чтобы сформировать окончательные выводы, нами были использованы только значимые результаты.
Исследование проводилось в три этапа: констатирующий,
формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе мы провели диагностику уровня развития инициативности у детей обеих групп.
На формирующем этапе нами была проведена совместная деятельность с родителями, направленная на развитие инициативности у детей. Отметим, что формирующий этап был проведён только с детьми опытно-поисковой группы.
На контрольном этапе нами была проведена повторная диагностика уровня развития инициативности у детей дошкольного возраста обеих групп.
Для диагностики уровня развития инициативности у детей дошкольного возраста, нами были выбраны следующие методики:
1. Карта развития инициативности А.М. Щетининой.
2. Диагностика по Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова (диагностика пяти сфер инициативы).
По результатам проведённых диагностических методик на констатирующем этапе, нами был сделан обобщающий вывод о том, что у дошкольников обеих групп по итогам первичной диагностики преобладает низкий и средний уровень развития инициативности.
По итогам проведённой диагностики на формирующем этапе, нами было решено провести с опытно - поисковой группой совместную деятельность с родителями по развитию инициативности. Дошкольники контрольной группы занимались по стандартной образовательной программе.
После проведения ряда мероприятий совместной деятельности с родителями, нами была проведена повторная диагностика уровня развития инициативности в обеих группах по тем же методикам, что и на констатирующем этапе.
Подводя итог проведённым методикам, можно сделать обобщающий вывод о том, что у дошкольников, с которыми был проведён формирующий этап опытно-экспериментальной работы, который включал в себя совместную деятельность с родителями, доминирующим является хороший уровень развития инициативности.
В свою очередь, у дошкольников контрольной группы, преобладающим является удовлетворительный уровень развития инициативности. Это позволяет предполагать, что совместная деятельность с родителями оказывает положительное влияние на развитие инициативности.
Полученные результаты мы проверили с помощью U-критерия Манна Уитни. По результатам обеих методик, наша гипотеза о том, что уровень развития инициативности у дошкольников, которые вовлечены в совместную деятельность с родителями, превышает уровень инициативности их сверстников, подтвердилась.
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - Москва : Мысль, 1991. - 299 с.
2. Акулова, О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения для бакалавров : учеб. для вузов / О. В. Акулова ; под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 460 с.
3. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов , Моск. психол.-социал. ин-т. - Москва : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. - 767 с.
4. Большой энциклопедический словарь. - Режим доступа: https://gufo.me/dict/bes?page=11&1еИег=и (дата обращения: 02.09.2019).
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 398 с.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : избр. психол. тр. / Л. И. Божович ; Моск. психол.-социал. ин-т. - Москва : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : модэк, 1995. - 348 с.
7. Боровых, В. П. Духовно-нравственные основы трудового воспитания / В. П. Боровых // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 7. - С. 135-138.
8. Брушлинский, А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский ; отв. ред. В. В. Знаков. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2003. - 268 с.
9. Быкова, Л. А. День свободы игры и самостоятельности как форма работы с детьми, родителями и педагогами / Л. А. Быкова. - URL: https://urok.1sept.rU/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/5 27114/ (дата обращения: 01.09.2019).
10. Варкки, Н. А. Программа творческо-эстетического развития ребенка / Н. А. Варкки, Р. Р. Калинина. - Санкт-Петербург : Речь, 2002. - 166 с.
11. Венгер, Л. А. Психологическая характеристика деятельности ребенка / Л. А. Венгер. - Москва : [б. и.], 1968. - 19 с.
12. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкол. учреждений : для работы с детьми 5-7 лет / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 108 с.
13. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве : пособие для педагогов дошкол. учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 71 с.
14. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1997. - 91 с.
15. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо, 2005. - 507 с...